Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:52, реферат
Физическая культура и спорт рассматриваются исследователями не только как элемент образа жизни и в целом культуры общества, но и как средство физического развития, воспитания и укрепления здоровья. Физкультурно-спортивная деятельность выступает фактором формирования духовных, нравственных устоев человека. С точки зрения явлений общественной жизни физическая культура – это социальный, идеологический институт, способствующий всестороннему и гармоничному развитию личности, повышению роли человеческого фактора в процветании общества.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова
Факультет___гуманитарно-
Кафедра___русская филология___
Реферат
По дисциплине_______физическая культура______________________
Тема_______Задачи физической культуры
и спорта в современном обществе________
___________
(оценка)
2012
Содержание.
Предисловие.
Предисловие
Происходящие в современном
обществе изменения в социально-
Физическая культура
и спорт рассматриваются
Такая трактовка социальной сущности физической культуры и спорта, масштабное понимание их социальных функций на современном этапе развития российского общества предполагают и новые задачи в мировоззренческой и профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту.
Правильное осмысление
социологических проблем
1. Социальные функции физической культуры и спорта в современном обществе
Физическая культура и спорт в современном обществе являются сложными многофункциональными явлениями. В нашем обществе они выполняют ряд важных социальных функций:
- укрепление
здоровья людей, содействие
- воспитание
всесторонне и гармонично
- удовлетворение
потребностей общества в людях,
Основным
показателем физического
Сохранение и укрепление здоровья человека, повышение уровня его физической подготовленности и трудоспособности, продление творческой активности людей определяются как важнейшая социальная задача.
В решении этой задачи не последнюю роль играют физическая культура и спорт, физическое воспитание молодежи. Посредством направленного использования физических упражнений, соблюдения здорового образа жизни и т.д. можно в широком диапазоне изменять целый ряд показателей физического развития, физическую функциональную подготовленность (силу, выносливость, быстроту, гибкость, ловкость). Оздоровительная направленность физической культуры и массового спорта является закономерностью их функционирования. Выбор средств физического воспитания, регулирование физических нагрузок основаны в первую очередь на контроле над состоянием здоровья занимающего со стороны врача, тренера-преподавателя и считаются обязательными условиями при занятиях физической культурой и спортом.
Наиболее действенным в воспитании всесторонне и гармонично развитой личности являются сам процесс физического воспитания молодежи и практика массового спорта.
При этом всестороннее физическое воспитание предполагает оптимальное развитие всех двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты (или скоростных возможностей), гибкости, ловкости (или координации движений).
Следует отметить действенные возможности физической культуры и спорта не только в сфере физического развития человека, но и во всемерном содействии воспитания других сторон личности: умственной, нравственной, эстетической, трудовой и даже идейно-патриотической. Именно в совместном воспитании и развитии физических и духовных начал личности человека и заключается основная цель гармонического формирования человека. При этом воздействие физической культуры и спорта на личность специфично и не может быть заменено или компенсировано какими-либо другими средствами.
Физическое совершенство — исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека.
Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества.
Одной из основных функций физической культуры и спорта является удовлетворение потребностей общества в физической подготовленности людей, участвующих в производстве, их психофизической готовности к выполнению гражданского долга по защите своей Родины.
Особую роль физическая культура и спорт играют в подготовке к активной трудовой деятельности именно молодого поколения. Известно, что хорошо физически подготовленный человек, сильный, выносливый, ловкий и быстрый, владеющий многообразными умениями и навыками, быстрее и успешнее приспособится к новым условиям труда. Это позволяет ему более интенсивно и продуктивно трудиться, быть конкурентоспособным в современной производственной и деловой жизни.
Физическая культура и спорт – средства укрепления мира, дружбы и сотрудничества между народами. Физическая культура и спорт как общественные явления имеют национальную и интернациональную формы развития, о чем свидетельствует, в частности, исторический опыт олимпийского движения.
Современный спорт имеет важное значение в развитии общечеловеческих контактов и взаимоотношений не только в рамках одной страны, но и между различными странами. В международном масштабе интернациональное в спорте проявляется через широчайшее современное многонациональное спортивное движение.
Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям, позволяют создавать атмосферу взаимопонимания между людьми, поощряют международное сотрудничество.
2. Задачи и функции социологии физической культуры
Социология физической культуры и спорта как специальная социологическая теория и как учебная дисциплина знакомит с основами теории и методологии, организации и методики социологических исследований в сфере физической культуры и спорта, с результатами таких исследований, с основными социологическими проблемами и аспектами физической культуры и спорта.
Социология физической культуры и спорта выясняет структуру, механизмы и характер общественных отношений и взаимодействий в физкультурно-спортивной деятельности, рассматривает и изучает роль и место физической культуры и спорта в образе жизни людей, а также социальные взаимоотношения людей в связи с их участием в спортивной деятельности. Гносеологическим объектом этой ветви социологии являются физическая культура и спорт как социальные, социокультурные феномены, операциональным объектом выступают конкретные реальные образования этих феноменов. Основным и главным предметом выделяется человек (индивид и личность), включенный в физкультурно-спортивную деятельность. Социология физической культуры и спорта широко пользуется базовыми определениями, понятиями и терми-нами ряда наук, в первую очередь социологии, а также педагогики, психологии, менеджмента, правоведения, но в основном применяет терминологию, свойственную специфическим научным направлениям теории физического воспитания, спортивной педагогики и адаптивной физической культуры.
Физическая культура – социальная, т.е. организуемая, обеспечиваемая и осуществляемая людьми деятельность по развитию и совершенствованию физических (или естественно-природных) качеств и способностей человека. Спорт – составная часть физической культуры, осуществляемая в форме специально организованной соревновательной деятельности.
Физическая культура и спорт
– составные части общей
Содержание понятия «
В данном случае на передний план выдвигается
результативная сторона явления, а не
процесс.
Во-вторых, как специфическая деятельность,
как социальный процесс по овладению особой
культурой в интересах всестороннего
гармоничного развития человека, совершенствования
социального общения и повышения эффективности
общественно полезной деятельности, в
первую очередь трудовой.
Выражение «массовая физическая культура» подразумевает развитие физической культуры среди широких масс и различных групп населения, освоение ценностей физической культуры широкими слоями общества. Это преимущественно количественная, масштабная характеристика, а не качественная оценка.
Физическая культура и спорт обладают гуманистической миссией, что проявляется в многообразии их форм и содержания:
– в Международном олимпийском движении и физическом воспитании подрастающего поко-ления, учащейся молодежи;
– в спортивной тренировке любителей разных видов спорта;
– в индивидуальных, групповых, коллективных занятиях;
– в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях;
– в спортивных соревнованиях;
– в спортивных праздниках и вечерах.
Как система физкультурно-
Информация о работе Задачи физической культуры и спорта в современном обществе