Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:40, курсовая работа
В Концепции внешней политики России, утвержденной 28 июня 2000 года
Президентом В. В. Путиным, говорится, что «РФ выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран».[1] В настоящее время между странами существует целый ряд проблем, решение которых – необходимое условие развития сотрудничества.
Введение.
1. Современная Япония.
2. История российско-японских отношений.
3. РФ и Япония в 90-е годы:
1. Тенденции развития российско-японских отношений.
2. Экономическое сотрудничество стран.
3. Проблема Южных Курил.
4. Перспективы партнерства России и Японии.
Заключение.
Список использованной литературы.
В середине феврали
2000 года министр иностранных дел
России И. С.
Иванов посетил Японию с официальным визитом.
Состоялась встреча И. С.
Иванова с премьер-министром Японии К.
Обути, которому было передано личное
послание В. В. Путина. Были проведены переговоры
между И.С. Ивановым и министром иностранных
дел Японии Ё. Коно. К. Обути и Ё. Коно заявили
о неизменности курса на развитие отношений
с Россией.
Визит И. С. Иванова показал устойчивый, поступательный характер развития отношений между Россией и Японией, не подверженный конъюнктурным колебаниям, выявил хорошие перспективы российско-японских связей по всем направлениям.[6]
3 – 5 сентября
2000 года состоялся официальный
визит Президента России
В. В. Путина в Японию. Переговоры В. Путина
с И. Мори были сфокусированы на таких
ключевых аспектах, как стратегическое
сотрудничество в мировых делах, развитие
двусторонних торгово-экономических связей
и проблема мирного договора, причем по
каждому из этих аспектов был достигнут
определенный прогресс. Впервые в истории
двусторонних отношений Президент России
и премьер-министр Японии подписали Совместное
заявление о взаимодействии
России и Японии в международных делах.
Здесь стороны не просто суммируют совпадающие
или близкие подходы, но идут дальше, к
реальной взаимной поддержке.
Подводя итог, можно сказать, что визит В. Путина стал важным шагом в процессе строительства партнерства между двумя странами. Это позволяет высказать предположение о сохранении и развитии позитивных тенденции в отношениях России и Японии.
2. Экономическое сотрудничество стран.
Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. История развития экономических отношений стран развивалась параллельно подъему российско- японских отношений на более высокий уровень.
Первый важный
шаг в налаживании
В ходе различных контактов между руководством стран был заключен ряд договоренностей по вопросам экономики. Наиболее рациональным будет осветить экономическую сторону переговоров В. Путина и И. Мори, так как в ходе этих переговоров была подведена черта всем предыдущим контактам стран по экономическим вопросам. Итак, в ходе переговоров была подписана Программа углубления сотрудничества в торгово-экономической области между двумя странами. Этот документ определяет основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства, и т. д. [7]
Президент России
подтвердил глубокую заинтересованность
российской стороны в активизации
экономического сотрудничества с Японией
и предложил ряд новых крупных идей, реализация
которых давала бы большие выгоды России
и Японии, кардинально расширяла бы масштабы
их экономического сотрудничества. Речь
идет, в частности, о проекте строительства
энергомоста
Россия – Япония, в рамках которого можно
было бы экспортировать в Японию электроэнергию
с электростанций на Сахалине и других
районов Дальнего
Востока, прокладке магистральных газопроводов
в Японию и другие страны АТР с месторождений
в восточной части России, строительстве
тоннелей Япония –
Сахалин, что позволило бы связать Японию
железнодорожным сообщением с
Европой через Транссибирскую магистраль,
и о некоторых других предположениях.
В целом, можно сказать, что экономические отношения России и Японии находятся в благоприятном положении и развиваются в сторону взаимовыгодного сотрудничества.
3. 3. Проблема Южных Курил.
Проблема Южных
Курил одна из ключевых во взаимоотношениях
России и
Японии.
После поражения
России в войне 1904 – 1905 г. г. по Портсмутскому
мирному договору, навязанному России
прежде всего США и Англией, острова
Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи и половина
острова Сахалин отошли к
Японии. В 1945 году после разгрома Квантунской
армии в Маньчжурии, японских гарнизонов
на Итурупе Кунашире, Шикотане и Хабомаи
они вновь перешли под юрисдикцию России.
В апреле 1945 года был принят Устав ООН,
который предписывал коллективные меры
против любого агрессора (ст. № 107 Устава
ООН). Он допускал изъятие территорий государств,
воевавших против союзников. В случае
противоречий между действовавшими договорами
и Уставом
ООН преимущественную силу имел Устав
ООН. Устав был одобрен Японией в 1956 году.
Отсюда можно сделать вывод, что притязания
Японии на «северные территории» не имеют
под собой юридической силы.[8]
Проблема Южных
Курил или так называемых «северных
территорий» неразрывно связана
с проблемой заключения мирного
договора между Россией и
Японией.
Первый шаг
на пути решения проблемы мирного
договора и территориального размежевания
стран был сделан в ходе визита Президента
России б. Н. Ельцина в Токио в октябре
1993 года. В Токийской декларации, подписанной
в ходе визита, были впервые сформулированы
основные принципы дальнейших переговоров
по заключению мирного договора: «Президент
Российской Федерации и премьер-министр
Японии, придерживаясь общего понимания
о необходимости преодоления в двусторонних
отношениях тяжелого наследия прошлого,
провели серьезные переговоры по вопросу
о принадлежности островов Итуруп, Кунашир,
Шикотан и Хабомаи. Стороны соглашаются
в том, что следует продолжать переговоры
с целью скорейшего заключения мирного
договора путем решения указанного вопроса,
исходя из исторических и юридических
фактов, а также принципов законности
и справедливости, и таким образом полностью
нормализовать двусторонние отношения.
В этой связи правительство Российской
Федерации и правительство Японии подтверждают,
что российская Федерация является государством
– продолжателем СССР и что все договоры
и другие договоренности между Советским
Союзом и Японией продолжают применяться
в отношениях между российской Федерацией
и Японией».[9]
Значительное
внимание проблеме мирного договора
было уделено на встрече
Б. Н. Ельцина и Р. Хасимото в Красноярске
(1 – 2 ноября 1997 года).
Руководители стран отметили необходимость
заключения мирного договора между странами
и договорились приложить все усилия для
того, чтобы заключить мирный договор
к 2000 году на основе Токийской декларации.
Новое измерение
переговоры по мирному договору получили
на встрече Б.
Н. Ельцина и Р. Хасимото в апреле 1998 года.
Президент России и премьер- министр Японии
дали указание ускорить переговорный
процесс. При этом с японской стороны было
выдвинуто конкретное предложение по
пограничному размежеванию, идущее в русле
японской официальной позиции. Российская
сторона зарезервировала за собой право
дать ответ на это предложение в ходе следующей
встречи на высшем уровне.
Серьезное внимание
проблеме мирного договора было уделено
в Московской декларации об установлении
созидательного партнерства, подписанной
13 ноября 1998 года президентом России Б.
Н. Ельциным и премьер-министром
Японии К. Обути. В ходе встречи на высшем
уровне в Москве Президент России передал
премьер-министру Японии ответ на каванское
предложение японской стороны. Ответ открыл
возможность для продолжения работы по
поиску взаимоприемлемого решения проблемы
пограничного размежевания в обстановке
всестороннего сближения России и Японии,
включая углубление связей и контактов
в районе Южных Курил. С учетом этого Президент
России и премьер- министр Японии зафиксировали
в Московской декларации указание правительствам
двух стран активизировать переговоры
о заключении мирного договора. Было поручено
создать подкомиссии по пограничному
размежеванию и по совместной хозяйственной
деятельности на островах в рамках возглавляемой
министрами иностранных дел совместной
комиссии по вопросам заключения мирного
договора.
Переговоры по
мирному договору, включая аспект
пограничного размежевания, продолжались
в 1999 году (в феврале – в Токио
и в мае - в
Москве). Российская сторона руководствовалась
на переговорах своей принципиальной
позицией, состоящей в том, что решение
проблемы пограничного размежевания с
Японией должно быть взаимоприемлемым,
не наносить ущерба суверенитету и территориальной
целостности России, пользоваться пониманием
и поддержкой общественности обеих стран
и быть одобренным законодательными органами
России и Японии. При этом российская сторона
выразила мнение о том, что речь должна
идти не просто о мирном договоре, а о более
широком, отвечающем современным реалиям
документе – Договоре о мире, дружбе и
сотрудничестве. Российская сторона предлагала
обозначить в Договоре о мире, дружбе и
сотрудничестве принципиальную направленность
дальнейшей совместной работы по выходу
на решение проблемы пограничного размежевания
(значительная активизация контактов
в районе Южных Курил, дальнейшее всестороннее
сближение двух стран), а непосредственно
саму линию границы между Россией и Японией
зафиксировать в отдельном документе
в будущем, когда будет выработана устраивающая
обе стороны формула урегулирования территориальной
проблемы.
Можно сказать,
что в 90-х годах Южные Курильские
острова постепенно становились
районом российско-японского
Визит Президента России В. Путина в сентябре 2000 года в Японию позволил сторонам впервые за многие годы провести предметный и откровенный разговор на высшем уровне по проблеме мирного договора. Обсуждение было исключительно полезным, поскольку позволило значительно углубить представления сторон об их позициях. С японской стороны было вновь разъяснено содержание ее каванского предложения и подчеркнуто, что оно носит оптимальный характер и позволяет решить проблему без ущерба интересов обеих стран. Президент России, в свою очередь, изложил подход российской стороны в пользу целесообразности поиска взаимоприемлемого решения проблемы в обстановке поступательного развития российско-японских отношений во всем их комплексе.
Может сложиться
впечатление, что поскольку по вопросу
о принадлежности островов каждая из
сторон осталась на своей позиции, продвижения
в вопросе о мирном договоре нет,
и переговоры зашли в тупик. И все же
правильнее будет говорить о том, что,
не смотря на реально существующие различия
в подходах к вопросу о суверенитете над
Южными Курилами, как раз тупиковой ситуации
удалось избежать. Дело в том, что стороны
рассматривали территориальный вопрос
с широких позиций, руководствуясь пониманием
стратегической и геополитической важности
российско-японских отношений. В результате
было подписано Заявление Президента
России и премьер-министра
Японии по проблеме мирного договора,
которое создало прочную базу для дальнейшей
совместной работы над проблемой мирного
договора и Южных Курил.
Хотелось бы
надеяться, что в ближайшем будущем
проблема мирного договора будет
благополучно разрешена с учетом
того, что: «При всей заинтересованности
России в окончательном урегулировании
взаимоотношений с
Японией и подписании мирного договора
недопустимо, чтобы страна, являющаяся
продолжателем государства победителя
в мировой войне при заключении мирного
договора с побежденной понесла территориальные
потери».[10]
4.Перспективы партнерства России и Японии.
В настоящее
время созданы благоприятные
условия для дальнейшего
Токио остался один действительно трудный
нерешенный вопрос – территориальный.
Но и он благодаря усилиям обеих сторон
переведен из источника противостояния
в русло спокойных, взвешенных, конструктивных
переговоров с целью нахождения взаимоприемлемого
решения. Важно при этом не торопить события,
не создавать завышенных ожиданий, после
которых, как показывает практика, наступает
период разочарований. Жизнь уже показала,
что тактика давления и увязок абсолютно
контрпродуктивна и возвращает ситуацию
в тупик. Очевидно, что решение столь сложной
проблемы может быть найдено только в
процессе действительно активного развития
двусторонних отношений, осуществления
контактов между широкими слоями общественности
обеих стран, интенсивного взаимодействия
России и Японии в решении актуальных
проблем современности, то есть в условиях
партнерства. Строить его – приоритетная
задача сторон. Также очень важно, чтобы
политический диалог был постоянным и
доверительным, без этого невозможно рассчитывать
на решение политически сложных и тяжелых
проблем.
Немаловажное
значение для решения геополитических
отношений России и
Японии имеет расширение гуманитарных
и культурных обменов: между парламентариями,
предпринимателями, учеными, журналистами,
деятелями культуры, представителями
отдельных регионов. Культурные обмены
могут легче всего повысить интерес стран
друг к другу.
В целом можно сказать, что для строительства новых российско-японских отношений двадцать первого века необходимо делать взаимные шаги навстречу друг другу с учетом взаимных интересов народов двух стран.
Заключение
В последние годы отношения между Россией и Японией движутся в сторону поиска взаимовыгодных и взаимоприемлемых решений. Очень важно, что основной нерешенный вопрос между странами из разряда извечной конфронтации сторон перешел в ранг конструктивных переговоров.
В целом можно говорить о том, что на рубеже столетий Россия и Япония создали прочные предпосылки для установления партнерских отношений. Это можно считать серьезным достижением обеих стран, с учетом того обстоятельства, что в течение весьма длительного периода после второй мировой войны отношения между ними характеризовались высокой степенью отчужденности, подозрительности, недоверия и конфронтации.
Хотелось бы
надеяться, что в будущем российско-
Список использованной литературы:
1. Барциц И. Границы территории
РФ: актуальные вопросы. // Власть, №
11,
2000 г.
2. Всемирная история: Учебник для вузов
/ Под ред. – Г. Б. Поляка, А. Н.
Марковой. –
М., 1997 г., стр. 369 – 378.
3. Гаджиев К. С. Введение в геополитику,
М., 1998 г.
4. Галузин М. Наши дела с Японией // Международная
жизнь, № 3, 2000 г.
5. Галузин М. Размеренная поступь в отношениях
с Японией // Международная жизнь, №10, 2000
г.
6. Концепция внешней политики Российской
Федерации // Международная жизнь,
№ 8 – 9, 2000 г.
7. Нартов Н. А. Геополитика, М., 1999 г.
-----------------------
[1] Международная жизнь, № 8-9, 2000 г., стр.
13.
[2] Гаджиев К. С. Введение в геополитику,
М., 1998 г., стр.282.
[3] Лебедева И. П. Экономические достижения
и уровень жизни японцев//
Япония: мифы и реальность. М., 1999 г., стр.
30.
[4]Гаджиев К. С. Введение в геополитику,
М., 1998 г., стр.282, стр. 284.
[5] Галузин М. Наши дела с Японией // Международная
жизнь, № 3, 2000 г., стр.90.
[6] Галузин М. Наши дела с Японией // Международная
жизнь, № 3, 2000 г., стр. 89.