Задачи физической культуры и спорта в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:52, реферат

Краткое описание

Физическая культура и спорт рассматриваются исследователями не только как элемент образа жизни и в целом культуры общества, но и как средство физического развития, воспитания и укрепления здоровья. Физкультурно-спортивная деятельность выступает фактором формирования духовных, нравственных устоев человека. С точки зрения явлений общественной жизни физическая культура – это социальный, идеологический институт, способствующий всестороннему и гармоничному развитию личности, повышению роли человеческого фактора в процветании общества.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и максимальное продление жизни человека.

Физкультурное движение – объединение и совместная деятельность людей на основе идей физической культуры и специальной организации. Физкультурно-спортивное движение – определение, получившее широкое распространение в отечественной практике, которым принято обозначать и подчеркивать богатство форм и разнообразие направлений физкультурного движения, наиболее организованную и закрепленную в общественном сознании его структурно-функциональную ветвь – спорт. В Федеральном законе (1999) дано определение: физкультурное (физкультурно-спортивное) движение – форма социального движения, целью которого является содействие повышению уровня физической культуры населения, целенаправленной деятельности государственных и общественных организаций, граждан по развитию физической культуры и спорта.

Физкультурно-спортивные организации – государственные и общественные, коммерческие и некоммерческие организации, основным видом деятельности которых является оказание услуг в сфере физической культуры и спорта. В Федеральном законе (1999) говорится: «Физкультурно-спортивная организация – одна из организационно-правовых форм физкультурно-спортивного объединения, созданная на основе членства в целях совместной деятельности по проведению физкультурно-оздоровительной и спортивной работы и достижения своих уставных целей».

Спорт высших достижений – сфера спорта, обеспечивающая раскрытие потенциальных возможностей человека, достижение высоких спортивных результатов, установление рекордов, организацию спортивно-зрелищных мероприятий.

Физкультурные и спортивные общественные объединения – добровольные формирования (организации), возникшие в результате свободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов развития физической культуры и спорта и действующие на основе добровольности, равноправия их членов, самоуправления и законности. В Федеральном законе (1999) сказано, что физкультурные и спортивные объединения, это – «общественное добровольное самоуправляемое некоммерческое объединение, создаваемое по инициативе граждан в целях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации» (ст. 2).

Важное место в культурной жизни, в системе физической культуры, физического воспитания, формирования и осуществления здорового образа жизни занимает туризм. Туризм – добровольно совершаемые пространственные перемещения продолжительностью более суток с позна-вательной, оздоровительной, спортивной или иной неутилитарной целью.

Туризм как вид деятельности человека основывается на исторических, экономических и культурных потребностях людей в перемещениях на значительные расстояния, что связано с решением коммерческих, экономических и военных, конфессионных, познавательных и промысловых интересов разных народов и групп населения.

В основе большинства  видов туризма лежат естественные способы активного передвижения: ходьба, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, гребля на лодке или байдарке и все это в сочетании с целительными факторами природы (солнцем, чистым воздухом и водой). Не меньшее значение имеет и эстетическая привлекательность туризма – красота природы, открывающаяся перед туристами. Поэтому спортивный квалификационный и рекреационный оздоровительный туризм представляют собой компонент физической культуры и здорового образа жизни людей, важное и эффективное средство их физического воспитания.

В условиях неуклонного  прогресса техники и связанных  с этим явления гипокинезии и  гиподинамии (уменьшения двигательной деятельности и телесной подвижности  людей) туристские походы и путешествия, экскурсии по родному краю, рекреационные  прогулки на лоне природы обеспечивают поддержание определенного уровня двигательной активности, необходимой для здоровья людей. Если занятия различными видами спорта так или иначе ограничены возрастом занимающихся, то туризм практически не имеет возрастных ограничений и в любом возрасте является источником бодрости, здоровья, средством повышения работоспособности и трудового долголетия.

В общественной жизни  проявление физической культуры и спорта осуществляется через множество функций (В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов и др.), которые отличают их от других сфер жизнедеятельности. К ним относятся:

–     формирование специальной системы физического развития и воспитания детей и подростков, учащейся молодежи, поддержания активной жизнедеятельности взрослого населения;

–     сокращение числа профессиональных заболеваний трудящихся в различных отраслях производства посредством организации занятий оздоровительной физической культурой специальной направленности;

–     нейтрализация ошибок природы (врожденных дефектов, заболеваний), которые приводят к ограничению движений, специальными физическими упражнениями;

–     организация и проведение соревнований на различных уровнях;

–     организация спортивных шоу и показательных выступлений;

–     организация спортивных праздников и вечеров с выдающимися спортсменами, тренерами, чествования ветеранов спорта;

–     создание самостоятельных предприятий, производящих товары и услуги отрасли;

–     обеспечение отраслевой подготовки профессиональных кадров высшего и среднего звена;

–     обеспечение длительного функционирования кадров высшей квалификации во всех отраслях национального хозяйства;

–     реабилитация инвалидов, в том числе военных, через систему физических упражнений;

–     создание особого вида потребительских стоимостей благ и услуг;

–     осуществление рекламной акции по пропаганде здорового образа и стиля жизни, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.

Для исполнения этих функций в обществе существуют соответствующие структуры  организованных систем:

–     организация обслуживания населения в процессе занятий физической культурой оздоровительной направленности в различных формах;

–     проведение спортивно-оздоровительных и спортивно-зрелищных мероприятий по месту жительства;

–     организация и проведение соревнований различного уровня;

–     производство и реализация товаров физкультурно-оздоровительного, спортивного и туристического назначения, их прокат;

–     подготовка специализированных профессиональных кадров;

–     информационное обеспечение на всех уровнях (В.У. Агеевец, Л.В. Аристова, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов и др.).

Физическая культура и спорт  составляют важное информационное пространство и поле практической деятельности на поприще социальной педагогики и  социальной работы, что является важнейшим  аспектом исследования для специалистов.

Физическая культура и спорт  не только и не столько чисто педагогическая сфера, но социально-экономическая  и социально-педагогическая система, и потому всерьез следует внедрять в менталитет и научные разработки, знание системного подхода.

Специальные исследования и обобщения  позволяют в наибольшей мере выявить  и познать тенденции и закономерности, социологические и культурологические аспекты физкультурно-спортивной деятельности, которые наиболее важны для характеристики этого социального явления. Познание социологических факторов и развития социологии физической культуры и спорта играют решающую роль в совершенствовании функционирования данной сферы, рационального социального управления ею, наиболее плодотворной реализации педагогического воздействия на отдельных лиц и на группы, общности, активно включенные в физкультурно-спортивную и туристскую деятельность, в специфическую культуру общества.

Полученная на основе конкретных социологических  исследований информация о функционировании и развитии физической культуры в обществе, о потребностях и интересах различных групп населения в этой сфере позволяет рационально определить общее направление и частные мероприятия дальнейшего совершенствования физической культуры, системы физического воспитания различных групп населения.

Обобщая основные направления деятельности физической культуры как социально-педагогической системы, можно сформулировать основные функции социологии физической культуры:

–     теоретико-познавательные (описательные, объяснительные, аналитические, синтезирующие и эвристические);

–     мировоззренческие;

–     организационно-практические.

Теоретико-познавательные функции  состоят в исследовании социальных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольно-спортивных обществах и других организациях.

Социология физической культуры и спорта (ФКС) выполняет  присущие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции. Она описывает, накапливает и систематизирует факты, относящиеся к социальной природе и роли физической культуры и спорта. Раскрывая глубинную сущность происходящих в них процессов, прослеживая все характерные для них причинно-следственные связи, она дает объяснение явлениям и событиям, относящимся к физической культуре и спорту.

Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся в физической культуре и спорте тенденции, открывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая функция (Н.А. Пономарев).

Мировоззренческая функция  социологи ФКС заключается в формировании общественного сознания в отношении ценностного содержания физической культуры и спорта, распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культуры и спорта, формулирует мотивацию и интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Социология физической культуры и спорта как наука сложилась  в начале XX века в связи с потребностью общества в понимании таких социальных феноменов, как спорт, физическая культура, бурно развивающихся с начала столетия и играющих значительную роль в социальной жизни (Л.И. Лубышева). Физическая культура и спорт к концу 1920-х годов приобретают черты социального института, постепенно оформляются в самостоятельную отрасль социальной жизни. В настоящее время она представляет собой особый социальный институт и отвечает всем требованиям институализации:

- выполняет четко определенные  социальные функции (оздоровительную,  воспитательную, образовательную и  др.);

- имеет развитую инфраструктуру  и материальную базу (стадионы, спортивные залы, оздоровительные центры и т.д.);

- ведет активную подготовку  профессиональных кадров (училища  олимпийского резерва, колледжи, институты, академии физической  культуры).

Социология физической культуры и спорта призвана вооружить специалистов физкультурной отрасли знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами (П.А. Виноградов, В.И. Жолдак, В.И. Чеботкевич, Н.В. Коротаева).

Задачи социологии ФКС сводятся к двум социально значимым проблемам: достижению массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.

Приоритетной задачей  социологии ФКС является изучение факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного  движения. Эти факторы носят объективный  и субъективный характер.

Объективные факторы  определяют массовость физкультурно-спортивных занятий. К ним относятся:

- уровень развития  материальной базы физической  культуры и спорта;

- подготовка профессиональных  кадров, их численность и качество  обучения.

Субъективные факторы  влияют на разрешение проблемы массовости физкультурно-спортивной деятельности. К ним относятся:

–     формирование общественного мнения и индивидуального сознания в отношении освоения ценностей физической культуры и спорта;

–     формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентаций населения на физкультурно-спортивную деятельность;

–     воспитание у населения потребности в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.

Не менее значима  для социологии ФКС задача разрешения социальных проблем спорта. Что такое спорт и спортивная деятельность? Как соотносится спорт с другими социальными явлениями; спортивная деятельность в структуре образа жизни и свободного времени; выявление факторов, стимулирующих занятия спортом или, наоборот, препятствующих развитию спортивной деятельности; развитие спорта как самостоятельного социально-культурного феномена – вот лишь небольшой круг задач, которые изучаются с помощью конкретных социологических исследований.

Социология ФКС является весьма важной органичной составной  частью физкультурного профессионального  образования, подготовки к трудовой деятельности современного специалиста  физической культуры и спорта.

Феномены физической культуры и спорта имеют для каждого человека непреходящее ценностное значение как фактор развития и совершенствования физических и психических способностей, укрепления и устойчивого сохранения здоровья.

Физическая культура и спорт как явление весьма многомерно. Они реализуются лично индивидуумом и группой, коллективом и социальными институтами, в том числе специальными, имеющими сложные иерархические структуры организации (государственные, общественные, частные).

Информация о работе Задачи физической культуры и спорта в современном обществе