Жак Деррида

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:10, реферат

Краткое описание

В работе представлена биография философа, основные направления философской мысли.

Оглавление

Вступление
1.Биография
2.Общая характеристика философии Дерриды
3.Деконструктивизм
4.Логоцентризм
5.Концепция «грамотологии"
6.Учение о времени
7.Афоризмы Жака Дерриды
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Жак ДЕРРИДА.docx

— 46.01 Кб (Скачать)

Содержание.

Вступление……………………………………………………...…………………2

  1. Биография………………………………………………………………….……4
  2. Общая характеристика философии Дерриды………………………………...8
  3. Деконструктивизм………………………………………………….…………10
  4. Логоцентризм…………………………………………………………………14
  5. Концепция «грамотологии»………………………………………………….15
  6. Учение о времени……………………………………………………………..16
  7. Афоризмы Жака Дерриды……………………………………………………21

Заключение…………………………………….…………………………………22

Список литературы………………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление.

Жак Деррида - французский  философ, один из крупнейших философов  современности, основатель теории деконструктивизма, автор работ «О грамматологии», «Письмо  и различие» и множества других. Он продолжает философию Хайдеггера в попытке логического завершения метафизики. Критически относясь к метафизике, он также развивает наследие Ницше и Фрейда. Как и у этих новаторов, у Деррида критика метафизики выступает одновременно критикой всего западного мышления (включая сциентизацию мыслительной и практической сфер), выросшего из европейской истории и характеризующего современную цивилизацию. Деррида хочет критиковать изнутри, с помощью "деконструкции".

Деррида - основатель "деконструктивизма", однин из наиболее важных философов и еврейских мыслителей прошедшего века. Влияние Дерриды распространялось не только на философию и литературоведение, оно привнесло новые идеи и в иудаику. Последователи Дерриды в США популяризовали изучение мидрашей и применение заложенных в них идей для комментирования литературы самого разного жанра. Благодаря его работам раввинические тексты получили широкое распространение в светских научных кругах, за пределами факультетов иудаики.

Взгляды Дерриды оказали  глубокое влияние не только на континентальную, но и на англо-американскую эстетику, вызвав к жизни йельскую школу  критики. Философские взгляды Дерриды, чья эволюция отмечена смещением  интереса от феноменолого-структуралистских  исследований (60-е гг.) к проблемам  постструктуралистской эстетики (70-е  гг.), а затем — философии литературы (80-90-е гг.), отличаются концептуальной целостностью. Философия остается для  него тем центром-магнитом, который  притягивает к себе гуманитарные науки и который притягивает  к себе гуманитарные науки и искусство, образующие в совокупности единую систему.

Деррида принадлежал к  числу авторов, которые при личной встрече застают читателя врасплох. Он был совсем не тем, каким его  ожидали увидеть. Это был человек  редкой приветливости, очень элегантный, чуткий и ранимый, но умевший чувствовать  себя непринужденно и вести себя открыто с тем, кто внушал ему  доверие и симпатию; это был  человек дружелюбный, расположенный  к дружбе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Биография.

Жак Деррида родился 15 июня 1930 года в Алжире, в маленьком  городке Эль-Биар, недалеко от столицы  страны, в богатой еврейской семье. Он был третьим ребенком своих  родителей. Они назвали его Джеки, предположительно в честь некоего  голливудского актёра (впоследствии, перебравшись в Париж, он поменял  свое имя на более привычное французам  «Жак»). Окружение, в котором он рос, было крайне враждебно настроено  к евреям. Это обстоятельство очень  мешало учебе мальчика в школе: хотя он был первым учеником в классе на протяжении многих лет, в 1942 году его  исключили из лицея. Его выгнали  в первый же день из-за семипроцентной нормы для евреев, которую установил  директор лицея. Правда, через год  он смог снова вернуться в лицей. Однако позднее он сам ушел из него из-за антисемитизма среди сокурсников.

С тринадцати до семнадцати лет Деррида все-таки учился в  школе, однако выпускные экзамены провалил. В течение последующих нескольких лет он занимался самообразованием: читал Руссо, Ницше, Жида, Камю. В  двадцать два года Деррида приехал  в Париж и поступил в Высшую нормальную школу. К этому периоду  относится его знакомство с известными в будущем французскими интеллектуалами: Мишелем Фуко, Луи Альтюссером, Полем  Бурдье и др. С 1960 по 1964 год Деррида  преподавал в Сорбонне, начал публиковать  статьи в журналах "Критика" и "Тель кель".

В 1966 году философ получил  приглашение участвовать в работе коллоквиума Джона Гопкинса в  США. Его лекция "Структура, знак и игра в гуманитарных науках" произвела настоящий фурор. На этом коллоквиуме он познакомился с Ж. Лаканом, Р. Бартом, Л. Гольдманом. Здесь  впервые была озвучена его "деконструкция", ставшая самой модной интеллектуальной идеей конца 20 века.

В 1967 году на заседании Французского философского общества Деррида прочитал доклад "Развлечение". Тогда же вышли первые его три книги: "О  грамматологии", "Письмо и развлечение", "Голос и явление". Идеи автора стали чрезвычайно популярными за пределами Франции: он преподавал и получал почетные докторские степени в десятках университетов, читал лекции во многих странах мира. 1970-х годах идеи Дерриды стали чрезвычайно распространены в американских университетах. В самой же Франции для него оставались закрыты все двери: например, как-то в начале 1980-х Министерство образования просто упразднило профессорский пост, на который он претендовал.

В 1968 году Жак Деррида  был участником демонстраций. Потом много ездил по Европе, часто встречался с Морисом Бланшо, которого очень почитал как философа и писателя.

В 1972 году вышли в свет еще три книги Дерриды: "Рассеяние", "Поля философии", "Позиции". В этом же году философ окончательно порвал отношения со структуралистической группой "Тель кель". В 1974 году основал  Группу по исследованию философского образования во Франции. С середины 1970-х начал работать в Йельском университете.

В 1979 году впервые в прессе появились фотографии Дерриды. До этого  он всегда запрещал публиковать свои фотографии. В 1980 году Деррида защитил  в Сорбонне диссертацию.

В 1981 году Деррида стал вице-президентом  Ассоциации Яна Гуса. Целью Ассоциации была защита чешских интеллектуалов-диссидентов. Деррида проводил в Праге тайные семинары.

В 1983 году Деррида всесте с Ф. Шатле и Д. Лекуром основал  Международный философский колледж  и стал его первым директором.

С 1989 года начали быстро развиваться  деконструктивистские исследования по философии и теории права.

В феврале 1990 года Деррида  приехал в Москву по приглашению  Института философии АН СССР, выступал в Академии наук СССР и Московском университете, проводил семинары. Результатом этой поездки стала книга философа ”Back from Moscow, in the USSR”. Вернувшись во Францию он организовал тематическую выставку в Лувре "Воспоминания слепых".

Один из ведущих философов  Франции, Жак Деррида, скончался 9 октября 2004 года в Париже в возрасте 74 лет. Философ скончался в больнице, куда он был госпитализирован в связи с раком поджелудочной железы.

Отзываясь на известие о  смерти философа, президент Франции  Жак Ширак опубликовал заявление, в котором он пишет, что «в лице Жака Дерриды Франция дала миру одного из величайших философов современности ». «Его труды, - продолжает французский президент, - читали, ими восхищались, их переводили, изучали и обсуждали во всем мире». «С огромной грустью я узнал о кончине этого великого мыслителя », - завершает Жак Ширак.

Основные сочинения Жака Дерриды: «Нечто, относящееся к грамматологии» (1967), «Голос и явление» (1967), «Письмо и различие» (1967), «Поля философии» (1972), «Рассеивание» (1972), «Позиции» (1972), «Похоронный звон» (1974), «Шпоры. Стили Ницше» (1978), «Почтовая открытка. От Сократа к Фрейду и далее» (1980), «Психея: изобретения другого» (1987), «И подписано: Понж» (1988), «Призраки Маркса» (1993), «Хора» (1993), «Сила закона» (1994), «Монолингвизм другого» (1996), «Прощайте – Эммануил Левинас» (1997), «Местопребывание. Морис Бланшо» (1998) и др.

Деррида -  очень плодовитый автор: за сорок лет написал и  напечатал сорок книг. Однако более  всего известны странные, философски шокирующие утверждения мыслителя: “восприятия не существует”, “вначале был телефон”, “не исключено, что  я мертв”, “секрет в том, что  понимать нечего” и т. п.

В отличие от многих мыслителей Деррида занимался не только наукой, но и активно участвовал в общественной жизни. В частности, он защищал права  иммигрантов во Франции, боролся  с апартеидом в Южной Африке и  выступал в поддержку диссидентов в Чехословакии. Также он снялся в 1982 году в фильме Кена Макмаллена ”Ghost Dance” (“Танец духов”), а в 1986 году вместе с американцем Питером Эйзенманом спроектировал парк в районе Виллет.

Жака Дерриду можно  назвать самым модным философом  конца 20 столетия, хотя пониманием его  книг может похвастаться далеко не каждый. Тем не менее, они пользуются довольно большой популярностью, в основном в США, - именно там Деррида и стал культовой фигурой в современной философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика философии Дерриды.

Деррида испытал влияние идей Гуссерля и Хайдеггера. Приобрел известность своей критикой метафизичности форм европейского сознания и культуры, связанной согласно Дерриде, с господством принципа «бытия как присутствия», абсолютизирующего настоящее время.

Философия Дерриды была частью послевоенного "духа времени", отвергавшего модернизм и структурализм –  проще говоря, идею прогресса и  существование реальных сущностей.

Основные положения философии  Дерриды.

1) Деррида демонстрирует  живучесть логоцентризма в западной  мысли и неразрешимость его  парадоксов, а также маловероятность  его преодоления, поскольку любая  критика логоцентризма опирается,  в конечном счете, на логоцентрические  понятия. 

2) Деррида указывает на  важность элементов, кажущихся  маргинальными, и на зависимость  систем от того, что они вытесняют  и подавляют. 

3) Деррида разрабатывает  технику интерпретации, необычную  для философии, поскольку она  использует ресурсы риторики  текста, и продуктивную для литературной  критики, исследующей язык и  его парадоксальность.

4) Хотя Деррида не предлагает  собственной теории языка, его  деконструкция других теорий  показывает, что значение является  продуктом языка, а не его  источником, и что оно никогда  не может быть вполне определенным, поскольку является результатом  контекстуальных сил, которые  не могут быть ограничены.

5) Наконец, работы Деррида  ставят под сомнение различные  понятия, на которых мы привыкли  основываться, такие, как происхождение,  присутствие, человеческое Я,  показывая, что они скорее результаты, нежели чистые данности или  основания. 

Работы Дерриды будут  продолжать оказывать влияние на иудаику и еврейскую философию, несмотря на то, что деконструктивизм уже не является модной в академических  кругах концепцией, превратившись в  объект исследования историков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Деконструктивизм.

Условие преодоления европейской метафизики Деррида видит в отыскании ее исторических истоков посредством аналитического расчленения («деконструкции») самых различных текстов гуманитарной культуры, выявления в них опорных понятий (прежде всего – понятия бытия), а также слоя метакультурных эпох.

В оригинальной философской  концепции, известной как деконструктивизм, Деррида интерпретирует мотивы философских размышлений Г. Гегеля, Ницше, Гуссерля, Фрейда, Хайдеггера и др. Объектом ревизии для Дерриды становится вся классическая западно–европейская философская традиция.

Изложение основ нового метода содержится в его знаменитой книге "О грамматологии" (1967) и включает критическую рефлексию традиций метафизики, понимаемой как позитивное смыслостроительство. Деконструкция  нацелена на преодоление метафизических смыслов, содержащихся в тексте. Деррида образно сравнивает деконструкцию с волшебной дверью в Зазеркалье Алисы, где начинается путаница смыслов и измерений. С его точки зрения, западноевропейское мышление не может выйти из выбранного круга проблем, пытаясь ответить на одни и те же вопросы, решить одни и тe же задачи. Философия Западной Европы обусловлена предшествующими идеями и способами их выражения и обоснования. Это проявляется в философских категориях, в системе их субординации. Именно категории задают метод описания, рассмотрения, объяснения, определяя предмет, объект и субъект. Поэтому единственное средство выйти за пределы навязанных смыслов — их деконструкция с помощью глубинного анализа языка. Это откроет возможность спонтанного мышления, свободной комбинаторики категорий, обретения смыслов в процессе философствования. Деконструкция направлена на уничтожение "привнесенного", связанного с исторической и культурной традицией. Она нацелена против историзма, линейности, прогресса. История в деконструктивизме тождественна речи, практике, памяти, контексту.

Информация о работе Жак Деррида