Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа
Цель исследований: Изучение физико-географических и социально - экономических особенностей Швейцарии.
Предмет изучения: особенности физико-географического и социально-экономического положения Швейцарии.
Задачи исследований:
– собрать и изучить источники литературы по теме исследований;
– проанализировать научные и картографические материалы, отражающие социально - экономическое развитие Швейцарии;
– использовать результаты исследования в общеобразовательной практике.
В настоящей работе представлены результаты исследований.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ГЛАВА 1. ФИЗИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ШВЕЙЦАРИИ. . . . . . . . . . . . ……………………………… . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Общие сведения……………….... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2. Государственная символика……………... . . . . . . . . . . .. . .. . . . . . 9
1.3. Рельеф………………………………... . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .15
1.4. Почвенный покров……. . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………...20
1.5. Климат. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….23
ГЛАВА 2. БИОРАЗНООБРАЗИЕ. ОХРАНА ПРИРОДЫ…….. . . . . . . . . . .25
2.1. Биологическое разнообразие……………………………………. 25
2.2. Растительность……………………………………. . . . . . . . . …...26
2.3. Животный мир……………………………………………………..30
2.4. Охрана природы. Национальные парки…………………………37
ГЛАВА 3. НАСЕЛЕНИЕ ШВЕЙЦАРИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... .42
3.1. Демографическая ситуация………………………….. .. . . . . . . . .42
3.2. Иммиграционные процессы. . . ... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
3.3. Расселение…………………………………………………………45
3.4. Этнический состав………………………………………………..46
3.5. Религиозный состав……………………………………………….47
ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА СТРАНЫ……………………………………………..50
4.1. Государственные языки Швейцарии…………………………….50
4.2. Искусство как компонент культуры……………………………...51
4.3. Всемирное наследие ЮНЕСКО………………………………….59
ГЛАВА 5. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ШВЕЙЦАРИИ……………………………………………..66
5.1. «Швейцарская модель» экономического роста……………….66
5.2. Главные отрасли экономики…………………………………….69
5.3. Экспорт товаров…………………………………………………72
5.4. Мировой финансовый центр………………………………..…..73
5.5. Сельское хозяйство………………………………………….…..78
5.6. Транспорт…………………………………………………..…….79
5.7. Уровень жизни и доходы населения……………………………80
5.8. Система образования…………………………………………….83
5.9. Здравоохранение……………………….………………………..84
ГЛАВА 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………86
6.1. Нетрадиционные формы уроков………………………………..86
6.2. Интегрированные уроки как тип нетрадиционных уроков….89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«КЕМЕРОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Биологический факультет
Кафедра геологии и географии
Синиченко Ольга Леонидовна
ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ШВЕЙЦАРИИ
Дипломная работа
Научные руководители: д.б.н. профессор Заушинцена А. В. к.пед.н., доцент Тупикина Г. Г. | |
Работа допущена к защите «_____» _____________2013 г.
Заведующий кафедрой геологии и географии, к.п.н., доцент ___________ О. А. Брель |
Работа защищена «_____»______________ 2013 г.
с оценкой __________________________ Председатель ГАК:
_____________________________ |
Члены комиссии: __________________________ __________________________ __________________________ ___________________________ ___________________________ |
КЕМЕРОВО 2013
оглавление
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ГЛАВА 1. ФИЗИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ШВЕЙЦАРИИ. . . . . . . . . . . . ……………………………… . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Общие сведения……………….... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2. Государственная символика……………... . . . . . . . . . . .. . .. . . . . . 9
1.3. Рельеф………………………………... . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .15
1.4. Почвенный покров……. . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………...20
1.5. Климат. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….23
ГЛАВА 2. БИОРАЗНООБРАЗИЕ. ОХРАНА ПРИРОДЫ…….. . . . . . . . . . .25
2.1. Биологическое разнообразие……………………………………. 25
2.2. Растительность……………………………………. . . . . . . . . …...26
2.3. Животный мир……………………………………………………..30
2.4. Охрана природы. Национальные парки…………………………37
ГЛАВА 3. НАСЕЛЕНИЕ ШВЕЙЦАРИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... .42
3.1. Демографическая ситуация………………………….. .. . . . . . . . .42
3.2. Иммиграционные процессы. . . ... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
3.3. Расселение……………………………………………………
3.4. Этнический состав…………………………………
3.5. Религиозный состав………………………………
ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА СТРАНЫ……………………………………………..50
4.1. Государственные языки Швейцарии…………………………….50
4.2. Искусство как компонент
4.3. Всемирное наследие ЮНЕСКО………………………………….59
ГЛАВА 5. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ШВЕЙЦАРИИ……………………………………………..66
5.1. «Швейцарская модель» экономического роста……………….66
5.2. Главные отрасли экономики……………
5.3. Экспорт товаров………………………………………
5.4. Мировой финансовый центр………………………………..…..73
5.5. Сельское хозяйство………………………………
5.6. Транспорт…………………………………………………..
5.7. Уровень жизни и доходы населения……………………………80
5.8. Система образования……………………………
5.9. Здравоохранение……………………….……………
ГЛАВА 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………86
6.1. Нетрадиционные формы уроков………………………………..86
6.2. Интегрированные уроки
как тип нетрадиционных уроков…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Швейцария – одно из малых государств Европы. Страна не может похвастаться своими территориальными размерами, но по праву может гордиться своей уникальностью. Швейцария уникальна во всем.
Во - первых, стоит отметить физико-географическое положение. Страна расположена в самом сердце Альп. Это вторая по величине Альпийская страна, после Австрии. Горы занимают большую часть Швейцарии. Необычайной красотой славятся горные ландшафты, которые каждый год притягивают все большее количество туристов. Это страна зеленых лесов и чистейших озер.
Во - вторых, уникальна культура Швейцарии. На территории страны сходятся три европейские культуры: немецкая, французская и итальянская. И говорят в стране этой сразу на четырех официальных языках.
Что касается климата, то Жан Жак Руссо посветил ему такие строки: «На восточных склонах - вешние цветы, на южных - осенние плоды, на северных - льды и снега. В едином мгновении соединяются разные времена года; в одном и том же уголке страны - разные климаты; на одном и том же клочке земли - разная почва. Так, здесь по воле природы порождение долин и гор изумляют невиданными сочетаниями».
В - третьих, Швейцария поражает весь мир своей финансовой стабильностью и высоким уровнем жизни населения. И это далеко не все особенности этой страны. Даже государственный флаг является исключением из всех правил.
Швейцария на протяжении многих лет приковывает внимание мировой общественности, в плане развития экономики, бизнеса, науки, образования. А финансовая политика этой страны сегодня стала ключевой темой заседания Европейского Союза.
Этим обусловлена актуальность темы исследований.
Цель исследований: Изучение физико-географических и социально - экономических особенностей Швейцарии.
Предмет изучения: особенности физико-географического и социально-экономического положения Швейцарии.
Задачи исследований:
– собрать и изучить источники литературы по теме исследований;
– проанализировать научные и картографические материалы, отражающие социально - экономическое развитие Швейцарии;
– использовать результаты исследования в общеобразовательной практике.
В настоящей работе представлены результаты исследований.
ГЛАВА 1. ФИЗИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ШВЕЙЦАРИИ
Швейцария (анг. Switzerland, нем. Schweiz, франц. Suisse, итал. Svizzera) - одно из малых государств Европы (рис.1) [54].
Рис. 1. Физико – географическое положение Швейцарии [22]
Официальное название – Швейцарская Конфедерация. Название страны происходит от наименования кантона Швиц, образованного от древненемецкого «жечь» [54].
Столица – город Берн. Однако он не является самым знаменитым городом страны. Пальма первенства принадлежит другому городу - Женеве. Она знаменита на весь мир как один из крупнейших городов - центров международной деятельности [28].
Датой образования Швейцарии считается 1 августа 1291 года, когда 3 кантона объединились в конфедерацию, и только согласно конституции 1848 года союз государств превратился в единое государство - Федеративную Швейцарию [31].
Швейцария - горная страна, расположенная в самом центре Альп. Территория Швейцарии четко разделена на три природные зоны: Альпы, Швейцарское плоскогорье и горы Юра. Большая часть страны расположена на территории Альп. Швейцарские Альпы (составная часть Западных Альп) занимают 60% территории государства. Восточная часть - Ретийские Альпы - лежит в пределах Восточных Альп. В альпийском пейзаже Швейцарии преобладают высокие кристаллические горные кряжи, крутые известняковые вершины самых фантастических форм и глубокие долины ледникового происхождения [40].
Швейцария расположена в самом центре Европы (рис. 2).
Рис. 2. Швейцария на карте Европы [22]
Через Швейцарию проходят важнейшие автомобильные магистрали и железнодорожные пути, они связывают южную и северную Европу [5].
Общие границы Швейцария
делит с пятью европейскими
странами: на юге с Италией,
на севере с Германией, на
западе с Францией, а на востоке
с Австрией и Лихтенштейном.
Такое разнообразие соседей
Общая площадь Швейцарии – 41285 км² (1,5% поверхности Земли). Из них площадь полезных земель, которые не заняты реками, озерами и горами, равна 30753 км². Максимальная протяженность с севера на юг - 220 км, с запада восток - 348 км [12].
Численность населения этой страны составляет 8,12 млн. чел. (2012 г.). Швейцария относится к густонаселенным странам со средней плотностью населения 183 человека на км² [54]. Разные регионы страны значительно отличаются по плотности населения, например, в горных Альпах, проживает всего 10% населения Швейцарии, а сам регион занимает почти 60 % всей площади страны [28].
Примерно 30% площади Швейцарии занимает швейцарское плоскогорье, находящееся к северо-западу от Альп. В среднем его высота над уровнем моря – 580 м. Этoт pегион сосредоточил основные промышленные силы страны, огромное количество автомобильных и железнодорожных сообщений, здесь развито cкотоводство и сельское хозяйство. Именно этот регион является визитной карточкой страны, на которой показаны живописные ландшафты и деревушки. Голубые озера и округлые, покрытые зеленью холмы издревле привлекали сюда людей, поэтому эта освоенная земля имеет высокую плотность населения [55].
Административное деление
Швейцарии как федеративной республики
включает в себя 26 кантонов (рис. 3, прил.
1). Кантоны - это крупнейшие административно-
Каждый кантон имеет свою конституцию, парламент, правительство и совершенно самостоятелен в решении внутренних проблем. В ведении центрального правительства находятся международные вопросы, федеральный бюджет и эмиссия денег.
Тем не менее, Швейцария - единое государство. Девиз страны: «Один за всех и все за одного!» [40].
Рис. 3. Карта кантонов Швейцарии [22]
Швейцария является членом ООН с 2002 года, входит в Шенгенское соглашение с 2004 года [24].
Государственный флаг Швейцарии
Вплоть до XIX в. швейцарцы не имели единого союзного флага. Во время военных походов солдаты несли боевые знамена своих кантонов. С 1339 г. после битвы у Лаупен в качестве отличительного знака стали использоватьсябелые кресты, которые можно было увидеть на униформе и снаряжении солдат [48].
Первый прототип современного флага Швейцарии – белый крест на красном поле или просто красный стяг – служил общей эмблемой для специальных боевых групп, образованных из солдат различных кантонов.
В годы Гельветической республики (1798-1803) Наполеон запретил использовать крест на знамени и ввел новый зелено-красно-желтый триколор, который вскоре после падения республики снова был заменен на прежний флаг. Впервые боевые знамена швейцарских объединенных войск украшал усеченный белый крест в 1815 г. Однако прошло несколько лет, прежде чем подобный символ был признан. Вследствие растущей кантональной обособленности солдаты продолжали носить униформы согласно предписаниям своих кантонов, а в знак принадлежности к Конфедерации ограничивались ношением на рукаве красной повязки с белым крестом [10].
Флаг Швейцарии, каким мы его знаем сегодня, стал использоваться как национальный во время гражданской войны 1847 года (рис. 4).
Рис. 4. Государственный флаг Швейцарии [10]
Развязкой к войне послужил конфликт между традиционной системой ценностей и местного самоопределения – с одной стороны, и стремлением к модернизации общества и централизации государства – с другой. Победу прогрессивно настроенных кантонов стал символизировать красный флаг с белым крестом, который по примеру первых боевых знамен швейцарских объеденных войск тоже имел квадратную форму [48].
Накануне вступления Швейцарии в ООН в 2002 г. [38], эта международная организация столкнулась с небольшой проблемой: по ее правилам все флаги стран, входящих в ООН, должны иметь прямоугольную форму, а у Швейцарии он – квадратный. К счастью, в любом правиле есть свои исключения. Так, если флаг нового члена ООН не превышает по размеру флаги других членов этой организации, то решение принимается в пользу флага. Власти Швейцарии согласились уменьшить свой государственный флаг до нужных размеров, и теперь его можно увидеть рядом с другими, гордо развевающимися над Центральными учреждениями ООН в Нью-Йорке [10].