Федеральные конституционные законы и федеральные законы как источники конституционного права России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права". Поэтому тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает более глубокий уровень исследования.

Оглавление

Введение 3
Обзор источников конституционного права 6
Характеристика источников конституционного права 8
Конституция РФ - основной источник конституционного права 8
Федеральные конституционные законы как источники конституционного права 10
Федеративный договор как источник конституционного права 12
Договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как источники конституционного права 12
Постановления Конституционного суда РФ как источники конституционного права 15
Заключение 16
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

Конституционное право итог.docx

— 50.29 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральные конституционные законы и федеральные  законы как источники конституционного права России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

   

Стр.

 

Введение 

3

  1. Обзор  источников конституционного права

6

  1. Характеристика источников конституционного права

8

    1. Конституция РФ - основной источник конституционного права

8

    1. Федеральные конституционные законы как источники    конституционного права

10

    1. Федеративный договор как источник конституционного права

12

    1. Договоры о разграничении или взаимном делегировании

         предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов как источники конституционного права

12

    2.5 Постановления  Конституционного суда РФ как  источники  

          конституционного права 

15

 

          Заключение

16

 

          Список используемой литературы  

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие теории государства  и права в нашей стране требует  критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки  и смежных отраслей знания. К числу  категорий, требующих углубленной  разработки, относится категория "источники  права". Поэтому тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает  более глубокий уровень исследования.

Уровень научной разработки данной проблемы, и прежде всего  общего понятия источника права, явно недостаточен. На протяжении долгих лет подход советских ученых к  вопросу отличался тремя особенностями. Во-первых, известная его недооценка. Достаточно сказать, что за 35 послевоенных лет (1946-1981) были опубликованы лишь две  общетеоретические работы по данной проблеме и незначительное число  исследований источников права в  отдельных правовых системах, в отраслях права и т.д. Такое положение  объяснимо: признавая единство формы  и содержания в праве, советские  ученые нередко вольно или невольно отдавали приоритет исследованию его  социально-классовых аспектов. Это  объяснялось второй особенностью подхода, состоявшей в изучении данной проблемы, как и права в целом, с позиций  противоборства двух систем. Закономерности развития источников права выводились из тезиса о диаметрально противоположной  классовой сущности буржуазного  и социалистического права. Естественно, при таком подходе наиболее совершенную  систему источников права должна была представлять наша страна и другие социалистические страны. Что касается противоположного лагеря, то в нем выявлялись отступления от принципа верховенства закона, кризис законности и т.д.

Третьей особенность подхода  к данному вопросу являлись его  ограниченность и непоследовательность. Исследование проблем источников права  велось, как правило, в рамках проблематики советского права. При этом, хотя применительно  к остальному миру признавалась множественность  источников права, сложившаяся в  ходе исторического развития, однако в условиях советской правовой системы, посуществу, единственным источником права признавался нормативный акт. Поэтому понятие "система источников права" обычно заменялось понятием "система законодательства". Проблема роли источников права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Сама терминология - "нормативный акт",  "законодательство в широком смысле"- как бы стирала грань между законом и актами подзаконной силы. В условиях командно-административной системы такой подход вел к тому, что верховенство закона на практике превращалось в своеобразную ширму, призванную скрыть реальную подчиненность закона актам нормотворчества правящей партии и бюрократического аппарата.

Одной из причин недостаточной  теоретической разработки данной проблемы являются многозначность и нечеткость самого понятия источника права. С.Ф. Кечекьян отмечал, что оно "принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Не только нет общепризнанного определения этого понятия, но даже спорным является самый смысл, в котором употребляются слова "источник права". Ведь "источник права" - это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением. В самом деле, под источником права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), и причины юридической обязательности нормы (источник права в формальном смысле), и материалы, посредством которых мы познаем право (источник познания права). Кроме того, ряд авторов - отечественных и зарубежных - выделяют исторические источники права. В условиях такой многозначности использование данного понятия в качестве научной категории связано с серьезными проблемами.

В 60-е годы ряд авторов  предлагали заменить понятие "источник права" понятием "форма права", которое, по их мнению, позволяло вести  исследование права более глубоко  и всесторонне. Такая позиция  не получила широкой поддержки. В  частности, в отраслевых юридических  науках термин "источник права" сохранил свое значение. Со временем и в теории права происходит восстановление в "правах гражданства" старого  понятия.

При употреблении понятия "источник права" обычно под ним стали  понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле). Поэтому весьма распространен прием, когда в выражении "источники  права" между этими словами  в скобках добавляется уточнение  -"формы".

В общей теории права принято  различать понятия источника  права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле в  качестве источника права рассматриваются  формы, посредством которых устанавливаются  и получают обязательную силу правовые нормы. Формами, выполняющими такую  функцию, выступают правовые акты.

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются  и получают юридическую силу конституционные  правовые нормы.

Для источников конституционного права существует особый порядок  не только их принятия, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником действующего конституционного права.

Достаточно широко известно, что Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., представляет собой  основной источник, можно сказать - сердцевину, конституционного права  и вообще всего права России. Однако складывающееся в нашей стране конституционное  право в силу исторических причин обрело более сложную систему  источников, чем та, которая питала в свое время советское государственное  право. Конституционные по своему содержанию и значению нормы российского  федерального права находятся сегодня  в составе не только самой Конституции  Российской Федерации, и в других нормативно-правовых актах.

 

1. Обзор основных  источников конституционного права

Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в  себя несколько их видов.

Особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли  конституционного права. К числу  источников конституционного права, устанавливающих  нормы общефедерального значения, относятся  федеральные конституционные законы и федеральные законы и. Они различаются:

-по юридической силе;

-по предметам ведения,  которые в них могут затрагиваться;

-по порядку принятия;

-по возможности применения  в отношении них отлагательного  вето Президентом Российской  Федерации.

 

Примерами федеральных конституционных  законов могут служить:

-"О референдуме Российской  Федерации" от 10.10.1995 г. ;

-"Об арбитражных судах  в Российской Федерации " от 28.04.1995 г.;

-"О судебной системе  Российской Федерации " от 31.12.1996 г. ;

-"Об уполномоченном  по правам человека в Российской  Федерации" от 26.02.1997 г. ;

-"О правительстве Российской  Федерации" от 17.12.1997 г.

Среди федеральных законов  источниками конституционного права  являются такие, как:

-"О статусе депутата  Совета Федерации и статусе  депутата Государственной Думы  Федерального Собрания Российской  Федерации " от 08.05.1994 г. ;

-"Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  Российской Федерации " от 19.09.1997 г. ;

-"О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации  " от 09.06.1995 г. ;

-"Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации " от 12.08.1995 г.

Следующий источник конституционного права образуют три договора о  разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти ее субъектов от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Характеризуя виды источников права, следует выделить такой специфичный  вид, обусловленный федеративным устройством, как договоры о разграничении  или взаимном делегировании предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании упомянутой части 3 статьи II Конституции Российской Федерации. Примерами таких договоров могут служить договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан(от 15.02.1994 г.), почти аналогичный договор с Республикой Башкортостан(июль 1994 г.). Всего на март 1996 г. было заключено 12 подобных договоров.

Значительной частью источников конституционного права являются постановления  Конституционного Суда Российской Федерации  о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании  части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления  также содержат нормы конституционного характера.

К числу прочих источников конституционного права Российской Федерации относятся Регламенты палат Федерального Собрания, положения  о различных вспомогательных  организациях, образуемых органами законодательной  и исполнительной власти(Положения о комитетах Совета Федерации и Государственной Думы, о представителях Президента в субъектах Российской Федерации и т. д.)

Особое место среди  источников Конституционного права  занимают декларации:

-Декларация о государственном  суверенитете РСФСР о  12 июня 1990 г.;

        -Декларация  о языках народов России от 25 октября 1991 г. ;

-Декларация права и  свобод человека и гражданина  от 22 ноября 1991г. 

Такого рода декларации имеют  государственно-правовое значение. В  них формулируются принципы, обязательные для государственно-правового развития государства; в них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всей политики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.

К источникам конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся  прежде всего конституции республик  и уставы других субъектов Федерации, принятые их законодательными(представительными ) органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституции республик и  уставы других субъектов Федерации  должны соответствовать Конституции  Российской Федерации и федеральным  законам. По отношению к другим нормативным  правовым актам принимаемым органами субъекта Федерации, конституции и  уставы обладают более высокой юридической  силой, и другие нормативные правовые акты не могут противоречит им.

 Источниками конституционного  права являются также международно-правовые  нормы, которые содержатся в  международных договорах, имеющих  обязательную силу для Российской  Федерации.

Как известно, согласно части 4 статьи 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной  частью её правовой системы.

Незавершённость процесса формирования на основе новой Конституции системы  конституционного права России объясняет  такую особенность видов источников конституционного права, как действие некоторых законов бывшего Союза  ССР, в той части, в какой они  не противоречат Конституции Российской Федерации и другим законам.

 

2.Характеристика  источников конституционного права

2.1.Конституция Российской  Федерации -основной источник конституционного права

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые  внесены в статью 65 двумя Указами  Президента Российской Федерации на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной  Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 ноября 1995 г. представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России.

Информация о работе Федеральные конституционные законы и федеральные законы как источники конституционного права России