Физико- географическое положение и оценка социально-экономического положения Швейцарии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследований: Изучение физико-географических и социально - экономических особенностей Швейцарии.
Предмет изучения: особенности физико-географического и социально-экономического положения Швейцарии.
Задачи исследований:
– собрать и изучить источники литературы по теме исследований;
– проанализировать научные и картографические материалы, отражающие социально - экономическое развитие Швейцарии;
– использовать результаты исследования в общеобразовательной практике.
В настоящей работе представлены результаты исследований.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
ГЛАВА 1. ФИЗИКО – ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ШВЕЙЦАРИИ. . . . . . . . . . . . ……………………………… . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Общие сведения……………….... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.2. Государственная символика……………... . . . . . . . . . . .. . .. . . . . . 9
1.3. Рельеф………………………………... . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . .15
1.4. Почвенный покров……. . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………...20
1.5. Климат. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……….23
ГЛАВА 2. БИОРАЗНООБРАЗИЕ. ОХРАНА ПРИРОДЫ…….. . . . . . . . . . .25
2.1. Биологическое разнообразие……………………………………. 25
2.2. Растительность……………………………………. . . . . . . . . …...26
2.3. Животный мир……………………………………………………..30
2.4. Охрана природы. Национальные парки…………………………37
ГЛАВА 3. НАСЕЛЕНИЕ ШВЕЙЦАРИИ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ... .42
3.1. Демографическая ситуация………………………….. .. . . . . . . . .42
3.2. Иммиграционные процессы. . . ... . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
3.3. Расселение…………………………………………………………45
3.4. Этнический состав………………………………………………..46
3.5. Религиозный состав……………………………………………….47
ГЛАВА 4. КУЛЬТУРА СТРАНЫ……………………………………………..50
4.1. Государственные языки Швейцарии…………………………….50
4.2. Искусство как компонент культуры……………………………...51
4.3. Всемирное наследие ЮНЕСКО………………………………….59
ГЛАВА 5. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ШВЕЙЦАРИИ……………………………………………..66
5.1. «Швейцарская модель» экономического роста……………….66
5.2. Главные отрасли экономики…………………………………….69
5.3. Экспорт товаров…………………………………………………72
5.4. Мировой финансовый центр………………………………..…..73
5.5. Сельское хозяйство………………………………………….…..78
5.6. Транспорт…………………………………………………..…….79
5.7. Уровень жизни и доходы населения……………………………80
5.8. Система образования…………………………………………….83
5.9. Здравоохранение……………………….………………………..84
ГЛАВА 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………86
6.1. Нетрадиционные формы уроков………………………………..86
6.2. Интегрированные уроки как тип нетрадиционных уроков….89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .96
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 6.60 Мб (Скачать)

Наряду с этими "ощутимыми" поставками важными экспортными  сферами экономики государства  являются также предоставление консультантских услуг, страхование и туризм.

Важные деловые партнеры Швейцарии  – страны ЕС. Наиболее интенсивные  торговые отношения она поддерживает с Германией, Францией, Италией и  Великобританией. В 2009 г. 59.7% общего экспорта Швейцарии приходилось на страны ЕС, в то время, как общий импорт продукции из этих же стран составил 78% [5].

Торгово-экономическая политика Швейцарии  направлена на развитие свободной торговли, словом на уменьшение таможенных пошлин на ввозимые товары и на снижение ограничений  на импорт (за исключением сельскохозяйственной продукции). Так или иначе, в рамках двустороннего соглашения со странами ЕС даже эти ограничения будут постепенно сняты [58].

 

5.4 Мировой финансовый центр

 

Когда речь заходит о Швейцарии, первое, что приходит на ум, это швейцарские  банки [27]. Они стали по праву визитной карточкой страны. Банковская отрасль играет определяющую роль в национальной экономике. На долю банков приходится свыше 10% ВВП, а число занятых в этой отрасли людей, работающих на полную ставку, составило к концу 2011 г. 211 тыс. человек, или  свыше 6 % экономически активного населения [41].

Термин "мировой финансовый центр" применяется главным образом  по отношению к крупным городам  мира, таким как Нью-Йорк или Лондон. Они являются центрами сосредоточения банков, бирж, специализированных кредитно-финансовых институтов, страховых компаний и  международных торговых компаний. Через них осуществляются международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, драгоценными металлами и деривативами. Важнейшими финансовыми центрами Швейцарии являются Цюрих и Женева. Наряду с ними существенное значение имеют также Базель и Лугано [27].

Банки – главные субъекты швейцарского финансового рынка. Их основная деятельность заключается  в управлении активами. Имея в управлении 11 300 млрд. франков, швейцарские банки  сосредоточили в своих руках  почти 10% мирового капитала [36]. По объемам управляемого капитала они уступают лишь банкам США (49200 млрд. франков) и Великобритании (13 400 млрд. франков). Впрочем, если принять в расчет только управление транснациональным частным капиталом, на долю которых приходится 2100 млрд. франков или 27% доли мирового рынка, то пальму первенства в этой области уверенно держит Швейцария [42].

После банков вторыми по значимости субъектами являются страховые  компании. В конце 2011 г. 70% от объема собранных страховых премий поступило  из других стран, что позволяет говорить об очень высокой степени интернационализации  их деятельности. Перестрахование, при  котором страховщик передает часть  ответственности другим страховщикам, стало основным видом деятельности швейцарских страховых компаний. По этому показателю Швейцария занимает 4-е место в мире [27].

В международном рейтинге Швейцария, как мировой финансовый центр, удерживает передовые позиции  в области торговли иностранной  валютой, сырьевыми ресурсами и  в сфере управления хедж – фондами (Хедж-фонд - частный, не ограниченный нормативным регулированием, либо подверженный более слабому регулированию инвестиционный фонд, недоступный широкому кругу лиц и управляемый профессиональным инвестиционным управляющим. Отличается особой структурой вознаграждения за управление активами) [27].

 В других же областях, таких как, фондовой рынок,  управление активами институциональных  клиентов, инвестиционное банковское  дело (Investment Banking), коммерческие операции и корпоративное банковское дело (Corporate Banking) Швейцария находится на второстепенных ролях.

Швейцария, как мировой  финансовый центр, играет гораздо более  значительную роль в международной  экономике, чем в демографическом  развитии планеты.

В таблице 6 приведен список стран – мировых лидеров в области контроля над частным капиталом [41].

Таблица 6

Крупнейшие управляющие  трансграничными активами на мировом рынке, 2011 г.

Страна

Активы, %

Швейцария

27

Великобритания

25

Люксембург

6

Страны Карибского Бассейна

13

Сингапур и Гонконг

13

США

8

Прочие

8


 

Финансовый сектор в Швейцарии  сосредоточен в следующих основных городах: Цюрих, Женева и Лугано [55].

Швейцария всегда была одной  из стран, которая славилась своей  системой защиты банковской тайны. Система защиты банковской тайны была закреплена в швейцарском законодательстве и действовала в Швейцарии на протяжении многих десятков лет (некоторые источники говорят о более чем 300 годах).

Закон закрепляет обязательства  банков и их сотрудников сохранять  конфиденциальность информации о клиентах и их делах. Исключения из режима охраны банковской тайны касаются только наиболее серьезных преступлений, например, таких как контрабанда наркотиков или незаконное отмывание денежных средств. В соответствии со швейцарским законодательством защита банковской тайны бессрочная. Ответственность лиц по защите банковской тайны возможна даже при их увольнении из банков (статья 47 Закона) [49].

Однако, в 2009 году появилось  достаточно много тревожных сигналов о том, что ситуация в Швейцарии относительно охраны банковской тайны меняется. В марте 2009 года Швейцария согласилась присоединиться к статье 26 Типовой налоговой конвенции, принятой Международной организацией экономического сотрудничества и развития (OECD) [58]. В частности, от каждого государства требовалось заключить, по крайней мере,12 соглашений о таком обмене с другими странами для того, чтобы быть исключенной из серого списка Международной организации экономического сотрудничества и развития. Швейцария заключила такие соглашения, в том числе с Францией, США и Великобританией [56].

В последнее время некоторые  банки Швейцарии раскрыли информацию о нескольких десятках тысяч своих  клиентов по требованию США и Франции. Раскрытие имен клиентов швейцарских банков произошло на основании подозрений их в налоговых нарушениях. Италия и Германия также пытались получить соответствующую информацию из швейцарских банков. Такое раскрытие ударило по доверию клиентов швейцарских банков.

Швейцария понимает, что  ситуация меняется, и все не может  оставаться как прежде. Официальными представителями Швейцарии были высказаны опасения, что режим  банковской тайны в Швейцарии уже никогда не будет таким как раньше. Несмотря на все это Швейцария продолжает бороться за банковскую тайну в стране [41].

Согласно Приказу с 1 октября 2010 года любое иностранное государство, которое имеет заключенный со Швейцарией договор об обмене налоговой информацией, может затребовать у швейцарской налоговой службы провести расследование в отношении определенного физического лица. Физические лица, в отношении операций которых производится расследование, имеют право подать апелляцию в швейцарский федеральный административный суд для того, чтобы предотвратить раскрытие их банковской информации. При этом требования иностранных государств, основанные на информации, полученной незаконным путем, например, вследствие кражи информации из швейцарских банков, не будут рассматриваться в Швейцарии [42].

Таким образом, Швейцария  пытается прекратить случаи кражи информации из швейцарских банков их сотрудниками, за что они получают значительное вознаграждение от иностранных государств. Пытается Швейцария и найти компромисс с Германией. В октябре 2010 года Швейцария достигла договоренности с Германией о том, что Швейцария введет налог на доходы с депозитов, получаемых немецкими вкладчиками [36]. Полученные деньги будут перечисляться Германии без раскрытия информации о вкладчиках. Таким образом, банковская тайна останется неприкосновенной. Предполагается, что такой режим может быть установлен на основании двухстороннего соглашения между Германией и Швейцарией [41].

Еще не понятно, сможет ли Швейцария  сохранить свой статус как центр  обслуживания состоятельных клиентов, однако, на фоне предпринимаемых Швейцарией усилий по защите банковской тайны  в стране, появились сообщения о том, что часть клиентов уже стали переводить свои денежные средства в Сингапур и Гонконг. С ними в Азии и сами швейцарские баки стали расширять свое присутствие. В частности, UBS объявил о своих планах увеличить число сотрудников в Азии, работающих с клиентами, примерно на 50% [49].

5.5. Сельское хозяйство

 

Сельское хозяйство является настолько важной отраслью экономики  Швейцарии, что ей уделен особый параграф в Конституции страны. Государство  обязано поддерживать сельское хозяйство  и вносить существенный вклад  в надежное снабжение населения, а также способствовать децентрализованному  заселению страны [29].

В стране "крестьян и коров", как часто называют Швейцарию, фермеры  занимают самый маленький процент  от общей численности населения  по сравнению с другими западноевропейскими  странами. В настоящее время в  сельском и лесном хозяйстве занято лишь 4 % почти 8-миллионного населения Швейцарии.

Швейцарское сельское хозяйство  — одно из самых субсидируемых  в мире. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Швейцария  субсидирует более чем 70 % своего сельского хозяйства по сравнению  с 35 % в ЕС. В соответствии с Сельскохозяйственной программой, принятой парламентом страны в 2007 году, размер субсидий сельскому  хозяйству увеличивается на 63 млн до 14,092 млрд швейцарских франков. Кроме этого сельское хозяйство Швейцарии защищено системой протекционистских барьеров [3].

По состоянию на конец 2009 года, общая площадь сельскохозяйственных земель составила 1,056 млн. гектаров, а средняя площадь фермерского хозяйства в стране -  25,1 га (ср. в 1990 – 11,5 га). Общее число фермерских хозяйств равнялось 44 992, что на 47% меньше, чем в 1990 году. Примерно треть территории страны занята непродуктивными землями особенно в кантонах Ури, Вале и Граубюнден, и четверть – покрыта лесами. Неудивительно, что 40% продовольственных товаров приходится импортировать. В то же время Швейцария обеспечивает себя пшеницей, мясо-молочная продукция производится в избытке.

Основные очаги земледелия сосредоточены в кантонах Берн, Во, Цюрих, Фрибур и Аргау. Главными сельскохозяйственными культурами являются пшеница, картофель и сахарная свекла. В 1996 году в стране насчитывалось 1772 тыс. голов крупного рогатого скота (из них ок. 40% – молочные коровы), 1580 тыс. свиней, 442 тыс. овец и 52 тыс. коз.

Естественному выращиванию  птиц и животных придается большое  значение. Швейцария стала первой страной в мире, запретившей в 1992 г. батарейную систему содержания птицы. Здесь также недопустимо  использование антибиотиков и гормонов в качестве пищевых добавок [29].

 

 

5.6. Транспорт

 

Положение страны на перекрестке  многих европейских дорог, горный рельеф страны, необходимость обеспечивать бесперебойную переброску грузов, ввозимых и вывозимых Швейцарией, - все  это сыграло большую роль в  развитии транспорта. Общая длина  железных дорог свыше 5 тыс. км, все  электрифицированы; магистральных  автодорог 18,4 тыс. км, канатных дорог - 58 км, подвесных - 724 км. На железные дороги приходится основная часть перевозок. Самая важная железнодорожная магистраль страны Базель-Цюрих-Берн-Лозанна-Женева проходит через главные индустриальные районы и крупнейшие города [5].

Хотя Швейцария и не имеет выхода к морю, она располагает  морскими торговыми судами. По внутренним водам курсируют исключительно  прогулочные теплоходы. Судоходство  осуществляется по р. Рейн. Главный  порт страны - Базель. Горным рельефом страны объясняется большое число зубчато-канатных и канатно-подвесных дорог. Благодаря им большое количество желающих может попасть на те вершины, которые доступны только профессиональным альпинистам. Наиболее высокая железнодорожная станция расположена почти на отметке 4 км над уровнем моря [18].

 

    1. Уровень жизни и доходы населения

 

Согласно статистическим данным ЕС, в 2002 г. Швейцария была третьей  по дороговизне страной в Европе, уступая место Норвегии и Исландии. Особенно дорого стоят мясные продукты, растительные масла, рыба и овощи.

По данным исследования цен и доходов, проводившегося среди 71 города банком UBS в 2006 г., по сравнению с другими европейскими странами трудоспособному швейцарцу нужно не так долго работать, чтобы купить килограмм хлеба или гамбургер.

На протяжении 90-х годов  отмечалось удешевление продуктов  питания и одежды, так, например, если в 1992 г. они составляли 16% от расходов семейного бюджета, в 1998 г. уже 12%, а  в 2005 г. это число составило всего лишь 11% [33].

Дорогим считается жилье: большинство жителей Швейцарии снимает квартиру или дом. В 2000 г. только 34,6% от общего количества населения страны проживало в частной квартире или собственном доме. По сравнению с другими европейскими странами это очень незначительное число. Участков земли под строительство новых домов выделяются очень мало, ввиду этого жилье очень дорогое. В среднем около 20% месячного заработка уходит на оплату жилплощади и коммунальных услуг. Только 1/3 населения Швейцарии может позволить себе приобрести частную квартиру или собственный дом. По сравнению с другими европейскими странами это очень незначительное число [43].

Информация о работе Физико- географическое положение и оценка социально-экономического положения Швейцарии