Демократический государственно-правовой режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

Проблему рационального устройства государственной власти пытаются разрешить, пожалуй, столько времени, сколько существует государство как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной власти в чьих-то одних руках неизбежно ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем выше вероятность произвола и злоупотреблений. Об этом свидетельствует многовековой опыт человечества.

Оглавление

Введение
Глава 1. Демократический государственно-правовой режим
1.1. Немного истории
1.2 Демократический режим в условиях формирования правового государства
1.3. Права человека и гражданина
1.4. Обязанности граждан
Глава 2. Государственная система при демократии
2.1. Парламент
2.2. Система “сдержек и противовесов”
2.3. Государственный режим Российского государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Демокр.режим.docx

— 40.89 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ РАБОТА

По правоведению на тему:

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Демократический  государственно-правовой режим

1.1. Немного истории

1.2 Демократический режим  в условиях формирования правового  государства

1.3. Права человека и  гражданина

1.4. Обязанности граждан

Глава 2. Государственная  система при демократии

2.1. Парламент

2.2. Система “сдержек и  противовесов”

2.3. Государственный  режим Российского государства

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Проблему рационального  устройства государственной власти пытаются разрешить, пожалуй, столько  времени, сколько существует государство  как форма организации общества. Люди, размышлявшие над этой проблемой, уже давно, многие столетия тому назад, заметили, что концентрация государственной  власти в чьих-то одних руках неизбежно  ведет к отрицательным последствиям. Чем больше такая концентрация, тем  выше вероятность произвола и  злоупотреблений. Об этом свидетельствует  многовековой опыт человечества. Самые  просвещенные властители, в руках  которых сосредоточивались неограниченно  все нити власти, рано или поздно становились своенравными тиранами, признававшими только свой авторитет, попиравшими свободу и не считавшимися с неотъемлемыми правами человека.

В свете исторического  опыта становится все более ясным, что образ наиболее прогрессивного типа политической системы и государственного режима формируется не в результате теоретических изысков или пропагандистских усилий, а как итог убежденности людей в способности социальной системы удовлетворить их фундаментальные  интересы. Все иные модели оказываются  неустойчивыми и разрушаются  противоречащей им исторической практикой.

Уже сегодня можно говорить о том, что в самых развитых государствах мира процветает демократия. Демократическое, цивилизованное государство, пределы власти которого, а также  формирование, полномочия, функционирование строго основываются на праве, высшее назначение которого признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, является правовым. Ныне это наиболее высокая ступень во всей многовековой истории развития государства.

Целью данной работы явилось  раскрытие понятия демократического политического режима, его определение, виды, особенности.

 

 

1.2 Демократический  режим в условиях формирования  правового государства

Тот факт, что право существует и развивается в известном  противоборстве с государством, с  достаточной полнотой и наглядностью обнаруживает себя при демократическом  решении. Право как явление цивилизации  и культуры формируется и совершенствуется постольку, поскольку оно в соответствии с принципами демократии ограничивает государственную власть, устанавливает  для деятельности государственных  органов последовательно разрешительный порядок, упорядочивает эту власть через отработанные процессуальные и процедурные формы.

В идеале демократический  государственный режим существует только в правовом государстве. Правовое государство - это такая форма  организации и деятельности государственной  власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями  на основе норм права.

В правовом государстве законы регулируют наиболее важные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании.

Нормативно-правовые акты в  зависимости от своей юридической  силы, образуют систему законодательства.

Юридическая сила - это степень  подчиненности данного нормативно-правового  акта, его местом в иерархии правовых актов. Конституция обладает высшей юридической силой. Ни один человек, ни одна ветвь власти не имеет право  игнорировать конституцию. Там закреплены фундаментальные основы жизнедеятельности  общества.

Следом за Конституцией по юридической силе идут законы. Законы издаются по основным вопросам жизни  общества. Они непосредственно выражают волю государства. Все остальные  нормативно-правовые акты издаются на основе и во исполнение законов. Законы не подлежат утверждению со стороны  другого государственного органа, кроме высшего представительного. Законы могут быть изменены или отменены только другими законами.

Кроме законов в систему  законодательства входят подзаконные  акты правительства, министерств и  ведомств. Они регулируют отношения  в пределах своей компетенции, внутри соответствующих областей экономики  и подзаконные акты местных органов  власти (регулируют вопросы местного значения).

В правовом государстве главное  место по объему регулирования занимают законы. Число подзаконных актов  должно быть как можно меньше. Очень  важен вопрос о прямом действии законов, чтобы закон не обрастал инструкциями.

В правовом государстве должна существовать система контроля за тем, чтобы в законах проявилась общенародная, а не индивидуальная или групповая воля. Верховенство закона, не отвечающая общечеловеческим ценностям, может принести к установлению диктатуры система контроля должна гарантировать соблюдение законности, не допускать произвол.

В правовом государстве эти  функции будут возложены на судебную систему. Суды являются проводниками Конституции. Они должны обладать правом проверки законности действий законодательной  и исполнительной властей. На практике важна не сама Конституция, она является декларацией, а конституционная  система, в которую входит судебная система конституционного надзора. Конституции СССР провозглашала  многие права и свободы, но они  не имели никакого отношения к  действительности. С другой стороны, Англия никогда не имела Конституции, но она является демократической  страной.

Конституционные суды, Верховные  суды и суды нижестоящие в правовом государстве должны обладать огромной силой. Для этого суды должны быть независимы. Судьи должны избираться пожизненно, чтобы иметь возможность решать вопросы, не опираясь на мнение людей, стоящих у власти.

По своей природе, по задачам  и функциям деятельность государства  неоднородна. Она делится на законодательную, исполнительную и судебную. Автором концепции разделения властей» в ее классическом варианте явился Монтескье. При разработке он опирался на опыт своих предшественников: Платона, Аристотеля, Локка.

В работе «О духе законов» Монтескье  писал: «Когда законодательные исполнительные силы объединены в одном и том  же человеке или органе магистратуры, то свобода невозможна, так как  могут возникнуть опасения, что тот  самый монарх или тиран сможет ввести тиранические законы. Опять  же свободы не может быть, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свободы субъекта будут подвержены произвольному контролю, судья превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, то судья может поступать со всей жестокостью угнетателя.»

Этот принцип стал фундаментальным  Французской Декларации прав человека, принятой в 1879 году. В ней говорится: « любое общество, в котором  гарантии прав не защищены или разделение властей не определено, не имеет  конституции вообще».

Суть принципа разделения властей (позже в США это получило название система проверок, сдержек, балансов и противовесов) заключается  в том, что существует законодательная  власть (конгресс, парламент). В ее компетенцию  входит принятие законодательных актов. Существует исполнительная власть в  лице Президента, премьер-министра, которые  совместно с государственным  аппаратом организует управление страной, исполнение законов на территории страны. И судебная власть, в задачу которой  входит контроль за тем, чтобы эти две власти осуществляли свою деятельность на основе и во исполнение Конституции и других законодательных актов. На современном этапе Конституции всех стран признали разделение властей, как основополагающий.

Ни одному из органов не принадлежит вся государственная  власть в ее полном объеме. Запрещается  осуществлять функции, принадлежащие  другому органу. Но разделение властей  не абсолютно. Это действующий механизм, достигающий единства на основе согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных в том числе и на случай конфликта и экстремальных ситуаций.

Принцип разделения властей  имеет огромное социальное значение. В своем идеале он должен означать, что решения, имеющие большое  значение для народа, не могут быть приняты до тех пор, пока по этому  вопросу не достигнуто соглашение со стороны всех ветвей власти. В противном  случае, сосредоточенная в одних  руках власть, будет принимать  только выгодные для себя законы, будет  использовать политические привилегии в своих интересах, в ущерб  интересам народа.

Законодательная власть - высшая власть в государстве, так как  законы обязательны для всех. Исполнительная власть обладает большими правами, в  том числе правом законодательной инициативы, правом вето, но ее деятельность должна быть подзаконна. Значение независимости судебной власти огромно как в интересах государства, так и в интересах отдельной личности. Судьи должны быть независимы от политических симпатий и интриг, и должны подчинятся только закону. Но принцип разделения властей не должен означать их разделения на уровне противоречия. Властность, как основной признак государства должна быть единой и целостной. Это единство не позволяет ставить вопрос, какая власть важнее? Иначе возникает ситуация, характерная для сегодняшней России. Борьба властей приводят к усилению коррупции, развалу экономики, снижению жизненного уровня народа.

Отступление от конституции, пренебрежение к закону создают  удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений, произвола и  преступлений. Растет организованная преступность. Целые районы выходят  из-под контроля законов. Правоохранительные органы не могут противостоять этим явлениям, и сами оказываются пораженными  деформационными процессами. Вот  почему формирование демократического государства связано, прежде всего, с верховенством закона и режимом  законности, а для этого необходимо, чтобы закон, в первую очередь  конституция, имел значение непосредственно  действующего права. Но при всей важности закона и законности для правового  государства, оно не может быть сведено, как говорилось выше к институционно-правовому уровню. В форму закона может быть, фактически, облечен государственный произвол и тогда, как результат, правонарушающее законодательство.

Государство, провозглашая права и свободы граждан, наделяет их и обязанностями, т.е. личность и  государство вступают в правоотношения, т.е. отношения, в которых субъекты реализуют свои права и обязанности. На сколько равноправны стороны в этих отношениях, по этому можно судить о правовом государстве.

Обязанности записаны в Конституции. Каждый гражданин должен, в первую очередь, соблюдать Конституцию, законы, нормы права, уважать права и  свободы других граждан.

Правовое государство  имеет определенные обязанности  перед своими гражданами.

Для выполнения своих обязанностей государство выполняет ряд функций:

хозяйственно-организационную, в которой помимо прочих входит контроль за мерой труда и мерой потребления, налоговая политика и др. Государство должно следить, чтобы не политика, а экономика определяла экономическое развитие общества.

В обязанности государства  входит правоохранительная функция.

Социальная. Правовое государство  должно обеспечить приемлемую жизнь  для всех своих граждан. Это налоговое  регулирование, обеспечение занятости  населения, поддержка безработных. В обязанности государства входит поддержка здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, культуры, науки.

Экологическая. Правовое государство  заинтересовано в сохранении окружающей среды и оно должно сделать все, чтобы производство и контроль были сосредоточены в одних руках.

Функция правосудия. В демократическом  государстве очень важно соблюдение демократических основ правосудия. Это:

Осуществление правосудия только судом

Образование судов на основе выборности.

Независимость судов.

Право граждан на судебную защиту

Презумпция невиновности

Функция обороны от внешних  врагов.

За невыполнение своих  обязанностей граждане несут ответственность. Особое место принадлежит юридической  ответственности. Юридическая ответственность  имеет целью показать правонарушителю, точнее оказать воспитательное воздействие  на окружающих. Каждому виду правонарушения соответствует особый вид юридической  ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная.

В правовом государстве должны неукоснительно соблюдаться принципы юридической ответственности - законность, справедливость, целесообразность.

В правовом государстве не только граждане несут ответственность  за не выполнение своих обязанностей, но и государство, все его органы и должностные лица несут ответственность  за свои действия перед гражданами. Речь идет о взаимной ответственности  государства с одной стороны  и всех кто вступает с ним в  правоотношения, с другой. Общество нуждается в контроле государством и его органами. Известно, что  некоторые представители власти злоупотребляют своими служебными полномочиями, существует взяточничество.

Функции контроля за деятельностью государства возложена на суд, т.е. в компетенцию судов входит задача решать переступают ли границы дозволенного законом государственные органы. В компетенцию Конституционных судов входит контроль соответствия издаваемых законов конституции. Суды занимаются исками отдельных граждан к государству. Предмет исков вытекает из ошибок или нарушений, допущенных государственными органами. Согласно законодательству, должностные лица, допустившие ошибки или злоупотребляющие власть, несут соответствующую ответственность.

Как уже было сказано выше, "Декларация прав человека и гражданина", принятая Учредительным собранием  Французской республики 26 августа 1789 года, провозгласила: "Люди рождаются  и остаются свободными и равными  в правах" См. Боботал С.В. Правосудие во Франции. С.123. Права людям не жалуют парламент и правительство. Эти права естественны, они принадлежат людям от рождения. Напротив, люди избирают органы власти для того, чтобы те оберегали их права и свободы. Коренное отличие демокра-тических государств от диктаторских режимов правительство призвано служить народу, а не одаривать его своей милостью!

Информация о работе Демократический государственно-правовой режим