Форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:10, курсовая работа

Краткое описание

Форма правления – это способ организации структуры взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением.1
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.
Тема моей курсовой работы «Форма правления».

Оглавление

Введение……………………………………………………………....3
Понятие формы правления и ее основные черты……………6
Основные формы правления…………………………….…....10
2.1. Монархия……………………………………………………10
2.1.1. Понятие и сущность монархии……………………....10
2.1.2. Виды монархий……………………………………….13
А) Абсолютная монархия………………………………...13
Б) Ограниченная монархия………………………………14
2.1.3. Исторические разновидности монархий…………...16
2.2. Республика………………………………………………...20
2.2.1. Парламентская республика………………………....21
2.2.2. Президентская республика……23
2.2.3. Смешанная республика…………24
3. Формы правления в современном мире……..27
3.1 Форма правления в Российской Федерации…27
3.2 Формы правления в других странах….28
Заключение……………………31
Список используемых источников и литературы…….35

Файлы: 1 файл

Курсовая работа ТГП.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

    Древневосточная монархия.

    Организация государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной деспотией.

    Деспотия - (греч. despot(ia - неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти, реализующаяся зачастую с  помощью военно-бюрократического аппарата.

    Следует отметить, что деспотическое правление  в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока  и не на всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных государств была иногда ограничена элементами республиканского правления: в древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и контроль за ним со стороны народного собрания и совета знати; в древней Индии - наличие Совета царских чиновников и даже отдельных государств, основанных на республиканской форме правления.

    Сделав, таким образом, оговорку, можно дать следующее определение: Восточная  деспотия - такая форма правления, при которой подданные полностью  зависят от произвола властей.

    Древнеримская монархия  (30г. до н.э. - 476г. н.э.).

    Выступавшая в форме империи, имеет в своем развитии два периода: принципат; доминат.

    1) Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма рабовладельческой  монархии, при которой сохранялись  республиканские учреждения, но  власть фактически принадлежала  одному человеку-принцепсу (первому в списке сенаторов).21

    2) Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия, установленная  в Древнем Риме со времени  императора Диоклетиана (кон. 3 в.).22

    Феодальная (средневековая) монархия.

    Феодальная  монархия последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия; сословно-представительная монархия; абсолютная монархия.

    Раннефеодальная монархия - как форма государственного правления вырастает непосредственно  из родообщинных отношений у значительной части народов Европы (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).

    Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками: раздробленность территории; слабость центральной власти; непрочность государственного устройства; наличие остатков родового самоуправления.

    По  мере развития феодальных отношений  общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне  попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступали уже как  носители верховной власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории и защищались от нападения извне.

    Одновременно  формировался аппарат центральной  власти, органы которого были слиты  с аппаратом частной власти крупных  феодалов.

    Вследствие  завоеваний слабо организованных народов  возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого и Чингисхана).23

    Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась  единым владыкою и поддерживалась военной  дружиной и народным ополчением. Непрочность  таких государственных образований  обуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом.

    Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые становились  соперниками центральной власти.

    Таким образом, с развитием крупного землевладения  постепенно подрываются корни раннефеодальной  империи и она распадается  на отдельные изолированные государства.

    Сословно-представительная монархия - это централизованная феодальная монархия, в которой формально полновластный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важных вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты.

    Сословно-представительные собрания, состоявшие из духовенства, дворянства, представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев), представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся законодательской деятельностью, контролем за финансами.

      В Западной Европе первые сословно-представительные  монархии появились еще в XII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

    1. Республика.

    Республика  – форма правления, в  соответствии  с  которой  высшая  власть  в государстве принадлежит  выборным  органам  –  парламенту,  президенту;  они осуществляют   контроль   над   правительством,    существует    независимое правосудие, муниципальное самоуправление.24

    Общими  признаками республиканской формы  правления являются: существование единоличного и коллегиального главы государства; выборность на определенный срок  главы  государства  и  других  верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях,  предусмотренных законом; обязательность решений верховной государственной  власти.

    Республиканская форма правления в окончательном  виде  сформировалась в  Афинском  государстве.  По   мере   развития   общественной   жизни   она видоизменялась,   приобретала   новые   черты,   все   больше    наполнялась демократическим содержанием.

    Насчитывается   несколько   основных   разновидностей   республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме  государственного  устройства на: парламентарные; президентские; смешанные (полупрезидентские).

    2.2.1. Парламентская республика.

    Парламентская республика - разновидность  современной  формы  государственного  правления,   при которой верховная  роль  в  организации  государственной  жизни  принадлежит парламенту.25

    В такой республике  правительство  формируется  парламентским  путем  из числа  депутатов,  принадлежащих  к   тем   партиям,   которые   располагают большинством  голосов  в  парламенте.   Правительство   несет   коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до  тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В  случае  утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в  отставку, либо через главу государства добивается  роспуска  парламента  и  назначения досрочных парламентских выборов.

    Как правило, глава  государства  в  подобных  республиках  избирается

парламентом либо специально образуемой парламентской  коллегией.  Назначение парламентом  главы  государства  является   главным   видом   парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства  в современных  парламентарных  республиках  неодинакова.26  В Италии   например президент  республики  избирается  членами  обеих  палат  на  их  совместном заседании, но при этом  в  выборах  участвуют  по  три  депутата  из  каждой области, избранных областным советом. В  федеративных  государствах  участие парламента   в   избрании   главы   государства,  также    разделяется    с представителями  членов  федерации.  Так  в  Германии  президент  избирается федеральным собранием, состоящим из членом бундестага,  и  такого  же  числа лиц,   выбираемых   ландтагами   земель   на    началах    пропорционального представительства. Выборы  главы  государства  в  парламентарной  республике могут  осуществляться  и  на  основе  всеобщего  избирательного  права,  что характерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.

    Глава   государства   в   парламентарной   республике    обладает полномочиями:   обнародует   законы,   издает   декреты,   назначает   главу

правительства, является верховным главнокомандующим  вооруженными  силами  и т.д.

    Глава правительства (премьер-министр, председатель совета  министров,

канцлер) назначается, как правило, президентом. Он  формирует  возглавляемое им правительство, которое осуществляет  верховную  исполнительную  власть  и отвечает за  свою  деятельность  перед  парламентом.  Наиболее  существенной чертой парламентарной республики является то, что любое  правительство  лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно  пользуется доверием парламента.

    Главной функцией парламента является законодательная  деятельность  и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает  важными финансовыми полномочиями,  поскольку  он  разрабатывает  и   принимает   государственный бюджет, определяет перспективы  развития  социально-экономического  развития страны, решает основные вопросы внешней, в  том  числе  оборонной  политики.

    Парламентарная  форма республиканского  правления  представляет  собой  такую структуру   высших   органов   государственной   власти,   которая   реально обеспечивает  демократизм  общественной  жизни,  свободу  личности,  создает справедливые  условия  человеческого  общежития,   основанное   на   началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ,  Италию (по конституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию,  Ирландию,  Индию и др.

2.2.2. Президентская республика.

    Президентская республика - одна из  разновидностей  современной  формы  государственного  правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в  руках  президента  полномочия главы государства и главы правительства.27

    Наиболее  характерные черты президентской республики:

    -внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

    -ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

     -более  широкие,  чем  в  парламентарной  республике,  полномочия   главы государства.

    Первой  президентской республикой по праву  считаются США, которые начали свою историю с конца XVIII века. Выбор  именно этой формы правления был  не случайным: с начала своего существования  США были конфедерацией и президент  стал противовесом для парламента конфедерации.

      Главной отличительной особенностью  президентской республики является  соединение в руках президента  полномочий главы государства  и главы правительства (Например: США, Аргентина, Бразилия, Мексика  и т.д.). Жесткое разграничение  компетенции между высшими органами государственной власти и организационное их обособление обусловило и другие специфические черты президентских республик: внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства, отсутствие института парламентской ответственности правительства и отсутствие у президента права досрочного роспуска парламента. В президентской республике при режиме демократии правительство более стабильно, а парламент более независим от исполнительной власти, чем в странах с парламентарными формами правления. За основу построения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти - конгрессом, президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках.28

    Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них за счет другого и  воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти - конгрессом, президентом (он именуется не президентом республики, а президентом США) и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается незыблемым.

    2.2.3. Смешанные республиканские формы правления.

    Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской  и парламентарной республиками.29

    Республики, в которых наблюдается преобладание черт президентской республики называют президентско - парламентские, а те в которых преобладают черты парламентской республики называются парламентско-президентские. На мой взгляд смешанная форма республиканского правления является оптимальной формой правления так как она впитала в себя все лучшие черты президентской и парламентской республик.

Информация о работе Форма правления