Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:10, реферат
В работе представлена биография философа, основные направления философской мысли.
Вступление
1.Биография
2.Общая характеристика философии Дерриды
3.Деконструктивизм
4.Логоцентризм
5.Концепция «грамотологии"
6.Учение о времени
7.Афоризмы Жака Дерриды
Заключение
Список литературы
Содержание.
Вступление……………………………………………………
Заключение…………………………………….……………
Список литературы…………………………………
Вступление.
Жак Деррида - французский
философ, один из крупнейших философов
современности, основатель теории деконструктивизма,
автор работ «О грамматологии», «Письмо
и различие» и множества
Деррида - основатель "деконструктивизма", однин из наиболее важных философов и еврейских мыслителей прошедшего века. Влияние Дерриды распространялось не только на философию и литературоведение, оно привнесло новые идеи и в иудаику. Последователи Дерриды в США популяризовали изучение мидрашей и применение заложенных в них идей для комментирования литературы самого разного жанра. Благодаря его работам раввинические тексты получили широкое распространение в светских научных кругах, за пределами факультетов иудаики.
Взгляды Дерриды оказали
глубокое влияние не только на континентальную,
но и на англо-американскую эстетику,
вызвав к жизни йельскую школу
критики. Философские взгляды Дерриды,
чья эволюция отмечена смещением
интереса от феноменолого-
Деррида принадлежал к числу авторов, которые при личной встрече застают читателя врасплох. Он был совсем не тем, каким его ожидали увидеть. Это был человек редкой приветливости, очень элегантный, чуткий и ранимый, но умевший чувствовать себя непринужденно и вести себя открыто с тем, кто внушал ему доверие и симпатию; это был человек дружелюбный, расположенный к дружбе.
Жак Деррида родился 15 июня
1930 года в Алжире, в маленьком
городке Эль-Биар, недалеко от столицы
страны, в богатой еврейской семье.
Он был третьим ребенком своих
родителей. Они назвали его Джеки,
предположительно в честь некоего
голливудского актёра (впоследствии,
перебравшись в Париж, он поменял
свое имя на более привычное французам
«Жак»). Окружение, в котором он рос,
было крайне враждебно настроено
к евреям. Это обстоятельство очень
мешало учебе мальчика в школе: хотя
он был первым учеником в классе
на протяжении многих лет, в 1942 году его
исключили из лицея. Его выгнали
в первый же день из-за семипроцентной
нормы для евреев, которую установил
директор лицея. Правда, через год
он смог снова вернуться в лицей.
Однако позднее он сам ушел из него
из-за антисемитизма среди
С тринадцати до семнадцати
лет Деррида все-таки учился в
школе, однако выпускные экзамены провалил.
В течение последующих
В 1966 году философ получил
приглашение участвовать в
В 1967 году на заседании Французского философского общества Деррида прочитал доклад "Развлечение". Тогда же вышли первые его три книги: "О грамматологии", "Письмо и развлечение", "Голос и явление". Идеи автора стали чрезвычайно популярными за пределами Франции: он преподавал и получал почетные докторские степени в десятках университетов, читал лекции во многих странах мира. 1970-х годах идеи Дерриды стали чрезвычайно распространены в американских университетах. В самой же Франции для него оставались закрыты все двери: например, как-то в начале 1980-х Министерство образования просто упразднило профессорский пост, на который он претендовал.
В 1968 году Жак Деррида был участником демонстраций. Потом много ездил по Европе, часто встречался с Морисом Бланшо, которого очень почитал как философа и писателя.
В 1972 году вышли в свет еще три книги Дерриды: "Рассеяние", "Поля философии", "Позиции". В этом же году философ окончательно порвал отношения со структуралистической группой "Тель кель". В 1974 году основал Группу по исследованию философского образования во Франции. С середины 1970-х начал работать в Йельском университете.
В 1979 году впервые в прессе появились фотографии Дерриды. До этого он всегда запрещал публиковать свои фотографии. В 1980 году Деррида защитил в Сорбонне диссертацию.
В 1981 году Деррида стал вице-президентом
Ассоциации Яна Гуса. Целью Ассоциации
была защита чешских интеллектуалов-
В 1983 году Деррида всесте
с Ф. Шатле и Д. Лекуром основал
Международный философский
С 1989 года начали быстро развиваться деконструктивистские исследования по философии и теории права.
В феврале 1990 года Деррида приехал в Москву по приглашению Института философии АН СССР, выступал в Академии наук СССР и Московском университете, проводил семинары. Результатом этой поездки стала книга философа ”Back from Moscow, in the USSR”. Вернувшись во Францию он организовал тематическую выставку в Лувре "Воспоминания слепых".
Один из ведущих философов Франции, Жак Деррида, скончался 9 октября 2004 года в Париже в возрасте 74 лет. Философ скончался в больнице, куда он был госпитализирован в связи с раком поджелудочной железы.
Отзываясь на известие о
смерти философа, президент Франции
Жак Ширак опубликовал
Основные сочинения Жака Дерриды: «Нечто, относящееся к грамматологии» (1967), «Голос и явление» (1967), «Письмо и различие» (1967), «Поля философии» (1972), «Рассеивание» (1972), «Позиции» (1972), «Похоронный звон» (1974), «Шпоры. Стили Ницше» (1978), «Почтовая открытка. От Сократа к Фрейду и далее» (1980), «Психея: изобретения другого» (1987), «И подписано: Понж» (1988), «Призраки Маркса» (1993), «Хора» (1993), «Сила закона» (1994), «Монолингвизм другого» (1996), «Прощайте – Эммануил Левинас» (1997), «Местопребывание. Морис Бланшо» (1998) и др.
Деррида - очень плодовитый автор: за сорок лет написал и напечатал сорок книг. Однако более всего известны странные, философски шокирующие утверждения мыслителя: “восприятия не существует”, “вначале был телефон”, “не исключено, что я мертв”, “секрет в том, что понимать нечего” и т. п.
В отличие от многих мыслителей Деррида занимался не только наукой, но и активно участвовал в общественной жизни. В частности, он защищал права иммигрантов во Франции, боролся с апартеидом в Южной Африке и выступал в поддержку диссидентов в Чехословакии. Также он снялся в 1982 году в фильме Кена Макмаллена ”Ghost Dance” (“Танец духов”), а в 1986 году вместе с американцем Питером Эйзенманом спроектировал парк в районе Виллет.
Жака Дерриду можно назвать самым модным философом конца 20 столетия, хотя пониманием его книг может похвастаться далеко не каждый. Тем не менее, они пользуются довольно большой популярностью, в основном в США, - именно там Деррида и стал культовой фигурой в современной философии.
Деррида испытал влияние идей Гуссерля и Хайдеггера. Приобрел известность своей критикой метафизичности форм европейского сознания и культуры, связанной согласно Дерриде, с господством принципа «бытия как присутствия», абсолютизирующего настоящее время.
Философия Дерриды была частью послевоенного "духа времени", отвергавшего модернизм и структурализм – проще говоря, идею прогресса и существование реальных сущностей.
Основные положения философии Дерриды.
1) Деррида демонстрирует
живучесть логоцентризма в
2) Деррида указывает на
важность элементов, кажущихся
маргинальными, и на
3) Деррида разрабатывает
технику интерпретации,
4) Хотя Деррида не предлагает
собственной теории языка, его
деконструкция других теорий
показывает, что значение является
продуктом языка, а не его
источником, и что оно никогда
не может быть вполне
5) Наконец, работы Деррида
ставят под сомнение различные
понятия, на которых мы
Работы Дерриды будут продолжать оказывать влияние на иудаику и еврейскую философию, несмотря на то, что деконструктивизм уже не является модной в академических кругах концепцией, превратившись в объект исследования историков.
Условие преодоления европейской метафизики Деррида видит в отыскании ее исторических истоков посредством аналитического расчленения («деконструкции») самых различных текстов гуманитарной культуры, выявления в них опорных понятий (прежде всего – понятия бытия), а также слоя метакультурных эпох.
В оригинальной философской
концепции, известной как
Изложение основ нового метода содержится в его знаменитой книге "О грамматологии" (1967) и включает критическую рефлексию традиций метафизики, понимаемой как позитивное смыслостроительство. Деконструкция нацелена на преодоление метафизических смыслов, содержащихся в тексте. Деррида образно сравнивает деконструкцию с волшебной дверью в Зазеркалье Алисы, где начинается путаница смыслов и измерений. С его точки зрения, западноевропейское мышление не может выйти из выбранного круга проблем, пытаясь ответить на одни и те же вопросы, решить одни и тe же задачи. Философия Западной Европы обусловлена предшествующими идеями и способами их выражения и обоснования. Это проявляется в философских категориях, в системе их субординации. Именно категории задают метод описания, рассмотрения, объяснения, определяя предмет, объект и субъект. Поэтому единственное средство выйти за пределы навязанных смыслов — их деконструкция с помощью глубинного анализа языка. Это откроет возможность спонтанного мышления, свободной комбинаторики категорий, обретения смыслов в процессе философствования. Деконструкция направлена на уничтожение "привнесенного", связанного с исторической и культурной традицией. Она нацелена против историзма, линейности, прогресса. История в деконструктивизме тождественна речи, практике, памяти, контексту.