Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:42, контрольная работа
Целями данной работы являются всестороннее изучение международно-правового режима открытого моря, отслеживание процесса кодификации международно-правовых норм, устанавливающих режим открытого моря, рассмотреть проблемы соотношения международно-правовых норм и национальных законодательств при осуществлении деятельности государств в открытом море.
Введение.
1. Понятие открытого моря.
1.1 Общие положения об открытом море.
1.2 Права и обязанности государств в открытом море.
1.3 Уголовная и гражданская юрисдикция в открытом море.
2. Сохранение живых ресурсов открытого моря и управление ими.
3. Замкнутые и полузамкнутые моря.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема:
Правовой режим открытого
моря.
Содержание
Введение.
1. Понятие открытого моря.
1.1 Общие положения об открытом море.
1.2 Права и обязанности государств в открытом море.
1.3 Уголовная и гражданская юрисдикция в открытом море.
2. Сохранение живых ресурсов открытого моря и управление ими.
3. Замкнутые и полузамкнутые моря.
Заключение.
Список использованной
литературы.
Введение.
В развитии международного морского права основополагающее значение имеет сформулированный голландским ученым Гуго Гроцием «Mare liberum» (1609 г.) принцип свободы открытого моря. Г. Гроций считал, что открытое море не может быть предметом владения государств и частных лиц и что пользование им одним государством не должно препятствовать его пользованию другими государствами.
До середины ХХ в. виды использования Мирового океана ограничивались в основном судоходством и рыболовством и регулировались отдельными международно-правовыми актами, относящимися к таким специфическим вопросам, как предупреждение столкновений судов, охрана человеческой жизни на море и др.; еще не было потребности в универсальной кодификации норм международного морского права.
Однако после второй мировой войны развитые в промышленном отношении страны приступили к разведке и эксплуатации естественных ресурсов континентального шельфа. Широко развернулась научно-исследовательская деятельность государств в Мировом океане. Морское рыболовство вовлекло в сферу деятельности биологические ресурсы обширных морских пространств. Государства приступили к разработке природных ресурсов дна морей и океанов за пределами континентального шельфа.
С каждым годом расширяются возможности человечества по использованию Мирового океана как важнейшей транспортной артерии, источника живых и минеральных ресурсов. Научный прогресс привел к появлению новых видов морской деятельности, таких как прокладка подводных коммуникаций, использование энергии приливов и отливов, создание глобальных систем связи и др. Важна роль Мирового океана и с точки зрения обеспечения безопасности государств. Таким образом, проблемы, связанные с использованием морей, можно отнести к глобальным проблемам современности, затрагивающим интересы всего международного сообщества.
Объектом исследования являются отношения государств, других субъектов международного права по поводу всестороннего использования пространств открытого моря.
Нормативную
и теоретическую базу исследования
составили международные договоры, резолюции
международных организаций, труды отечественных
ученых, как по общим проблемам международного
права, так и по международному морскому
праву. Эмпирическую базу исследования
составили результаты анализа опубликованных
решений международных судебных учреждений,
материалы дипломатической практики,
отчеты о работе международных конференций.
За внешней границей территориального моря находятся пространства морей и океанов, не входящих в состав территориальных вод какого-либо государства и образуют открытое море. Согласно ст. 1 Конвенции об открытом море от 1958 г. понятие «открытое море» определяется как «все части моря, не входящих ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства». Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. установила, что положения части VII («Открытое море») применяются ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.
Для характеристики открытого моря необходимо выделить два критерия, определяющих его статус: географический - характеризующий открытое море как часть пространств Мирового океана, не образующих территорию прибрежного государства и политический заключающийся в том, что открытое море не находится под суверенитетом ни одно из государств, все государства имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т. д.). В соответствии со статьей 87 Конвенция 1982 года все государства, в том числе и не имеющих выхода к морю, имеют свободу открытого моря, включающих ряд свобод на определенную деятельность в открытом море - право на:
Необходимо отметить, что указанный перечень не является ограниченным.
Принцип свободы открытого моря осуществляется на основе равноправия как прибрежными, так и внутриконтинентальными государствами, в том числе государствами, не имеющими выхода к морю. Государства, реализующие эти свободы, должны разумно учитывать заинтересованность других государств в пользовании свободой открытого моря.
Правовой режим судоходства в открытом море включает также правила, предусмотренные соглашениями об оказании помощи, об охране человеческой жизни на море, о предупреждении столкновений и других инцидентов на море, о предотвращении и сохранении под контролем загрязнения морской среды и др.
Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право осуществлять полеты в воздушном пространстве над открытым морем. Государства обязаны принять меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем. Воздушные сообщения должны осуществляться таким образом, чтобы не создавать помех морскому судоходству и использованию моря в иных целях.
Свобода возведения искусственных установок и островов осуществляется как в водной части океана — открытом море (возведение островов, установок, сооружений, их эксплуатация), так и на его дне (извлечение полезных ископаемых с поверхности дна и его недр с помощью установок, сооружений, механизмов и т. д.).
Свобода рыболовства (право промысла) в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств, в том числе в отношении интересов прибрежных государств (ст. 116 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.). Свобода рыболовства включает и другие виды промысла живых ресурсов.
В Конвенции 1982 г. подчеркивается неразрывность права государств на промысел в открытом море и их обязанности принимать необходимые меры по его регулированию в целях сохранения живых ресурсов моря на определенном уровне. Государства сотрудничают друг с другом в сохранении живых ресурсов моря и управлении ими и с этой целью создают международные организации. В задачу этих организаций входит исследование морской фауны и разработка рекомендаций по ее использованию таким образом, чтобы не допустить истребления (Комиссия по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Балтийском море и др.).
Свобода научных исследований также регламентируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. Все государства независимо от их географического положения, а также компетентные международные организации вправе проводить морские научные исследования.
Морские научные исследования проводятся исключительно в мирных целях, надлежащими методами и средствами и таким образом, чтобы не создавать помех другим видам использования моря.
Государства и компетентные международные органы и организации сотрудничают путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений в создании благоприятных условий для проведения совместных научных исследований явлений и процессов, происходящих в морской среде.
Ни одно государство не может претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету. Права государств определяются только международным правом. Правомерным является использование открытого моря в мирных целях.
Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно плавает. Между государством и судном должна существовать реальная связь. Этого нельзя сказать о практике использования так называемых «удобных» флагов.
«Удобный» флаг — экономико-правовой термин, которым называют совокупность условий, предоставляемых правительством страны нерезидентам — владельцам иностранных судов, готовых плавать под флагом страны, которая предоставляет эти условия. Удобный флаг, как правило, обеспечивает судну режим наибольшего благоприятствования и пониженные ставки портовых сборов в большинстве портов мира, так как практически все государства, предоставляющие свой удобный флаг, не имели конфликтов (в особенности, военных) с большинством существующих государств в течение большого исторического промежутка времени.
Иначе говоря, удобный флаг — национальный флаг какой-либо маленькой страны, например, Панамы, Либерии, Гондураса или Коста-Рики, под которым ходит судно, зарегистрированное в одной из них, хотя его владельцем является гражданин другой страны. Практика подобной регистрации судов и использования "удобных флагов" распространилась в 1950-е гг. и продолжается в наши дни. Таким способом судовладельцы стремятся избежать более жестких требований соблюдения безопасности и обеспечения нормальных условий жизни командам на судах.
Следует отметить, что Конвенция ООН об условиях регистрации морских судов 1986 г. ограничивает подобную практику. Любое судно рассматривается как часть территории государства, в котором оно зарегистрировано. Исключения из этого правила, устанавливаются международными договорами.
В открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого либо государства любое государство может реализовывать следующие права:
1. Право на осмотр судна. Данные действия допустимы при условии, что у командира военного судна состоящего на службе правительства возникли подозрения в том, что встреченное иностранное судно, не пользующееся полным иммунитетом как военный корабль или судно, состоящее на государственной некоммерческой службе:
- занимается пиратством;
- занимается работорговлей;
-
занимается
- не имеет национальности;
- в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно вообще отказывается поднять флаг.
В
указанных случаях военный