Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 10:26, реферат
Рассматривая новое российское государство с точки зрения общественно-политического устройства, мы отнесем его к самой многочисленной группе – современная Россия – республика. Среди них традиционно принято выделять президентские, парламентские и полупрезидентские (смешанные) республики. Согласно конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, Президент как институт государственной власти, стоит особняком, он не относится ни к одной из трех ветвей власти. Он стоит выше них, контролирует их деятельность и вообще наделен очень обширными полномочиями.
Введение
Институт президентства в российской федерации.
Статус президент по конституции 1993 года.
Порядок избрания президента.
Вступление в должность. Церемония инаугурации
Прекращение полномочий президента РФ
Заключение
Список использованной литературы
Хотя введение таких норм вызвано
опытом конституционного регулирования,
существующего в некоторых
Процедура отрешения по Конституции
и регламентам Государственной
Думы и Совета Федерации заключается
в следующем. Предложение о выдвижении
обвинения против Президента может
быть внесено по инициативе не менее
одной трети депутатов
Решение Государственной Думы передается в Совет Федерации, который обязан получить заключение Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. По Регламенту Совета Федерации, на его заседании рассмотрение вопроса начинается с сообщения Председателя Государственной Думы об основаниях выдвижения обвинения против Президента, затем слово предоставляется Председателю Конституционного Суда и Председателю Верховного Суда РФ для оглашения заключения этих органов, затем заслушивается заключение Комитета Совета Федераций по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. На заседание Совета Федерации приглашается Президент, ему или его представителю может быть предоставлено слово по их желанию. Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности принимается двумя третями голосов от общего числа членов данной палаты. Причем это решение должно быть принято не позднее чем в 3-месячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента (ч. 3 ст. 93 Конституции); если в указанный срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
С объявлением решения Совета Федерации
об отрешении от должности Президента
начинается исполнение обязанностей Президента
Председателем Правительства
Завершая рассмотрение данного блока проблем, обратим внимание на некоторые любопытные обстоятельства, которые требуют определенного толкования.
Одно из них таково: в ч. 2 ст. 92 говорится не о досрочном прекращении полномочий, а о досрочном прекращении исполнения полномочий. Тождественны или различаются по смыслу упомянутые формулировки? Думается, это не столь принципиально, ведь Президент окончательно расстается с должностью. Но все же надо четко определить: в данном случае с прекращением исполнения полномочий лицо утрачивает статус Президента, т. е. оно более не имеет президентской неприкосновенности по ст. 91, не вправе также полагать, что сохраняет какие-то начала особого положения до вступления в должность нового Президента. Иное дело временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства согласно ч. 3 ст. 92. Ведь здесь речь идет не о досрочном прекращении исполнения полномочий, а только о краткосрочном замещении Президента.
Другой момент связан с начальными словами ч. 2 ст. 92: “Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно...”. В них явно проглядывает двусмысленность. Выходит, что во всех трех случаях (отставка, болезнь, отрешение) Президент сам прекращает свои полномочия. Между тем, очевидно, что безоговорочным это его решение можно считать только в случае его отставки. При прекращении исполнения полномочий по состоянию здоровья, о чем говорилось ранее, инициатива может исходить как от Президента, так и со стороны (с учетом состояния здоровья). А уж при отрешении от должности и инициатива постановки вопроса, и решение исходят со стороны.
Таким образом, это достаточно существенный фактор, при его различной трактовке возможны неожиданные повороты. Например, в ст. 167 Регламента Совета Федерации (а Совет Федерации по Конституции назначает выборы нового Президента) сказано, что основанием для рассмотрения Советом Федерации вопроса о назначении выборов могут быть истечение срока пребывания Президента в должности, а также досрочное прекращение Президентом исполнения своих полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ. А не может получиться так, что Совет Федерации при любом сложившемся варианте будет требовать какого-то письменного подтверждения от Президента?
Наконец, нуждается в разъяснении приводившееся положение ч. 3 ст. 92 Конституции о том, на какие случаи распространяется временное исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства РФ и что вправе (чего не вправе) делать последний в данное время. Прежде всего, как уже можно было видеть, имеются все основания для расширительного толкования нормы ч. 3 ст. 92 в ее увязке с ч. 2: к Председателю Правительства обязанности Президента переходят во всех случаях досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом (отставка, состояние здоровья, отрешение от должности) и при замещении Президента.
Но вот полного ответа на вопрос, чего нельзя делать временно исполняющему обязанности Президента, ч. 3 ст. 92 Конституции не дает. Председатель Правительства на время исполнения обязанностей не имеет права лишь распускать Государственную Думу, назначать референдум и вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции. Однако это лишь очень незначительная часть возможностей Президента. А всеми остальными Председатель Правительства, выходит, воспользоваться может? Не внес ясности в данный вопрос, а, наоборот, его усложнил упоминавшийся Указ от 19 сентября 1996 г. “О временном исполнении обязанностей Президента Российской Федерации”; ведь в акте сказано, что временное исполнение обязанностей осуществляется Председателем Правительства “в полном объеме”. Значит, он вправе, например, утвердить новую военную доктрину РФ (ст. 83 п. “з” Конституции), изменить состав Правительства и т.д. Непонятно также, какие акты будет принимать Председатель Правительства в указанный период, поскольку указы и распоряжения исполняющего обязанности Президента нашим законодательством не предусмотрены.
Думается, в случае замещения Президента при его болезни Председатель Правительства должен заниматься лишь текущими делами, решать самые неотложные вопросы, а все остальное, что требует принятия нормативных актов оставлять до выздоровления Президента. Неслучайно, передав В.С. Черномырдину исполнение президентских полномочий фактически на 23 часа, Президент РФ Б. Н. Ельцин в Указе от 6 ноября 1996 г. о прекращении временного исполнения обязанностей предписал Председателю Правительства (п. 2) “в трехдневный срок доложить о решениях, принятых им в период временного исполнения обязанностей Президента Российской Федерации”. Трудно себе представить, как развивалась бы ситуация в случае более длительного исполнения обязанностей и принятия нормативных актов исполняющим обязанности Президента. Но, однако, ясно то, что Президент вправе принять принципиальное решение по каждому документу, появившемуся в данный период.
При прекращении полномочий Президента на период до избрания нового Президента тоже целесообразно Председателю Правительства решать только неотложные текущие вопросы, не занимаясь нормотворчеством. Конечно, 3 месяца – срок немалый; за это время могут возникнуть обстоятельства, требующие от Председателя Правительства различных, в том числе и радикальных, действий в рамках полномочий Президента. Однако при нормальном развитии событий он вполне может воздержаться от каких-либо серьезных шагов, которые вынудят избранного позже Президента начинать с переоценки действий лица, бывшего исполняющим обязанности Президента.
Заключение
Институт президентства
Процедура избрания и вступления в
должность Президента России подробно
освещена в соответствующем федеральном
конституционном законе. Надо отметить,
что закон детально описывает
все этапы подготовки, проведения
и подведения итогов этого чрезвычайно
важного в политической жизни
страны события. Тем не менее в
ходе последних президентских
Действующая Российская Конституция
наделяет Президента России властью
и полномочиями практически абсолютного
монарха. Однако в последнее время
произошло фактическое
Список использованной литературы
Информация о работе Институт президентства в Российской Федерации