Компьютерные технологии в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Очень много, но только при грамотном использовании.Здесь играют важную роль и навыки учителя, и оборудование, и уместность. Если всё учтено, то возможности учителя расширяются многократно! Он может использовать множество техник и программ, тысячи моделей, видеороликов,аудиофайлов, красочных иллюстраций и других занимательных и полезных материалов.
Может быть ситуация, когда или обучающийся, или учитель не может находиться в аудитории. Тогда использование КТ поможет воплотить в реальности дистанционное обучение

Оглавление

Введение .................................................................................................................2
Глава I:Теоретический аспект проблемы компьютерных технологий.......................................................................................................4
1.1 Из истории применения КТ*в процессе образования.......................................................................................................4
1.2 Понятие КТ обучения.............................................................................6
1.3Использование КТ в образовании и принципы их внедрения................... 8
1.4 Методы и приёмы использования КТ на уроках.....................................11
Выводы к Главе I ..................................................................................................13
Глава II: Применение КТ в процессе обучения........................................15
2.1Общая организация учебного процесса с использованием КТ.................. 15
2.2 Примерная схема организации урока с использованием средств КТ........16
2.3 Проектирование урока. Особенности организации и методики ................17
2.4Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уроков с использованием КТ...............................................................................................20
Выводы к Главе II .................................................................................................22
Заключение………...............................................................................................24
Список литературы ............................................................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая Курмаев.docx

— 66.96 Кб (Скачать)

Также показательным и захватывающим способом применения КТ - игры, которые применяются потому же, почему и тесты, они контролируют ЗУН. Использование обучающих компьютерных игр особенно ярко во время открытых уроков, когда учеников можно делить на команды

Верная организация поиска данных для создания урока с применением КТ один из важных пунктов. Она формирует у учеников умение находить данные по требуемому содержанию, упорядочивать собранную информацию по релевантности и наполнению будущего проекта, умение применять и выделять наиболее важные пункты в найденных данных. Здесь, по праву, определяющая роль принадлежит учителю, как знатоку своего дела. Грамотно расписанный урок, хорошо отобранная база данных – почти гарантируют успех учителя и усвоение темы, рассматриваемой на занятии.

Говорить о положительных чертах уроков с использованием КТ можно очень долго, но нельзя забывать об их отрицательных чертах: при плохом планировании урока – существует возможность нанесения вреда зрению и вообще самочувствию детей, уроки с использованием КТ надо планировать заблаговременно и ориентироваться на коллектив, работа которого не синхронизирована, где все заняты своим делом, детально и объёмно рассмотреть тему.

Командная работа всегда позволяет детям сплотиться,  ведь они осознают значение своей деятельности. Это обогащает их общую культуру и повышает уровень образованности, особенно, при проведении интегрированных уроков.

Занятия с применением КТ – всегда захватывающий процесс, его ждут не только дети, но и педагоги, особенно, если получается его показать в правильном аспекте, если выверены даже мелочи,  найдены интересные, необычные материалы, используются мыслительные и творческие ресурсы детей. Вполне закономерно, такие уроки помогают воспитывать интересных, культурных и креативных людей.

Внедрение КТ в учебный процесс будет успешным, лишь если оно отвечает данным принципам:

1. Принцип новых задач. Нужно не перекладывать старое на компьютерную основу, а создавать новые методы и способы обучения. По сути это сводится к тому, что во время рассмотрения образования выделяются отрицательные черты, обусловленные недочётами его проведения (поверхностный анализ содержания обучения, непринятие во внимание творческих данных детей). Исходя из итогов анализа, строится список вопросов, которые, по разным причинам (объем, затраты ресурсов и т. п.) не могут быть реализованы с помощь традиционных методов, но легко разрешимы с помощью компьютера.

Особое внимание нужно уделить полноте, актуальности и оптимальности решения вопросов.

2. Принцип системного подхода. Согласно этому принципу, применение КТ базируется на многоаспектном анализе образования. Следовательно, нужно определить задачи и аспекты протекания образования, определить структуру, охватывающую заданные вопросы, требующие ответа, планируемая система  должна оптимально соответствовать требуемым задачам и аспектам.

3. Принцип первого руководителя. Состоит в том, что спрос на КТ должно организовывать  руководство. Опыт показывает, перепоручение внедрения КТ, не дает желаемого эффекта.

4. Принципы максимальной разумной типизации проектных решений. Он предполагает, что, создавая программное обеспечение, разработчик должен стремиться к тому, чтобы эти оно подходило наиболее обширному кругу потребителей, и с позиции применяемого типа компьютера, и с позиции типа школ: гимназий, колледжей, лицеев и т.п.

5. Принципы непрерывного развития системы. Педагогическая наука не стоит на месте, появляются новые виды программного обеспечения, назревают новые вопросы, актуализируются и изменяются предыдущие. Имеющаяся в распоряжении учителя база материалов закономерно должна быть подвергнута непрерывной тщательной переработке, но не абсолютной перестройке.

6. Принципы автоматизации документооборота. Множество данных, которые заключают в себе информацию о процессе обучения (разные отчёты и т.п.), проходит сквозь компьютер, а нужные данные о них беспрепятственно могут быть получены в нужный момент, без приложения лишних усилий. В таком случае коллектив педагогов тратит время не на бумажную волокиту, а на творчество и науку.

7. Принципы единой информационной базы. В компьютерах собирается, пополняется и непрерывно синхронизируется информация, дающая возможность решения многих задач образования. С использованием общей и взаимосвязанной, постоянно находящейся в процессе синхронизации, лишнее повторение данных, получающееся, при решении задач изолированно, практически исключается. Такой подход значительно упрощает процесс совершенствования процесса обучения.

1. 4 Методы и приёмы использования КТ на уроках

Характерная черта современного образования - деятельность при возрастании роли сторонних ресурсов. Ученику не всегда удаётся получить качественное образование при классической системе по причине ее небольшой мобильности. На данный момент перед институтами образования поставлена цель – обеспечение школьникам возможности осуществления своих возможных интересов в различных областях знаний.

Процессы взаимодействия и компьютеризации обучения должны решить множество проблем. В их числе несоответствие между увеличивающимся количеством требуемых знаний и наличие лишь определённого и, надо сказать небольшого количества времени; снижение отношения знаний, данных ребёнку в школе к знаниям полученным им самим, к примеру, через Интернет; расхождение наполнения учебников связанное с различными научными подходами и новой стратегией образования.

Внедрение компьютеров в обучение даёт возможность пополнить классические способы обучения КТ. Они помогают создавать ситуации, где ученик совместно с учителем или самостоятельно, под его контролем осуществляют исследовательскую или поисковую работу.

На разных предметах КТ позволяет не просто транслировать информацию, а деятельностно ее перерабатывать. Всё это помогает создавать организованную систему знаний, определяющую миропонимание ученика.

Роль креативного подхода учителя не сводится внесению в процесс образования наличествующих КТ. Педагог, владея навыками, может разработать и испытать большое количество средств обучения: от предложения примеров к к отдельному уроку до создания новой программы, от совершенствования отдельных способов работы до разработки авторской методики.

Преподаватель имеет возможность использовать КТ разными путями. Например, использовать компьютер и соответствующую технику как мобильную типографию. Для учителя эта технология представляет выход в решении ряда организационных и методических задач.

·        создание и печать КИМ.

·        сбор собственной методической базы.

·        создание разных дополнительных средств наглядности.

Для такого применения КТ, как показывает практика необходим минимальный набор средств (компьютер, принтер, Интернет и простейшие широко распространённые программы, такие как Microsoft Word и Paint.net).  Названные средства удовлетворяют большинство потребностей учителя при данном использовании КТ.

Выводы по Главе I

КТ вносят много нового и полезного в процесс образования.

В применении КТ в образовании выделяют следующие этапы.

I этап (60-е годы ХХ века)  – компьютеры выполняют только узкоспециальные задачи.

Дальнейшее совершенствование  компьютеров  привело ко II этапу – это 70-е годы ХХ века. Здесь наиболее значимым стало упорядочение образовательной информации и сбалансированная организация образования. Важное место занимало программированное обучение, которое сочетало в себе дифференциацию обучения, контроль когнитивной деятельности учеников, увеличение доли индивидуальной работы учащихся во время усвоения нового материала.  

III этап (1980-е годы ХХ века) обусловил формирование моделей предметной области, планов обучения и оценки ЗУН.

IV этап (1990-е годы  ХХ века) взаимосвязан с совершенствованием  мультимедиа. Взгляд создателей  образовательного программного  обеспечения был направлен на  освоение беспрецедентных возможностей  компьютеров и оптоволоконной  связи, спровоцировавших скачок  мультимедийных, гипермедийных, интермедийных и Интернет-технологий.

Внедрение КТ в учебный процесс будет успешным, лишь если оно отвечает данным принципам:

1. Принцип новых  задач. Нужно не перекладывать  старое на компьютерную основу, а создавать новые методы и  способы обучения.

2. Принцип системного  подхода. Согласно этому принципу, применение КТ базируется на  многоаспектном анализе образования.

3. Принцип первого  руководителя. Состоит в том, что  спрос на КТ должно организовывать  руководство. Опыт показывает, перепоручение  внедрения КТ, не дает желаемого  эффекта.

4. Принципы максимальной  разумной типизации проектных  решений. Он предполагает, что, создавая  программное обеспечение, разработчик  должен стремиться к тому, чтобы  эти оно подходило наиболее  обширному кругу потребителей, и  с позиции применяемого типа  компьютера, и с позиции типа  школ: гимназий, колледжей, лицеев и  т.п.

5. Принципы непрерывного  развития системы. Имеющаяся в  распоряжении учителя база материалов  закономерно должна быть подвергнута  непрерывной тщательной переработке, но не абсолютной перестройке.

6. Принципы автоматизации  документооборота. Множество данных, которые заключают в себе информацию  о процессе обучения (разные отчёты  и т.п.), проходит сквозь компьютер, а нужные данные о них беспрепятственно  могут быть получены в нужный  момент, без приложения лишних  усилий.

7. Принципы единой  информационной базы. Такой подход  значительно упрощает процесс  совершенствования процесса обучения.

 

ГЛАВА II: ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

2. 1 Общая организация учебного процесса с использованием КТ

Применение КТ в процессе обучения немыслимо без соответствующей технической базы школы. Для полноценного функционирования должны быть обеспечены:

·      компьютерный класс с локальной сетью и нужными программами;

·      проектор и экран или интерактивная доска;

·      доступ к информационным ресурсам, содержащимся на компьютере, накопителях или в Интернете.

Во время проектирования урока учитель должен точно определить комплекс необходимых средств обучения, их наличие, исправность и, что особенно важно, уместность. Выбор должен быть обусловлен и видом урока и возрастными особенностями учащихся.

Использовать один компьютер и выводить результат на проектор будет оправданно если:

·        ученики работают группами или всем классом;

·      планируются демонстрации наглядного материала;

·      учитель собирается представить результаты исследовательской, или проектно-поисковой деятельности.

Для проведения таких занятий необходимо или достаточное оснащение кабинета, или доступ в компьютерный класс. Работу в таком классе желательно начать с блока, не превышающего 20 минут. Технику безопасности и всё, что требуется от учеников, им необходимо объяснить до работы с компьютерами. При первом проведении подобного урока нужно провести с детьми инструктаж. Примерные пункты техники безопасности при работе с компьютером помещены в Приложении № 1.

2. 2 Примерная схема организации урока с использованием КТ

Перед планированием урока с использованием КТ учителю предстоит провести предварительную подготовку. Что она в себя включает?

·      педагог должен изучить и проанализировать имеющиеся средства наглядности, программы, информацию.

·      после выполнения первого пункта ему предстоит выбрать из всего многообразия самое важное, надёжное и интересное .

Преподавателю нужно спланировать взаимодействие учеников с компьютером, скорректировать методы представления материала, выяснить, насколько согласован подход представленный в электронном учебном пособии с подходом классического учебника. Чтобы провести урок с использованием КТ, нужно продумать его до мельчайших деталей, причём нужно уделить большое внимание связи показанного на экране с действиями детей.

Далее я предлагаю рассмотреть распространённый план урока с использованием КТ.

Сначала учитель проводит беседу, вводит детей в курс дела, мотивирует их на работу на уроке, выясняет, насколько ученики готовы к работе с компьютером или другими средствами. Если возникает необходимость, учитель проводит инструктаж и показывает, как правильно работать. после этого ученикам даются задания.

Далее учитель одновременно вводит весь класс в работу с компьютером или другими средствами, после начала работы ученики продолжают её индивидуально и самостоятельно под руководством учителя. Учитель здесь должен предусмотреть, чтобы не возникали заминки технического рода, либо своевременно их решать. Преподаватель наблюдает за процессом, контролирует выполнение заданий, консультирует по заданным учениками вопросам.

На следующем этапе дети, уже без применения компьютера работают с материалом. Учитель может предложить им решить задачу по теме урока.

В зависимости от конкретного учебного занятия этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с КТ, сама работа с электронным ресурсом представлена в финале урока.

Информация о работе Компьютерные технологии в современной школе