Правовой режим открытого моря

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:42, контрольная работа

Краткое описание

Целями данной работы являются всестороннее изучение международно-правового режима открытого моря, отслеживание процесса кодификации международно-правовых норм, устанавливающих режим открытого моря, рассмотреть проблемы соотношения международно-правовых норм и национальных законодательств при осуществлении деятельности государств в открытом море.

Оглавление

Введение.
1. Понятие открытого моря.
1.1 Общие положения об открытом море.
1.2 Права и обязанности государств в открытом море.
1.3 Уголовная и гражданская юрисдикция в открытом море.
2. Сохранение живых ресурсов открытого моря и управление ими.
3. Замкнутые и полузамкнутые моря.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

МП.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

    2. Право на преследование по  «горячим следам»

    Каждое  государство самостоятельно определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов  на его территории и права судна  плавать под ее флагом (статья 91 Конвенции 1982 года). При этом каждое государство:

  • ведет регистр судов;   
  • принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под ее флагом, и его экипажем;   
  • обеспечивает контроль способности судов к плаванию;   
  • обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.   

    Ни  арест, ни задержание судов не могут  быть сделаны в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряжению какой-либо другой власти, кроме власти государства флага  судна.

    Конвенция 1982 г. подробно регламентирует вопрос о праве преследования иностранного судна в случаях, когда компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что оно нарушило законы и правила этого государства.

    Преследование судна может начаться, если иностранное судно (или одна из его шлюпок) находится во внутренних морских водах, территориальном море или архипелажных водах или в прилежащей зоне государства, осуществляющего преследование, и может продолжаться за их пределами только при условии, что преследование не прерывается.

    Преследование судна может быть начато только после  предъявления требования остановиться подачей звукового или зрительного  сигнала. Сигнал должен быть подан на дистанции, позволяющей судну-нарушителю его увидеть или услышать.

    Судно, отдающее приказ остановиться предполагаемому нарушителю, само может находиться в любом месте, в том числе и в открытом море. Однако преследование судна, находящегося в прилежащей зоне, исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе, может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлены эти зоны – например, при незаконном лове рыбы иностранным судном в пределах исключительной экономической зоны.

    Иностранное судно, совершившее правонарушение, разрешается преследовать в открытом море, захватить и отвести в порт для принятия мер в соответствии с законодательством государства, осуществляющего преследование.

    Право преследования по горячим следам прекращается, как только преследуемое судно войдет в территориальные  воды своего государства или какого-либо третьего государства.

    Право преследования может осуществляться только военными кораблями или иными  находящимися на правительственной  службе морскими или воздушными судами, специально на то уполномоченными.

    Если  судно было остановлено или задержано без достаточных на то оснований, ему должны быть возмещены причиненные вред и убытки. 
3. Право прокладки кабелей и трубопроводов в открытом море заключается в их прокладке по дну открытого моря за пределами континентального шельфа. При прокладке подводных кабелей и трубопроводов государства должны надлежащим образом учитывать уже проложенные кабели и трубопроводы. В частности, не должны ухудшаться возможности их ремонта. Одновременно предусматривается ответственность физических и юридических лиц за нанесение ущерба или повреждения как собственных, так и других кабелей и трубопроводов. Но если указанные лица докажут, что они понесли убытки или им причинен вред (пожертвовали якорем, сетью или другой рыболовной снастью), при совершении действий, чтобы избежать повреждения кабеля или трубопровода, им должно быть предоставлено необходимое возмещение.

    Несомненно, что наряду с правами все государства  при осуществлении деятельности в открытом море несут и соответствующие  обязанности.

  1. Несанкционированное вещание из открытого моря.

    В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. закреплены обязанности всех государств сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря.

    Несанкционированное вещание означает передачу в нарушение  международных правил звуковых радио - или телевизионных программ с судна или установки, расположенной в открытом море, предназначенных для приема населением, за исключением сигналов бедствия.

    В открытом море государство, в отношении  которого ведется несанкционированное вещание, может арестовать любое лицо или судно, занимающееся таким противоправным деянием, и конфисковать передающую аппаратуру.

    2. Все государства обязаны сотрудничать  в пресечении незаконной торговли  наркотическими и психотропными  веществами, осуществляемой судами в открытом море. Если государство имеет основание считать, что  судно,  плавающее  под его флагом,  занимается  незаконной  торговлей  наркотическими  или  психотропными веществами, оно может просить другие государства о  сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли.

    3. Обязанность оказания помощи. Каждое  государство вменяет в обязанность  капитану любого судна, плавающего  под его флагом, в той мере, в какой капитан может это  сделать, не подвергая серьезной  опасности судно, экипаж или пассажиров:

    а) оказывать помощь любому обнаруженному  в море лицу, которому угрожает гибель;

    б) следовать со всей возможной скоростью  на помощь терпящим бедствие, если ему  сообщено, что они нуждаются в  помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать;

    в) после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и  его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну  наименование своего судна, порт его  регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет.

    Каждое прибрежное государство способствует организации, деятельности и содержанию соответствующей эффективной поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море и над морем, а также, когда того требуют обстоятельства, сотрудничает в этих целях с соседними государствами посредством взаимных региональных договоренностей.

    4. Каждое государство принимает  эффективные меры для предотвращения  перевозки рабов на судах, имеющих  право плавать под его флагом, наказания за такие перевозки,  а также для предупреждения противозаконного пользования его флагом для этой цели. Раб, нашедший убежище на судне, под каким бы флагом это судно ни плавало, будет свободен.

    1.3 Уголовная и гражданская  юрисдикция в открытом  море

    В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. суда в открытом море подчиняются юрисдикции только государства своего флага и, как правило, не могут без достаточных на то оснований задерживаться и подвергаться осмотру какими-либо судами и военными кораблями, плавающими под флагом другого государства.

    Национальность  судна определяется его флагом. Условия  получения права на флаг устанавливаются  законами государства. При этом связь  между государством и судном должна быть реальной, а не фиктивной. Но как  уже говорилось выше это правило  не всегда соблюдается. Многие государства «удобного» флага, обладающие самыми большими флотами в мире, не присоединились к Женевской конвенции ООН 1986 г. об условиях регистрации судов из-за несогласия с концепцией «реальной связи», провозглашенной статьей 5 Конвенции об открытом море 1958 г. и статьей 91 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

    Одним из самых скандально известных стал флаг Камбоджи, собственный реестр которой размещался в Сингапуре. Он стал первым реестром, предложившим регистрацию в режиме онлайн в Интернет, с гарантией полного оформления в течение 24 часов.

    К 2002 году из 450 официально зарегистрированных в этом реестре судов 25 погибли  или были списаны после аварии, произошло 41 столкновение, 9 пожаров  и 45 задержаний. Девяти судам было запрещено плавать в водах Европы, так как они представляли угрозу не только своим собственным экипажам, но и другим судам, а также окружающей среде.

    В конце концов, этот реестр был закрыт, но камбоджийский флаг продолжает вызывать серьезную озабоченность всех организаций, имеющих отношение к безопасности мореплавания. Так например в ноябре 2004 г. возле Находки затонули во время шторма теплоходы «Ароса» (флаг Камбоджи) и «Вест» (флаг Монголии). Оба судна с были с экипажами из граждан России, погибли 33 моряка. Ответственных за эти трагедии не нашли, так как невозможно было определить истинных судовладельцев, спрятавшихся под «удобными» флагами.

    «Удобными»  флагами часто пользуются в преступных целях. Главное преимущество регистрации  под удобным флагом, с точки  зрения преступников, полная анонимность и возможность скрыть имена реальных владельцев, историю судна и его рейсов. Такого рода суда представляют преступным или террористическим сообществам огромные возможности – контрабанда оружия, людей, товаров и наркотиков, отмывание денег или провоз больших сумм наличности, и многое другое.

    Наиболее  показателен случай произошедший с  сухогрузом Song Sang. В ноябре 2002 г. это  судно вышло из северокорейского порта, причем его немедленно взяли  под наблюдение спутники США, так как были данные о контрабанде ракет. В декабре сухогруз остановили в Индийском океане корабли ВМС США и Испании, имея на то полное право – судно не несло вообще никакого флага, марка на трубе была закрашена, название на форштевне и корме скрыто. В ходе обыска выяснилось, что судно называлось Song Sang, капитан утверждал, что оно зарегистрировано под камбоджийским флагом. В грузовом манифесте указывалось: груз – цемент, страна назначения – Йемен. В ходе обыска обнаружили ракеты «Скад» с обычными боеголовками, емкости с ракетным топливом и неизвестные химикаты в бочках. Все это было спрятано под мешками с цементом.

    Военные и другие суда, состоящие на некоммерческой государственной службе, пользуются в открытом море полным иммунитетом. В случае столкновения или какого-либо другого инцидента с судном, влекущего уголовную или административную ответственность капитана или иного члена команды, преследование может быть возбуждено только перед административными или судебными органами государства флага либо государства, гражданином которого лицо является. Арест либо задержание судна в открытом море возможны по распоряжению властей государства флага.

    Подтверждена  универсальная уголовная юрисдикция в отношении пиратства. Любое  государство вправе преследовать пиратов  в открытом море и наказать их. Однако определение пиратства, содержащееся в статье 15 Конвенции об открытом море 1958 г., отличается очевидной узостью. Действия пиратов определяются как "неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, … совершаемый в личных целях, … в открытом море, …против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства". За последние 10 лет 80% отмеченных в мире случаев нападений пиратов происходили в пределах территориальных вод, в гаванях и на якорных стоянках, а не в открытом море, что не позволяло ООН и другим международным юридическим институтам вмешиваться в развитие событий. В соответствии с данным определением пиратство есть действие, предпринимаемое только "в личных целях". Тем самым игнорируются групповые действия по захвату контроля над судами с политическими целями. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. подтвердила фундаментальные принципы и нормы Конвенции об открытом море, в ст. 101-107, 110-111 почти дословно воспроизводится содержание норм Конвенции об открытом море ст. 15-23. Морское право дает военному кораблю любого государства возможность противодействовать пиратству в открытом море. Если акт пиратства осуществлен в пределах района, на который распространяется суверенитет государства, например в архипелажных водах, то другие государства не могут принять какие-либо меры против пиратов. Это же касается международных проливов, если они находятся в зоне территориальных вод государств, право мирного прохода не дает возможности вести борьбу с пиратством, не предполагается возможности оказания помощи судам, подвергающимся нападению пиратов, и задержания пиратов с использованием оружия. Военный корабль обязан лишь проинформировать власти прибрежного государства о происшествии. Пираты пользуются данным обстоятельством, часто меняя районы своей деятельности и прибрежные воды государств, зачастую даже скрываясь от преследования в чужих территориальных водах.

    Так, например, российские военные были вынуждены отпустить 13 сомалийских пиратов захвативших танкер «Московский университет» весной 2010 г. так как Аденский залив где произошел захват это не "открытое море": 12 миль от линии отлива входят в территориальные воды Сомали, государства, которое является государством только по названию и не способно обеспечить безопасность проходящих мимо судов.

    Понятие пиратства сложно для юридической  квалификации, поскольку в международном  праве еще не установилось четкого  определения этого преступления в разных формах его проявления и смежных с ним составов (терроризм, рыболовное пиратство, морское мошенничество).

Информация о работе Правовой режим открытого моря