Выносливость и основы методики её воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 02:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить выносливость как двигательное качество и методику его воспитания.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить выносливость как двигательное качество.
2. Изучить методику воспитания общей выносливости.
3. Изучить методику воспитания специальной выносливости
Объектом исследования является процесс воспитания выносливости.
Предметом исследования является методика воспитания выносливости.

Оглавление

Введение
Глава I. Выносливость как двигательное качество.
1.1 Определение понятий: «двигательные способности», «физические качества», «выносливость» её факторы проявления и показатели
1.2 Виды выносливости
Глава II. Методика воспитания общей выносливости
2.1 Средства развития общей выносливости
2.2 Методы развития общей выносливости
Глава III. Методика воспитания специальной выносливости
Глава IV. Тесты для определения уровня развития выносливости можно убрать
Заключение
Список использованных литературных мсточников

Файлы: 1 файл

Выносливость и основы методики ее воспитания.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

          Министерство образования и науки  Украины

 Таврический Национальный Университет В.И.Вернадского       

          Факультет  Физической Культуры и Спорта           

                 

                   

 

 

 

Курсовая работа

на тему:    Выносливость и основы методики её воспитания

 

 

 

 

vladimirminin@mail.ru

 

 

 

 

 

 

                                                            Подготовил:

                                                         студент 3 курса 1группы

                                                                                            Родионов Максим                  

 

 

 

 

 

Симферополь 2012

            Содержание

 

Введение

Глава I. Выносливость как двигательное качество.

1.1 Определение понятий:  «двигательные способности», «физические качества», «выносливость» её факторы проявления и показатели

1.2 Виды выносливости

Глава II. Методика воспитания общей выносливости

2.1 Средства развития  общей выносливости

2.2 Методы развития  общей выносливости

Глава III. Методика воспитания специальной выносливости

Глава IV. Тесты для определения уровня развития выносливости можно убрать

Заключение

Список использованных литературных мсточников

Введение

 

Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В  одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других – позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих – помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.) [9].

Надо признать, что  выносливость нужна всем спортсменам  и здесь не может быть исключений.

К тому же выносливость необходима спортсменам и не только в процессе соревнований, но еще и для выполнения большого объема тренировочной работы, чтобы не уставать от продолжительной разминки и длительных ожиданий между стартами, для более быстрого восстановления. А так же, высокий уровень общей выносливости – одно из главных свидетельств отличного здоровья спортсмена [12]. Вот почему так важен процесс развития данного физического качества.

Главная задача при развитии выносливости у юных спортсменов  состоит в создании условий для  неуклонного повышения общей  аэробной выносливости на основе различных  видов двигательной деятельности, предусмотренных  для освоения в обязательных программах физического воспитания [17].

Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и  координационно-двигательной выносливости. Решить их – значит добиться разностороннего  и гармоничного развития двигательных способностей. Еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в определенных видах спорта [17].

Цель курсовой работы: изучить выносливость как двигательное качество и методику его воспитания.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить выносливость как двигательное качество.

2. Изучить методику  воспитания общей выносливости.

3. Изучить методику  воспитания специальной выносливости

Объектом исследования является процесс воспитания выносливости.

Предметом исследования является методика воспитания выносливости.

Глава I. Характеристика выносливости как физической способности

 

1.1 Определение  понятий: «двигательные способности», «физические качества», «выносливость»  её факторы проявления и показатели

 

Двигательные  способности – это индивидуальные способности человека, определяющие уровень его двигательных возможностей, которые основываются на его физических качествах. Проявлением двигательных способностей являются двигательные умения и навыки. Основу двигательных способностей составляют физические качества [17].

К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость [17].

Двигательное  умение – это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи [11].

Двигательный  навык – это такая степень овладения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически, и действия отличаются надежностью, т.е. не требуют специально направленного на них внимания [11].

Физические  качества – это врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности [17].

Существует 5 основных физических качеств: сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость.

Двигательная  деятельность – это целенаправленное проявление двигательной активности человека, направленное на решение конкретных задач [17].

Одним из основных физических качеств является выносливость.

Выносливость  как двигательное качество, есть способность человека к длительному выполнению какой-либо двигательной деятельности без снижения её эффективности [9].

Выносливость – это способность выполнять работу без изменения её параметров (например, не снижая интенсивности, точности движений и т.д.) (А.П. Скородумова, 1984).

Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности [17].

Ещё более раскрытое  определение выносливости даёт Озолин Н.Г.. Он считает, что в целом выносливость характеризуется как способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением и эффективно восстанавливаться во время работы и после неё [12].

Исходя из разных точек  зрения авторов и прейдя к целостному осмыслению разнообразных научных знаний о выносливости как физической способности, и на основании этого можно заключить, что длительность работы ограничивается в конечном счете наступившим утомлением, то выносливость можно также определить как способность организма преодолевать наступающее утомление [9].

Утомление – это функциональное состояние организма, возникающее вследствие длительной и напряженной деятельности и характеризующееся временным снижением работоспособности, изменений функций организма и появлением субъективного ощущения усталости [16]. Утомление возникает через определенный промежуток времени после начала работы и выражается в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрачиваемой энергии при выполнении одной и той же работы, в замедлении скорости переработки информации, ухудшении памяти, затруднении процесса сосредоточения, переключения внимания и пр., т.е. в повышенной трудности или невозможности продолжить деятельность с прежней эффективностью [15].

Усталость – это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организма, либо вследствие монотонности работы. Причиной этого является разный уровень выносливости. Для развития выносливости важно формировать у спортсменов положительное отношение к появлению усталости и обучать психологическим приемам ее преодоления [16].

Существует четыре типа утомления [5, 8, 12]:

  1. Умственное (решение задач по математике, игра в шахматы и т.д.);
  2. Сенсорное (утомление деятельности анализаторов. Пример: утомление зрительного анализатора у стрелков и т.д.);
  3. Эмоциональное (как следствие эмоциональных переживаний. Эмоциональный компонент утомления всегда имеет место после выступлений на ответственных соревнований, экзаменов, связанных с преодолением страха, и т.д.);
  4. Физическое (в результате мышечной деятельности), делящееся на:
  5. Локальное (местное) утомление – когда в работе приняло участие менее 1/3 всего объема мышц тела;
  6. Региональное утомление – в работе участвуют мышцы, составляющие от 1/3 до 2/3 всего объема мышц тела;
  7. Общее (глобальное) утомление – при работе свыше 2/3 мышц тела.

Продолжительность выполнения двигательной деятельности до развития полного утомления можно разделить  на две фазы [8]:

  1. Фаза компенсированного утомления, характеризуется прогрессивно углубляющимся утомлением, несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий и частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий (например, уменьшением длины и увеличением темпа шагов при беге);
  2. Фаза декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить необходимую интенсивность работы. Если продолжить работу в этом состоянии, то через некоторое время наступит «отказ» от ее выполнения;

Соотношение длительности этих двух фаз различно: у людей  с сильной нервной системой длиннее  вторая фаза, со слабой нервной системой – первая фаза. В целом же выносливость тех и других может быть одинаковой [8]. Из сказанного следует важнейшая роль волевых качеств спортсмена, ибо они, являются результатом его сознательной деятельности. Волевое напряжение, за счет которого сохраняется интенсивность работы, является общим компонентом для всех видов выносливости. И поэтому волевые качества в значительной мере определяют результативность тренировки и успешность участия в соревнованиях, требующем большой, порой предельной выносливости [5].

Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В  одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других – позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих – помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.) [9].

Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного  характера и интенсивности [8].

О степени развития выносливости можно судить на основе двух групп  показателей [9]:

1. Внешние (поведенческие), которые отражают результативность двигательной деятельности человека во время утомления:

При любых физических упражнениях внешним показателем, являются величина и характер изменений  различных биомеханических параметров двигательного действия (длина, частота  шагов, время отталкивания, точность движений и др.) в начале, середине и в конце работы. Сравнивая их значения в разные периоды времени, определяют степень различия и дают заключение об уровне выносливости. Как правило, чем меньше изменяются эти показатели к концу упражнения, тем выше уровень выносливости.

Внешние показатели выносливости в циклических видах физических упражнений:

  • Пройденная дистанция в заданное время (например, в «часовом беге» или в 12-минутном тесте Купера);
  • Минимальное время преодоления достаточно протяженной дистанции (например, бег на 5000 м, плавание на 1500 м);
  • Наибольшая дистанция при передвижении с заданной скоростью «до отказа» (например, бег с заданной скоростью 6,0 м/с)

Внешние показатели выносливости в игровых видах деятельности и единоборствах замеряют время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности.

Внешние показатели выносливости в сложнокоординационных видах  деятельности, связанных с выполнением  точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), показателем выносливости является стабильность технически правильного выполнения действия.

2. Внутренние (функциональные), которые отражают определённые изменения в функционировании различных органов и систем организма, обеспечивающих выполнения данной деятельности.

Внутренние показатели выносливости: изменения в ЦНС, сердечнососудистой, дыхательной, эндокринной и др. системах и органах человека в условиях утомления.

Уровень развития и проявления выносливости в различных видах двигательной деятельности зависит от целого ряда факторов [9, 17, 16]:

  1. Энергетический потенциал организма, включает объем энергетических ресурсов, которые располагает организм;
  2. Функциональный потенциал различных систем организма (дыхательной, сердечнососудистой, ЦНС, эндокринной, терморегуляционной, нервно-мышечной и др.);
  3. Быстроты активации и степени согласованности в работе выше упомянутых систем, которые обеспечивают обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы;
  4. Устойчивости физиологических и психических функций позволяющие сохранить активность функциональных систем организма к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде организма, вызываемых работой (нарастанию кислородного долга, повышению молочной кислоты в крови и т.д.). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление;
  5. Экономичность использования энергетического и функционального потенциала организма. Оно определяет соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Обычно экономичность связывают с энергообеспечением организма во время работы, а так как энергоресурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затрудняющих их расход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше квалификация спортсмена, особенно в видах спорта, требующих проявления выносливости, тем выше экономичность выполняемой им работы;
  6. Подготовленности опорно-двигательного аппарата;
  7. Совершенства технико-тактического мастерства, зависящую от уровня владения техникой или рациональной тактики соревновательной деятельности;
  8. Личностно-психологических особенностей, которые оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях (мотивацию на достижение высоких результатов, интереса к работе, свойства темперамента, уровня предельной мобилизации таких волевых качеств, как целеустремлённость, упорство, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять работу через «не могу» и т.п.), т.е. связанные со свойствами личности, особенностями психических процессов и психических состояний;
  9. Возростно-половые и морфологические;
  10. Внешние условия деятельности, т.е. среды и наследственности (генотипа). Склонность человека к работе на выносливость предопределяется структурой его мышц (преобладанием в них красных волокон). Общая (аэробная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наследственных факторов (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор существенно воздействует и на развитие анаэробных возможностей организма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62-0,75) обнаружены в статической выносливости; для динамической силовой выносливости влияния наследственности и среды примерно одинаковы. Наследственные факторы больше влияют на женский организм при работе субмаксимальной мощности, а на мужской – при работе умеренной мощности. А так же на развитие выносливости оказывают факторы внешней среды: температура воздуха, относительная влажность, ультрафиолетовая радиация, атмосферное давление, но наибольшее влияние оказывает горный климат. Оптимальная высота, на которой целесообразно тренировать выносливость – зона от 1500 до 2500 м над уровнем моря.

Информация о работе Выносливость и основы методики её воспитания