Форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Форма правления – это способ организации структуры взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.1
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.
Тема моей курсовой работы «Форма правления».

Оглавление

Введение……………………………………………………………....3
Понятие формы правления и ее основные черты……………6
Основные формы правления…………………………….…....10
2.1. Монархия……………………………………………………10
2.1.1. Понятие и сущность монархии……………………....10
2.1.2. Виды монархий……………………………………….13
А) Абсолютная монархия………………………………...13
Б) Ограниченная монархия………………………………14
2.1.3. Исторические разновидности монархий…………...16
2.2. Республика………………………………………………...20
2.2.1. Парламентская республика………………………....21
2.2.2. Президентская республика……23
2.2.3. Смешанная республика…………24
3. Формы правления в современном мире……..27
3.1 Форма правления в Российской Федерации…27
3.2 Формы правления в других странах….28
Заключение……………………31
Список используемых источников и литературы…….35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ТГП.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

    С одной стороны, парламент смешанной  республики имеет право вынести  вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С  другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы ( в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

    Если  в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

    Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.30

     Из  данной главы можно сделать выводы о том, монархия – это форма правления, где высшая государственная власть принадлежит монарху, который занимает престол по наследству и несет ответственность перед населением. Монархия может быть абсолютной и ограниченной.

     Республика  – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым  на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Существует три вида республиканской формы правления: президентская, парламентская и смешанная.

 

  1. Формы правления в современном мире.
    1. Форма правления в Российской Федерации.

    Российская  Федерация - Россия есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления.31

    Российская  политическая система с учетом полномочий президента значительно отличается от западноевропейских парламентских форм правления. Немецкий политолог Э. Шнайдер считает, что России, скорее соответствует модель президентской системы. Единственное обстоятельство, указывающее на парламентский характер российской формы правления, по его мнению, заключается в том, что Государственная Дума может добится роспуска неугодного ей правительства.

      При подготовке новой Конституции России отчетливо высветились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления, возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.

    Форма правления, т.е. порядок организации  и взаимоотношений высших органов  государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д.32

    Сложная обстановка перехода к рыночной экономике  и острая социальная напряженность  обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления  установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

    Во-первых, наряду с признаками президентской  республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

    Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной  и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.

    Наконец, в-третьих, уникальность России как  федерации не может не быть отраженной в механизме государственной  власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

    1. Формы правления в других странах.

    Япония.

    В Японии формой правления является парламентарная монархия, введение которой вместо дуалистической было оформлено конституцией 1947 г. По сравнению с конституцией 1889 г. новый основной закон Японии явился значительным продвижением вперед на пути демократизации политической системы страны.

    Как в сфере законодательной, так  и исполнительной император лишен  самостоятельных полномочий и ни при каких обстоятельствах не может действовать без санкции кабинета.

    Японская  конституция, таким образом, сохранив монархическую форму правления, превратила императора в чисто символическую  фигуру, наделенную лишь церемониальными  полномочиями, которые жестко ограничены самим основным законом. Он лишен каких-либо «спящих» прерогатив или подразумеваемых полномочий.33

    Высший  орган исполнительной власти в стране - правительство Японии, Кабинет  министров. “Исполнительная власть осуществляется Кабинетом.” Полномочия правительства довольно обширны. Оно проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, внешней политикой. Кабинет несет коллективную ответственность перед парламентом.

    США.

    В конституции США, а именно в статье IV утверждается следующее: «Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления».34 Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики - глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

      За основу построения системы  государственной власти был взят  принцип разделения властей, который  в американских условиях трансформировался  в так называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти - конгрессом, президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти - конгрессом, президентом (он именуется не президентом республики, а президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.

    Франция.

    «Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой». Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента).35

    Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы государства и правительства - одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме. Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.

     После рассмотрения третей главы можно  сделать выводы о том, что в Российской Федерации – смешанная республиканская форма правления.

     При рассмотрении различных стран, можно  увидеть, что у всех стран своя форма правления, приближенная к  оригиналу, но для каждой страны она  индивидуальна и повторяется только в общих чертах. 
Заключение.

    Теория  государства и права является основополагающим звеном в познании юридической науки. Каждый из разделов необходим. В своей курсовой работе я решила отразить, на мой взгляд один из основных разделов, т.е. форму правления – одну из трех частей от формы государства.

    В ходе проведенного мною исследования, была достигнута цель по раскрытию  проблемы формы государственного правления. Задачи, которые были, поставлены для достижения цели помогли, дать систематический ответ на все стороны данной проблемы.

    Проведенное исследование формы правления позволило  сформулировать следующие выводы.

    Форма государства - это совокупность его  внешних признаков, показывающих порядок  образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти. Форма государства должна быть представлена именно тремя элементами, тогда можно говорить о соответствии формы государства его содержанию. Если выдавать за форму правления только какой-то один элемент, о строгой взаимосвязи между формой государства и его содержанием не будет.36

    Форма правления - это организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности.37 В понятие «форма правления» есть все основания включить отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

    Что касается формы правления в России, то здесь следует отметить, что  она является полупрезидентской  республикой с доминирующим положением президента в системе властей. Существенные фактические изменения в форме правления. В России (пока что без изменения конституционных норм) произошли в конце 1998 г. В связи с формированием нового Правительства, которое поддерживает парламент, и укреплением позиций последнего. В обстановке глубокого кризиса, охватившего страну, позиции президента ослабляются, а правительства и парламента усиливаются.

    Монархия - это форма правления, при которой  во главе государства стоит единоличный  монарх, который занимает престол  по наследству юридически бессрочно  и не несет ответственности перед населением. При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Конституционную монархию подразделяют на дуалистическую и парламентскую. И в той, и в другой монарх делит власть с парламентом.38 В дуалистических монархиях за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов и т.п.), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента. В парламентарных монархиях назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распуская парламент. Повеление монарха приобретают юридическую силу лишь будучи контрассигнованными соответствующим министром. Правовое положение монарха существенно ограниченно.

    Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателем. В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и право требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство, несет ответственность перед парламентом. Президент - глава государства, но не глава правительства. Президентская республика - это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Функции главы государства и правительства выполняет чаще всего президент. Существуют смешанные республики, где парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Информация о работе Форма правления