Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:47, курсовая работа
В Концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.
Одной из самых характерных черт современной организации учебного процесса является его индустриализация: широкое использование информационных (компьютерных) технологий с целью повышения эффективности управления учебным процессом.
Введение……………………………………………………………………….....3
1. Обзор литературы……………………………………………………………..5
2. Методы исследования………………………………………………………...7
3. Компьютерные технологии в учебном процессе.............…………………..9
3.1. Понятие и функции компьютерных технологий как
средств обучения …………..……………………………………………………9
3.2. Информационные ресурсы сети Интернет……………………………….11
3.3. Методы использования компьютера,
применяемые на различных этапах урока…………………………………….13
4. Применение компьютерных технологий на уроках географии ..…………16
4.1. Виды компьютерных программ, используемых
при обучении географии …………………………………………….…………16
4.2. Типы уроков географии в компьютерном классе
Заключение……………………………………………………………………....19
Выводы…………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...29
В качестве средства обучения
компьютер может выступать
Использование компьютерных технологий в работе учителя включает в себя следующие функции:
1. Организация учебного
процесса на уровне класса
в целом, предмета в целом
(график учебного процесса, внешняя
диагностика, итоговый контроль
2. Организация внутри
классной активизации и
3. Индивидуальное наблюдение
за учащимися, оказание
4. Подготовка компонентов
информационной среды (
Отметим основные функции компьютера, как части информационного обучения:
Рациональное использование компьютера позволяет применять новые, более эффективные способы передачи учебной информации, автоматизировать некоторые процедуры управления учебным процессом.
Обобщая опыт разработки компьютерных образовательных технологий, можно утверждать, что достаточно высокую педагогическую эффективность имеют лишь те из них, которые:
3.2. Информационные ресурсы сети Интернет
Изменения, связанные с информатизацией образования, обуславливают необходимость обращения к средствам, которые могут обеспечить наиболее полную реализацию этих возможностей, раздвинуть стены классных помещений, открыть выход в широкий мир познания, включая диалог культур. Прежде всего, нам открываются новые возможности благодаря современным компьютерным телекоммуникациям.
Под телекоммуникацией в международной практике понимается «передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств (телефона, телеграфа, радио, телевидение и т. п.)».
В настоящее время
создано много вариантов
1. Программы связи,
осуществляющие
2. Программы типа электронной
доски объявлений с помощью
которых на компьютере
Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и возможность работать совместно над интересующим их проектом с учащимися из других школ, городов, областей, республик и даже из других стран, в рамках телеконференций - обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с разными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, «мозговые атаки», доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов. Телекоммуникации позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это элементы глобального мышления. Огромное море информации в Интернете открывает перед учащимися возможность подбора необходимого материала, в дополнение имеющегося в учебнике, в справочниках.
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
3.3. Методы использования компьютера,
применяемые на различных этапах урока
Одним из преимуществ
использования новых
Приведём некоторые методы использования компьютера на различных этапах урока с их характеристиками.
Этап “Объяснение”.
Цветные рисунки, фото-учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т.к. это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные фотографии позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему приближенность к реальной жизни.
Слайд-шоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с дикторским сопровождением. Придают данному этапу большую эмоциональность, выразительность, наглядность.
Видеофрагменты – выполняют функцию, аналогичную использовавшимся ранее учебным кино- и видеофильмам, однако в сочетании с компьютерными технологиями выводят их на качественно новый уровень (возможность использования паузы, копирования кадра, увеличения отдельного фрагмента, сопровождения его текстом, выносками; создание собственного объекта на основе кадра и т.д.)
Анимации короткие (упрощённые) – “ожившие картинки”, показывающие короткую динамику процесса. Могут содержать всплывающие подписи, выделение отдельных частей, сопроводительный текст диктора или быть интуитивно ясными в силу понятности содержания первого кадра и названия объекта.
Интерактивные модели – анимация, ход которой зависит от задаваемых начальных условий. Могут использоваться для имитации географических процессов. К этому типу объектов можно отнести интерактивные таблицы (когда фрагменты могут “оживать” в короткие анимации или укрупняться с появлением новых деталей).
Интерактивные рисунки - упрощённый вариант интерактивных моделей. При подведении курсора к такому рисунку отдельный объект или часть объекта выделяется подсвечиванием или изменением цвета, и всплывает его название.
Вспомогательный материал – сюда можно отнести справочные и обобщающие таблицы, определения величин, формулы. Они могут быть использованы на этапе объяснения для того, чтобы не работать с доской и мелом при проведении урока в компьютерном классе.
Этап “Закрепление”.
Задания с выбором ответа - компьютерные технологии позволяют легко анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется выбрать один или несколько вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать рисунки, а также фотографии, видео- и анимационные фрагменты (однако пока чаще всего содержат только тексты, формулы и рисунки.)
Задания с необходимостью ввода числового или словесного ответа с клавиатуры – анализ числа или слова (словосочетания), введённого в специальное поле, в настоящее время также доступен большинству обучающих программ.
Вспомогательный материал – справочные и обобщающие таблицы и т.п. могут быть использованы и на этапе закрепления – если учащийся обращается к ним при выполнении заданий или ликвидации пробелов в знаниях.
Этап “Контроль”.
Контрольно-диагностические тесты – помимо протокола выполнения всех заданий содержат обоснованный анализ пробелов знаний по данной теме и рекомендации по их ликвидации.
4. Применение
компьютерных технологий на
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
при обучении географии
Соединение географического образования с компьютерными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить демократизацию методики преподавания, раскрепостить творческие возможности учащихся. Ниже приведём классификацию компьютерных программ, используемых в процессе обучения географии:
1. Учебные (наставнические) программы ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.
2. Программы-тренажеры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.
3. Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.
4. Демонстрационные программы предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которых можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать” друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. К этому типу можно отнести также и презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования и используемые для творческой работы учащихся.
5. Имитационные и моделирующие программы предназначены для “симуляции” объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.
6. Информациюнно-справочные программы предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
7. Мультимедиа-учебники — комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
Программа разработки презентаций
Power Point, позволяет подготовить
Электронные таблицы
Ехсеl помогут учителю использовать
на уроке картограммы и
Информация о работе Компьютерные технологии в изучении географии