Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 23:46, курсовая работа
Очень много, но только при грамотном использовании.Здесь играют важную роль и навыки учителя, и оборудование, и уместность. Если всё учтено, то возможности учителя расширяются многократно! Он может использовать множество техник и программ, тысячи моделей, видеороликов,аудиофайлов, красочных иллюстраций и других занимательных и полезных материалов.
Может быть ситуация, когда или обучающийся, или учитель не может находиться в аудитории. Тогда использование КТ поможет воплотить в реальности дистанционное обучение
Введение .................................................................................................................2
Глава I:Теоретический аспект проблемы компьютерных технологий.......................................................................................................4
1.1 Из истории применения КТ*в процессе образования.......................................................................................................4
1.2 Понятие КТ обучения.............................................................................6
1.3Использование КТ в образовании и принципы их внедрения................... 8
1.4 Методы и приёмы использования КТ на уроках.....................................11
Выводы к Главе I ..................................................................................................13
Глава II: Применение КТ в процессе обучения........................................15
2.1Общая организация учебного процесса с использованием КТ.................. 15
2.2 Примерная схема организации урока с использованием средств КТ........16
2.3 Проектирование урока. Особенности организации и методики ................17
2.4Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уроков с использованием КТ...............................................................................................20
Выводы к Главе II .................................................................................................22
Заключение………...............................................................................................24
Список литературы ............................................................................................
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Педагогический Институт им. В. Г. Белинского
Факультет физико-математических и естественных наук
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Курсовая работа по педагогике на тему
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Выполнил: студент гр.13ФПИ1 Курмаев Шамиль Сяитович Научный руководитель: Д. п. н., профессор Гошуляк Л. Д. |
Содержание
Введение ..............................
Глава I: Теоретический аспект
проблемы компьютерных технологий....................
1.3 Использование КТ в образовании и принципы их внедрения................... 8
1.4 Методы и приёмы использования
КТ на уроках........................
Выводы к Главе I ..............................
Глава II:
Применение КТ в процессе обучения......................
2.1 Общая организация учебного процесса с использованием КТ.................. 15
2.2 Примерная схема организации урока с использованием средств КТ........16
2.3 Проектирование урока. Особенности организации и методики ................17
2.4 Факторы, которые необходимо
учитывать при проектировании уроков
с использованием КТ............................
Выводы к Главе II ..............................
Заключение……….................
Список литературы ..............................
Приложение № 1: Техника безопасности при работе с компьютером
Приложение № 2: Комплексы упражнений для снятия напряжения с глаз после работы с компьютером
Приложение № 3: Технологическая карта урока по информатике «Носители информации» в 5 классе с использованием КТ
* КТ (здесь и далее) - компьютерные технологии
Введение
Что новые компьютерные технологии могут внести в учебный процесс?
Очень много, но только при грамотном использовании. Здесь играют важную роль и навыки учителя, и оборудование, и уместность. Если всё учтено, то возможности учителя расширяются многократно! Он может использовать множество техник и программ, тысячи моделей, видеороликов, аудиофайлов, красочных иллюстраций и других занимательных и полезных материалов.
Может быть ситуация, когда или обучающийся, или учитель не может находиться в аудитории. Тогда использование КТ поможет воплотить в реальности дистанционное обучение.
КТ позволяют не только общаться с помощью веб-камер и микрофона, но и обмениваться файлами, проводить презентации или пользоваться интерактивной доской.
Таким образом, возможности учителя увеличиваются и то, как он проведёт свой урок, зависят лишь от его воображения и таланта.
Анализ литературы позволил нам определить научные подходы к данной теме. Они рассматриваются в трудах многих исследователей, таких как: Р. Г. Громов, М. К. Акимова, В. Т. Козлова и Н. В. Алпатова, а также в исследованиях многих других учёных и педагогов.
Актуальность данной работы состоит в том, что в современном образовании остро ощущается потребность в применении данных технологий, но в связи с этим появляется множество проблем, которые нам и хотелось бы решить.
Объект исследования – компьютерные технологии.
Предмет исследования – их применение на практике.
Цель работы данной курсовой работы – рассмотреть использование КТ в школе.
Задачи исследования:
Для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: методы теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме; методы изучения, обобщения и анализа опыта существующих результатов практики.
Данная работа содержит две главы (теоретическую и практическую). В первой главе дано определение понятия «компьютерные технологии», содержится информация об истории его становления, рассматриваются особенности применения; во второй главе предложены рекомендации для применения данных КТ в обучении, разобраны основные сложные моменты связанные с применением КТ в школе. По итогам исследования сделаны выводы. Работа представлена на 34 страницах, она состоит из основной части (26 страниц) и приложений (8 страниц). В конце работы расположен список использованной литературы.
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1 Из истории применения КТ в процессе образования
Сейчас мы можем наблюдать компьютеризацию почти всех сфер жизни общества. Образование – не исключение. В учебный процесс активно внедряются КТ.
Попробуем проследить историю применения КТ в учебном процессе.
Первые попытки применения компьютера в образовании были предприняты в 1962 году А. И. Бере, организовавшим деятельность программированному обучению. [12]
Отечественные учёные О. Ю. Заславская и И. В. Левченко выделяют следующие поколения компьютеров:
1-е (1946 – 1959 годы): производят вычисления;
2-е (1960 – 1969 годы): используются для решения инженерных, научных, экономических задач;
3-е (1970 – 1979 годы): применение систем управления;
4-е (1980 – 2005 годы) обрабатывают текста, графических файлов, аудио- и видеофайлов. [13]
Аналогично выделим этапы применения КТ в образовании:
I этап (60-е годы ХХ века) – компьютеры выполняют только узкоспециальные задачи. В данный период идёт разработка автоматизированных обучающих систем. В них выбор методов обучения и его наполнение оставлялось учителю, а их воплощение и оценка знаний, умений и навыков проводилась с помощью компьютеров.
Начиная с 60-х годов XX века, в научно-исследовательских центрах и образовательных учреждениях Соединённых Штатов Америки, Канады, Западной Европы, Австралии, Японии, России (СССР) и других стран для применения в образовании было создано множество компьютерных программ, для разных типов компьютеров. [16] Центральный задачей являлось обучение в рамках взаимодействия с компьютерами.
Дальнейшее совершенствование компьютеров привело ко II этапу – это 70-е годы ХХ века. Здесь наиболее значимым стало упорядочение образовательной информации и сбалансированная организация образования. Важное место занимало программированное обучение, которое сочетало в себе дифференциацию обучения, контроль когнитивной деятельности учеников, увеличение доли индивидуальной работы учащихся во время усвоения нового материала. К сожалению, низкий уровень компьютеров на данном этапе обусловил создание программного обеспечения с большим количеством легких, даже элементарных, заданий на закрепление.
III этап (1980-е годы ХХ века) обусловил формирование моделей предметной области, планов обучения и оценки ЗУН. В 80-90-х годах произошел рывок в компьютеризации, связанный с серийным изготовлением относительно доступных, но наделённых хорошими характеристиками ПК.
В 1985 году во всех школах
Советского Союза был внедрён предмет
«Основы информатики и вычислительной
техники». У истоков компьютеризации отечественного
обучения стояли такие ученые, как А. П. Ершов,
Е. П. Велихов, Н. Н. Красовский, В. А.
IV этап (1990-е годы ХХ века) взаимосвязан с совершенствованием мультимедиа. Взгляд создателей образовательного программного обеспечения был направлен на освоение беспрецедентных возможностей компьютеров и оптоволоконной связи, спровоцировавших скачок мультимедийных, гипермедийных, интермедийных и Интернет-технологий. [3]
Кроме того, стоит упомянуть, что сейчас применение КТ расширяет горизонты образования. Так, в наше время каждый компьютер оснащён звуковой картой, читает CD и флеш-карты, к нему можно подключить проектор, наушники, аудиоколонки и микрофон. Ученик с помощью компьютера не только преобразовывает исходную информацию, но и сам её создаёт.
1. 2 Понятие новых компьютерные технологий обучения
По определению В. Н. Глушкова, КТ – совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. [6]
Когда компьютеры стали активно применяться в образовании, появилась необходимость говорить о КТ обучения.
В состав КТ входит программированное и интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, моделирование, проведение виртуальных экспериментов и демонстрации. Все названные методы должны использоваться с глубоким осознанием целей и ситуаций обучения, когда в одних ситуациях нужно глубже понять потребности учеников, в других – важен анализ ЗУН в предметной области, в третьих – важное место занимает учет психологических принципов обучения.
Анализируя современные КТ, Н. В. Апатова выделяет следующие определяющие параметры:
· виды образовательных компьютерных систем;
· виды средств обучения. [2]
Из этого следует, что главное в КТ – это компьютер с нужным техническим и программным обеспечением.
В 70-е годы системный подход привел к такому направлению образовательной технологии: преодолевать проблемы обучения в ключе коррекции процесса обучения с ясно определёнными целями, выполнение которых должно быть чётко обозначено.
Педагогическая технология – это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а такие посредством оценки применяемых методов. [15]
Суть этого подхода сводится к идее абсолютного контроля работы школы, в первую очередь, её важнейшего компонента – процесса обучения.
Следовательно, главное - образование, обогащённое всеми своими нюансами, а компьютер – это сильный инструмент, помогающий реализовывать новые педагогические приёмы.
С применением актуальных средств обучения разрабатывается великолепно оформленное программное обеспечение, часто (к большому сожалению!) не добавляющее нового и полезного, и не развивающее теорию обучения. В этом случае мы видим лишь компьютеризацию некоторых сторон процесса обучения, перенос данных с традиционных накопителей в компьютер и т.д.
Новая КТ образования отвечает следующим параметрам:
· она соответствует главным положениям педагогической методики (проектирование, воспроизводимость, целеполагание, комплексность);
· она отвечает на вопросы, ответы на которые ранее в дидактике не были даны теоретически и/или практически;
· средством подготовки и передачи данных ученику является компьютер.
КТ и их применение в образование на данный момент - довольно актуальная проблема. Используя КТ учитель делает обучение ярким, захватывающим, проблемным, и, что также довольно важно, показывает связь между разными предметными сферами.
Наиболее частый приём использования КТ в школе – показ презентаций. В таких проектах представляется анимированный показ материала (к примеру, вращение объёмной модели химического элемента). Созданию подобных проектов разбирается на уроке информатики, что, кстати, реализует межпредметные связи, делая обучение важным для практики. И мне, как будущему учителю информатики, это особенно приятно.
Еще один популярный способ применения создание тестов. Эти проверочные задания по праву пользуются уважением у учеников и учителей, большой объём и простое обновление базы, ученики особенно позитивно воспринимают прохождение тестов и стремятся их сделать как можно лучше (ведь учитель оценивает тест совершенно объективно).
Информация о работе Компьютерные технологии в современной школе