Компьютерные технологии в изучении географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

В Концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.
Одной из самых характерных черт современной организации учебного процесса является его индустриализация: широкое использование информационных (компьютерных) технологий с целью повышения эффективности управления учебным процессом.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Обзор литературы……………………………………………………………..5
2. Методы исследования………………………………………………………...7
3. Компьютерные технологии в учебном процессе.............…………………..9
3.1. Понятие и функции компьютерных технологий как
средств обучения …………..……………………………………………………9
3.2. Информационные ресурсы сети Интернет……………………………….11
3.3. Методы использования компьютера,
применяемые на различных этапах урока…………………………………….13
4. Применение компьютерных технологий на уроках географии ..…………16
4.1. Виды компьютерных программ, используемых
при обучении географии …………………………………………….…………16
4.2. Типы уроков географии в компьютерном классе
Заключение……………………………………………………………………....19
Выводы…………………………………………………………………………..24
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

КР Компьюьерные технологии в географии.doc

— 376.50 Кб (Скачать)


Министерство образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования 

Ульяновский государственный  педагогический университет 

имени И.Н. Ульянова

 

 

Кафедра географии

 

 

 

 

 

Работа выполнена студенткой  …….. курса

группы ГБ-……….-……. естественно-

географического факультета

……………………….

Курсовая работа

 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В

ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

 

 

Руководитель:

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск, 2011

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….....3

1. Обзор литературы……………………………………………………………..5

2. Методы исследования………………………………………………………...7

3. Компьютерные технологии в учебном процессе.............…………………..9

3.1. Понятие и функции компьютерных технологий как

средств обучения …………..……………………………………………………9

3.2. Информационные ресурсы сети Интернет……………………………….11

3.3. Методы использования компьютера,

применяемые на различных  этапах урока…………………………………….13

4. Применение компьютерных технологий на уроках географии ..…………16

4.1. Виды  компьютерных программ, используемых

при обучении географии  …………………………………………….…………16

4.2. Типы уроков географии в компьютерном классе

Заключение……………………………………………………………………....19

Выводы…………………………………………………………………………..24

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы……………………………………………………………...29

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В Концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.

Одной из самых характерных  черт современной организации учебного процесса является его индустриализация: широкое использование информационных (компьютерных) технологий с целью повышения эффективности управления учебным процессом.

Обоснованием  выбора темы данной курсовой работы является то, что в современном образовании одним из главных инструментов, открывающих путь в новый мир, являются современные компьютерные (информационные) технологии. Они позволяют изменить системные свойства важнейших компонентов изучения географии.

Объектом данного  исследования являются компьютерные технологии, как средства обучения географии, а предметом – способы их применения на уроках географии в школе.

Значение средств обучения, особенно для формирования географических знаний и умений, трудно переоценить. Они выполняют две основные функции: познавательную и функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

В последнее время в арсенал учителя-географа активно внедряется разнообразная компьютерная техника. Современный урок географии тяжело представить себе без мультимедийного комплекса для демонстрации карт, схем, иллюстраций, презентаций, то есть всего того, что делает урок наглядным и интересным для учеников. 

Научная новизна данной курсовой работы заключается в поиске новых форм использования компьютерной техники в изучении географии и применения их в школе.

Необходимо помнить, что  учащиеся в большинстве своем  обладают необходимыми IT-компетенциями (IT - информационные технологии) и вполне могут выполнять самостоятельные творческие задания, разнообразные практические работы и тому подобные виды урочной деятельности с помощью школьных компьютеров.

Целью данной работы является обоснование возможностей использования компьютерных технологий на уроках. Для достижения цели курсовой работы нами решаются следующие задачи:

  • провести обзор литературы и описать методы исследования данной темы;
  • раскрыть понятия компьютер, компьютерные технологии;
  • сформировать представление об основных формах работы с компьютерными технологиями в процессе изучении географии;
  • определить результативность внедрения информационных технологий в обучение географии;

Актуальность данного исследования продиктована активным развитием и разнообразием применения средств обучения в образовательном процессе, а разработка стратегии использования информационных технологий в сфере образования - одна из ключевых проблем стратегического планирования, как на национальном, так и на глобальном уровне.

В данной курсовой работе, рассмотрены средства обучения как материал, способствующий развитию мыслительной деятельности учащихся, формированию у них умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию и другие операции, применяя интерактивные возможности, самостоятельно разбираться в сложных ситуациях и формулировать обоснованные выводы применительно к географии как учебной дисциплине.

 

 

 

 

1. Обзор литературы

 

 

С точки зрения М.П. Шестакова, информационная революция, произошедшая в 70-х годах, привела к тому, что человеческая цивилизация в конце XX столетия оказалась в состоянии перехода от индустриальной фазы своего развития к информационной. Информатизация обучения может быть достигнута, если:

а) сами технологии обучения будут представлены как системный метод проектирования - от целей до результатов обучения;

б) информатизация обучения будет направлена на все его компоненты, а не только на внедрение:

в) обучение будет ориентировано  не только на специфику содержания учебного предмета, но и на развитие личности обучаемого.

По мнению М.П. Концевого, абстрактная дидактическая целесообразность обусловлена общезначимой дидактической  ценностью информационных компьютерных технологий и основывается на очевидных  достоинствах учебного компьютера, выявляемых в процессе обучения.

В пособии Баранова А.С., Суслова В.Г., Шейнис А.И. «Компьютерные технологии в школьной географии» раскрываются возможности использования компьютерных технологий в школьной географии. Представлены виды компьютерных средств обучения, даны методические рекомендации по их использованию, изложены особенности дистанционного обучения географии через Интернет. На основе опыта реализации международного дистанционного исследовательского проекта подчеркнута необходимость комплексного использования образовательных Интернет-технологий. В приложении к пособию приводится каталог географических ресурсов Интернета.

В своих работах выдающийся отечественный психолог Л.А. Венгер дает научное обоснование и подтверждение того, что компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка, так как позволяет развивать важнейшие операции мышления – обобщение и классификацию, формирует моторную координацию и координацию совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Работа на нем позволяет более просто и быстро получать, обрабатывать и передавать информацию, находиться в курсе интересующих человека проблем. Умение находить необходимый для работы материал и получать на его основе новые знания ускоряет и оптимизирует процесс мышления, помогает не только узнать больше, но и лучше, точнее решать новые задачи, а это создает благоприятный, положительный эмоциональный фон для любого вида деятельности.

Прессман Л.П. отводит  особую роль наглядности при обучении детей младшего школьного возраста, так как она соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т.д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных  знаний с жизнью.

Методика преподавания любого предмета, по утверждению Полат  Е.С., предполагает использование в  учебно-воспитательном процессе разнообразных  средств обучения. Применение специфических видов средств обучения дает возможность познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно.

 

 

 

 

 

2. Методы исследования

 

В процессе работы применялись  методы исследования, основанные на определенной методологической базе. Изучалась психолого-педагогическая и методическая литература по использованию информационных (компьютерных) технологий в учебном процессе. Проводились педагогические наблюдения, анкетирования, опрос учителей и учащихся, применялся метод статистической обработки результатов экспериментального обучения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

• методология и теория познания, теория человеческой деятельности, теория развития личности (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, C.JI. Рубинштейн);

• системный, личностно-деятельностный, личностно ориентированный, подходы (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, JI.C. Выготский, В.И. Загвязинский, М.Н. Кларин, И .Я. Лернер, Г.И. Щукина и др.);

• положения теории и  методики обучения географии (Н.Н. Баранский, И.И. Баринова, Т.П. Герасимова, Ю.Н. Гладкий, И.В. Душина;

• компьютеризация процесса обучения (Г.А. Бордовский; Б.С. Гершунский, В.А. Извозчиков, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, В.А. Смирнов и др.);

• теоретические основы использования геоинформационных систем (A.M. Берлянт, Т.С. Комиссарова, Ю.К. Королев, Н.Н. Филатов);

Методологической основой  исследования является теория познания и всестороннего развития личности, инновационный подход в обучении.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

  • теоретические - анализ философской, методологической, психологической, педагогической, методической литературы; анализ образовательных стандартов, компьютерных программ и электронных учебников по географии с целью выявления в них потенциальных возможностей применения как средств эмоциональной выразительности;
  • эмпирические - систематические наблюдения в школьной практике; собеседование; анкетирование; педагогический эксперимент; обобщение передового педагогического опыта.
  • статистические - статистическая обработка экспериментальных данных.

В своем исследовании мы выдвигаем следующую  
Гипотезу: если рационально использовать в соответствии с целями урока, содержанием обучения, и особенностями учащихся, как материальные, так и идеальные средства обучения, то можно существенно повлиять на эффективность обучения.

Среди множества стандартных  средств обучения, входящих в учебно-методический комплекс, используются такие как, аудиовизуальные и экранно-звуковые, а также разнообразные интерактивные средства обучения (мультимедийные энциклопедии и путеводители, адаптированные программно-методические комплексы и близкие к ним электронные учебники, тест-программы). При этом компьютер является не только инструментом для выполнения вычислительных работ и моделирования физических и производственных технологических процессов, но и средством обучения, оказывающим существенное влияние на методы преподавания и организацию процесса обучения в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Место компьютерных технологий в учебном процессе

 

Одной из самых характерных  черт современной организации учебного процесса является его индустриализация: широкое использование информационных технологий с целью повышения  эффективности управления учебным  процессом. При этом компьютер является не только инструментом для выполнения вычислительных работ и моделирования физических и производственных технологических процессов, но и средством обучения, оказывающим существенное влияние на методы преподавания и организацию процесса обучения в целом.

3.1. Понятие  и функции компьютерных технологий как

средств обучения

 

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых  является компьютер.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:

  • как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
  • как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей;
  • как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, поскольку  они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что составляет особенность методик компьютерного обучения.

Информация о работе Компьютерные технологии в изучении географии