Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:30, курсовая работа
Цель курсовой работы - наиболее полное раскрытие понятия и признаков функций современного государства, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления, в том числе в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
Введение
1. Понятие и признаки функций государства
2. Классификация и виды функций государства
3. Формы осуществления функций государства
4. Методы осуществления функций государства
Заключение
Список использованной литературы
Основными нормативными актами, регулирующими данную сферу отношений, являются Конституция РФ (ст.42,58) и федеральные законы «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1, «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995г. № 174-ФЗ, «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996г. № 3-ФЗ и др.
Функция охраны правопорядка подразумевает охрану прав и свобод граждан, защиту всех форм собственности, обеспечение режима законности, борьбу с преступностью, охрану общественного порядка, исполнение наказаний, профилактику правонарушений и др.
Охрана правопорядка - необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Конституция Российской Федерации (ст.2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Положения второй главы Конституции РФ составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.
По мнению авторов Хабибулина А.Г. и Чернобель Т.Г. охранная функция государства, касающаяся всех сторон правового бытия, является важной институциональной частью полифункционального по своей векторной природе государственного управления, в ценностном отношении определяется социальной сущностью государства, уровнем развития демократии, общественного правосознания. Вне этой функции государства как такового нет и не может быть СПС «Консультант плюс» Хабибулин А.Г., Чернобель Г.Т. Интересы государства и его охранно-защитная функция // Журнал Российского права, 2008. - № 5..
В
последнее время некоторые
Например,
Леонидова Т.И. определяет миграционную
сферу «…как лакмусовую бумажку,
универсальное мерило, позволяющее
дать довольно точную оценку социальной,
демографической и
Одним
из первых, кто обозначил и подробно
проанализировал информационную функцию
был Просвирнин Ю.Т. Он справедливо
утверждает, что в процессе развития общества
появились определенные факторы, которые
привели к возрастанию роли информации,
а следовательно, к более четкому выделению
информационной функции государства.
Речь идет о некоторой новой, информационной,
стадии развития общества, которое может
быть названо информационным обществом,
где основным предметом труда большей
части людей являются информация и знания,
а орудием труда - информационные технологии.
Существующие общественные отношения
привели к новой эволюции функций государства,
к повышенному интересу к этой сфере деятельности
государства. Информационная функция
обладает всеми существенными признаками
основных функций государства, выделяемыми
в науке. С точки зрения классификации
её смело можно отнести к основным постоянным
функциям, но является одновременно и
внутренней, и внешней, т.к. государство
регулирует информационные процессы как
внутри страны, так и за ее пределами в
отношениях с другими государствами СПС
«Консультант Плюс» Федосеева Н.Н. Информационная
функция современного российского государства
// Юрист, 2007. - № 6..
2.2
Внешние функции
государства
Внешние функции государства - это направления его деятельности по решению внешнеполитических задач.
Коренные изменения, произошедшие в мире и в России в последние десятилетия, существенно изменили внешние функции государства. Одни из них отпали (функции сотрудничества и взаимопомощи с социалистическими странами, помощи развивающимся государствам), другие - получили дальнейшее развитие в новых условиях (функции в области обороны страны, борьбы за мир), третьи - возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику) Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 1997. - с.71..
Внешними
функциями государства
Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Оборона страны, формирование и функционирование Вооруженных Сил России, других войск и воинских формирований, привлекаемых к обороне, осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ее законами по военным вопросам. Впервые в истории России приняты Федеральные законы «Об обороне» от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ, «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ и другие акты. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и др Теория государства и права: учебник / В.Л.Кулапов, А.В.Малько. - М.: Норма, 2008. - с.69..
Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка предполагает: политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений; участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов; сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т.д.) Там же..
В
силу своего потенциала, геополитического
положения и влияния на Россию
возлагается особая ответственность
за поддержание стабильности и порядка
в современном мире. Сообразно
этому одно из предназначений Вооруженных
Сил Российской Федерации состоит
в проведении операций с целью
поддержания мира по решению Совета
Безопасности ООН или в соответствии
с международными обязательствами
РФ. Правовому обеспечению этой стороны
рассматриваемой внешней
Не менее важной формой участия России в преодолении возникающих в мире межнациональных и иных вооруженных конфликтов является соответствующая дипломатическая деятельность Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 1997. - с.72..
Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем подразумевает участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники; участие в деятельности международных экономических организаций; совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности; предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т.д.
Важным
фактором интеграции России в мировую
экономику стало снятие ограничений
на ее внешнеэкономические связи, что
открыло благоприятные
Авторы статьи Хабибулин А.Г. и Чернобель Т.Г. об охранно-защитной функции государства подробно анализируют проблемы обеспечения интересов государства, национальных интересов различных стран и отмечают для России увеличение стратегической угрозы вторжения со стороны стран азиатско-тихоокеанского региона. Для минимизации этой угрозы необходимо такое выстраивание внешней экономической политики, которое связывало бы интересы развития России с другими наиболее мощными в экономическом плане странами Азии, в первую очередь с Индией, со странами Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Сингапур и др.), КНДР и Южной Кореей, в том числе на уровне правоохранительных структур. Для России наиболее оптимальным вариантом должно являться проникновение на все азиатские рынки, взаимодействие одновременно со всеми экономическими блоками. В этой связи важно активизировать взаимодействие со странами АСЕАН, ССАГПЗ, СААРК, ОПЕК СПС «Консультант плюс» Хабибулин А.Г., Чернобель Г.Т. Интересы государства и его охранно-защитная функция // Журнал Российского права, 2008. - № 5..
Изменение внешнеэкономической политики потребовало соответствующего правового обеспечения. В этих целях были приняты такие Федеральные законы как «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003г. № 173-ФЗ, «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» от 23.02.1996г. № 19-ФЗ и др.
Некоторые авторы применительно к России выделяют отдельную функцию, появившуюся относительно недавно - функцию сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества прежде всего по линии формирования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ; гражданства и защиты переселенцев, заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания единого информационного пространства.
Наглядным
выражением данной функции являются
различные решения
В дополнение к изложенному можно отметить, что в настоящее время важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и других глобальных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.
Внешняя
деятельность государств (в том числе
и России) в современных условиях
будет эффективной и
В
функциях наглядно проявляются национальные
особенности страны, т.к. государство
обязано обеспечивать геополитические
интересы этноса, поддерживать развитие
национальной культуры, языка и т.п.
По функциям можно судить о том, кому
служит данное государство, чьи интересы
выражает. Качество их выполнения предопределяет
ценность и социальную востребованность
государства в целом.
3.
ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ
ГОСУДАРСТВА
В
правовой литературе под формами
осуществления функций
Согласно
первому критерию основными формами
осуществления функций
Законодательная
деятельность заключается в издании
представительными и
Управленческая
деятельность представляет собой основанную
на законах оперативную, повседневную
реализацию органами исполнительной власти
функций государства в сферах
развития, экономики и культуры,
социального обеспечения и
Судебная
деятельность охватывает реализацию функций
государства путем