Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:52, биография
Иван IV Васильевич Грозный (1530-1586). С 1533г.– великий князь московский, с 1547г.- царь. Годы его правления ознаменовались почти беспрерывными войнами - вначале удачными: завоевание Казанского ханства(1552) и Астраханского (1556), а затем изнурительной 25-летней Ливонской войной, из которой Россия вышла с огромными потерями. Не добившись не каких результатов.
Иван IV Васильевич Грозный
(25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва)
Детство
и юность Ивана
Грозного.
Двадцатилетний
брак великого князя Московского
Василия III с Соломонией Сабуровой был
бесплоден. Винить в этом только Соломонию
нет достаточных оснований. Известный
оппонент Ивана Грозного - изменник князь
Андрей Курбский написал, что отец его
врага Василий III искал знахарок и колдунов,
которые помогли бы ему приобрести мужскую
силу. В конце концов великому князю с
помощью митрополита Даниила и покорной
части духовенства удалось отправить
законную жену в монастырь против ее воли
и жениться на юной обворожительной литовской
княжне Елене Глинской.
Этот промежуток
доставил стареющему князю немало хлопот.
И вот, наконец, Елена оказалась
беременной. Какой-то юродивый Домитиан
объявил ей, что она будет матерью Тита,
широкого ума, и 25 августа 1530 года в 7-ом
часу ночи действительно родился сын,
названный затем Иваном. Пишут, что в ту
самую минуту земля и небо потряслись
от неслыханных громовых ударов. Но это
было воспринято как добрый знак. Все города
отправили в Москву послов с поздравлениями.
Но царь после рождения сына прожил совсем
недолго. Он умер в 1534 году, и власть перешла
к Елене Глинской. В 1538 году и она скончалась,
отравленная, как принято считать, крамольными
боярами. Власть захватили бояре во главе
с Шуйскими. Ивана воспитывали великие
и гордые бояре на свою и на детей своих
беду, стараясь угодить ему во всяком наслаждении.
В 1540 году по инициативе митрополита Иоасафа , освобождены были князь Бельский, занявший место князя Ивана Шуйского, удаленного на воеводство, и удельный князь Владимир Андреевич Старицкий с матерью. В 1542 году - новый переворот в пользу Шуйских, в котором погиб Бельский, поплатился кафедрой митрополит Иоасаф, замененный архиепископом новгородским Макарием . Глава кружка, князь Андрей Михайлович Шуйский, устранял возможные на Ивана влияния со стороны не принадлежавших к кружку лиц в крайне грубых формах (расправа с Семеном Воронцовым во дворце на глазах Ивана). В 1543 году царь впервые показал свой характер, велев схватить главного из Шуйских - Андрея. В 1543 году 13-летний Иван восстал против бояр, отдал на растерзание псарям князя Андрея Шуйского, и с тех пор бояре начали бояться Ивана. Власть перешла к Глинским - Михаилу и Юрию, дядям Ивана, устранявшим соперников ссылками и казнями и вовлекавшим в свои меры юного великого князя, играя на жестоких инстинктах, и даже поощряя их в Иване. Не зная семейной ласки, страдая до перепуга от насилия в окружавшей среде в житейские будни, Иван с 5 лет выступал в роли могущественного монарха в церемониях и придворных праздниках: превращение собственной позы сопровождалось таким же превращением ненавидимой среды - первые наглядные и незабываемые уроки самодержавия. Направляя мысль, они воспитывали литературные вкусы и читательскую нетерпеливость. В дворцовой и митрополичьей библиотеке, Иван книгу не прочитывал, а из книги вычитывал все, что могло обосновать его власть и величие прирожденного сана в противовес личному бессилию перед захватом власти боярами. Ему легко и обильно давались цитаты, не всегда точные, которыми он пестрил свои писания; за ним репутация начитаннейшего человека XVI века и богатейшей памяти. Венчание на царство Ивана IV Грозного. На семнадцатом году жизни, Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться и также он выступил с речью о том, что хочет принять титул царя. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как "принц" или даже "великий герцог". Титул же "царь" или совсем не переводили, или переводили как "император". Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Захарьиной-Романовой. Союз с такой женщиной если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение. На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей. Но ряд крупных пожаров в Москве весной - летом 1547 года прерывают столь торжественно начавшееся царствование Ивана IV. Восстание против Глинских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли ее. Одним из сильных впечатлений царя в юности были "великий пожар" и Московское восстание 1547 года. Наибольшее опустошение произвел пожар 21 июня 1547 года, продолжавшийся 10 часов. Выгорела основная территория Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек. В бедствиях обвинили стоящих у власти Глинских. По городу разошелся слух, что бабка царя Анна Глинская, оборотясь птицей, летала по городу, "вымала сердца человеческие да клала в воду, та тою водою, ездячи по Москве, да кропила", от чего и был пожар.
Другой слух,
подогревший страсти, - о походе на
Русь крымского хана. Царь с двором
вынужден был уехать в подмосковное
село Воробьево, Глинские - Михаил и
Анна - бежать в подмосковные монастыри.
Открытое восстание началось 26 июня.
После вечевого сбора горожане двинулись
в Кремль и потребовали выдачи
Глинских, Были разгромлены их дворы,
убит один из Глинских - Юрий. Избранная Рада. Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей, окружавших в то время Ивана IV. Одним из них был митрополит Макарий, образованнейший человек того времени, активно участвовавший в государственной деятельности 40-50-х годов. Другим приближенным стал священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. В окружении Ивана IV находился и незнатный по происхождению дворянин Алексей Федорович Адашев. К началу 1549 года влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства, названного впоследствии Андреем Курбским "Избранной Радой". Сильвестр "детскими страшилами" по выражению Ивана, толкнул его на путь покаяния и попытки очистить себя и страну от всякого зла с помощью новых советников, которые были подобраны по указаниям Сильвестра и составили "избранную раду", заслонившую собою боярскую думу в текущем управлении и законодательстве. Ее значение бесспорно для 50-х годов, но не безгранично, так как осложнялось и ослаблялось влияниями Захарьиных и митрополита Макария. В сохранившихся известиях совершенно скрыта та большая подготовительная работа, которая началась с этого времени, с 1550 года позволила осуществить ряд крупных государственных мероприятий и захватила не только самого Ивана и его сотрудников, но и в неправительственные круги общества, вызвав в нем обсуждение основных вопросов внутренней и внешней политики обновляющегося Московского царства. Затрагивались и разноречиво решались вопросы о значении светской аристократии, крупного землевладения, духовенства, монастырей, поместного класса, самодержавия, земского собора и др. Личное участие Ивана сообщило первому правительственному выступлению на пути реформ некоторый внешний драматизм и обратило его в осуждение эпохи боярского правления и малолетства царя, которая оценивалась как время государственного нестроения и народных страданий. С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также успехи внешней политики России в середине XVI века Кроме них, в разработке и проведении реформ также участвовали "думцы" Захарьины, Д.И.Курлятев, И.В.Шереметев, А.И.Курбский. Реформы центральных и местных органов власти при Иване Грозном. К февралю 1549 года
относится начало деятельности на Руси
Земских соборов - сословно-представительных
органов. "Земские соборы, - писал
Л.В.Черепнин, - это орган,пришедший
на смену вечу", воспринявший древнерусские
"традиции участия общественных групп
в решении правительственных вопросов",
но заменивший "элементы демократизма
началами сословного представительства".
Местное управление
не представляло собой единообразия,
а принимало различные формы
в зависимости от социального
состава той или иной местности. Реформы в социально-экономической сфере при Иване Грозном. Уже в Судебнике
1550 года затрагиваются существенные
вопросы землевладения. В частности,
принимаются постановления, затрудняющие
дальнейшее существование вотчинных земель.
Однако главные
изменения в социально- Военные преобразования при Иване Грозном. Основу вооруженных
сил составляло теперь конное ополчение
землевладельцев. Помещик или вотчинник
должен был выходить на службу "конно,
людно и оружно". Кроме них, существовали
служилые люди "по прибору" (набору):
городская стража, артиллеристы, стрельцы.
Сохранялось и ополчение крестьян и горожан
- посоха, несшая вспомогательную службу. Присоединение Астраханского и Казанского ханства. Первоочередной
задачей в середине XVI века стала
борьба с Казанским ханством, непосредственно
граничившим с русскими землями
и державшим в своих руках
волжский торговый путь. Первоначально
казанский вопрос пытались решить дипломатическим
путем, посадив на престол московского
ставленника. Однако это закончилось
неудачей, как, впрочем, и первые походы
(1547- 1548; 1549-1550).
В результате взрывов
бочек пороха, заложенных в подкопы,
был разрушен большой участок
стены, и 2 октября Казань была взята
штурмом. Освоение Сибири. Присоединение Поволжья создало также предпосылки для дальнейшего освоения земель на востоке. Теперь путь лежал в Сибирь, привлекавшую громадными запасами пушнины. В 50-х годах XVI века сибирский хан Едигер признал себя вассалом России, но пришедший затем к власти хан Кучум разорвал эти отношения. Большую роль в продвижении в Сибирь сыграли купцы и промышленники Строгановы, получившие обширные владения по рекам Каме и Чусовой. Для охраны своих владений они построили ряд городов-крепостей, создали населенные "охочими людьми" - казаками - военные гарнизоны. Около 1581-1582 годов (относительно этой даты существуют разногласия) Строгановы снарядили за Урал военную экспедицию казаков и ратных людей из городов. Во главе этого отряда (около 600 человек) стал атаман Ермак Тимофеевич.
Перейдя Уральские горы, он дошел до Иртыша, а под самой столицей Кучума - Кашлык - состоялось решающее сражение. Разноплеменное ханское войско не выдержало казачьего натиска и разбежалось. Ермак вошел в Кашлык и стал собирать ясак (дань) с сибирских жителей. Однако победа казаков оказалась непрочной, к тому же через несколько лет Ермак погиб. Поход его не привел к непосредственному присоединению Сибири, но начало этому было положено. Уже со второй половины 80-х годов в западной части Сибири строятся города и крепости: Тюмень, Тобольский острог, Сургут, Томск. Административным центром Сибири становится Тобольск, куда назначался воевода. Он ведал сбором ясака, наблюдал за торговлей и промыслами, в его распоряжении находились стрельцы, казаки, другие служилые люди. В Сибирь двинулись и колонизационные потоки русского крестьянства, принесшие с собой и традиции русского земского самоуправления. Судебник 1550 года. На первом Земском
соборе, Иван IV Грозный принял решение
о создании нового правового кодекса
- Судебника. В основу был положен
предыдущий Судебник 1497 года. Стоглавый собор 1551 года. Процесс усиления
государственной власти неизбежно
вновь выдвигал вопрос о положении
церкви в государстве. Царская власть,
источники доходов которой были
немногочисленными, а расходы велики,
с завистью смотрела на богатства
церквей и монастырей.
По решению
собора прекратилось царское вспомоществование
монастырям, имеющим села и другие
владения. Стоглав запретил из монастырской
казны давать деньги в "рост" и
хлеб в "насп", т.е. - под проценты,
чем лишил монастыри постоянного дохода. |