Великобритания. Политика, экономика, история, географическое положение, культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:59, доклад

Краткое описание

Страна расположенная на Британских островах у северо-западных берегов континентальной Европы, традиционно называется (по имени крупнейшего острова) Великобританией, а по названию исторической части -Англией.
Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и
Северной Ирландии.

Оглавление

I. «Визитная карточка» страны.

1.Основное сведение о стране, её положение в современном мире.

2.Форма государства (форма правления и территориально –государственного устройства).

3.Государственная символика страны (герб, флаг).
II.Экономико – и политико – географическое положение страны.

1.Экономико – и политико – географическая ситуация в субрегионе и регионе расположения страны.

2.Сухопутные соседи; уровень их социально – экономического развития;характер отношения сними.

3.Оценка морских рубежей страны (близость к важнейшим мировым торговым путям, наличие естественных бухт, доступность для крупных судов и т. д.).
III.Историка – географические особенности развития страны (характеристика важнейших этапов развития с точки зрения формирования территории, населения и хозяйства).
IV.Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.

1.Возможности для развития промышленности.

2. Возможности для развития сельского хозяйства.

3.Рекреационные ресурсы.
V.Население страны.

1.Формирование современного населения.

2.Расовый,этнический и национальный состав населения.

3.Внешниемиграции населения.

4.Размещение и расселение. Внутренние миграции.

5.Религиозные и культурные традиции.

6.Урбанизация и сельское хозяйство.
VI.Общая характеристика хозяйства.

1.Ресурсная база хозяйства(природные, человеческие и капиталистические ресурсы).

2.Масштабы хозяйства (валовой продукт страны) в сравнении с другими странами.

3.Структура хозяйства(соотношение первичной ,вторичной и нематериальной сфер или же доля сельского хозяйства, промышленности и других видов хозяйственной деятельности).

4.Уровень развития хозяйства, который можно выявить по размерам валовой продукции на душу населения или по производительности труда.

Файлы: 1 файл

великобритания.docx

— 176.65 Кб (Скачать)

Для развития экономики  Великобритании исключительное значение имеет вывоз промышленных товаров  и экспорт "услуг" капиталистическому миру, которые вместе дают 26% валового национального продукта. Важной статьей  дохода британских международных монополий  был и остается вывоз капитала в другие страны.

С образование мирового социалистического лагеря и независимых  национальных государств в Азии, Африке и Латинской Америке многие связи  британского капитала оборвались, но общие размеры заграничных инвестиций Великобритании растут, превысив даже по номинальной стоимости 20 млрд. ф. ст.

С переориентацией  британской промышленности на новейшие отрасли для ее развития внешний  рынок стал играть большую роль, чем дешевая рабочая сила. 
В последнее время этот рынок британские монополии находят в развитых капиталистических странах, доля которых в вывозе британского капитала превысила 3/5. Все еще велик экспорт капитала Великобритании в развивающиеся страны: на нее приходится почти половина капитала вывозимого в эти страны западноевропейскими государствами. В то же время быстро растут вклады иностранных монополий в экономику Великобритании.

Национализация по-капиталистически, проведенная в конце 40-х годов  в электроэнергетике, угольной и  газовой промышленности, на железнодорожном  и в автомобильном транспорте, принесла выгоды монополистам: одним - огромные компенсации с ежегодными процентами, другим - низкие цены на продукцию  этих отраслей. Именно поэтому многие национализированные предприятия  работали с убытками, от чего страдали в первую очередь рабочие, которым  под предлогом экономии отказывали в повышении зарплаты.

Потеряв почти все  свои колонии, Великобритания утратила многие экономические преимущества: безраздельный контроль над богатейшими  мировыми месторождениями - цветных  металлов, нефти, важными источниками  натурального каучука, дешевой сельскохозяйственной продукции, гарантированные рынки  сбыта промышленных товаров и  безграничные возможности вывоза капитала на все континенты. Будучи должником  США и их "младшим" партнером  и взяв на себя значительные расходы  по НАТО, Великобритания вынуждена  мириться с проникновением в ее экономику  американского капитала, роль которого возрастает с каждым годом. Деньги магнатов из-за океана вкладываются преимущественно в быстро развивающиеся современные отрасли промышленности. 
Американскими фирмами выпускается свыше половины автомобилей, 3/ 5 ЭВМ и такая же доля медикаментов. Более половины компаний, занятых разведкой месторождений нефти и газа в Северном море - также американские. 
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится 1/3 всех занятых. Она  использует в основном привозное  сырье и все более ориентируется  на внешний рынок. С одной стороны, для 
Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. к первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений  промышленников. Небольшое число  огромных компаний контролирует в них  практически все производство. Самые  крупные промышленные монополии  страны - 
"Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и 
"Дженерал Электрик компани", в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть  промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном  промышленном поясе, включающем графства от Лондона до 
Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых  развивались старые производства и  традиционные отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая  часть Шотландии, 
Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

В течение последних  лет британское правительство стремится  проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое  сдерживание концентрации населения  и промышленности в чрезмерно  разросшихся конурбациях, а с  другой - на содействие подъему старых промышленных районов с большой  долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие  районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные  кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий,выплаты налогов и т. д.

Все эти меры несколько  уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке  столичных агломераций, прежде всего 
Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности.

Однако в целом  региональная политика не принесла ожидавшихся  результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих  районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения  и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов,и  прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается  борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров  и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы прудящихся отстающих  районов стоят далеко не на первом месте. Главная отрасль горнодобывающей  промышленности Великобритании -добыча каменного угля. Она ведется уже  три столетия. Вплоть до 1910 г.британский уголь господствовал на мировом  рынке. Однако с 1913 г. , когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т. , добыча неуклонно снижается.

Добыча угля в  течение столетий полностью обеспечивала хозяйство 
Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. 
Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа,новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива.

Тем не менее уголь  все же остается одним из ведущих  видов топлива в стране. 
Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти,дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

Потребление угля в  Великобритании несколько увеличилось  в последние годы в связи с  повышением мировых цен на нефть.

Британская нефтеперерабатывающая  промышленность пока еще зависит  от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважины в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти  и газа из-под Северного моря - новая,процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из 
Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, 
Нидерландов и Венесуэлы.

Крупнейшие нефтеперерабатывающие  заводы расположены у глубоководных  морских портов у Саутгемптона, в  Чешире, в устьях Темзы, Трента и  Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены  с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в  Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам  в устье р. Тис и в заливе Ферт -Оф-Форт проведены нефтепроводы.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу  газ достигает восточного побережья  острова Великобритания в районе Исингтона и Йоргшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые  дают 1 6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает  из природных источников.

Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер  каолина (белой глины,из которой  делают фарфор); здесь в очень  крупных масштабах добывают и  другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добычи вольфрама, меди и золота из вновь  разведанных месторождений. Возможно даже,что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама. 
Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь 
Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества,кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Великобритания полностью  обеспечивает себя электроэнергией. 86%электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% 
- гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС 
(мощностью более 1 млн. кВт) находятся на р. Трент и около Лондона.

Гидростанции, как  правило, небольшие, расположены они  в основном на 
Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.

Больше всего энергии  потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место  в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных  условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. 
Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на 
Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сталеплавильная индустрия  Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому  современные сталеплавильные заводы обычно 
"привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Британская цветная  металлургия - одна из крупнейших в  Европе. Она работает почти целиком  на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт  чугуна и стали. Великобритания - также  один из основных поставщиков таких  металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др. , которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США  и 
Германия.

Главный район цветной  металлургии - Западный Мидленд, где  много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и  обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове  Англси, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они  обеспечивают более половины потребности  отрасли в первичном алюминии. 
Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной  отрасли британской промышленности - машиностроении работает 
1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на 
Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Великобритания - самый  крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин  повышенной проходимости марки "Лендровер". Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР. Почти все серийные легковые и  грузовые автомашины выпускаются несколькими  крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной  американской компании "Крайслер Ю. К. " и дочерними американскими  фирмами 
"Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на 
Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмигеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, 
Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Информация о работе Великобритания. Политика, экономика, история, географическое положение, культура