Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:40, курсовая работа
В Концепции  внешней политики России, утвержденной 28 июня 2000 года 
Президентом В. В. Путиным, говорится, что «РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран».[1] В настоящее время между странами существует целый ряд проблем, решение которых – необходимое условие развития сотрудничества.
Введение. 
1. Современная Япония. 
2. История российско-японских отношений. 
3. РФ и Япония в 90-е годы:
1. Тенденции  развития российско-японских отношений.
2. Экономическое  сотрудничество стран.
3. Проблема Южных  Курил. 
4. Перспективы партнерства России и Японии. 
Заключение. 
Список использованной литературы.
В середине феврали 
2000 года министр иностранных дел 
России И. С. 
Иванов посетил Японию с официальным визитом. 
Состоялась встреча И. С. 
Иванова с премьер-министром Японии К. 
Обути, которому было передано личное 
послание В. В. Путина. Были проведены переговоры 
между И.С. Ивановым и министром иностранных 
дел Японии Ё. Коно. К. Обути и Ё. Коно заявили 
о неизменности курса на развитие отношений 
с Россией.
Визит И. С. Иванова показал устойчивый, поступательный характер развития отношений между Россией и Японией, не подверженный конъюнктурным колебаниям, выявил хорошие перспективы российско-японских связей по всем направлениям.[6]
3 – 5 сентября 
2000 года состоялся официальный 
визит Президента России 
В. В. Путина в Японию. Переговоры В. Путина 
с И. Мори были сфокусированы на таких 
ключевых аспектах, как стратегическое 
сотрудничество в мировых делах, развитие 
двусторонних торгово-экономических связей 
и проблема мирного договора, причем по 
каждому из этих аспектов был достигнут 
определенный прогресс. Впервые в истории 
двусторонних отношений Президент России 
и премьер-министр Японии подписали Совместное 
заявление о взаимодействии 
России и Японии в международных делах. 
Здесь стороны не просто суммируют совпадающие 
или близкие подходы, но идут дальше, к 
реальной взаимной поддержке.
Подводя итог, можно сказать, что визит В. Путина стал важным шагом в процессе строительства партнерства между двумя странами. Это позволяет высказать предположение о сохранении и развитии позитивных тенденции в отношениях России и Японии.
2. Экономическое сотрудничество стран.
Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско- японских отношений на более высокий уровень.
Первый важный 
шаг в налаживании 
В ходе различных контактов между руководством стран был заключен ряд договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону переговоров В. Путина и И. Мори, так как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д. [7]
Президент России 
подтвердил глубокую заинтересованность 
российской стороны в активизации 
экономического сотрудничества с Японией 
и предложил ряд новых крупных идей, реализация 
которых давала бы большие выгоды России 
и Японии, кардинально расширяла бы масштабы 
их экономического сотрудничества. Речь 
идет, в частности, о проекте строительства 
энергомоста 
Россия – Япония, в рамках которого можно 
было бы экспортировать в Японию электроэнергию 
с электростанций на Сахалине и других 
районов Дальнего 
Востока, прокладке магистральных газопроводов 
в Японию и другие страны АТР с месторождений 
в восточной части России, строительстве 
тоннелей Япония – 
Сахалин, что позволило бы связать Японию 
железнодорожным сообщением с 
Европой через Транссибирскую магистраль, 
и о некоторых других предположениях.
В целом, можно сказать, что экономические отношения России и Японии находятся в благоприятном положении и развиваются в сторону взаимовыгодного сотрудничества.
3. 3. Проблема Южных Курил.
Проблема Южных 
Курил одна из ключевых во взаимоотношениях 
России и 
Японии.
После поражения 
России в войне 1904 – 1905 г. г. по Портсмутскому 
мирному договору, навязанному России 
прежде всего США и Англией, острова 
Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и половина 
острова Сахалин отошли к 
Японии. В 1945 году после разгрома Квантунской 
армии в Маньчжурии, японских гарнизонов 
на Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи 
они вновь перешли под юрисдикцию России. 
В апреле 1945 года был принят Устав ООН, 
который предписывал коллективные меры 
против любого агрессора (ст. № 107 Устава 
ООН). Он допускал изъятие территорий государств, 
воевавших против союзников. В случае 
противоречий между действовавшими договорами 
и Уставом 
ООН преимущественную силу имел Устав 
ООН. Устав был одобрен Японией в 1956 году. 
Отсюда можно сделать вывод, что притязания 
Японии на «северные территории» не имеют 
под собой юридической силы.[8]
Проблема Южных 
Курил или так называемых «северных 
территорий» неразрывно связана 
с проблемой заключения мирного 
договора между Россией и 
Японией.
Первый шаг 
на пути решения проблемы мирного 
договора и территориального размежевания 
стран был сделан в ходе визита Президента 
России б. Н. Ельцина в Токио в октябре 
1993 года. В Токийской декларации, подписанной 
в ходе визита, были впервые сформулированы 
основные принципы дальнейших переговоров 
по заключению мирного договора: «Президент 
Российской Федерации и премьер-министр 
Японии, придерживаясь общего понимания 
о необходимости преодоления в двусторонних 
отношениях тяжелого наследия прошлого, 
провели серьезные переговоры по вопросу 
о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, 
Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются 
в том, что следует продолжать переговоры 
с целью скорейшего заключения мирного 
договора путем решения указанного вопроса, 
исходя из исторических и юридических 
фактов, а также принципов законности 
и справедливости, и таким образом полностью 
нормализовать двусторонние отношения. 
В этой связи правительство Российской 
Федерации и правительство Японии подтверждают, 
что российская Федерация является государством 
– продолжателем СССР и что все договоры 
и другие договоренности между Советским 
Союзом и Японией продолжают применяться 
в отношениях между российской Федерацией 
и Японией».[9]
Значительное 
внимание проблеме мирного договора 
было уделено на встрече 
Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в Красноярске 
(1 – 2 ноября 1997 года). 
Руководители стран отметили необходимость 
заключения мирного договора между странами 
и договорились приложить все усилия для 
того, чтобы заключить мирный договор 
к 2000 году на основе Токийской декларации.
Новое измерение 
переговоры по мирному договору получили 
на встрече Б. 
Н. Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998 года. 
Президент России и премьер- министр Японии 
дали указание ускорить переговорный 
процесс. При этом с японской стороны было 
выдвинуто конкретное предложение по 
пограничному размежеванию, идущее в русле 
японской официальной позиции. Российская 
сторона зарезервировала за собой право 
дать ответ на это предложение в ходе следующей 
встречи на высшем уровне.
Серьезное внимание 
проблеме мирного договора было уделено 
в Московской декларации об установлении 
созидательного партнерства, подписанной 
13 ноября 1998 года президентом России Б. 
Н. Ельциным и премьер-министром 
Японии К. Обути. В ходе встречи на высшем 
уровне в Москве Президент России передал 
премьер-министру Японии ответ на каванское 
предложение японской стороны. Ответ открыл 
возможность для продолжения работы по 
поиску взаимоприемлемого решения проблемы 
пограничного размежевания в обстановке 
всестороннего сближения России и Японии, 
включая углубление связей и контактов 
в районе Южных Курил. С учетом этого Президент 
России и премьер- министр Японии зафиксировали 
в Московской декларации указание правительствам 
двух стран активизировать переговоры 
о заключении мирного договора. Было поручено 
создать подкомиссии по пограничному 
размежеванию и по совместной хозяйственной 
деятельности на островах в рамках возглавляемой 
министрами иностранных дел совместной 
комиссии по вопросам заключения мирного 
договора.
Переговоры по 
мирному договору, включая аспект 
пограничного размежевания, продолжались 
в 1999 году (в феврале – в Токио 
и в мае - в 
Москве). Российская сторона руководствовалась 
на переговорах своей принципиальной 
позицией, состоящей в том, что решение 
проблемы пограничного размежевания с 
Японией должно быть взаимоприемлемым, 
не наносить ущерба суверенитету и территориальной 
целостности России, пользоваться пониманием 
и поддержкой общественности обеих стран 
и быть одобренным законодательными органами 
России и Японии. При этом российская сторона 
выразила мнение о том, что речь должна 
идти не просто о мирном договоре, а о более 
широком, отвечающем современным реалиям 
документе – Договоре о мире, дружбе и 
сотрудничестве. Российская сторона предлагала 
обозначить в Договоре о мире, дружбе и 
сотрудничестве принципиальную направленность 
дальнейшей совместной работы по выходу 
на решение проблемы пограничного размежевания 
(значительная активизация контактов 
в районе Южных Курил, дальнейшее всестороннее 
сближение двух стран), а непосредственно 
саму линию границы между Россией и Японией 
зафиксировать в отдельном документе 
в будущем, когда будет выработана устраивающая 
обе стороны формула урегулирования территориальной 
проблемы.
Можно сказать, 
что в 90-х годах Южные Курильские 
острова постепенно становились 
районом российско-японского 
Визит Президента России В. Путина в сентябре 2000 года в Японию позволил сторонам впервые за многие годы провести предметный и откровенный разговор на высшем уровне по проблеме мирного договора. Обсуждение было исключительно полезным, поскольку позволило значительно углубить представления сторон об их позициях. С японской стороны было вновь разъяснено содержание ее каванского предложения и подчеркнуто, что оно носит оптимальный характер и позволяет решить проблему без ущерба интересов обеих стран. Президент России, в свою очередь, изложил подход российской стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения проблемы в обстановке поступательного развития российско-японских отношений во всем их комплексе.
Может сложиться 
впечатление, что поскольку по вопросу 
о принадлежности островов каждая из 
сторон осталась на своей позиции, продвижения 
в вопросе о мирном договоре нет, 
и переговоры зашли в тупик. И все же 
правильнее будет говорить о том, что, 
не смотря на реально существующие различия 
в подходах к вопросу о суверенитете над 
Южными Курилами, как раз тупиковой ситуации 
удалось избежать. Дело в том, что стороны 
рассматривали территориальный вопрос 
с широких позиций, руководствуясь пониманием 
стратегической и геополитической важности 
российско-японских отношений. В результате 
было подписано Заявление Президента 
России и премьер-министра 
Японии по проблеме мирного договора, 
которое создало прочную базу для дальнейшей 
совместной работы над проблемой мирного 
договора и Южных Курил.
Хотелось бы 
надеяться, что в ближайшем будущем 
проблема мирного договора будет 
благополучно разрешена с учетом 
того, что: «При всей заинтересованности 
России в окончательном урегулировании 
взаимоотношений с 
Японией и подписании мирного договора 
недопустимо, чтобы страна, являющаяся 
продолжателем государства победителя 
в мировой войне при заключении мирного 
договора с побежденной понесла территориальные 
потери».[10]
4.Перспективы партнерства России и Японии.
В настоящее 
время созданы благоприятные 
условия для дальнейшего 
Токио остался один действительно трудный 
нерешенный вопрос – территориальный. 
Но и он благодаря усилиям обеих сторон 
переведен из источника противостояния 
в русло спокойных, взвешенных, конструктивных 
переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого 
решения. Важно при этом не торопить события, 
не создавать завышенных ожиданий, после 
которых, как показывает практика, наступает 
период разочарований. Жизнь уже показала, 
что тактика давления и увязок абсолютно 
контрпродуктивна и возвращает ситуацию 
в тупик. Очевидно, что решение столь сложной 
проблемы может быть найдено только в 
процессе действительно активного развития 
двусторонних отношений, осуществления 
контактов между широкими слоями общественности 
обеих стран, интенсивного взаимодействия 
России и Японии в решении актуальных 
проблем современности, то есть в условиях 
партнерства. Строить его – приоритетная 
задача сторон. Также очень важно, чтобы 
политический диалог был постоянным и 
доверительным, без этого невозможно рассчитывать 
на решение политически сложных и тяжелых 
проблем.
Немаловажное 
значение для решения геополитических 
отношений России и 
Японии имеет расширение гуманитарных 
и культурных обменов: между парламентариями, 
предпринимателями, учеными, журналистами, 
деятелями культуры, представителями 
отдельных регионов. Культурные обмены 
могут легче всего повысить интерес стран 
друг к другу.
В целом можно сказать, что для строительства новых российско-японских отношений двадцать первого века необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран.
Заключение
В последние годы отношения между Россией и Японией движутся в сторону поиска взаимовыгодных и взаимоприемлемых решений. Очень важно, что основной нерешенный вопрос между странами из разряда извечной конфронтации сторон перешел в ранг конструктивных переговоров.
В целом можно говорить о том, что на рубеже столетий Россия и Япония создали прочные предпосылки для установления партнерских отношений. Это можно считать серьезным достижением обеих стран, с учетом того обстоятельства, что в течение весьма длительного периода после второй мировой войны отношения между ними характеризовались высокой степенью отчужденности, подозрительности, недоверия и конфронтации.
Хотелось бы 
надеяться, что в будущем российско-
Список использованной литературы:
 
1. Барциц И. Границы территории 
РФ: актуальные вопросы. // Власть, № 
11,
2000 г. 
2. Всемирная история: Учебник для вузов 
/ Под ред. – Г. Б. Поляка, А. Н.
Марковой. – 
М., 1997 г., стр. 369 – 378. 
3. Гаджиев К. С. Введение в геополитику, 
М., 1998 г. 
4. Галузин М. Наши дела с Японией // Международная 
жизнь, № 3, 2000 г. 
5. Галузин М. Размеренная поступь в отношениях 
с Японией // Международная жизнь, №10, 2000 
г. 
6. Концепция внешней политики Российской 
Федерации // Международная жизнь,
№ 8 – 9, 2000 г. 
7. Нартов Н. А. Геополитика, М., 1999 г.
----------------------- 
[1] Международная жизнь, № 8-9, 2000 г., стр. 
13. 
[2] Гаджиев К. С. Введение в геополитику, 
М., 1998 г., стр.282. 
[3] Лебедева И. П. Экономические достижения 
и уровень жизни японцев// 
Япония: мифы и реальность. М., 1999 г., стр. 
30. 
[4]Гаджиев К. С. Введение в геополитику, 
М., 1998 г., стр.282, стр. 284. 
[5] Галузин М. Наши дела с Японией // Международная 
жизнь, № 3, 2000 г., стр.90. 
[6] Галузин М. Наши дела с Японией // Международная 
жизнь, № 3, 2000 г., стр. 89.