Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:59, доклад
Страна расположенная на Британских островах у северо-западных берегов континентальной Европы, традиционно называется (по имени крупнейшего острова) Великобританией, а по названию исторической части -Англией.
Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и
Северной Ирландии.
I. «Визитная карточка» страны.
1.Основное сведение о стране, её положение в современном мире.
2.Форма государства (форма правления и территориально –государственного устройства).
3.Государственная символика страны (герб, флаг).
II.Экономико – и политико – географическое положение страны.
1.Экономико – и политико – географическая ситуация в субрегионе и регионе расположения страны.
2.Сухопутные соседи; уровень их социально – экономического развития;характер отношения сними.
3.Оценка морских рубежей страны (близость к важнейшим мировым торговым путям, наличие естественных бухт, доступность для крупных судов и т. д.).
III.Историка – географические особенности развития страны (характеристика важнейших этапов развития с точки зрения формирования территории, населения и хозяйства).
IV.Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
1.Возможности для развития промышленности.
2. Возможности для развития сельского хозяйства.
3.Рекреационные ресурсы.
V.Население страны.
1.Формирование современного населения.
2.Расовый,этнический и национальный состав населения.
3.Внешниемиграции населения.
4.Размещение и расселение. Внутренние миграции.
5.Религиозные и культурные традиции.
6.Урбанизация и сельское хозяйство.
VI.Общая характеристика хозяйства.
1.Ресурсная база хозяйства(природные, человеческие и капиталистические ресурсы).
2.Масштабы хозяйства (валовой продукт страны) в сравнении с другими странами.
3.Структура хозяйства(соотношение первичной ,вторичной и нематериальной сфер или же доля сельского хозяйства, промышленности и других видов хозяйственной деятельности).
4.Уровень развития хозяйства, который можно выявить по размерам валовой продукции на душу населения или по производительности труда.
Для развития экономики Великобритании исключительное значение имеет вывоз промышленных товаров и экспорт "услуг" капиталистическому миру, которые вместе дают 26% валового национального продукта. Важной статьей дохода британских международных монополий был и остается вывоз капитала в другие страны.
С образование мирового
социалистического лагеря и независимых
национальных государств в Азии, Африке
и Латинской Америке многие связи
британского капитала оборвались, но
общие размеры заграничных
С переориентацией
британской промышленности на новейшие
отрасли для ее развития внешний
рынок стал играть большую роль,
чем дешевая рабочая сила.
В последнее время этот рынок британские
монополии находят в развитых капиталистических
странах, доля которых в вывозе британского
капитала превысила 3/5. Все еще велик экспорт
капитала Великобритании в развивающиеся
страны: на нее приходится почти половина
капитала вывозимого в эти страны западноевропейскими
государствами. В то же время быстро растут
вклады иностранных монополий в экономику
Великобритании.
Национализация по-
Потеряв почти все
свои колонии, Великобритания утратила
многие экономические преимущества:
безраздельный контроль над богатейшими
мировыми месторождениями - цветных
металлов, нефти, важными источниками
натурального каучука, дешевой сельскохозяйственной
продукции, гарантированные рынки
сбыта промышленных товаров и
безграничные возможности вывоза капитала
на все континенты. Будучи должником
США и их "младшим" партнером
и взяв на себя значительные расходы
по НАТО, Великобритания вынуждена
мириться с проникновением в ее экономику
американского капитала, роль которого
возрастает с каждым годом. Деньги магнатов
из-за океана вкладываются преимущественно
в быстро развивающиеся современные отрасли
промышленности.
Американскими фирмами выпускается свыше
половины автомобилей, 3/ 5 ЭВМ и такая же
доля медикаментов. Более половины компаний,
занятых разведкой месторождений нефти
и газа в Северном море - также американские.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.
Промышленность Великобритании
дает 1/3 валового национального продукта,
на нее приходится 1/3 всех занятых. Она
использует в основном привозное
сырье и все более
Великобритании характерен быстрый рост
современных отраслей, использующих прогрессивную
технологию производства и организацию
труда, новейшее оборудование и совершенные
методы управления, с другой - отставание
старых традиционных отраслей. к первой
группе относятся электроника, новейшие
отрасли общего и точного машиностроения,
большинство отраслей химической промышленности,
ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная
и шерстяная промышленность, судостроение,
черная металлургия.
Процесс концентрации
производства в промышленности Великобритании
привел к созданию во многих отраслях,
особенно современных, крупнейших объединений
промышленников. Небольшое число
огромных компаний контролирует в них
практически все производство. Самые
крупные промышленные монополии
страны -
"Империал Кемикал Индастриз", или
ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд"
и
"Дженерал Электрик компани", в которых
занято по 200 тыс. человек.
Основная часть
промышленных предприятий Великобритании
сконцентрирована в густонаселенном
промышленном поясе, включающем графства
от Лондона до
Ланкашира и от Западного Йоркшира до
Глостершира. Крупнейшие промышленные
районы за пределами этого пояса - Южный
Уэльс, северо-восток Англии и центральная
часть Шотландии.
Те районы, в которых
развивались старые производства и
традиционные отрасли, стали отстающими
или депрессивными. Это большая
часть Шотландии,
Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний
северо-восток и часть юго-запада Англии.
В течение последних
лет британское правительство стремится
проводить региональную политику, направленную,
с одной стороны, на некоторое
сдерживание концентрации населения
и промышленности в чрезмерно
разросшихся конурбациях, а с
другой - на содействие подъему старых
промышленных районов с большой
долей традиционных отраслей, переживающих
упадок. Для привлечения в отстающие
районы промышленных фирм предпринимателям
предоставляются
Все эти меры несколько
уменьшили территориальную
Большого Лондона, и конурбации Западный
Мидленд, а также развитию новейших отраслей
в отстающих районах несколько изменилась
и территориальная структура промышленности.
Однако в целом
региональная политика не принесла ожидавшихся
результатов из-за самой сущности
стихийного капиталистического производства.
Экономические трудности в
Добыча угля в
течение столетий полностью обеспечивала
хозяйство
Великобритании топливом. Каменный уголь
шел и на экспорт. Угольные бассейны стали
ядрами формирования большинства промышленных
районов страны. В то время как новейшие
отрасли промышленности развивались на
основе последних достижений науки и техники,
угольная продолжала выдавать миллионы
тонн старыми методами. Нефть становилась
все более серьезным конкурентом угля.
Кроме того, совершенствовались методы
использования самого угля. Все это приводило
к уменьшению его потребления. Использование
природного газа,новых методов выплавки
стали и электрификация транспорта привели
к еще большему сокращению потребления
этого вида топлива.
Тем не менее уголь
все же остается одним из ведущих
видов топлива в стране.
Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании
энергии, уступая только нефти,дающей
почти половину ее. Самый крупный угольный
бассейн на Британских островах - Йоркширский,
где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За
ним следует Нортумберленд-Даремский
и Северо-Западный.
Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть.
Британская
Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии,
нефтепродукты - из Италии,
Нидерландов и Венесуэлы.
Крупнейшие
По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоргшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1 6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.
Великобритания - второй
в мире поставщик и экспортер
каолина (белой глины,из которой
делают фарфор); здесь в очень
крупных масштабах добывают и
другие виды глины для керамической
промышленности. Есть перспективы добычи
вольфрама, меди и золота из вновь
разведанных месторождений. Возможно
даже,что в будущем Британия сможет
полностью прекратить импорт вольфрама.
Разработка железной руды ведется в сравнительно
узком поясе, который начинается у города
Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется
через весь
Восточный Мидленд до города Банбери на
юге. Руда здесь низкого качества,кремнеземистая
и содержит всего 33% металла. Потребность
в железной руде покрывается за счет импорта
из Канады, Либерии и Мавритании.
Великобритания полностью
обеспечивает себя электроэнергией. 86%электроэнергии
производится тепловыми электростанциями,
12% - атомными и 2%
- гидроэлектростанциями. Подавляющее
число ТЭС работает на угле, однако в последние
годы часть из них переходит на нефть.
Наиболее крупные ТЭС
(мощностью более 1 млн. кВт) находятся
на р. Трент и около Лондона.
Гидростанции, как
правило, небольшие, расположены они
в основном на
Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании
закончено строительство единой системы
электропередач ("Супергрид") с большим
напряжением.
Больше всего энергии
потребляет одна из ведущих отраслей
британской промышленности - черная металлургия.
Великобритания занимает восьмое место
в мире по выплавке чугуна и стали.
Почти вся сталь страны производится
государственной корпорацией "Бритиш
стил". Металлургия Великобритании
развивалась в благоприятных
условиях. Страна богата углем. Железную
руду часто содержали сами угольные
пласты, либо она добывалась поблизости.
Третий компонент, необходимый для металлургии
- известняки имеются на
Британских островах почти везде. Угольные
бассейны, вблизи которых развивались
металлургические центры, расположены
сравнительно недалеко друг от друга и
от крупнейших морских портов страны,
что облегчает доставку из других районов
страны и из зарубежных стран недостающего
сырья и вывоз готовой продукции.
Сталеплавильная индустрия
Великобритании все больше использует
в качестве сырья металлолом, поэтому
современные сталеплавильные
"привязаны" к основным промышленным
центрам как к источникам сырья и рынкам
сбыта готовой продукции.
Британская цветная
металлургия - одна из крупнейших в
Европе. Она работает почти целиком
на привозном сырье, поэтому выплавка
цветных металлов тяготеет к портовым
городам. Экспорт цветных металлов
по стоимости намного превысил экспорт
чугуна и стали. Великобритания - также
один из основных поставщиков таких
металлов, как уран, цирконий, бериллий,
ниобий, германий и др. , которые используются
в атомной промышленности, в самолетостроении
и электронике. Главные покупатели
британских цветных металлов - США
и
Германия.
Главный район цветной
металлургии - Западный Мидленд, где
много мелких предприятий специализируется
на производстве проката, литье и
обработке цветных металлов. Другие
центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд.
Три крупнейших завода по выплавке
алюминия расположены на острове
Англси, у города Инвенгордона (Шотландия)
и на северо-востоке Англии. Они
обеспечивают более половины потребности
отрасли в первичном алюминии.
Центры по производству алюминия в Мидленде
и южном Уэльсе тесно связаны с американскими
и канадскими алюминиевыми компаниями.
В самой крупной
отрасли британской промышленности
- машиностроении работает
1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности.
Преобладает транспортное машиностроение.
Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство
средств транспорта, принадлежит американским
компаниям, которые закрепились на
Британских островах после второй мировой
войны. Предприятия этой отрасли имеются
практически во всех районах и в большинстве
городов Великобритании.
Великобритания - самый
крупный в мире экспортер грузовых
автомашин. Широко известна серия машин
повышенной проходимости марки "Лендровер".
Главные покупатели английский автомобилей
- США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.
Почти все серийные легковые и
грузовые автомашины выпускаются несколькими
крупнейшими автомобильными фирмами
"Бритиш Лейланд", заводами международной
американской компании "Крайслер Ю.
К. " и дочерними американскими
фирмами
"Воксхолл" и "Форд". Первым крупным
районом автомобилестроения на
Британских островах стал Западный Мидленд
с центром в Бирмигеме. Вторым районом
автомобилестроения стал юго-восток Англии
(с центрами в Оксфорде,
Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке
рабочие руки.
Информация о работе Великобритания. Политика, экономика, история, географическое положение, культура