Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа
Цель исследований: Изучение физико-географических и социально - экономических особенностей Швейцарии.
Предмет изучения: особенности физико-географического и социально-экономического положения Швейцарии.
Задачи исследований:
– собрать и изучить источники литературы по теме исследований;
– проанализировать научные и картографические материалы, отражающие социально - экономическое развитие Швейцарии;
– использовать результаты исследования в общеобразовательной практике.
В настоящей работе представлены результаты исследований.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ГЛАВА 1. ФИЗИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ШВЕЙЦАРИИ. . . . . . . . . . . . ……………………………… . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Общие сведения……………….... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2. Государственная символика……………... . . . . . . . . . . .. . .. . . . . . 9
1.3. Рельеф………………………………... . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .15
1.4. Почвенный покров……. . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………...20
1.5. Климат. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….23
ГЛАВА 2. БИОРАЗНООБРАЗИЕ. ОХРАНА ПРИРОДЫ…….. . . . . . . . . . .25
2.1. Биологическое разнообразие……………………………………. 25
2.2. Растительность……………………………………. . . . . . . . . …...26
2.3. Животный мир……………………………………………………..30
2.4. Охрана природы. Национальные парки…………………………37
ГЛАВА 3. НАСЕЛЕНИЕ ШВЕЙЦАРИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... .42
3.1. Демографическая ситуация………………………….. .. . . . . . . . .42
3.2. Иммиграционные процессы. . . ... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
3.3. Расселение…………………………………………………………45
3.4. Этнический состав………………………………………………..46
3.5. Религиозный состав……………………………………………….47
ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА СТРАНЫ……………………………………………..50
4.1. Государственные языки Швейцарии…………………………….50
4.2. Искусство как компонент культуры……………………………...51
4.3. Всемирное наследие ЮНЕСКО………………………………….59
ГЛАВА 5. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ШВЕЙЦАРИИ……………………………………………..66
5.1. «Швейцарская модель» экономического роста……………….66
5.2. Главные отрасли экономики…………………………………….69
5.3. Экспорт товаров…………………………………………………72
5.4. Мировой финансовый центр………………………………..…..73
5.5. Сельское хозяйство………………………………………….…..78
5.6. Транспорт…………………………………………………..…….79
5.7. Уровень жизни и доходы населения……………………………80
5.8. Система образования…………………………………………….83
5.9. Здравоохранение……………………….………………………..84
ГЛАВА 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………86
6.1. Нетрадиционные формы уроков………………………………..86
6.2. Интегрированные уроки как тип нетрадиционных уроков….89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.2. Интегрированные уроки как тип нетрадиционных уроков
В настоящее время тема интеграции и межпредметных связей учебных дисциплин актуальна. Появились новые типы уроков, в частности, интегрированный урок, называемый также бинарным, синтетическим, совмещенным, что не меняет сути дела [20].
Интегрированные уроки можно отнести к нетрадиционным, т. к. они способствуют:
В течение определенного времени решается проблема применения интегрированных уроков. Актуальность этой темы, обуславливается несколькими факторами. Во - первых, наблюдается снижение интереса учащихся к учению. Некоторые традиционно построенные уроки однообразны для них, так как они традиционны по форме и содержанию, недостаточно развивают творческую активность, а без этого невозможно повышение уровня образования по предмету и качество подготовки учащихся. Во-вторых, традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного творческого общения и не представляет возможностей всем без исключения обучающимся раскрыть себя с учетом их индивидуальных особенностей. Это существенно снижает эффективность учебного процесса. Таким образом, стремление к развитию интереса у учащихся, интенсификация их учебной работы на уроке требует организации учебного процесса по предмету так, чтобы он соответствовал запросам современной жизни, а учителю необходимо искать новые подходы в обучении. Один из них - интегрированные уроки [16].
Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. К использованию интегрированного урока учителя прибегают редко. Главным образом при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках; при дефиците времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины; при изучении межнаучных и обобщённых категорий, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности; при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета; при создании проблемной, развивающей методики обучения предмету [21].
Есть и другие случаи мотивации использования интегрированных уроков. Прежде чем решиться на подготовку и проведение интегрированного урока, необходимо сотрудничество с учителем предмета, с которым планируется интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.
Урок географии можно интегрировать со многими учебными дисциплинами, такими как иностранный язык, история, биология, информатика, химия, математика, литература. Такой урок будет насыщенным, интересным по форме и содержанию [20].
Актуальными на сегодняшний день являются билингвальные уроки (Билингви́зм (двуязычие) — способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках) [54], в частности урок географии на немецком языке. Целью таких уроков является не только более многогранно рассмотреть предмет изучения и заинтересовать учеников, но так же и научить их практически пользоваться иностранным языком, как средством обучения (конечно со значительными ограничениями).
Идея такого урока была впервые реализована в 60-х годах в ряде учебников немецкого языка для второго класса школ с преподаванием некоторых предметов на немецком языке и отражала наиболее передовые для того времени тенденции в развитии методики обучения. Этот подход перекликается с индивидуальным подходом к учащимся, учетом сферы их интересов (например, даются задания по интересам: для юных историков, филологов, географов и т. д.) [23].
Иностранный язык открывает школьникам непосредственный доступ к ценностям мировой культуры, в особенности к культурным ценностям страны изучаемого языка: её истории, географии, литературы, науки, искусству. Чтение отрывков из произведений зарубежных классиков и современных прогрессивных писателей (даже в адаптированном и сокращённом виде) позволяет школьникам, с одной стороны, опереться на те знания, которые они получили из курса литературы, а с другой – дополняет и углубляет эти знания. Знакомясь через учебник, книгу для чтения, газеты с жизнью людей за рубежом, в том числе своих зарубежных сверстников, школьники расширяют свой социальный опыт, учатся сравнивать, обобщать, противопоставлять [16].
На старшей ступени
обучения иностранным языкам возможен
комбинированный
При изучении в школе географии Зарубежной Европы, нами был составлен урок – лекция для 11 класса по теме « Характеристика Швейцарии: рельеф, климат, население и экономика» (прил. 2).
Цель урока – формирование знаний о физико – географическом положении Швейцарии, населении и экономике.
Задачи:
продолжить развитие умения анализировать карты.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Вид урока: урок – лекция.
План урока:
Так же нами был разработан интегрированный урок географии и немецкого языка «Путешествие по немецкоговорящим странам» (прил. 3).
После изучения главы «Зарубежная
Европа» по географии, учащиеся имеют
представление о странах
За несколько дней до проведения интегрированного урока, учащиеся были разделены на 4 группы по странам:
В каждой группе есть географ, социолог, экономист и экскурсовод. Географ в группе отвечает за физико – географическое положение страны, социолог за население страны, экономист рассказывает об экономике страны, экскурсовод о достопримечательностях.
Учащиеся должны к уроку подготовить презентации по плану:
Ученики выполняют и рассказывают свои презентации на немецком языке (прил. 4).
После выступления, каждой группе раздается бланк, в котором указаны критерии оценивания презентаций (прил. 5).
Цель данного урока – выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на уроках, обобщение материала по теме «Зарубежная Европа».
Задачи:
Тип урока: интегрированный, урок совершенствования знаний, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок – путешествие.
Форма организационной деятельности: групповая.
Урок включает следующие этапы:
Организационный момент.
Основная часть. Выступление групп учащихся со своими презентациями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом, следует отметить, что Швейцария является горной страной, с уникальным рельефом, климатом, культурой и финансовой системой.
Природа обделила Швейцарию полезными ископаемыми, плодородными почвами и богатым животным миром, зато щедро наградила изумительными красотами природы и в целом благодатным климатом. Благодаря этому, Швейцария остается на первом месте по привлекательности для туристов [19].
На мировом рынке швейцарские компании и фирмы обладают высокой конкурентной способностью. Благодаря этому более 90% продукции экспортируются за рубеж, в первую очередь часы, шоколад и сыр. Однако важнейшими экспортными поставками являются продукты машиностроения, электронной и химической промышленности [43].
Банки – главные субъекты швейцарского финансового рынка. Система защиты банковской тайны была закреплена в швейцарском законодательстве и действовала в Швейцарии на протяжении многих десятков лет [36].
Оценив социально- экономическое положение, можно сделать вывод, что экономика Швейцарии является одной из наиболее стабильных в мире. Уже не одно десятилетие эта страна считается своеобразным международным эталоном не только социальной стабильности, но и устойчивой эффективности производства, что и обеспечивает ей одно из самых высоких мест по уровню жизни.
Материалы дипломной работы могут быть использованы на уроках географии в 10-11 классах в школе.
ЛИТЕРАТУРА