Задачи физической культуры и спорта в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:52, реферат

Краткое описание

Физическая культура и спорт рассматриваются исследователями не только как элемент образа жизни и в целом культуры общества, но и как средство физического развития, воспитания и укрепления здоровья. Физкультурно-спортивная деятельность выступает фактором формирования духовных, нравственных устоев человека. С точки зрения явлений общественной жизни физическая культура – это социальный, идеологический институт, способствующий всестороннему и гармоничному развитию личности, повышению роли человеческого фактора в процветании общества.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

 

 

3. Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания

Сам процесс  регулярных целенаправленных занятий  физической культурой или спортивной тренировкой предполагает воспитание не только определенных умений и навыков, физических качеств, но и психических качеств, черт и свойств личности человека.

В процессе физического  воспитания формирование психических  свойств личности происходит путем  естественного моделирования жизненных  ситуаций, «проиграть» которые можно посредством физических упражнений, спортивных и особенно игровых моментов. Постоянное сознательное преодоление трудностей, связанных с регулярными занятиями физической культурой и спортом (например, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли, страха), воспитывает волю, уверенность в себе, способность комфортно чувствовать себя в коллективе.

Различные физические упражнения и виды спорта в разной степени воспитывают и формируют отдельные психические качества занимающихся.

Таким образом, было бы неправильным сводить использование  физической культуры и спорта только к повышению уровня отдельных физических качеств. Воздействие такой подготовки гораздо многогранней, поскольку в процессе ее ненавязчиво, естественно происходит воспитание и самовоспитание целого ряда необходимых человеку в жизни психических качеств, черт и свойств личности, уверенности в себе.

4. Общая физическая подготовка (ОФП)

Общая физическая подготовка – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере трудовой деятельности или виде спорта. Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

• достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей  силы мышц;

• приобрести общую выносливость;

• повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

• увеличить подвижность  основных суставов, эластичность мышц;

• повысить ловкость в  самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, способность координировать простые и сложные движения;

• научиться выполнять  движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

С общей физической подготовкой  всегда связано достижение физического совершенства, конкретные принципы и показатели которого, как правило, определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья, общей работоспособности, к развитию основных физических качеств.

Общая физическая подготовка – основная целевая задача практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» в высшей школе, которая ориентирована на укрепление здоровья и повышение общей работоспособности и эффективности учебного труда студентов. Для контроля за минимально необходимым уровнем ОФП в учебную программу были введены научно разработанные тесты (см. табл.12), характеризующие отдельные показатели этой подготовки студентов. Эти тесты должны проводиться в начале каждого учебного года как контрольные и в конце – как зачетные.

Таблица 11

12-минутный тест К.  Купера для мужчин и женщин (до 30 лет) (км)

Степень

подготовленности

Мужчины

Женщины

Очень плохая

До 1,6

До 1,5

Плохая

1,6 – 1,9

1,5 – 1,8

Удовлетворительная

2,0 – 2,4

1,85 – 2,15

Хорошая

2,5 – 2,7

2,16 – 2,6

Отличная

2,8 и больше

2,65 и больше


 

Таблица 12

Обязательные  тесты определения общей физической подготовки

студентов

Характеристика  направленности тестов

Мужчины

Женщины

1. Тест на  скоростно – силовую подготовленность

Бег на 100 м (с) (минимальное время 14,6)

Бег 100 м (с) (минимальное время 18,7)

2. Тест на  силовую подготовленность

Подтягивание  на перекладине (кол-во) минимум - 5 раз

Поднимание  и опускание туловища из положения  лёжа, ноги закреплены, руки за головой (кол-во), (минимум - 20 раз)

3. Тест на  общую выносливость

Бег 3000 м (мин, с) минимальное время 14мин 30сек.

Бег 2000 м (мин, с) минимальное время 12 мин 15 сек.


 

В то же время  следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. В одних случаях может потребоваться повышенное развитие выносливости, в других – силы и т.д., т.е. необходима дополнительная специализированная подготовка.

 

5. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

Самоконтроль необходим  не только людям, приобщенным к занятиям физическими упражнениями и спортсменам – он полезен всем, кому небезразличны постоянные изменения в собственном уровне здоровья, в уровне общей и профессиональной работоспособности.

Самоконтроль не может  и не должен заменять врачебный и  педагогический контроль, но он может: во-первых, проводиться самостоятельно; во -вторых, проводиться ежедневно; в-третьих, давать специальную информацию об изменении основных показателей в состоянии здоровья и работоспособности в сопоставлении с возможными причинами положительных или отрицательных изменений в организме.

 

6. Самоконтроль, его цель, задачи и методы, исследования

Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

Цель самоконтроля – организовать регулярные самостоятельные наблюдения простыми и доступными способами за своим физическим развитием, состоянием организма, влиянием на него физических упражнений, или конкретного вида спорта, или профессиональных бытовых нагрузок.

Задачи самоконтроля:

• ознакомиться с простейшими  доступными методиками самоконтроля;

• приобрести навыки в  оценивании здоровья и собственной  психофизиологической подготовленности;

• определить уровень  и динамику своего физического развития, тренированности, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физическими упражнениями и спортом.

Основными методами самоконтроля является: визуальный, инструментальный и дневник самоконтроля.

Дневник самоконтроля. Наиболее удобная форма самоконтроля — это ведение специального дневника.

Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую  тетрадь. В графы заносятся показатели самоконтроля и даты,  
Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать общежизненные показатели, в другой – показатели, связанные с общей дневной нагрузкой, нагрузкой на учебно-тренировочных занятиях физическими упражнениями и спортом (объем и интенсивность, пульсовые показатели и т.д.).

Показатели могут быть объективными и субъективными.

К объективным показателям самоконтроля относятся: частота сердечных сокращений (пульс), артериальное давление, частота дыхания, жизненная емкость легких (спирометрия), вес, мышечная сила, спортивные результаты и др. (т.е. все, что имеет единицы измерения).

К субъективным – самочувствие, качество сна, аппетит, усталость, положительные и отрицательные эмоции, отсутствие и наличие комфортности при занятии физическими упражнениями (вялость, сонливость, отсутствие желания тренироваться и т.п.).

 

7. Определение понятия, цель и задачи ППФП

В существующей специальной литературе имеются различные формулировки, определяющие понятие «профессионально-прикладная физическая подготовка». В данном разделе используется упрощенная формулировка, не искажающая само понятие. Профессионально-прикладная физическая подготовка — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь к профессии геолога-поисковика, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка определенного содержания, а для будущего филолога она будет составлена по-иному. Эти отличия и отражаются в цели и задачах ППФП как самостоятельного раздела учебной дисциплины «Физическая культура».

Итак, цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность к:

•ускорению  профессионального обучения;

  • достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;
  • предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
  • использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

•выполнению служебных и общественных функций  по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Конкретные  задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:

  • формировать необходимые прикладные знания,
  • осваивать прикладные умения и навыки;
  • воспитывать прикладные психофизические качества;

    •воспитывать прикладные специальные качества. 
Остановимся несколько подробнее на смысловом содержании перечисленных конкретных задач.

Прикладные  знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед и установок на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Специфические прикладные знания о необходимой психофизической подготовленности можно получить также в учебном материале и по другим дисциплинам («Техника безопасности» и др.). Следует отметить, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу со знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.

Прикладные  умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (плавание, ходьба на лыжах, гребля, управление автомототранспортом, езда на лошади и др.). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся прикладными видами спорта: туризмом, автомотоспортом, водными и различными видами конного спорта и т.д.

Прикладные  психофизические качества – это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Прикладные  физические качества – быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость – необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом с помощью одних разговоров. Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти качества. Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.

Направленным  подбором упражнений, выбором видов  спорта спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Многие спортивные и особенно игровые моменты моделируют возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при вы полнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам трудолюбие, самодисциплина) переносится в повседневную жизнь, профессиональную деятельность.

Прикладные  специальные качества  – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Эти способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость при которых возникает двигательная гипоксия, и т.д.

Информация о работе Задачи физической культуры и спорта в современном обществе