Гражданство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - наиболее полное раскрытие понятия и признаков функций современного государства, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления, в том числе в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

Оглавление

Введение
1. Понятие и признаки функций государства
2. Классификация и виды функций государства
3. Формы осуществления функций государства
4. Методы осуществления функций государства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 53.50 Кб (Скачать)

       Контрольно-надзорная  деятельность -- это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора и контроля за законностью.

       Каждая  из названных форм с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.

       Научное и практическое значение данной классификации  состоит в том, что она способствует изучению и совершенствованию разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится  с принципом разделения властей.

       Более широкое распространение получила классификация по второму критерию, сообразно которой в работе всех звеньев механизма государства  различается деятельность правовая и организационная.

       Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают. К ним относят деятельность:

       1. Правотворческую - т.е. государственную деятельность по разработке и принятию правовых норм.

       Результатом правотворчества государственных  органов могут быть федеральные  законы, указы Президента, постановления  Правительства, инструкции министерств  и ведомств, постановления и распоряжения органов местного самоуправления.

       2. Правоисполнительную - государственную деятельность, выражающуюся в создании условий, обеспечивающих реализацию правовых норм.

       Основное  бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления, возглавляемых  Правительством страны. В частности, в Российской Федерации федеральные  органы исполнительной власти, возглавляемые  Правительством РФ, реализацию государственных  функций выполняют на основании  административного регламента Постановление  Правительства Российской Федерации  от 11 ноября 2005 года № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)»..

       3. Правоохранительную - деятельность государства по контролю и надзору за соблюдением и исполнением правовых норм, а также применению принудительных мер к их нарушителям.

       В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления  следователей, протесты и представления  прокуроров, приговоры и решения  судов и т.д.). Немаловажную роль в  осуществлении этой деятельности играет Кодекс об административных правонарушениях.

       Под организационными формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность государства, не влекущая за собой юридических последствий. В то же время формы организационной деятельности так или иначе реализуются в пределах определенного правового урегулирования, на основе выполнения требований законности. Выделяются следующие организационные формы:

       1. Организационно-регламентирующая - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма (например, подготовка проектов документов, организация выборов).

       2. Организационно-хозяйственная - это текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению реализации государственных функций (например, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения).

       3. Организационно-идеологическая - это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению реализации государственных функций (например, формирование общественного мнения, разъяснение издаваемых нормативных актов, работа средств массовой информации) Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 1997. - с.76-77, 337,371.

       Теория  государства и права: Учебник  для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - с.154-156..

       Каждая  функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в  организационных формах. Например, чтобы реализовать функцию охраны правопорядка, необходимо издать соответствующие законодательные акты (правотворческая форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4. МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ  ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 

       Методы  осуществления функций государства - это способы и приёмы, посредством  которых государственные органы реализуют функции государства.

       Различают четыре метода: убеждение, принуждение, поощрение, рекомендование.

       1. Убеждение - ориентирование субъектов права на определенную деятельность без применения силового воздействия, давления.

       2. Принуждение - обязывание субъектов права совершать либо не совершать определенные действия посредством применения или угрозы применения государственно-принудительного воздействия.

       3. Поощрение - побуждение субъектов права к социально полезной деятельности посредством применения вознаграждения.

       4. Рекомендование - ориентирование субъектов права на наиболее желательный, предпочтительный вариант поведения с точки зрения государства и обществаТеория государства и права: учебное наглядное пособие. - Тюмень: Тюменский филиал Академии права и управления, 2006. - с.36..

       Существует  и иная классификация методов  осуществления функций государства. Можно выделить:

       - централизованный  метод означает, что государство устанавливает единые правила на всей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства. Этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности.

       - децентрализованный  метод представляет собой осуществление власти на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов.

       - рекомендательный  метод. В его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе. Поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее реализовать поставленную задачу. Особенность данного метода - он не обязателен для исполнения, но обязателен для ознакомления субъектами, которым они адресованы.

       - поощрительный метод заключается в том, что государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - с.156, 268.. 

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Функции государства определяются в зависимости  от основных задач, стоящих перед  государством на том или ином этапе  его развития. Их формирование происходит в процессе становления и развития государства.

       Цель  работы достигнута настолько, на сколько позволяли это сделать перечисленные библиографические источники. Надо отметить, что несмотря на существование множества как общепринятых, так и новаторских точек зрения на те или иные вопросы функций государства, было кратко, но упомянуть о них в работе, чтобы сохранить объективность и полноту освещения вопроса. На основе сформулированных в начале работы задач можно сделать следующие краткие выводы:

       1. Функции государства представляют  собой основные направления деятельности  государства по реализации стоящих  перед ним задач для достижения  определенных целей, обусловленных  его сущностью и социальным  назначением.

       2. Существенными признаками функций  государства являются их непосредственная  связь с сущностью и социальным  назначением государства, направленность  на решение задач в интересах  достижения государственных целей,  которые бывают различными на  определенных исторических отрезках  времени, видоизменяются в процессе  становления, укрепления и дальнейшего  развития государства.

       3. Функции государства изменяются  со временем, их возникновение  и утрата обуславливается текущими  задачами государства.

       4. Государство только тогда функционирует  плодотворно, когда его функции  в полной мере соответствуют  объективным потребностям общества.

       5. Классификация функций государства  производится по многим основаниям, наиболее общепринятым из которых  является деление функций на внутренние и внешние.

       6. Среди внутренних функций различают  экономическую, социальную, функцию  налогообложения, функцию развития  культуры, науки и образования,  экологическую функцию и функцию  охраны правопорядка.

       7. К внешним функциям относят  функцию обороны страны, функцию  обеспечения мира и поддержки  мирового порядка, функцию интеграции  в мировую экономику и сотрудничества  с другими странами в решении  глобальных проблем,

       8. В последнее время можно говорить  о миграционной, информационной  функциях, которые обладают всеми  признаками функций государства.

       9. Для последних десятилетий характерны  глобальные функции государства,  характеризующие деятельность современного  государства в масштабных сферах  деятельности (космическая, экологическая  и др.), затрагивающих всю цивилизацию.

       10. Функции государства - это цельная,  взаимосвязанная деятельность всей  системы государственных органов,  при непременном взаимодействии  и сотрудничестве с другими  государствами.

       11. Каждая функция государства осуществляется  одновременно и в правовых, и  в организационных формах.

       12. Методы осуществления функций  государства - это способы и  приёмы, посредством которых государственные  органы реализуют функции государства.

       Главной целью государства должно быть обеспечение  благополучия его граждан на основе экономического развития, экологической  устойчивости и социальной стабильности общества. Поэтому на государственном  уровне необходимо наиболее полно работать все механизмы и направления  деятельности по обеспечению устойчивого  развития в виде экономической, социальной и экологической политики. 

             СПИСОК    ИСПОЛЬЗОВАННОЙ   ЛИТЕРАТУРЫ: 

       I   Нормативно-правовые акты: 

       1. Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993г. // Российская газета, №  237, 25.12.1993г.

       2. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001г., № 195-ФЗ // Российская  газета от 31.12.2001г.

Информация о работе Гражданство Российской Федерации