Еще более важен вопрос
о субъектах, участвующих в заключении
договоров. Поскольку в договорах содержатся
нормы конституционного характера, вряд
ли правильно отстранять от их создания
законодательную власть. Представляется,
что договоры для вступления в силу должны
бы утверждаться Федеральным Собранием
и представительным органом законодательной
власти соответствующего субъекта Российской
Федерации. Причем для принятия решения
было бы логично предусмотреть требование
квалифицированного большинства, необходимого
соответственно для принятия поправок
к Конституции на федеральном уровне и
для изменения конституции (устава) на
уровне субъекта Российской Федерации.
Есть здесь и еще
одна юридическая проблема, связанная
с правовыми последствиями заключения
договоров о разграничении предметов
ведения и полномочий. Например,
согласно части 1 статьи 76 Конституции,
федеральные конституционные законы
принимаются только по предметам
федерального ведения. Если по договору
часть таких предметов перешла в ведение
какого-либо субъекта Российской Федерации,
то федеральный конституционный закон,
изданный по таким предметам (скажем, о
судебной власти), или вообще не будет
действовать на территории данного субъекта
Российской Федерации без подтверждения
со стороны его управомоченных органов
государственной власти, или его юридическая
сила на этой территории окажется такой
же, как у обычного федерального закона,
изданного в сфере совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов (если
предмет по договору перешел в эту сферу).
Соответственно, это относится и к обычным
федеральным законам: по предметам, переданным
по договору в сферу компетенции субъекта
Российской Федерации, федеральный закон
без подтверждения действовать на его
территории не будет. Ситуация для правоприменителя
тем самым значительно осложняется.
С учетом сказанного представляется,
что процедура заключения, а равно
и расторжения договоров между
органами государственной власти Российской
Федерации и ее субъектов о
разграничении (взаимном делегировании)
предметов ведения и полномочий
в соответствии с частью 3 статьи
II Конституции, а также отмеченная только
что проблема некоторых правовых последствий
таких договоров нуждаются в урегулировании
федеральным конституционным законом.
Это тем более важно, что о взаимном делегировании
предметов ведения и полномочий в Конституции
не говорится.
2.5. Постановления
Конституционного Суда Российской
Федерации как источники конституционного
права
Значительной частью источников
конституционного права являются постановления
Конституционного Суда Российской Федерации
о толковании Конституции Российской
Федерации, выносимые на основании части
5 статьи 125 Конституции. Эти постановления
также содержат нормы конституционного
характера.
Следует оговориться, что
Конституционный Суд толкует
Конституцию не только при разрешении
дел, рассмотренных по специальным
запросам управомоченных органов о даче
такого толкования. Рассматривая и разрешая
другие дела своей компетенции, относящиеся
к проверке конституционности нормативных
актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный
Суд подчас также должен формулировать
свою правовую позицию, представляющую
собой толкование Конституции. Но она
в этих случаях содержится только в мотивировочной
части постановлений, а следовательно,
вряд ли может безусловно считаться нормой.
Постановления Конституционного
Суда, выносимые в связи с разрешением
споров о компетенции (ч. 3 ст. 125 Конституции),
тоже, как представляется, должны содержать
нормы конституционного характера,
но таких дел в практике Конституционного
Суда еще не было.
Заключение
В свете вышеизложенного
можно сделать вывод, что источники
конституционного права имеют исключительно
большое значение для укрепления
законности в правовом государстве.
Совершенство названных источников
напрямую зависит от уровня теоретических
представлений о них и от качества
по существу всех видов юридической
практики. Юридическая наука призвана
своевременно готовить пригодные рекомендации
по улучшению форм права, а практика должна
умело реализовать предложения ученых
в целях создания гибкой, динамичной и
эффективно функционирующей системы источников
права. От качества этой системы права
зависит прочность законности в государстве.
Каковы основные пути усовершенствования
источников конституционного права в
современном государстве России?
Во-первых, при улучшении
форм права надо полнее учесть юридические
традиции России, взять лучшее из дореволюционной
правовой системы.
В-вторых, в нем полезно
нормативно зафиксировать "фундамент"
регулятивной системы государства,
главную форму права. В правовом
государстве главной формой права
должен быть признан не нормативно-правовой
акт вообще, а только один из них
- Конституция. При этом Конституция
государства не может ограничиваться
"цементированием" лишь правовых
актов. Все правовые акты и иные формы
действующего права Российской Федерации,
противоречащие Конституции, не должны
иметь юридической силы.
Список нормативно-правовых
актов и литературы
Учебная и научная
литература:
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. - 438 с.
- Бессонов Ю.Н. Механизм правового регулирования. Правовая норма. Хабаровск: 1997. - 487 с.
- Окуньков Л.А. Комментарий к Конституции Российской Федерации – М.: Институт Законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации, 2003. - 326 с.
- Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е издание., переработ. и доп. – М..: Юристъ, 2006. – 378 с.
- Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 19.
- Конституционное право России: учебно-методическое пособие. /под общ. ред. д.ю.н., проф. А.В. Малько. – М.: «Норма», 2007. - 408с.
- Теория государства и права./Под ред. А.Б. Венгерова. – М.: Юристъ, 1999. – 376 с.
- Шкатулла В.И. Основы права. М.: Academ A, 1997. - 356 с.
Периодическая литература:
- Богданова Н.А. К новой концепции преподавания Конституционного права. // Государство и право. 1994. № 7.
- Белкин А.А. Источники права// Право и жизнь.2001. №39
- Грудцына Л.М. Вопрос-ответ//"Адвокат". 2008. №9
- Богданова Н.А. О значении Конституционного права для юридического образования и практической деятельности юриста (вступительная лекция) // Вестник МГУ, сер. 11 «Право». 2007. № 1.
Приложение 1
- Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 23.07.2010) "О Государственном флаге Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000)
- Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 22.07.2010) "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997)
- Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) "О военных судах Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999)
- Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 30.04.2010) "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995)
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) "О судебной системе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (с изм. и доп., вступающими в силу с 12.03.2010)
- Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ (ред. от 10.11.2009) "О Государственном гербе Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000)
- Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 17.06.2009)
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.07.1994)
- Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 12.02.1997)
- Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) "О референдуме Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 23.06.2004)
- Федеральный конституционный закон от 21.07.2007 N 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа" (одобрен СФ ФС РФ 11.07.2007)
- Федеральный конституционный закон от 30.12.2006 N 6-ФКЗ (ред. от 02.06.2007) "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" (одобрен СФ ФС РФ 22.12.2006)
- Федеральный конституционный закон от 05.02.2007 N 2-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 24.01.2007)
- Федеральный конституционный закон от 12.07.2006 N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа" (одобрен СФ ФС РФ 07.07.2006)
- Федеральный конституционный закон от 25.03.2004 N 1-ФКЗ (ред. от 12.04.2006) "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" (одобрен СФ ФС РФ 24.03.2004)
- Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005) "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 05.12.2001)
- Федеральный конституционный закон от 14.10.2005 N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" (одобрен СФ ФС РФ 05.10.2005)
- Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 07.03.2005) "О чрезвычайном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001)
- Федеральный конституционный закон от 04.07.2003 N 4-ФКЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 25.06.2003)
- Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении" (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002)
- Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ (ред. от 22.03.2001) "О Государственном гимне Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000)
- Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 N 4-ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии" (одобрен СФ ФС РФ 30.10.2009)
1 См. Приложение 1.