Гражданство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - наиболее полное раскрытие понятия и признаков функций современного государства, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления, в том числе в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

Оглавление

Введение
1. Понятие и признаки функций государства
2. Классификация и виды функций государства
3. Формы осуществления функций государства
4. Методы осуществления функций государства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 53.50 Кб (Скачать)

       Основными нормативными актами, регулирующими  данную сферу отношений, являются Конституция  РФ (ст.42,58) и федеральные законы «Об  охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ, «О недрах» от 21.02.1992г. № 2395-1, «Об  экологической экспертизе» от 23.11.1995г. № 174-ФЗ, «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996г. № 3-ФЗ и др.

       Функция охраны правопорядка подразумевает охрану прав и свобод граждан, защиту всех форм собственности, обеспечение режима законности, борьбу с преступностью, охрану общественного порядка, исполнение наказаний, профилактику правонарушений и др.

       Охрана  правопорядка - необходимая функция  любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве  на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невозможен подлинный правопорядок. Конституция  Российской Федерации (ст.2), признав  человека, его права и свободы  высшей ценностью, впервые закрепила  защиту прав и свобод человека и  гражданина в качестве обязанности  государства. Положения второй главы  Конституции РФ составляют основы правового  статуса личности в Российской Федерации.

       По  мнению авторов Хабибулина А.Г. и Чернобель Т.Г. охранная функция государства, касающаяся всех сторон правового бытия, является важной институциональной частью полифункционального по своей векторной природе государственного управления, в ценностном отношении определяется социальной сущностью государства, уровнем развития демократии, общественного правосознания. Вне этой функции государства как такового нет и не может быть СПС «Консультант плюс» Хабибулин А.Г., Чернобель Г.Т. Интересы государства и его охранно-защитная функция // Журнал Российского права, 2008. - № 5..

       В последнее время некоторые правоведы  склонны выделять такие функции  как миграционная, информационная.

       Например, Леонидова Т.И. определяет миграционную сферу «…как лакмусовую бумажку, универсальное мерило, позволяющее  дать довольно точную оценку социальной, демографической и экономической  работе государства» и даёт общее  понятие и признаки миграционной функции как направление деятельности государства, его органов по контролю за пребыванием на территории государства  в целях восполнения и воспроизводства  общества СПС «Консультант Плюс»  Леонидова Т.И. Содержание миграционной функции государства: теоретические аспекты // Миграционное право, 2007. - № 1..

       Одним из первых, кто обозначил и подробно проанализировал информационную функцию  был Просвирнин Ю.Т. Он справедливо утверждает, что в процессе развития общества появились определенные факторы, которые привели к возрастанию роли информации, а следовательно, к более четкому выделению информационной функции государства. Речь идет о некоторой новой, информационной, стадии развития общества, которое может быть названо информационным обществом, где основным предметом труда большей части людей являются информация и знания, а орудием труда - информационные технологии. Существующие общественные отношения привели к новой эволюции функций государства, к повышенному интересу к этой сфере деятельности государства. Информационная функция обладает всеми существенными признаками основных функций государства, выделяемыми в науке. С точки зрения классификации её смело можно отнести к основным постоянным функциям, но является одновременно и внутренней, и внешней, т.к. государство регулирует информационные процессы как внутри страны, так и за ее пределами в отношениях с другими государствами СПС «Консультант Плюс» Федосеева Н.Н. Информационная функция современного российского государства // Юрист, 2007. - № 6.. 

       2.2 Внешние функции  государства 

       Внешние функции государства - это направления  его деятельности по решению внешнеполитических задач.

       Коренные  изменения, произошедшие в мире и  в России в последние десятилетия, существенно изменили внешние функции  государства. Одни из них отпали (функции  сотрудничества и взаимопомощи с  социалистическими странами, помощи развивающимся государствам), другие - получили дальнейшее развитие в новых  условиях (функции в области обороны  страны, борьбы за мир), третьи - возникли вновь (функции сотрудничества со странами СНГ, интеграции в мировую экономику) Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 1997. - с.71..

       Внешними  функциями государства традиционно  являлись защита страны от нападения  извне, ведение захватнических войн, обеспечение дипломатических отношений. В связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная торговля, развивается  коллективная безопасность, создаются  международные миротворческие вооруженные  силы. Все это и обусловило появление  соответствующих внешних функций.

       Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Оборона страны, формирование и функционирование Вооруженных Сил России, других войск и воинских формирований, привлекаемых к обороне, осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ее законами по военным вопросам. Впервые в истории России приняты Федеральные законы «Об обороне» от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ, «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ и другие акты. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и др Теория государства и права: учебник / В.Л.Кулапов, А.В.Малько. - М.: Норма, 2008. - с.69..

       Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка предполагает: политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений; участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов; сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т.д.) Там же..

       В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния на Россию возлагается особая ответственность  за поддержание стабильности и порядка  в современном мире. Сообразно  этому одно из предназначений Вооруженных  Сил Российской Федерации состоит  в проведении операций с целью  поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами  РФ. Правовому обеспечению этой стороны  рассматриваемой внешней функции  служит Федеральный закон «О порядке  предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала  для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»  от 23.06.1995 № 93-ФЗ.

       Не  менее важной формой участия России в преодолении возникающих в  мире межнациональных и иных вооруженных  конфликтов является соответствующая  дипломатическая деятельность Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. - М.: Юристъ, 1997. - с.72..

       Функция интеграции в мировую  экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем подразумевает участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники; участие в деятельности международных экономических организаций; совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности; предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т.д.

       Важным  фактором интеграции России в мировую  экономику стало снятие ограничений  на ее внешнеэкономические связи, что  открыло благоприятные возможности  для более эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Действуя в  этом направлении, Россия вступила в  основные международные экономические  организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. В настоящее  время Россия входит в АТЭС, ОДКБ, ЕврАзЭС, ЦАЭС и ШОС.

       Авторы  статьи Хабибулин А.Г. и Чернобель Т.Г. об охранно-защитной функции государства подробно анализируют проблемы обеспечения интересов государства, национальных интересов различных стран и отмечают для России увеличение стратегической угрозы вторжения со стороны стран азиатско-тихоокеанского региона. Для минимизации этой угрозы необходимо такое выстраивание внешней экономической политики, которое связывало бы интересы развития России с другими наиболее мощными в экономическом плане странами Азии, в первую очередь с Индией, со странами Юго-Восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Вьетнам, Сингапур и др.), КНДР и Южной Кореей, в том числе на уровне правоохранительных структур. Для России наиболее оптимальным вариантом должно являться проникновение на все азиатские рынки, взаимодействие одновременно со всеми экономическими блоками. В этой связи важно активизировать взаимодействие со странами АСЕАН, ССАГПЗ, СААРК, ОПЕК СПС «Консультант плюс» Хабибулин А.Г., Чернобель Г.Т. Интересы государства и его охранно-защитная функция // Журнал Российского права, 2008. - № 5..

       Изменение внешнеэкономической политики потребовало  соответствующего правового обеспечения. В этих целях были приняты такие  Федеральные законы как «О валютном регулировании и валютном контроле»  от 10.12.2003г. № 173-ФЗ, «О присоединении  Российской Федерации к Уставу Совета Европы» от 23.02.1996г. № 19-ФЗ и др.

       Некоторые авторы применительно к России выделяют отдельную функцию, появившуюся  относительно недавно - функцию сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Осуществляя рассматриваемую функцию, Российское государство выступает за укрепление содружества прежде всего по линии формирования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ; гражданства и защиты переселенцев, заботы о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации; создания единого информационного пространства.

       Наглядным выражением данной функции являются различные решения межгосударственного  Совета Евразийского экономического сообщества, решения экономического совета СНГ, Совета глав государств СНГ, решения  Совета министерств иностранных  дел государств-членов СНГ, закрепленные в Статусе международных договоров  Евразийского экономического сообщества.

       В дополнение к изложенному можно  отметить, что в настоящее время  важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих  деятельность современного государства  в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в  области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и других глобальных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

       Внешняя деятельность государств (в том числе  и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с  обязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и  интересов всех народов, входящих в  мировое сообщество Теория государства  и права: учебник / В.Л.Кулапов, А.В.Малько. - М.: Норма, 2008. - с.70..

       В функциях наглядно проявляются национальные особенности страны, т.к. государство  обязано обеспечивать геополитические  интересы этноса, поддерживать развитие национальной культуры, языка и т.п. По функциям можно судить о том, кому служит данное государство, чьи интересы выражает. Качество их выполнения предопределяет ценность и социальную востребованность государства в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 

       В правовой литературе под формами  осуществления функций государства  понимается: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной  деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, однородная по своим внешним признакам  деятельность органов государства, посредством которой реализуются  его функции.

       Согласно  первому критерию основными формами  осуществления функций государства  являются законодательная, управленческая (исполнительная), судебная и контрольно-надзорная.

       Законодательная деятельность заключается в издании  представительными и законодательными органами законов, обязательных для  исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

       Управленческая  деятельность представляет собой основанную на законах оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти функций государства в сферах развития, экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного  порядка и обороны страны и  т.д.

       Судебная  деятельность охватывает реализацию функций  государства путем осуществления  правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

Информация о работе Гражданство Российской Федерации