Теория и методика физического воспитания как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Теория и методика физического воспитания является одной из фундаментальных наук, которая имеет свои чёткие границы изучения, также тесно связана с такими науками как анатомия, физиология, педагогика, биомеханика и др.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина
1.1 Исходные понятия теории и методики физического воспитания
1.2 Структура учебной дисциплины "Теория и методика физического воспитания”
Глава 2. Теория и методика физического воспитания как наука
2.1 Источники и этапы развития теории и методики физического воспитания
2.2 Методы исследования в теории и методике физического воспитания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 55.54 Кб (Скачать)

Интенсивное развитие методики физического воспитания опережает  теорию, которая должна подвести научную  базу, выявить общие и специфические  закономерности влияния новых видов  двигательной активности на организм человека, определить возможность их применения в различные возрастные периоды, способы дозирования нагрузок, нормы. Данное состояние науки теории и методики физического воспитания характеризуется интенсивным путем  развития[17].

Теория и методика физического  воспитания тесно связана с рядом  научных дисциплин. Любая наука  не может полноценно развиваться, ограничившись  результатами только собственного предмета исследования. Теория и методика физического  воспитания решает специальные педагогические проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тесно  связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Философия дает для нее методологическую основу познания, опираясь на которую  ученые получают возможность объективно оценивать действие социальных законов  в области общей физической культуры, проникать в сущность проблемы, обобщать, анализировать и открывать новые  закономерности ее функционирования и  перспективы развития в обществе.

Связь с биологическими науками  продиктована необходимостью изучения реакций организма занимающихся на воздействие средств физического  воспитания, что определяет развитие адаптации. Только учитывая анатомические, физиологические и биохимические  закономерности, протекающие в организме  человека, можно эффективно управлять  процессом физического воспитания.

Особенно тесные контакты теории и методики физического воспитания со всеми спортивно-педагогическими  дисциплинами. Частные дисциплины опираются  на общие положения, разрабатываемые  теорией и методикой физического  воспитания, а получаемые ими конкретные данные являются материалом для новых  обобщений. В процессе своего развития из общей теории исключились частные закономерности, которые становились предметом специальных наук — науки о гимнастике, легкой атлетике, плавании и др. Однако наиболее общие закономерности, которые действуют не только в этих видах упражнений, а касаются любых видов двигательной активности человека, не стали и не могут стать предметом какой-либо частной дисциплины. Разработка этих общих закономерностей и составляет основу современной теории и методики физического воспитания.

 

2.2 Методы исследования  в теории и методике физического  воспитания

 

Широкое развитие массовых форм физической культуры требует привлечения  все большего количества специалистов в этой области. В своей работе преподаватели, тренеры, учителя школ уже не ограничиваются только теми знаниями, которые они получают в  учебном заведении. Их работа — это  творчество, поиск новых путей  решения насущных проблем, изыскание  новых средств и методов повышения  эффективности процесса физического  воспитания.

Исследование, как правило, начинается с поиска и обнаружения  проблемной ситуации — объективно существующего противоречия между  потребностями (запросами) общества или  личности и существующими в данное конкретное время способами их удовлетворения.

Проблемная ситуация может  быть использована как затруднение, возникающее из-за необходимости  объяснить или предсказать то или иное явление при остром дефиците информации, или возможность достичь  цели при помощи известных, традиционных средств и методов. Другими словами, проблемная ситуация — это противоречие между потребностями и способами их удовлетворения (например,

современное состояние физического  воспитания в школе), противоречие между  знанием о потребностях людей  и незнанием путей, средств, методов, способов их удовлетворения.

Проблема (буквально —  задача) — это сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный теоретический или  практический интерес, ситуация, требующая  решения. Она представляет собой  необходимость поиска новой информации, наиболее полно и объективно отражающей конкретное явление и способы  его совершенствования.

Проблема характеризуется  недостаточностью имеющейся информации для решения конкретных задач[13].

В процессе предварительного осмысления и анализа проблемы определяется тема исследования, которая отражает конкретную его направленность (например, формирование мотивации к занятиям различными видами двигательной активности). Она должна отвечать требованиям  актуальности, новизны, иметь теоретическое  и практическое значение. Работа над  темой, в конечном счете, ведет к  углублению научных знаний. В этом заключается теоретическое значение исследования. Актуальность означает важность, необходимость решения  проблемы для настоящего времени; новизна  — это отсутствие в настоящее  время в литературе полностью  аналогичных работ, оригинальность обобщений, выводов исследования.

В процессе разработки темы необходимо определить объект и предмет  исследования и выработать рабочую  гипотезу. Под объектом исследования понимается то, на что направлена познавательная деятельность ученого. Это могут  быть люди (группы людей), явления, события, процессы. Например, новые технологии использования средств физического  воспитания, двигательная активность школьников, физическое состояние и  т.п. Другими словами — это  все то, что явно или неявно содержит противоречие, порождает проблемную ситуацию и создает проблему.

Предмет исследования — это  отношения объекта, одно из его свойств, сторона, которые подлежат непосредственному  изучению. Например, оздоровительный  эффект при занятиях плаванием; специфика  развития выносливости у детей младшего школьного возраста.

Объект и предмет - сквозные категории. Они могут меняться местами  в зависимости от уровня подходов к ним и их рассмотрения.

Рабочая гипотеза (обоснованное предположение) — это "знание о  незнании". Научное предположение  о возможных причинных связях явлений, которые пока еще не доказаны и их следует доказать, опираясь на добытую в процессе исследования объективную информацию, аргументы  и факты. Гипотеза — "научно обоснованные высказывания вероятностного характера  относительно сущности, взаимосвязей и причин явлений объективной  реальности" (Курамшин, 1999), другими словами — это научно обоснованная догадка. Переход от проблемы к гипотезе — это переход от вопросов к объяснению и последующей рекомендации к практике. К основным видам рабочих (исследовательских) гипотез можно отнести следующие: описательная, в основе которой лежит предположительное описание причин, которые являются основой какого-либо явления, процесса (объекта исследования); объяснительная, которая предполагает объяснение причин и следствий, характеризующая объект исследования, его связи, отношения.[12]

Одним из важнейших этапов начала исследования является анализ литературы. Прежде чем исследовать  то или иное явление, процесс, деятельность, необходимо узнать, что же об этом уже  известно, кто и в каких аспектах проблему исследовал и какие выводы сделал. Для этого необходимо изучить литературу. При этом исследователь исходит из той предварительной информации, которую он имеет на основе знаний, полученных из учебников, учебно-методической литературы и собственного практического опыта. Как правило, почти по любому вопросу, который интересует исследователя, существует большое количество литературных источников. В поиске и отборе необходимых в первую очередь источников помогают каталоги в библиотеках, книжные летописи и летописи журнальных статей, реферативные журналы и бюллетени, книжные и журнальные обозрения, в которых даются обширные сведения о научной литературе по различным проблемам.

В процессе изучения литературы необходимо ее сгруппировать по степени  важности и по направлениям. Например, при исследовании физической культуры как вида культуры личности и общества, необходимо познакомиться с работами по теории культуры, выявить группы авторов, придерживающихся одной и  той же концепции, следует уяснить  и то общее, что объединяет эти  группы. После выявления существующих в настоящее время основных концепций  теории культуры следует ознакомиться с современными концепциями теории физической культуры как вида культуры. И здесь также необходимо определить группы авторов-единомышленников и  группы авторов, у которых подходы  к определению данного феномена не совпадают. Наконец, необходимо выяснить, обнаружить "белое пятно", т.е. проблемную ситуацию и приступить к  ее решению. Итогом всей этой работы будет  та часть исследования, которая носит  одно из таких названий: "Историография  проблемы", "Литературный обзор", "Состояние проблемы по литературным источникам и на практике". В этой части своего исследования автор  демонстрирует знание литературы по проблеме, умение сгруппировать источники  по совпадающим концепциям их авторов (или по другим признакам), способность  обнаружить проблему и готовность ее решить.

В процессе работы над источниками  целесообразно вести картотеку. Каждый источник аккуратно, грамотно, в соответствии с требованиями библиографии заносится в каталожную карточку с тем, чтобы при составлении  списка литературы можно было просто переписать эти карточки по алфавиту. Целесообразно также на каждой карточке писать краткую аннотацию источника  и свое собственное отношение  к нему или свою оценку, характер его использования (выписки, цитирование, обзор и т.п.). Если исследование предстоит  длительное (например, работа над диссертацией или книгой), тогда можно составлять две собственные картотеки —  одну алфавитную, другую предметную. Это  облегчит поиск материала и работу с ним.

Если исследователь уже  имеет план (структуру) своей работы, то целесообразно приготовить папки  по числу глав или разделов работы. Внутри каждой папки можно сделать  дополнительные деления папки по числу параграфов в каждой главе. По мере накопления материал (выписки, заготовки, мнения и т.п.) складывается в соответствующие папки. Это  позволяет сократить время на его систематизацию и обработку.

Анализ — это расчленение  предмета исследования на части, свойства, признаки. Исследователь, как правило, ставит перед собой задачу проникнуть в сущность процесса или явления. Для этого он мысленно (или практически) расчленяет предмет на составные  части, выделяет свойства, признаки, связи, отношения.

Синтез (соединение) — обобщение, интеграция полученной информации, предпосылки, первый этап обобщения и выводов. Обобщение — прием мыслительной деятельности, который позволяет  устанавливать общие качества, стороны, свойства предметов. Обобщение полученной в процессе изучения литературы по проблеме дает возможность уточнить цель и задачи исследования.

Цель - предполагаемый конечный результат, осознанный образ предстоящего результата. В ней должна найти  отражение проблема, объект и предмет  исследования, рабочая гипотеза. Цель распадается па конкретные задачи, организованная последовательность которых  составляет программу исследований[8].

Дли решения задач необходимо определить методы (пути, способы) исследования. Они должны быть полностью адекватными  задачам. Это означает, что они  дают возможность получить объективную  информацию именно сданном предмете. Иначе может получиться так, что методы, пригодные для изучения одних объектов исследования, могут давать ложную информацию при изучении других объектов. Например, методы определения биологического возраста детей дошкольного возраста невозможно использовать для детей подросткового, т.к. признаки, характеризующие формирование функций организма в возрастном аспекте различны.

В научно-исследовательской  работе в сфере физического воспитания используется большое количество различных  методов и методик (групп методов). Среди них можно выделить такие: общенаучные, собственно педагогические, психологические, биологические, социологические. Все они тесно связаны между собой, порой между ними нет четкой грани, но своя специфика. Наиболее общим методом, который используется как в теоретических, так и в экспериментальных работах, является теоретический анализ и обобщение. Он касается литературных данных, документов, материалов, эмпирических данных и другой информации. К собственно педагогическим можно отнести педагогическое наблюдение (включенное и невключенное), педагогический эксперимент, составной частью которого являются контрольные испытания (тесты). В процессе исследования используются также методы непосредственного сбора и регистрации информации и методы ее обработки. Методом сбора ретроспективной (прошлой) информации является изучение источников — литературных, статистических, программно-методических, инструктивных, и обобщение этих материалов. Может также использоваться опрос в различных его формах (анкеты, беседы, интервью). Текущая информация может собираться методом наблюдения, который представляет собой анализ и оценку предмета исследования без вмешательства в его функционирование наблюдателя.

Педагогическое целенаправленное наблюдение предполагает четкую постановку его цели и задач, определение  конкретного объекта, использование  способов регистрации наблюдаемых  процессов и явлений, планомерность, а также позволяет видеть процесс (явление) "сиюминутно" и в динамике, фиксировать его фазы, этапы непосредственно "с натуры"; что дает возможность  получить довольно объективную информацию об объекте наблюдения. Этот метод  целесообразно использовать в комплексе  с другими, поскольку он не обеспечивает всесторонней характеристики объекта. Объектами наблюдения могут быть содержание учебно-тренировочного процесса, методы обучения, тренировки, соотношение  объема и интенсивности нагрузки в процессе занятий, техника выполнения упражнений, тактические действия и  другие процессы и явления. Наблюдение может быть открытым. Когда объект знает, что за ним наблюдают, и  скрытым, когда наблюдаемые не подозревают, что они находятся в зоне внимания исследователя. Материалы наблюдения должны быть зафиксированы в записи (протоколы наблюдений, фото-, кино- и звукозаписи)[9].

Научное наблюдение - это  способ получения информации без  вмешательства исследователя в  природу изучаемого процесса или  явления и условия его существования.

Одним из основных методов  научного исследования является эксперимент  — научно поставленный опыт. Это  наблюдение исследуемого процесса, явления  в точно организованных и учитываемых  условиях, позволяющих следить за процессом и воссоздавать его  каждый раз в аналогичных условиях. Он отличается от педагогического наблюдения активным вмешательством исследователя  в процесс или явление, В экспериментах, в которых исследуются учебно-воспитательный или тренировочный процессы, как  правило, создаются экспериментальные  и контрольные группы. Для первых обеспечиваются специальные, созданные  исследователем условия, вторые занимаются в обычных, общепринятых, традиционных условиях. Разница в результатах, полученных в конце эксперимента, свидетельствует о степени решения  проблемы. Эксперимент может быть естественным, когда в ходе его допускаются незначительные отступления от традиционных, общепринятых условий и способов деятельности (например, тренировочный); модельным, в котором эти условия и способы резко меняются, исходя из интересов исследователя, и лабораторным, проводимом в специально созданных условиях[8].

Информация о работе Теория и методика физического воспитания как наука и учебная дисциплина