Физико- географическое положение и оценка социально-экономического положения Швейцарии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследований: Изучение физико-географических и социально - экономических особенностей Швейцарии.
Предмет изучения: особенности физико-географического и социально-экономического положения Швейцарии.
Задачи исследований:
– собрать и изучить источники литературы по теме исследований;
– проанализировать научные и картографические материалы, отражающие социально - экономическое развитие Швейцарии;
– использовать результаты исследования в общеобразовательной практике.
В настоящей работе представлены результаты исследований.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ГЛАВА 1. ФИЗИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ШВЕЙЦАРИИ. . . . . . . . . . . . ……………………………… . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Общие сведения……………….... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2. Государственная символика……………... . . . . . . . . . . .. . .. . . . . . 9
1.3. Рельеф………………………………... . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .15
1.4. Почвенный покров……. . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………...20
1.5. Климат. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….23
ГЛАВА 2. БИОРАЗНООБРАЗИЕ. ОХРАНА ПРИРОДЫ…….. . . . . . . . . . .25
2.1. Биологическое разнообразие……………………………………. 25
2.2. Растительность……………………………………. . . . . . . . . …...26
2.3. Животный мир……………………………………………………..30
2.4. Охрана природы. Национальные парки…………………………37
ГЛАВА 3. НАСЕЛЕНИЕ ШВЕЙЦАРИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... .42
3.1. Демографическая ситуация………………………….. .. . . . . . . . .42
3.2. Иммиграционные процессы. . . ... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
3.3. Расселение…………………………………………………………45
3.4. Этнический состав………………………………………………..46
3.5. Религиозный состав……………………………………………….47
ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА СТРАНЫ……………………………………………..50
4.1. Государственные языки Швейцарии…………………………….50
4.2. Искусство как компонент культуры……………………………...51
4.3. Всемирное наследие ЮНЕСКО………………………………….59
ГЛАВА 5. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ШВЕЙЦАРИИ……………………………………………..66
5.1. «Швейцарская модель» экономического роста……………….66
5.2. Главные отрасли экономики…………………………………….69
5.3. Экспорт товаров…………………………………………………72
5.4. Мировой финансовый центр………………………………..…..73
5.5. Сельское хозяйство………………………………………….…..78
5.6. Транспорт…………………………………………………..…….79
5.7. Уровень жизни и доходы населения……………………………80
5.8. Система образования…………………………………………….83
5.9. Здравоохранение……………………….………………………..84
ГЛАВА 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………86
6.1. Нетрадиционные формы уроков………………………………..86
6.2. Интегрированные уроки как тип нетрадиционных уроков….89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 6.60 Мб (Скачать)

 

6.2. Интегрированные уроки как тип нетрадиционных уроков

 

В настоящее время тема интеграции и межпредметных связей учебных дисциплин  актуальна. Появились новые типы уроков, в частности, интегрированный урок, называемый также бинарным, синтетическим, совмещенным, что не меняет сути дела [20].

Интегрированные уроки можно  отнести к нетрадиционным, т. к. они способствуют:

    • становлению творческих способностей учащихся при работе с содержанием учебного материала;
    • расширению кругозора;
    • стимулированию познавательного интереса;
    • становлению способностей к учебному общению, сопереживанию;
    • приобщению к активной форме внешкольной жизни.

В течение определенного  времени  решается   проблема применения  интегрированных уроков. Актуальность этой темы, обуславливается несколькими факторами. Во - первых, наблюдается  снижение интереса учащихся к учению. Некоторые традиционно построенные уроки однообразны для них, так как они традиционны по форме и содержанию, недостаточно развивают творческую активность, а без этого невозможно повышение уровня образования по предмету и качество  подготовки учащихся. Во-вторых, традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения и не представляет возможностей всем без исключения  обучающимся раскрыть себя с учетом их индивидуальных особенностей. Это существенно снижает эффективность учебного процесса. Таким образом, стремление к развитию интереса у учащихся, интенсификация их учебной работы на уроке  требует  организации учебного процесса по предмету так, чтобы он соответствовал запросам современной жизни, а  учителю необходимо искать новые подходы в обучении. Один из них - интегрированные уроки [16].  

Интегрированный урок –  это особый тип урока, объединяющего  в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы  или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. К использованию интегрированного урока учителя прибегают редко. Главным образом при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках; при дефиците времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины; при изучении межнаучных и обобщённых категорий,  охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности; при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета; при создании  проблемной, развивающей методики обучения предмету [21].  

Есть и другие случаи мотивации  использования интегрированных  уроков. Прежде чем решиться на подготовку и проведение интегрированного урока, необходимо сотрудничество с учителем предмета, с которым планируется интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.

Урок географии можно  интегрировать со многими учебными дисциплинами, такими как иностранный  язык, история, биология, информатика, химия, математика, литература. Такой  урок будет  насыщенным, интересным по форме и содержанию [20].

Актуальными на сегодняшний  день являются билингвальные уроки (Билингви́зм (двуязычие) — способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках) [54], в частности урок географии на немецком языке. Целью таких уроков является не только более многогранно рассмотреть предмет изучения и заинтересовать учеников, но так же и научить их практически пользоваться иностранным языком, как средством обучения (конечно со значительными ограничениями). 

Идея такого урока была впервые реализована в 60-х годах  в ряде учебников немецкого языка  для второго класса школ с преподаванием  некоторых предметов на немецком языке и отражала наиболее передовые  для того времени тенденции в  развитии методики обучения. Этот подход перекликается с индивидуальным подходом к учащимся, учетом сферы  их интересов (например, даются задания  по интересам: для юных историков, филологов, географов и т. д.) [23].

Иностранный язык открывает  школьникам непосредственный доступ к  ценностям мировой культуры, в  особенности к культурным ценностям  страны изучаемого языка: её истории, географии, литературы, науки, искусству. Чтение отрывков из произведений зарубежных классиков  и современных прогрессивных  писателей (даже в адаптированном и  сокращённом виде) позволяет школьникам, с одной стороны, опереться на те знания, которые они получили из курса литературы, а с другой – дополняет и углубляет эти знания. Знакомясь через учебник, книгу для чтения, газеты с жизнью людей за рубежом, в том числе своих зарубежных сверстников, школьники расширяют свой социальный опыт, учатся сравнивать, обобщать, противопоставлять [16].

На старшей ступени  обучения иностранным языкам возможен комбинированный интегрированный  гуманитарный курс, например по географии. Обучение иностранному языку как  целостному объекту изучения поможет  сформировать у учащихся полисистемное знание о географии, которое позволило бы преодолеть противоречие между современным представлением о языке как феномене национальной культуры и знанием иностранного языка, формируемым существующей до сих пор системой образования как утилитарного средства коммуникации [59].

При изучении в школе географии  Зарубежной Европы, нами был составлен  урок – лекция для 11 класса по теме « Характеристика Швейцарии: рельеф, климат, население и экономика» (прил. 2).

Цель урока – формирование знаний о физико – географическом положении Швейцарии, населении и экономике.

Задачи:

  1. Образовательные:
    • познакомиться  с особенностями территории и  экономико-географическим положением страны,  с особенностями природы, населения, хозяйством Швейцарии;
    • продолжить формирование представлений об особенностях географии и экономики стран Западной Европы;
    • продолжить формирование навыков самостоятельной работы с контурной картой.
  1. Развивающие:

 продолжить развитие умения анализировать карты.

  1. Воспитательные:
    • способствовать воспитанию  географической культуры, расширению кругозора учащихся.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.    

Вид урока: урок – лекция.

План урока:

  1. Организационный момент, приветственное слово учителя;
  2. Проверка домашнего задания;
  3. Изучение нового материла;
  4. Выполнение практической работы;
  5. Подведение итогов.

Так же нами был разработан интегрированный урок географии и немецкого языка «Путешествие по немецкоговорящим странам» (прил. 3).

После изучения главы «Зарубежная  Европа» по географии, учащиеся имеют  представление о странах Зарубежной Европы, ознакомлены с населением этих стран, экономикой, хозяйством.

За несколько дней до проведения интегрированного урока, учащиеся были разделены на 4 группы по странам:

  • группа № 1 – «Германия»;
  • группа № 2 – «Австрия»;
  • группа № 3 – « Лихтенштейн»;
  • группа № 4 – «Швейцария».

В каждой группе  есть географ, социолог, экономист и экскурсовод. Географ в группе отвечает за физико – географическое положение страны, социолог за население страны, экономист рассказывает об экономике страны, экскурсовод о достопримечательностях.

Учащиеся должны к уроку  подготовить презентации по плану:

    1. Физико – географическое положение страны (полное название станы, столица, площадь, с какими странами граничит эта страна, рельеф, климат, реки и озера);
    2. Население страны (численность населения, плотность, национальный состав, религия)
    3. Экономика страны (доля ВВП, доход на душу населения, базовые отрасли промышленности, сельское хозяйство, транспорт, внешние экономические связи).
    4. Достопримечательности страны (назвать главные достопримечательности).

Ученики выполняют и рассказывают свои презентации на немецком языке (прил. 4).

После выступления, каждой группе раздается бланк, в котором указаны критерии оценивания презентаций (прил. 5).

Цель данного урока – выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на уроках, обобщение материала по теме «Зарубежная Европа».

Задачи:

  1. Образовательные:
  • углубить и расширить знания по теме «Зарубежная Европа»;
  • сформировать у учащихся общие знания о немецкоговорящих странах;
  • совершенствовать умение излагать информацию на немецком языке;
  • совершенствовать понимание иноязычной речи на слух с последующим извлечением необходимой информации их текста;
  • сформировать межпредметные связи между географией и иностранным языком.
  1. Развивающие:
  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся;
  • способствовать развитию навыков устной монологической речи и аудирования;
  • способствовать развитию интереса к географии, иностранному языку и изучаемым странам;
  • способствовать развитию презентативных умений и навыков.
  1. Образовательные:
    • способствовать воспитанию уважения к чужой культуре, традициям;
    • способствовать воспитанию  умения работать в группе и индивидуально.

Тип урока: интегрированный, урок совершенствования знаний, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок – путешествие.

Форма организационной деятельности: групповая.

Урок включает следующие  этапы:

  1. Подготовительный. На этом этапе учащиеся делятся на группы учителем, получают план презентации.
  2. Проведение.

Организационный момент.

Основная часть. Выступление  групп учащихся со своими презентациями.

  1. Подведение итогов.  Группы оценивают работы другие группы по критериям (приложение 5) и высказывают о возможности использования полученных данных в дальнейшем обучении. Награждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, следует отметить, что Швейцария является горной страной, с уникальным рельефом, климатом, культурой и финансовой системой.

Природа обделила Швейцарию полезными ископаемыми, плодородными почвами и богатым животным миром, зато щедро наградила изумительными красотами природы и в целом благодатным климатом. Благодаря этому, Швейцария остается на первом месте по привлекательности для туристов [19].

На мировом рынке швейцарские  компании и фирмы обладают высокой  конкурентной способностью. Благодаря  этому более 90% продукции экспортируются за рубеж, в первую очередь часы, шоколад и сыр. Однако важнейшими экспортными поставками являются продукты машиностроения, электронной и химической промышленности [43].

Банки – главные субъекты швейцарского финансового рынка. Система  защиты банковской тайны была закреплена в швейцарском законодательстве и действовала в Швейцарии на протяжении многих десятков лет [36].

Оценив социально- экономическое  положение, можно сделать вывод, что экономика Швейцарии является одной из наиболее стабильных в мире. Уже не одно десятилетие эта страна считается своеобразным международным эталоном не только социальной стабильности, но и устойчивой эффективности производства, что и обеспечивает ей одно из самых высоких мест по уровню жизни. 

Материалы дипломной работы могут быть использованы на уроках географии в 10-11 классах  в школе.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алисов, Н.В. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). Учебник / Н. В. Алисов,  Б.С. Хореев. – М.: Гардарика, 2000. – 165 с.
  2. Алферов, Ю.С. Образование в Швейцарии: организация и управление // Социально-политический журнал. - 1998. - № 2. – С. 23.
  3. Артемов, Ю.М. Некоторые особенности бюджетной и налоговой системы Швейцарии // Финансы. – 1995. -  №11. - С.49-51.
  4. Базовая информация о Швейцарии // http://www.swissinfo.ch – 2013 [электронный ресурс] / режим доступа: http://www.swissinfo.ch/rus/detail/content.html?cid=34578558 (дата обращения 15. 03. 2013)
  5. Бакши, Н.  В поисках чернильно-синей Швейцарии / Н. Бакши – М.: Языки славянской культуры, 2009. – 176 с.
  6. Большой энциклопедический словарь // Физико – географическое положение Швейцарии - 2012 [Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.vedu.ru/bigencdic/71593/ (дата обращения 15.03.2013)
  7. Бородина, М. А. Лингвистическая ситуация в Швейцарии и проблема языкового союза // Романо-германские языки и диалекты единого ареала. -  1977. -  24 с.
  8. Бородина, М. А. Становление и функционирование многоязычия в Швейцарии / М. А. Бородина. – В кн.: Лингвистическая карта Швейцарии. Л., 1974. – 23 с.
  9. Быстрова, И.С. О формах существования языка в романской Швейцарии// Единицы разных уровней в языке и речи. - Череповец, 1994. 15 с.
  10. Бушуева, Л. П. Все страны мира. Все флаги и гербы / Л. П. Бушуева. – Москва: Издательство «Владис», 2009. – 348 с.
  11. Вачнадзе, Г. Деловая Швейцария, том 5. Экономика и связи с Россией в 2004 – 2005 гг. / Г. Вачнадзе. - М.: Бизнес Пресс, 2005. – 320 с.
  12. Григорьянц, А. В Швейцарии наших дней // Международная жизнь. -1988.-№2. – 22 с.
  13. Декларация ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18.12.1992.
  14. Денисюк, В. Опыт двусторонних соглашений Швейцария - ЕС и выводы для европейских стран СНГ // Общество и экономика. -  2003. -  №1. С. 12 – 15.
  15. Денисюк, В. Опыт двусторонних соглашений Швейцария  - ЕС и выводы для европейских стран СНГ // Общество и экономика. – 2003. - №1. 201 с.
  16. Домашнев, А. И. Современный немецкий язык в его национальных вариантах / А. И. Домашнев. -  Л.: Наука, 1983. 231 с.
  17. Домашнев, А. И. Языковая ситуация в Швейцарии // Язык и диалекты Швейцарии. - Л.: Наука, 1990.- 29 с.
  18. Драгунов, Г.П. Швейцария / Г. П. Драгунов. -  М: Мысль,1968. - 85 c.
  19. Драгунов, Г. П. Швейцария: история и современность / Г. П. Драгунов – М.: «Мысль», 2002. – 112 с. Драгунов, Г.П. Швейцария : Географическая литература / Г. П. Драгунов. – М.: Мысль, 1968. – 130 с.
  20. Думина, И.В. Педагогические технологии в обучении географии. Современный урок географии / И. В. Думина. - М.: Школа-Пресс, 2001. – 150 с.
  21. Зверев, И.Д. Межпредметные связи в современной шко<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times

Информация о работе Физико- географическое положение и оценка социально-экономического положения Швейцарии