Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 22:21, доклад
Жак Ив Кусто родился через час после полудня 11 июня 1910 года в небольшом городке Сен Андре де Кюбзак, близ Бордо. Из-за служебных обязанностей отца семья много переезжала с места на место и довольно длительное время жила в Соединенных Штатах. Благодаря этому помимо родного французского, юный Жак легко овладел английским языком и довольно сносно изъяснялся по-немецки.
Жак ив Кусто(1910-1997)
Жак Ив Кусто родился через час после полудня 11 июня 1910 года в небольшом городке Сен Андре де Кюбзак, близ Бордо. Из-за служебных обязанностей отца семья много переезжала с места на место и довольно длительное время жила в Соединенных Штатах. Благодаря этому помимо родного французского, юный Жак легко овладел английским языком и довольно сносно изъяснялся по-немецки.
Каждое лето семья Кусто неизменно выбиралась на отдых в Руайан, на берег Атлантики. Здесь мальчик научился плавать, но так как в то время не было масок для ныряния, то он видел под водой словно бы в тумане. Именно по этой причине подводные погружения его тогда не увлекли. Гораздо больше заинтересовала техника. Собирая из детского конструктора какую-либо модель, Жак неизменно добавлял в нее свои усовершенствования.
В 13 лет пришло другое увлечение
– литература. Жак сочинил вестерн,
четко переписал текст, выполнил
цветные иллюстрации и
Закончив начальное обучение, Жак решил продолжить образование в Высшей Национальной Военно-морской Академии. В 1931 году из тысячи кандидатов прошел туда двадцать вторым и в скором времени отправился в свое первое кругосветное плавание на борту учебного судна «Жанна д'Арк». Кусто побывал в арабских портах, увидел Борнео, коралловые атоллы Тихого океана, Сан-Франциско. По окончании Академии его ожидала блестящая карьера флотского офицера, но тут юноша совершил шаг, круто изменивший его жизнь – вернулся во Францию и поступил в Академию морской авиации. Самолеты, по его мнению, позволяли быстрее постичь мир, чем корабли.
Однако любовь к скорости сыграла с Кусто злую шутку. Как-то раз он взял отцовскую машину и попытался выжать из двигателя максимум. В итоге – не справился с управлением на горной дороге и разбил автомобиль вдребезги. Сам к счастью остался жив, отделавшись переломом ребер, смещением позвонков, пробитым легким и сломанными руками. Врачи, полагая, что нерв на онемевшей руке не восстановится, заговорили об ампутации, но молодой лейтенант наотрез отказался. Путем ежедневных тренировок через восемь месяцев он все же восстановил подвижность руки, однако, несмотря на это путь в авиацию для него остался закрыт.
Автокатастрофа заставила Жак-Ива по-иному взглянуть на жизнь. Быстротечные романы, которых у него было множество, сменились настоящей любовью к Симоне Мельхиор. В июле 1937 года 27-летний морской офицер и 18-летняя адмиральская дочь сыграли свадьбу. Жить они устроились в Тулоне, куда Кусто был отправлен по долгу службы. В 1938 году у счастливых супругов родился первенец – Жан-Мишель, а еще через два года – младший сын Филипп.
Во время службы в Тулоне Кусто для профилактики руки занялся плаванием, а затем увлекся подводной охотой, близко сойдясь с фанатами этого экзотического вида досуга и своими будущими друзьями на всю жизнь: Филиппом Тайе и Фредериком Дюма. От своего первого погружения под воду в специальных очках, придуманных Тайе, Жак испытал настоящее потрясение: «И вдруг мне открылось поразительное зрелище: подводные скалы, покрытые зарослями водорослей, среди которых плавали в кристально чистой воде неизвестные мне рыбы. Вынырнув за поверхность за воздухом, я увидел автомашины, людей, уличные фонари. Затем снова погрузил лицо в воду, и цивилизованный мир сразу исчез; внизу были джунгли, недоступные взору тех, кто движется над водой» - так писал он об этом первом своем подводном опыте.
Так в одночасье простое
хобби стало настоящим
В сентябре 1939 года началась война. Жака-Ива назначили канониром на крейсер «Дюплекс», где он прослужил до июня 1940 года, даты перемирия между Францией и Германией.
Во время войны Кусто активно сотрудничал с движением Сопротивления – и за участие в успешной операции, в ходе которой были добыты секретные коды итальянского флота, был награжден в 1946 году орденом Почетного легиона. Что интересно – нацисты, как минимум, безразлично взирали на подводные погружения троих молодых людей и не чинили никаких препятствий в испытаниях нового аппарата, по сути предназначенного для подводных диверсий. Возможно, тут сказалось следующее обстоятельство. Памятуя свою давнюю страсть к кино, Кусто поместил кинокамеру в водонепроницаемый бокс и сделал съемки подводной жизни на глубине около 20 метров. Фильм получился небольшим, немногим более 10 минут. Впервые он был представлен публике 10 апреля 1943 года в Париже и заслужил одобрение властей. В результате этого показа и благодаря помощи старшего брата Пьера, сотрудничающего с оккупировавшими Францию нацистами, Кусто получил разрешение на льготные условия для съемок. Кроме того, у него появилась возможность получать кинопленку, строго лимитированную в то время.
Здесь следует сказать, что после войны, когда Пьер как коллаборационист попал под суд, Жак-Ив использовал свои связи с лидерами Сопротивления, чтобы добиться его освобождения. Однако брат от помощи отказался и умер в тюрьме. (По другим сведениям, в 1956 году он все же был выпущен на волю).
Не ошибемся, если скажем, что сделать гениальное изобретение Кусто помог случай. В военные годы на оккупированных территориях Франции весь бензин уходил на нужды рейха, поэтому французам пришлось перевести автомобили на природный газ. Для этого на машины устанавливали специальный редуктор инженера Эмиля Ганьяна. Увидев этот прибор, Кусто подумал: а что если приспособить его к подводному плаванию. Связавшись с Ганьяном, он поставил ему четкую техническую задачу и в январе 1943 года получил готовый аппарат. Горя нетерпением, Жак-Ив сразу же совершил с ним пробное погружение в ледяной воде реки Марны. Устройство в принципе работало, но не совсем так, как хотелось бы. В течение следующих месяцев Ганьян модифицировал его, и в июне 1943 года на Французской Ривьере состоялось историческое погружение, совершившее революцию в исследовании подводного мира. Модель оказалась превосходной в эксплуатации и позволяла погружаться вглубь на несколько десятков метров. Длительность пребывания под водой отныне зависела только от запаса воздуха в баллонах. Название изобретению придумали мгновенно – aqua lung – «водное легкое».
С тех пор колебания насчет своей дальнейшей судьбы у Кусто отпали: теперь он твердо знал, чем будет зарабатывать на жизнь. В 1944 году Кусто создал «Группу подводных исследований», которая бралась за любые подводные работы, в том числе военные заказы: разминировала фарватеры, поднимала секретное оборудование с затонувших кораблей и подлодок. А в 1946 году была зарегистрирована торговая марка «Aqua-Lung» и Кусто стал во главе одноименной фирмы. После публикаций в США статей о «водных легких» он был обеспечен заказами на многие годы вперед. Как автор запатентованного изобретения Жак-Ив получал 5% от всего дохода, что позволяло вести безбедную жизнь и вплотную приступить к реализации своей мечты. Но для этого нужен был еще свой собственный корабль.
Уже давно Кусто был очарован старым минным тральщиком, который носил судьбоносное имя морской нимфы – «Калипсо». Однако, прибыль от продажи аквалангов, пока не позволяла его приобрести. Решить возникшую проблему помог ирландский производитель пива и страстный поклонник подводных исследований Томас Гиннес. Обладая изрядным чувством юмора, в июле 1950 года он приобрел судно на свои средства и сразу же сдал его Кусто в аренду за… один франк в год.
Жак-Ив отремонтировал «Калипсо», внеся в его конструкцию много оригинальных изменений и снабдив самым совершенным на тот момент оборудованием. В ноябре 1951 года, собрав коллектив добровольцев, в который входила также его жена Симона, Кусто начал свою подводную одиссею.
С тех пор девять месяцев
в году команда «Калипсо» занималось
исследовательской
Практически все океанографические исследования в середине XX века велись с поверхности, при помощи драг, тралов, лебедок, так что о морских обитателях ученые судили исключительно по выловленным образцам. Кусто стал изучать океан «изнутри». Первый же снятый им фильм – «В мире безмолвия», после представления в феврале 1956 года произвел фурор: никто до того момента не снимал подводные сцены столь зрелищно и так захватывающе. Перед зрителями, традиционно представлявшими себе океан как враждебную бездну, открывалась совершенно иная Вселенная: населенная необычными существами, раскрашенная в небывалые цвета, подчиняющаяся непривычным законам. Триумф был полный: публика, среди которой находились президент республики, представители конституционных властей, а также послы более тридцати стран полчаса аплодировала стоя.
Разумеется, «В мире безмолвия»
был отобран для показа на кинофестивале
в Каннах, где в номинации «
В том же 1957 году принц Монако Ренье предложил Кусто стать директором знаменитого Океанографического музея княжества. Жак-Ив принял предложение с условием, что сохранит за собой свободу действий во всем. И действительно, его не часто можно было застать в рабочем кабинете. Все текущие вопросы за него решали заместители, сам же он проводил время в путешествиях, руководя музеем по радиосвязи или лично решая принципиально важные вопросы в редкие моменты пребывания на суше.
Вопреки бытующему мнению, Кусто не обладал ни ученой степенью, ни званием. Он не был океанографом и даже никогда не называл себя ученым, но всегда действовал так, как будто был им. Такое положение вещей несколько раздражало некоторых представителей академической науки. Но они не имели такого подводного опыта, как Жак-Ив.
Начиная с 1959 года, большим подспорьем в работе команды «Калипсо» стало ныряющее блюдце. Этот подводный аппарат позволял достигать глубин до 2000 метров. А еще через три года великий исследователь океана приступил к легендарному эксперименту по изучению полноценной жизни под водой – «Преконтинент I», в ходе которого два пловца семь дней жили и работали в подводном доме на глубине 10 метров напротив берегов Марселя. В 1963 году была предпринята операция «Преконтинент II» в Красном море, за ней в 1965 последовала «Преконтинент III». И если совершенно неопровержим тот факт, что эти опыты позволили добиться определенных научных и технических результатов, лучше изучить особенности человеческой психики в условиях закрытого пространства на глубине, то в равной степени они были расценены властями как слишком дорогостоящие. Остановка работ сильно разочаровала Кусто. Правда, утешением за это стал очередной «Оскар» за фильм «Мир без солнца».
В 1972 году проблемы с налогами вынудили Кусто покинуть Францию. Следующие десять лет своей жизни он провел в США. Хотя сказать «провел» не совсем верно. Командора, как называли его друзья, по-прежнему невозможно было застать дома. С верной командой «Калипсо» он открывал для себя мир – земной и подводный. Пожалуй, нет на нашей планете места, где не ступала бы нога этого легендарного человека.
В Америке ближайшим помощником Кусто стал его сын Филипп. Закончив высшие кинематографические курсы, он основал в США собственную киностудию и именно с его помощью была снята первая половина серий «Подводной Одиссеи команды Кусто».
К этому же моменту горизонт семейной жизни Жака-Ива затянуло тучами. Что произошло между супругами доподлинно неизвестно, но привыкший во всем проявлять свою волю командор посчитал себя свободным от обета верности, и в 1976 году в его жизни появилась бортпроводница «Эйр Франс» Франсин Трипле.13 Разница в возрасте между нею и Кусто достигала тридцати шести лет. Несмотря на романтические чувства и двоих общих детей (дочь Диану Франсин родила в 1979 году, сына Пьера-Ива – в 1981), свою новую возлюбленную на «Калипсо» Жак-Ив не допускал. Там по-прежнему безраздельно властвовала Симона.
Обеспокоенный темпами загрязнения Мирового океана неутомимый исследователь глубин в 1977 году в Нью-Йорке создал «Общество Кусто». Эта некоммерческая организация ставила своей целью популяризацию знаний о море, защиту природы и улучшение качества жизни. Мгновенный успех и мощный поток благотворительных взносов побудил открыть филиалы общества в Норфолке и в Лос-Анджелесе. В Норфолке при помощи муниципальных властей планировалось также построить океанографический парк. Но этот проект потерпел полный финансовый крах.