Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:40, курсовая работа
В Концепции внешней политики России, утвержденной 28 июня 2000 года
Президентом В. В. Путиным, говорится, что «РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран».[1] В настоящее время между странами существует целый ряд проблем, решение которых – необходимое условие развития сотрудничества.
Введение.
1. Современная Япония.
2. История российско-японских отношений.
3. РФ и Япония в 90-е годы:
1. Тенденции развития российско-японских отношений.
2. Экономическое сотрудничество стран.
3. Проблема Южных Курил.
4. Перспективы партнерства России и Японии.
Заключение.
Список использованной литературы.
Содержание:
Введение.
1. Современная Япония.
2. История российско-японских отношений.
3. РФ и Япония в 90-е годы:
1. Тенденции
развития российско-японских
2. Экономическое сотрудничество стран.
3. Проблема Южных
Курил.
4. Перспективы партнерства России и Японии.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Современная Япония – одна из наиболее развитых стран мира. Несомненно, что сотрудничество с Японией является важным фактором экономической, социальной, культурной и политической жизни России.
В Концепции
внешней политики России, утвержденной
28 июня 2000 года
Президентом В. В. Путиным, говорится, что
«РФ выступает за устойчивое развитие
отношений с Японией, за достижение подлинного
добрососедства, отвечающего национальным
интересам обеих стран».[1] В настоящее
время между странами существует целый
ряд проблем, решение которых – необходимое
условие развития сотрудничества.
Цель данной работы – осветить наиболее актуальные проблемы взаимоотношений и проследить тенденции развития сотрудничества стран.
1. Современная Япония.
После второй мировой
войны экономика Японии находилась
в крайне плачевном состоянии. Однако
умело проведенная
Показательно также то, что заграничные
капиталы Японии превышают 1 трлн. долларов.[2]
Япония сейчас является не только второй
по экономической мощи державой мира,
но и крупнейшим кредитором, а также одним
из основных доноров международных организаций
и программ. В последние годы Япония обеспечивает
около 15 % годового бюджета ООН. Немаловажным
фактом является также то, что Япония занимает
третье место среди развитых стран по
размерам национального дохода на душу
населения, составившего в 1995 году 31, 9
тыс. долларов[3]. Хотя в настоящее время
исследователи приводят множество доводов,
указывающих на то, что уже прослеживаются
признаки грядущего отставания Японии
в своем экономическом развитии, но, тем
не менее, позитивные тенденции преобладают
над негативными.
Большинство геополитиков
относят Японию к государствам-центрам
силы.
Здесь следует учесть следующий факт.
Япония – асимметричная великая держава,
поскольку ее экономическая мощь не соответствует
ее военному и политическому весу и влиянию.
Но она располагает возможностями для
существенного увеличения военных расходов,
а о растущих политических амбициях Страны
восходящего солнца свидетельствуют ее
претензии на место в
Совете Безопасности ООН в качестве постоянного
члена. И если существующая асимметричность
будет преодолена, то это может вызвать
революционные изменения во всем мире.[4]
2. История российско-японских отношений.
Русско-японские
отношения имеют более чем
трехсотлетнюю историю.
Первые сведения о Курильских островах
сообщил в 1697 году русский землепроходец
В. В. Атласов. В 1854 году Япония, бывшая
до этого «закрытой страной», была «открыта»
М. Перри для европейцев. Уже в 1855 году
был заключен первый русско-японский договор
– «о мире и дружбе». Этот договор определял
морскую границу, а японское правительство
открыло для русских судов порты Симода,
Хакодате, Нагасаки. В 1895 году был заключен
договор о
«взаимной свободе торговли и мореплавания»
и режиме наибольшего благоприятствования
для подданных одной страны на территории
другой.
Отношения между
Россией и Японией носили позитивный
характер вплоть до русско-японской войны.
В 1904 году война была развязана Японией,
носила империалистический характер и
велась за господство в Северо-Восточном
Китае и Корее. В результате заключения
Портсмутского мира 5 сентября 1905 года
Россия признала Корею сферой влияния
Японии и уступила ей Южный Сахалин.
1 сентября 1939 года
началась вторая мировая война. В течение
практически всего ее периода (сентябрь
1939 г. — август 1945 г.) Япония и
Советский Союз не находились в состоянии
войны. Дело в том, что в апреле
1941 года между обеими странами был заключен
Пакт о нейтралитете со сроком действия
на 5 лет.
4 – 11 февраля
1945 года в Ялте встретились
главы правительств трех
9 августа 1945
года, три дня спустя после
атомной бомбардировки
Хиросимы и в тот же день атомной бомбардировки
Нагасаки, Советский Союз вступил в войну
против Японии, поражение которой уже
не вызывало никаких сомнений. Спустя
неделю, 14 августа Япония приняла условия
Потсдамской декларации и капитулировала
перед союзными державами.
После окончания
войны вся территория Японии была
оккупирована союзными войсками. В результате
переговоров между союзниками территория
собственно
Японии подлежала оккупации войсками
США, Тайвань — войсками Китая, а
Сахалин и Курильские острова — советскими
войсками. Что касается Курил, то советские
войска 18 августа заняли остров Шумшу,
а потом 27 августа, продвинувшись до острова
Уруп, южного конца Курильской гряды, они
развернулись назад от данного острова.
Но, узнав об отсутствии американских
войск на Северных территориях, в период
до 3 сентября они оккупировали и
Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи,
которые являются исконными территориями
Японии.
Оккупация Северных территорий была военной оккупацией, совершенно бескровной после военных действий, и, следовательно, подлежала прекращению в результате территориального урегулирования по мирному договору.
И. В. Сталин Указом
Президиума Верховного Совета СССР от
2 февраля
1946 года включил районы, находящиеся под
оккупацией, в состав территории своей
страны. В период 1947—49 годов Советский
Союз насильственно выселил японцев, проживавших
на Итурупе, Кунашире, Шикотане и гряде
Хабомаи (до войны на этих островах проживало
свыше 17 тысяч японцев) и начал заселять
оккупированные районы советскими гражданами.
В 1956 году между
Советским Союзом и Японией были
проведены переговоры, которые, однако,
не привели к договоренности: японская
сторона заявляла, что Итуруп, Кунашир,
Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией
Японии и требовала их возвращения, а советская
сторона соглашалась вернуть лишь Шикотан
и Хабомаи.
В результате Япония
и СССР вместо мирного договора подписали
Совместную декларацию, предусматривавшую
прекращение состояния войны и восстановление
дипломатических отношений. Стороны обязались
продолжить переговоры о заключении мирного
договора и о возвращении после заключения
мирного договора гряды Хабомаи и острова
Шикотан.
Проблема Хабомаи
и Шикотана в составе территориального
вопроса между
Японией и СССР в принципе разрешена японо-советской
Совместной декларацией.
Следовательно, остается проблема Итурупа
и Кунашира, которая должна быть решена
на переговорах по мирному договору.
После заключения Совместной декларации между Японией и СССР периодически проводились переговоры по мирному договору, но реального результата не было получено. В частности, при тоталитаризме СССР долгое время занимал жесткую позицию, сводившуюся к тому, что «территориального вопроса не существует».
3. РФ и Япония в 90-е годы:
1. Тенденции
развития российско-японских
Появление в 1991
году на международной арене новой
России как суверенного государства, провозгласившего
путь демократических и рыночных преобразований,
обусловило становление принципиально
иного по сравнению с предшествующим периодом
характера отношений нашей страны с ее
дальневосточным соседом -– Японией. С
распадом СССР и началом реформ в
России исчезла причина военно-политической
и идеологической конфронтации с
Японией как неизбежного следствия прежнего
советско-американского соперничества.
Наряду с этим с учетом тенденции к формированию
многополярного мира Россия стала подходить
к Японии как к крупной самостоятельной
экономической державе с растущим потенциалом
политического влияния в международных
делах.
Стало очевидным, что подъем российско-японских отношений на более высокий уровень будет способствовать решению важной для национальных интересов России задачи вхождения в качестве полноправного партнера в мировое сообщество, его глобальные («восьмерка», МВФ, ВТО) и региональные, азиатско-тихоокеанские (АТЭС и др.) институты взаимодействия и сотрудничества. Кроме того, улучшение отношений с Японией было необходимым для решения более конкретных, но не менее значимых задач: эффективное задействование потенциала российско-японского экономического для социально- экономического подъема районов Дальнего Востока России; подключение дальневосточных субъектов Федерации к взаимовыгодному сотрудничеству в субрегионе Северо-Восточной Азии; использование опыта Японии для продвижения экономических реформ России; укрепление безопасности России на дальневосточном направлении.
Японское правительство
в декабре 1991 года одним из первых
признало
Российскую Федерацию в качестве государства
– продолжателя СССР и заявило о своей
поддержке российских реформ в качестве
долгосрочного стратегического курса,
поскольку, как подчеркивали в Токио, успех
преобразований в России отвечает интересам
всего международного сообщества, включая
Японию[5].
Однако процесс налаживания отношений между странами шел достаточно вяло, несмотря на то, что японское руководство отошло от прежней жесткой увязки всего и вся в российско-японских отношениях с прогрессом в решении территориальной проблемы и стало придерживаться более гибкой, реалистичной линии, предполагающей активное развитие отношений с Россией параллельно с продолжением переговоров по мирному договору.
Крупным событием на пути налаживания взаимоотношений России и Японии стал официальный визит Б. Н. Ельцина в Токио в октябре 1993 года. В результате была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях – первый комплексный документ, определивший принципиальные основы отношений между новой Россией и Японией, а также пакет из более полутора десятков соглашений и документов по развитию двустороннего сотрудничества в различных областях.
В Токийской декларации было зафиксировано намерение сторон взаимодействовать в делах строительства нового международного порядка и полной нормализации российско-японских отношений, а также углублять сотрудничество в области разоружения, развивать диалог и взаимодействие в других сферах.
Токийские договоренности на высшем уровне открыли путь для дальнейшей активизации российско-японских отношений по многим направлениям. В частности были сделаны важные шаги в развитии экономического сотрудничества.
Особенно широкое, динамичное развитие, многоплановое развитие российско- японских отношений приходится на период с 1997 года. 1 – 2 ноября 1997 года в Красноярске состоялась первая в истории взаимоотношений России и Японии неформальная встреча руководителей двух государств. Красноярский саммит стал этапным событием в отношениях с нашим дальневосточным соседом, положившим начало их продвижения в направлении партнерства.
В Красноярске
Б. Н. Ельцин и Р. Хасимото сформулировали
новые принципы российско-японских
отношений – взаимное доверие, взаимная
выгода, долгосрочность, тесное экономическое
сотрудничество. Значительное внимание
было уделено проблеме мирного договора.
Руководители стран отметили необходимость
развязывания этого узла, омрачающего
отношения России и
Японии и договорились приложить все усилия,
чтобы заключить мирный договор к 2000 году
на основе Токийской декларации
Диалог между
Президентом России и премьер-министром
Японии был продолжен в апреле
1998 года на их неформальной встрече
в японском курортном местечке Кавана.
Был достигнут ряд новых
В июле 1998 года состоялся
официальный визит в Японию председателя
правительства России С. В. Кириенко.
В ходе визита был достигнут ряд
договоренностей в сфере
Активно развивающиеся
российско-японские отношения во второй
половине
90-х годов создали предпосылки для повышения
их уровня. Эта цель была поставлена в
Московской декларации об установлении
созидательного партнерства, подписанной
13 ноября 1998 года Президентом России Б.
Н.
Ельциным и премьер-министром Японии К.
Обути в ходе визита последнего в
Москву. Констатировав, что двусторонние
отношения занимают одно из важнейших
мест во внешней политика России и Японии,
лидеры двух стран провозгласили в качестве
главнейшей задачи установление партнерства
на базе принципов доверия, взаимной выгоды,
долгосрочной перспективы и тесного экономического
сотрудничества.
1999 год для
российско-японских отношений