Компьютерные технологии в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Очень много, но только при грамотном использовании.Здесь играют важную роль и навыки учителя, и оборудование, и уместность. Если всё учтено, то возможности учителя расширяются многократно! Он может использовать множество техник и программ, тысячи моделей, видеороликов,аудиофайлов, красочных иллюстраций и других занимательных и полезных материалов.
Может быть ситуация, когда или обучающийся, или учитель не может находиться в аудитории. Тогда использование КТ поможет воплотить в реальности дистанционное обучение

Оглавление

Введение .................................................................................................................2
Глава I:Теоретический аспект проблемы компьютерных технологий.......................................................................................................4
1.1 Из истории применения КТ*в процессе образования.......................................................................................................4
1.2 Понятие КТ обучения.............................................................................6
1.3Использование КТ в образовании и принципы их внедрения................... 8
1.4 Методы и приёмы использования КТ на уроках.....................................11
Выводы к Главе I ..................................................................................................13
Глава II: Применение КТ в процессе обучения........................................15
2.1Общая организация учебного процесса с использованием КТ.................. 15
2.2 Примерная схема организации урока с использованием средств КТ........16
2.3 Проектирование урока. Особенности организации и методики ................17
2.4Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уроков с использованием КТ...............................................................................................20
Выводы к Главе II .................................................................................................22
Заключение………...............................................................................................24
Список литературы ............................................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая Курмаев.docx

— 66.96 Кб (Скачать)

При организации самостоятельной деятельности учащихся компьютером во внеурочное время необходим доступ к ресурсам. КТ позволяют ученику, пропустившему тему, наверстать пропущенный материал самостоятельно.

2. 3 Проектирование урока. Особенности организации и методики

Как я уже говорил, использование КТ требует от учителя тщательной подготовки.

Урок должен отвечать всем требованиям (санитарно-гигиеническим, требованиям безопасности, познавательным и т. д.).

Сначала определяется роль урока в изучении материала, из неё следуют цели. Очень важно выделить основную цель, определяющую содержание урока. Она должна быть конкретна и чётко сформулирована.

Следующий этап - планирование формируемых результатов.

Любую задачу урока можно рассмотреть на четырёх уровнях:

·      Онтологический уровень - знакомство и понимание основных теорий, концепций, идей.

·      Поведенчески-деятельностный уровень - применение теорий для решения типовых задач.

·      Уровень способностей - освоение и применение способов деятельности, мыслительных стратегий для решения нестандартных задач.

·        Смысловой уровень - развитие способностей , позволяющих решать стратегические проблемы, а главное, создавать отношение к миру, делу и себе самому.

Определение условий позволит уточнить задачи и, если необходимо, актуализировать знания учащихся. Следующий этап - выбор методов и форм обучения.

В конце определяется дидактическая основа центрального компонента занятия.

Разработка структуры очень важна. Она позволяет оформить урок как целостный документ. Во время планирования наполнения урока учитель должен определить, что что нужно объяснить учащимся, что они изучат самостоятельно, что у них нужно спросить, какие задачи поставить перед детьми на конкретных этапах урока, как контролировать успешность процесса. Критерии работы с содержанием урока:

·        практическая значимость;

·        доступность понятий, объема материала;

·        эмоциональная значимость фактов и идеи;

·        непротиворечивость фактов и идей, проблемность.

Следующий этап предполагает обдумывание организационной схемы урока, отбор средств обучения, приемов педагогической техники. Последний этап связан с имиджем урока: изменения в интерьере учебного помещения, музыкальное сопровождение урока, внешний облик учителя и др.

Конечным результатом проектирования является пакет документов, содержащих схему урока и дополнительные модули, в которые помещено все содержательное наполнение.

Таким образом, при конструировании урока учителю следует проектировать:

·        цели урока;

·        мотивацию учащихся;

·        содержание занятия;

·        деятельность учащихся;

·        деятельность учителя;

·        рефлексию деятельности на занятии;

обратную связь с учащимися.

По своим целям и дидактической структуре урок - очень подвижная и гибкая форма организации занятий, он находится в постоянном развитии и видоизменяется в зависимости от внешних и внутренних условий. Поэтому в проектируемый урок необходимо закладывать возможность постоянного расширения и обновления его системы задач и средств их достижения.

При выборе современных программно-педагогических компьютерных средств обучения аргументируется необходимость их использования в образовательном процессе. Последовательность рассуждений учителя может быть следующей:

1.    каких  целей хотелось бы достигнуть  с помощью использования КТ;

2.    какие  из доступных средств КТ оптимально  подойдут;

3.    использование каких технологий наиболее естественно впишется в сложившуюся структуру образовательного процесса, какие объекты  будут интересны и доступны учащимся.

2. 4 Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уроков с использованием КТ

Во-первых, проводится детальный анализ электронных ресурсов  с позиций принципа генерализации информации, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе. 

Во-вторых, учитываются санитарные нормы работы учащихся за компьютером. Первоклассникам разрешено проводить за компьютером 10 минут, учащимся вторых - пятых классов не более 15 минут, шестые - седьмые классы могут работать за компьютером 20 минут, восьмые и девятые классы - 25 минут. Учащиеся десятых, одиннадцатых классов на первом уроке могут находиться за компьютером 30 минут, на втором уроке 20 минут. Для предотвращения усталости и профилактики нарушения зрения можно использовать гимнастику для глаз (с примерами упражнений можно ознакомиться в Приложении №2).

В-третьих, продумываются организационные формы урока, так как компьютерный класс располагает 5  компьютерами, в то время как число учащихся составляет 8-12 человек. Работа же за компьютером предполагает индивидуальный режим работы. 

Подготовка к проектированию урока с использованием ИКТ включает в себя следующее: 

1.    Определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями.

2.    Формулировка целей и задач урока с учетом психологических и возрастных особенностей класса. Планирование образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в результате занятия. Уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждой из целей урока. 

3.    Изучение учебников, методических пособий, электронных изданий образовательного направления по данной теме. 

4.    Выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих образовательной деятельности учащихся. Выбор форм и способов организации этой деятельности. 

5.    Отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения (компьютерная лекция, диспут, семинар, практикум по решению задач, компьютерная лабораторная работа и т.д.), основных видов деятельности учеников. 

6.    Оценка вариантов реализации учебной ситуации - с применением компьютера и без применения. Определение места работы с объектами ЭИОН в структуре урока. 

7.    Отбор и подготовка технологической карты к уроку, демонстрационных опытов, интерактивных моделей, таблиц и другого оборудования. 

8.    Разработка структуры, планирование этапов урока (ознакомиться с примерным планом занятия с использованием КТ можно в Приложении № 3. Я выбрал для примера технологическую карту урока по информатике, т. к. это именно та дисциплина, которую я буду преподавать в школе).

Выводы по Главе II

Применение КТ в процессе обучения немыслимо без соответствующей технической базы школы. Для полноценного функционирования должен быть обеспечен компьютерный класс с локальной сетью и нужными программами, проектор и экран или интерактивная доска, доступ к информационным ресурсам, содержащимся на компьютере, накопителях или в Интернете.

Во время проектирования урока учитель должен точно определить комплекс необходимых средств обучения, их наличие, исправность и, что особенно важно, уместность.

Выбор должен быть обусловлен и видом урока и возрастными особенностями учащихся. Важно, чтобы деятельность на уроке соответствовала санитарно-гигиеническим нормам, отвечала технике безопасности. Во избежание усталости глаз и ухудшения зрения и самочувствия нельзя превышать нормы времени нахождения за компьютером, они свои для каждого возраста. Также следует выполнять специальную гимнастику для глаз.

Планирование урока с использованием КТ – сложный многоэтапный процесс. Педагог должен стоить урок в соответствии с многими факторами. Во-первых, проводить детальный анализ электронных ресурсов  с позиций принципа генерализации информации, прогнозировать эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определять методику их проведения и проектировать основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе. Во-вторых, учитываются санитарные нормы работы учащихся за компьютером. В-третьих, продумываются организационные формы урока.

 

Заключение

Задачи, поставленные в начале исследования, выполнены.

Во-первых, проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме использования КТ в образовании. Определено, что их использование представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление.

Во-вторых, рассмотрены особенности применения КТ в обучении. Их использование требует не только детальной проработки урока, но и достаточного технического и программного обеспечения, умение учителя и учеников работать с используемыми средствами обучения, а также уместность применения этих технологий на конкретном занятии с детьми.

В-третьих, предложены рекомендации для применения КТ. Описаны факторы, на которые следует обратить внимание при разработке урока, даны рекомендации, приведены примеры правил техники безопасности и упражнений для снятия напряжения с глаз. Описан примерный план организации урока, предложена технологическая карта урока с использованием КТ.

 

 

Список литературы

  1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. – М., Издательский центр «Академия», 2002. с.50
  2. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002.
  3. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. – М.: Изд-во Института профессионального образования России, 1995. – 336 с.
  4. Брендина Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№19.-С.11-13 
  5. Брыксина О. Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.//Информатика и образование. 2004. 
  6. Глушков В. Н. Информационные технологии / В.Н. Глушков. - М.: Олимп, 2001. - 592с.
  7. Гоц Н. А. Применение информационных технологий на уроках. // Материалы конф. "Школа и компьютер". – М., 2004.
  8. Громов Г. Р. Очерки информационной технологии.- М. Эксмо, 2003. – 157с.
  9. Гузеев В. В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2004.
  10. Гузеев В. В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2004.
  11. Гусельникова Е. В. «Как работает школьный Интернет-класс», Москва, РАО, 2006.
  12. Журин A. A. Технические средства обучения в современной школе / А. А. Журин и др. –  М.: Юнвес, 2004. – 416 с. 
  13. Заславская О. Ю. Информатика и информационно- коммуникационные технологии / О. Ю. Заславская, И. В. Левченко. – М.: АПК и ППРО, 2005. – 80 с.
  14. Золотая рыбка в сети. Интернет-технологии в средней школе (Практическое руководство) // Под редакцией Ольховской Л. И., Рудаковой Д. Т, Силаевой А. Г. - М.: Прожект Хармони, Инк., 2001. – с.52
  15. Иманова, О.А. Развитие деятельностной и креативной компонент медиакомпетентности учащихся старших классов средней полной школы средствами мультимедийных технологий / О.А. Иманова, О.Г. Смолянинова // Информатика и образование. – 2009. - №5. – С. 106-109.
  16. Информатизация общего среднего образования: научно- методическое пособие / Под ред. Д. Ш. Матроса. –  М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.
  17. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 2000.
  18. Образование в эпоху новых информационных технологий (методические аспекты) /Под ред. Т. П. Воронина, В. П. Кашицина, О.П. Молчанова. - М.: Издательство "Информатик", 1995. - 224 с.
  19. Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е. Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58
  20. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2004.
  21. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.– М.: Народное образование, 1998.

 

 

 


Информация о работе Компьютерные технологии в современной школе