Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 10:41, курсовая работа
Задачи Временного правительства были сформулированы в Декларации Временного правительства о его составе и задачах, принятой 3 марта 1917 г. Они сводились к следующему:
организация созыва Учредительного собрания, на которое возлагалось решение вопроса о власти;
введение демократических прав и свобод граждан;
выборы местного самоуправления;
проведение первых демократических реформ.
ВВЕДЕНИЕ ...........................................................................................................3
ГЛАВА I. Двоевластие и его причины………………………………….. .……5
Временное правительство………………………………………..…5
Петроградский Совет………………………………………..…….10
ГЛАВА II. Государство и право России в период буржуазно-демократической республики……………………………………………………………. ………..15
2.1 Изменения в государственном строе в период республики ………15
2.2 Законодательная политика Временного правительства………..…..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................................32
Такая разная социальная направленность и разнородность занятий сразу же вызвали трения между этими властными структурами. Однако до открытого противоборства тогда дело не дошло. В тот период антагонизм между Временным правительством и Петроградским Советом сглаживался важнейшей проблемой, стоявшей перед обществом в целом, — борьбой за ликвидацию монархии4.
Меньшевики и эсеры Петроградского Совета предоставили возможность Временному комитету Государственной Думы сформировать правительство. Фактически авторитет Правительства в стране зависел от поддержки Петроградского Совета, сохранявшего политическую независимость. Руководители Петросовета ставили перед собой двоякую задачу. С одной стороны, способствовать установлению в стране «социального мира», сдерживать экстремизм народных масс, препятствовать выдвижению с их стороны завышенных требований, обеспечивать нормальную работу правительства. С другой стороны, подталкивать правительство к проведению прогрессивных реформ; отстаивать интересы рабочих и крестьян перед имущими классами, добиваться у них экономических уступок, ориентировать рабочих на переговоры с предпринимателями5.
Петроградский Совет сыграл важную роль в восстановлении порядка в столице. С момента возникновения Совета одним из основных стал солдатский вопрос. Поздно вечером 1 марта был издан приказ № 1 Петроградского Совета, опубликование которого 2 марта предполагало переустройство внутреннего уклада всей армии. Приказ вводил в армии и на флоте выборные солдатские комитеты, исключал возврат к прежней системе организации вооруженных сил. Подчеркивалась руководящая роль Петроградского Совета в политических выступлениях солдатских масс, устанавливались новые отношения между солдатами и офицерами: запрещалось грубое обращение с нижними чинами, обращение к ним на «ты». Вне службы и строя, в своей политической, общегражданской и частной жизни солдаты не могли быть ущемлены в тех правах, которыми пользовались все граждане. В политическом отношении воинские части подчинялись Совету. 6 марта 1917 г. он принял постановление о возобновлении работ на промышленных предприятиях. До 10 марта рабочие 100 петроградских заводов возобновили работу. 10 марта 1917 г. Петросовет подписал соглашение с Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков о введении 8-часового рабочего дня на частных промышленных предприятиях. По этому соглашению на предприятиях учреждались фабрично-заводские комитеты, избранные из числа рабочих предприятия. В их задачи входило представительство рабочих данного предприятия в отношениях с правительственным, и общественными учреждениями, администрацией предприятий, разрешение проблем во взаимоотношениях самих рабочих. Предусматривалось также создание примирительных камер из равного числа выборных представителей от рабочих и администрации предприятий для разрешения трудовых конфликтов, в Петроградском Совете был создан отдел труда, который взял на себя ответственность за сохранение гражданского мира в промышленных центрах, т. е. занимался всеми аспектами трудовых отношений на государственном уровне до создания Министерства труда. Отделу труда принадлежит заслуга разрешения трудовых конфликтов и предотвращения остановки производства на важнейших для экономики страны предприятиях.
В апреле 1917 г., в Россию вернулся В.И. Ленин. Он выступил перед рабочими, солдатами и матросами с речью, которую закончил провозглашением лозунга «Да здравствует социалистическая революция!».
4 апреля на собрании
Апрельские тезисы представляли собой конкретный план борьбы за победу социалистической революции. В значительной мере установка на Советы как органы народной власти совпала с историческими традициями России (земства), что и обеспечило большевикам победу. Учитывая опыт деятельности Советов, в тезисах ставилась задача создания Республики Советов. Положение о Советах, как форме государственной власти пролетариата, было важным моментом в развитии марксистской теории. До этого марксисты считали парламентскую республику лучшей формой власти в переходный период от капитализма к социализму. В Апрельских тезисах отмечалось, что в условиях России 1917 г., когда творчество масс создало Советы, именно они могли и должны были стать наиболее целесообразной формой диктатуры пролетариата.
Лозунг «Вся власть Советам!» в условиях мирного развития революции был направлен на разрыв блока меньшевиков и эсеров с кадетами, на разрыв Советов с буржуазным Временным правительством, на лишение Временного правительства власти.
В области экономической Апрельские тезисы предусматривали национализацию земли, слияние всех банков в один общенациональный банк, установление над ним контроля со стороны Советов и осуществление контроля Советов над общественным производством и распределением продуктов. Эти мероприятия не означали еще непосредственного введения социализма в России, но являлись первыми шагами в направлении к нему и составляли неотъемлемую часть единой программы перехода к социалистической революции.
Кроме Советов в 1917 г. развивались и другие формы организации масс. Прежде основной массовой организацией рабочего класса являлись профсоюзы, но в периоды реакции и войны многие профсоюзы были закрыты, запрещены. После Февральской революции профсоюзы стали быстро возрождаться. Наряду с этим непосредственно на предприятиях возникли и стали действовать новые рабочие организации — фабрично-заводские комитеты. Фабзавкомы наиболее тесно были связаны с массами, особенно полно отражали их повседневные требования и интересы, поэтому рабочие оказывали фабзавкомам постоянную поддержку, подталкивая их на путь активной борьбы против класса капиталистов.
Наряду с фабзавкомами в первые дни после Февральской революции в Петрограде и других крупных городах и промышленных центрах (Нижнем Новгороде, Иваново-Вознесенске, на Урале и др.) возникла рабочая милиция, в которой рабочие поочередно несли службу, оставаясь в штатах предприятий и получая от предпринимателей заработную плату.
В армии возникли солдатские комитеты, которые стали органами сплочения солдатских масс, зачатками революционной власти в армии, получив распространение как в тыловых частях, так и на фронте. Создание солдатских Советов и комитетов облегчило развитие борьбы солдатских масс за смещение прежнего командного состава, за установление революционных порядков в армии, за вовлечение рядовых солдат в активную борьбу за мир, за пролетарскую власть,
В деревне по инициативе самих крестьян и при поддержке рабочих после Февральской революции стали возникать революционные крестьянские комитеты — сельские, волостные. Они содействовали мобилизации революционных сил крестьянства.
Все массовые организации признавали руководящую роль Советов рабочих и солдатских депутатов. Это создавало прочную опору Советам в массах6.
ГЛАВА 2. Государство и право России в период буржуазно-демократической республики
2.1 Изменения в государственном строе в период республики
Временное правительство формально являлось исполнительным правительственным органом, но при отсутствии парламента оно сосредоточило в своих руках всю полноту власти в стране и фактически заменило все существовавшие ранее высшие государственные органы (царя, Государственный Совет, Государственную Думу, Совет министров). Формально Государственная Дума и Государственный Совет продолжали существовать до 6 октября 1917 г. Но официальная законодательная основа взаимоотношений между Временным правительством с одной стороны и IV Государственной Думой и Государственным Советом с другой отсутствовала. Все другие высшие государственные учреждения (Сенат, Синод, Особые совещания и др.) были подотчетны Временному правительству. Прекратила свое существование Собственная Его Императорского Величества Канцелярия.
При Временном правительстве действовали различные вспомогательные и отраслевые органы, часть из которых существовали и ранее. Продолжали работу министерства иностранных, внутренних дел, военное, морское, финансов, юстиции, торговли, народного просвещения. Однако в их составе и деятельности произошли серьезные изменения. Так, в составе министерства внутренних дел были упразднены штаб отдельного корпуса жандармов (в связи с ликвидацией жандармерии) и Департамент полиции (в связи с заменой полиции милицией), вместо которого было создано Главное управление по делам милиции.
В ходе деятельности Временного правительства были сформированы новые министерства — труда, продовольствия, почт и телеграфов, общественного призрения и др. Продолжалась деятельность Особых совещаний, военно-промышленных комитетов7.
По вопросам, требующим рассмотрения в законодательном порядке, правительство издавало постановления за подписью всех членов. В порядке верховного управления, на основании действующих законов, издавались указы правительства и распоряжения министров.
С одной стороны, такая концентрация власти в революционный период должна была способствовать преодолению кризиса. С другой стороны, она противоречила программным установкам кадетской партии, стремившейся к созданию правового государства. Поэтому для координации законодательной деятельности правительства в марте 1917 г. было создано Юридическое совещание. На него возлагались следующие обязанности: обсуждение вопросов публичного права, возникающих в связи с установлением нового государственного строя; подготовка юридических заключений по законопроектам по поручению правительства. Юридическое совещание состояло из 7 специалистов в области права во главе с кадетом Ф. Ф. Кокошкиным. Совещание рекомендовало правительству подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюционной юридической практики. Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовленных в Юридическом совещании.
Временное правительство стремилось сохранить государственный аппарат. Поэтому оно ограничилось упразднением жандармерии и полиции. В марте правительство отстранило от должности губернаторов и вице-губернаторов. Их обязанности были возложены на комиссаров Временного правительства, призванных осуществлять контроль за исполнением законов на местах. По инициативе Юридического совещания в мае 1917 г. было принято постановление «О судах по административным делам». Административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассмотрения дела: по протестам комиссаров правительства на местные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы и местных органов на правительственных комиссаров. В конце сентября — начале октября 1917 г. юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение Учредительного собрания. Одним из них стал проект «Об организации Исполнительной власти при Учредительном собрании». Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой правительства. Октябрьская революция разрушила все эти проекты.
В мае 1917 г. Временное правительство значительно расширило компетенцию земств. К ведению органов местного самоуправления были отнесены вопросы охраны труда, создания бирж труда, общественных мастерских, устранение дороговизны. Исполнительными органами земств стала милиция. Общее руководство земств осуществлял Всероссийский Земский Союз, деятельность городских (и районных) дум и управ возглавлял Совет дум. Положение о «Всероссийском Земском Союзе» было принято в июне 1917 г. Его деятельность заключалась в осуществлении мероприятий, вызванных потребностями общеземского характера, войной и ее последствиями. Для решения этих проблем Союз создает фабрично-заводские, торговые и кредитные предприятия8.
Однако первоочередными стали задачи, связанные с нормализацией экономической жизни страны и установлением социального мира. Временное правительство приступило к планомерному государственному регулированию экономической жизни и трудовых отношений. С этой целью формируется централизованная система государственных регулирующих органов.
29 апреля 1917 г. было принято постановление правительства «Об учреждении земельных комитетов». Повсеместно учреждались губернские, уездные, волостные земельные комитеты, которые комплектовались на выборной основе. Возглавлял эту систему Главный земельный комитет. В их ведении находились вопросы сельского хозяйства и эксплуатации земли. Комитеты становились проводниками постановлений центральной власти на местах. Они имели право приостанавливать действия частных лиц, направленные к обесценению сельскохозяйственных имуществ, если эти действия не вызывались общественной и государственной необходимостью, а также возбуждать перед Главным земельным комитетом вопросы об изъятии такого имущества из распоряжения частных лиц.
5 мая 1917 г. было создано Министерство продовольствия. В его компетенции находилось снабжение армии и населения продовольствием, содействие производству продовольствия, регулирование производства, потребления, цен на продукты и предметы первой необходимости.
В июне 1917 г. правительством был создан Экономический совет (орган, возглавивший всю регулирующую систему) и Главный экономический комитет (исполнительный орган при Совете). Экономический совет во главе с министром — председателем правительства должен был решать общие вопросы экономической политики. Права Главного экономического комитета были чрезвычайно широки и заключались в следующем: