Задачи физической культуры и спорта в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:52, реферат

Краткое описание

Физическая культура и спорт рассматриваются исследователями не только как элемент образа жизни и в целом культуры общества, но и как средство физического развития, воспитания и укрепления здоровья. Физкультурно-спортивная деятельность выступает фактором формирования духовных, нравственных устоев человека. С точки зрения явлений общественной жизни физическая культура – это социальный, идеологический институт, способствующий всестороннему и гармоничному развитию личности, повышению роли человеческого фактора в процветании общества.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный  университет им. С. Торайгырова 

Факультет___гуманитарно-педагогический___

Кафедра___русская филология_________

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине_______физическая культура________________________

Тема_______Задачи физической культуры и спорта в современном обществе__________________________________

 

 

 
 
___________

  (оценка)

                                                                 Руководитель

                                                                                   ____________________

                                                                                    (должность, ученая степень)

                                                                                   __Батяшова И. В.____ __

                                                                                                                                    (инициалы, фамилия)

                                                                                  _________        _______

                                                                                                                               (подпись)                     (дата)

                                                             

                                                                                   Студент

                                                                                 __Самойленко Елена___

                                                                                     (инициалы, фамилия)

                                                                                  _________         _______

                                                                                        (подпись)               (дата)

                                                                                 _______фил(р)-102________

                                                                                              (группа)

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Содержание.

Предисловие.

  1. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе.
  2. Задачи и функции социологии физической культуры.
  3. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания.
  4. Общая физическая подготовка (ОФП).
  5. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом.
  6. Самоконтроль, его цель, задачи и методы исследования.
  7. Определение понятия, цели, задачи ППФП.
  8. Производственная физическая культура, ее цель и задачи.
  9. Заключение.
  10. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предисловие

Происходящие в современном  обществе изменения в социально-экономической  и политической сферах предъявляют  все более высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям современной  действительности. Важную роль в формировании личности в данных исторических условиях играет физическая культура.

Физическая культура и спорт рассматриваются исследователями  не только как элемент образа жизни  и в целом культуры общества, но и как средство физического развития, воспитания и укрепления здоровья. Физкультурно-спортивная деятельность выступает фактором формирования духовных, нравственных устоев человека. С точки зрения явлений общественной жизни физическая культура – это социальный, идеологический институт, способствующий всестороннему и гармоничному развитию личности, повышению роли человеческого фактора в процветании общества.

Такая трактовка социальной сущности физической культуры и спорта, масштабное понимание их социальных функций на современном этапе  развития российского общества предполагают и новые задачи в мировоззренческой и профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.

Правильное осмысление социологических проблем физического  воспитания, массовой физической культуры, детско-юношеского спорта, спорта высших достижений, профессионального спорта и современного олимпийского движения в их единстве и противоречиях позволит значительно обогатить знания студентов.

 

 

1. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе

Физическая  культура и спорт в современном  обществе являются сложными многофункциональными явлениями. В нашем обществе они  выполняют ряд важных социальных функций:

- укрепление  здоровья людей, содействие воспроизводству  здорового населения и сохранению генофонда страны;

- воспитание  всесторонне и гармонично развитой  личности со стремлением к достижению ее физического совершенства;

- удовлетворение  потребностей общества в людях,  физически подготовленных к современному производству, к выполнению патриотического долга по защите Родины.

Основным  показателем физического состояния  человека является его здоровье, которое обеспечивает полноценное выполнение человеком всех жизненных функций и форм деятельности в тех или иных конкретных условиях.

Сохранение  и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и трудоспособности, продление творческой активности людей определяются как важнейшая социальная задача.

В решении этой задачи не последнюю  роль играют физическая культура и  спорт, физическое воспитание молодежи. Посредством направленного использования физических упражнений, соблюдения здорового образа жизни и т.д. можно в широком диапазоне изменять целый ряд показателей физического развития, физическую функциональную подготовленность (силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость). Оздоровительная направленность физической культуры и массового спорта является закономерностью их функционирования. Выбор средств физического воспитания, регулирование физических нагрузок основаны в первую очередь на контроле над состоянием здоровья занимающего со стороны врача, тренера-преподавателя и считаются обязательными условиями при занятиях физической культурой и спортом.

Наиболее  действенным в воспитании всесторонне  и гармонично развитой личности являются сам процесс физического воспитания молодежи и практика массового спорта.

При этом всестороннее физическое воспитание предполагает оптимальное развитие всех двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты (или скоростных возможностей), гибкости, ловкости (или координации движений).

Следует отметить действенные возможности  физической культуры и спорта не только в сфере физического развития человека, но и во всемерном содействии воспитания других сторон личности: умственной, нравственной, эстетической, трудовой и даже идейно-патриотической. Именно в совместном воспитании и развитии физических и духовных начал личности человека и заключается основная цель гармонического формирования человека. При этом воздействие физической культуры и спорта на личность специфично и не может быть заменено или компенсировано какими-либо другими средствами.

Физическое  совершенство — исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека.

Конкретные  признаки и показатели физического  совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества.

Одной из основных функций физической культуры и спорта является удовлетворение потребностей общества в физической подготовленности людей, участвующих в производстве, их психофизической готовности к выполнению гражданского долга по защите своей Родины.

Особую  роль физическая культура и спорт  играют в подготовке к активной трудовой деятельности именно молодого поколения. Известно, что хорошо физически подготовленный человек, сильный, выносливый, ловкий и быстрый, владеющий многообразными умениями и навыками, быстрее и успешнее приспособится к новым условиям труда. Это позволяет ему более интенсивно и продуктивно трудиться, быть конкурентоспособным в современной производственной и деловой жизни.

Физическая  культура и спорт – средства укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами. Физическая культура и спорт как общественные явления имеют национальную и интернациональную формы развития, о чем свидетельствует, в частности, исторический опыт олимпийского движения.

Современный спорт имеет важное значение в  развитии общечеловеческих контактов  и взаимоотношений не только в  рамках одной страны, но и между  различными странами. В международном масштабе интернациональное в спорте проявляется через широчайшее современное многонациональное спортивное движение.

Международные спортивные встречи воспитывают  уважение к представителям других стран, к их обычаям, позволяют создавать атмосферу взаимопонимания между людьми, поощряют международное сотрудничество.

2. Задачи и функции социологии физической культуры

Социология физической культуры и спорта как специальная  социологическая теория и как  учебная дисциплина знакомит с основами теории и методологии, организации и методики социологических исследований в сфере физической культуры и спорта, с результатами таких исследований, с основными социологическими проблемами и аспектами физической культуры и спорта.

Социология физической культуры и спорта выясняет структуру, механизмы и характер общественных отношений и взаимодействий в физкультурно-спортивной деятельности, рассматривает и изучает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также социальные взаимоотношения людей в связи с их участием в спортивной деятельности. Гносеологическим объектом этой ветви социологии являются физическая культура и спорт как социальные, социокультурные феномены, операциональным объектом выступают конкретные реальные образования этих феноменов. Основным и главным предметом выделяется человек (индивид и личность), включенный в физкультурно-спортивную деятельность. Социология физической культуры и спорта широко пользуется базовыми определениями, понятиями и терми-нами ряда наук, в первую очередь социологии, а также педагогики, психологии, менеджмента, правоведения, но в основном применяет терминологию, свойственную специфическим научным направлениям теории физического воспитания, спортивной педагогики и адаптивной физической культуры.

Физическая культура – социальная, т.е. организуемая, обеспечиваемая и осуществляемая людьми деятельность по развитию и совершенствованию физических (или естественно-природных) качеств и способностей человека. Спорт – составная часть физической культуры, осуществляемая в форме специально организованной соревновательной деятельности.

Физическая культура и спорт  – составные части общей культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности. Физическая культура и спорт – одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работо-способности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к высоко-производительному труду и защите Родины, а также развития и укрепления дружбы между народами.

Содержание понятия «физическая  культура» употребляется в двух значениях. Во-первых, как составная  часть совокупной культуры общества, как компонент социального образа жизни.  
В данном случае на передний план выдвигается результативная сторона явления, а не процесс.  
Во-вторых, как специфическая деятельность, как социальный процесс по овладению особой культурой в интересах всестороннего гармоничного развития человека, совершенствования социального общения и повышения эффективности общественно полезной деятельности, в первую очередь трудовой.

Выражение «массовая физическая культура» подразумевает развитие физической культуры среди широких масс и различных групп населения, освоение ценностей физической культуры широкими слоями общества. Это преимущественно количественная, масштабная характеристика, а не качественная оценка.

Физическая культура и спорт  обладают гуманистической миссией, что проявляется в многообразии их форм и содержания:

– в Международном олимпийском  движении и физическом воспитании подрастающего  поко-ления, учащейся молодежи;

– в спортивной тренировке любителей  разных видов спорта;

– в индивидуальных, групповых, коллективных занятиях;

– в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях;

– в спортивных соревнованиях;

– в спортивных праздниках и вечерах.

Как система физкультурно-спортивной деятельности физическая культура включает определенные компоненты (формы), к которым относятся физическое воспитание, физкультурное движение, физкультурно-спортивные организации, спорт высших достижений, физкультурные и спортивные общественные объединения, управление физической культурой, туризм и другие.

Информация о работе Задачи физической культуры и спорта в современном обществе