Теория и методика физического воспитания как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Теория и методика физического воспитания является одной из фундаментальных наук, которая имеет свои чёткие границы изучения, также тесно связана с такими науками как анатомия, физиология, педагогика, биомеханика и др.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина
1.1 Исходные понятия теории и методики физического воспитания
1.2 Структура учебной дисциплины "Теория и методика физического воспитания”
Глава 2. Теория и методика физического воспитания как наука
2.1 Источники и этапы развития теории и методики физического воспитания
2.2 Методы исследования в теории и методике физического воспитания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 55.54 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И  ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

 

 

 

 

Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Теория и методика физического  воспитания как наука и учебная  дисциплина

 

 

 

Исполнитель: студент 4 курса,

Прокопов Андрей Сергеевич

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теория и методика физического воспитания как учебная  дисциплина

1.1 Исходные понятия теории  и методики физического воспитания

1.2 Структура учебной дисциплины "Теория и методика физического  воспитания”

Глава 2. Теория и методика физического воспитания как наука

2.1 Источники и этапы  развития теории и методики  физического воспитания

2.2 Методы исследования  в теории и методике физического  воспитания

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Теория и методика физического  воспитания является одной из фундаментальных  наук, которая имеет свои чёткие границы изучения, также тесно  связана с такими науками как  анатомия, физиология, педагогика, биомеханика  и др. Теория и методика физического  воспитания - это научная и учебная  дисциплина, представляющая собой систему  знаний о роли и месте физического  воспитания в жизни человека и  общества, особенностях и общих закономерностях  его функционирования и развития. Теория и методика физического воспитания как наука продолжает развиваться в направлении физического воспитания и охватывает всё новые и новые границы современных течений в физкультуре и спорте, как массовом так и профессиональном. Как учебная дисциплина теория и методика физического воспитания способствует подготовке квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта.

Актуальность темы курсовой работы: данная курсовая работа раскрывает нам основные понятия, методы, принципы и задачи теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины и показывает фундаментальность теории и методики физического воспитания как науки, которая формировалась и развивалась достаточно длительно, прежде чем стать наукой.

Цель исследования: систематизация знаний по теме теории и методики физического воспитания как науки и учебной дисциплины.

Задачи исследования:

1. Раскрыть периоды развития теории и методики физического воспитания как науки.

2.Дать определение основным понятиям теории и методики физического воспитания.

3.Проанализировать структуру теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины.

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы.

Структура и объём работы: курсовая работа представлена на 29 страницах  компьютерного текста и состоит  из введения, 2-х глав, заключения и  списка использованных источников, состоящего из 17 источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1 Исходные понятия теории  и методики физического воспитания

 

Изучение любой учебной  дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата.

Понятие - это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

В теории и методике физического  воспитания используются такие понятия, как "физическая культура", "физическое воспитание", "физическое здоровье", "физическое развитие", "физическая подготовленность", "физическое состояние", "физические качества", "физическая рекреация", "физическая реабилитация", "двигательная активность", "норма" и др.

Понятия выступают в качестве категорий, в которых закрепляются достижения в различных областях науки и практики, их понимание, свободное  владение и реализация в практической деятельности — основа успеха в  работе специалиста в области  физической культуры.

Относительно определения  категории "физическая культура" существует несколько десятков определений: "Социальная деятельность" и ее результаты по созданию физической готовности людей к жизни; "Сознательное целенаправленное формирование и поддержание физических, телесно-двигательных качеств, необходимых  для здоровой полнокровной жизнедеятельности  человека"; "Творческая деятельность по освоению и созданию ценностей  в сфере физического совершенствования  народа, а также ее социально значимые результаты" и др.

Физическая культура —  часть общей культуры, совокупность специальных духовных и материальных ценностей, способов их производства и  использования в целях оздоровления людей и развития их физических способностей[4].

Физическая культура человека (индивидуума) рассматривается как  процесс овладения знаниями, умениями и навыками воспитательной, учебной, оздоровительной, рекреационной деятельности для последующего использования  в процессе самосовершенствования, и как результат — уровень  физического здоровья, который человек  смог сохранить или улучшить благодаря  своему желанию, знаниям, здоровому  образу жизни и двигательной активности [5].

Физическое воспитание. Это  вид воспитания, специфическим содержанием  которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение  специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности  в физкультурных занятиях[11].

Обучение движениям имеет  своим содержанием физическое образование  — системное освоение человеком  рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем  необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с  ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для  жизни или спорта двигательными  действиями, занимающиеся приобретают  умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают  закономерности движений своего тела.

По степени освоенности  техника двигательного действия может выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто  вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков». Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда  процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание  физических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широкий  круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического  содержания. Знания делают процесс  занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения  определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.

Физическое образование — процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, а также передачи специальных знаний в области физической культуры[4].

Физическое развитие. Это  процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных  свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей[4].

Физическое развитие характеризуется  изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы, или морфологию, человека.

Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечнососудистой, дыхательной и  центральной нервной систем, органов  пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего  возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей  увеличивается в размерах, и совершенствуются функции организма. Затем до 45-50 лет  физическое развитие как бы стабилизировано  на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п[15].

Характер физического  развития как процесс изменения  указанных показателей в течение  жизни зависит от многих причин и  определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием  возможно только в том случае, если известны эти закономерности, и они  учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в  известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться  как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому  совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься  во внимание при прогнозировании  возможностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс  физического развития человека с  целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные  возрастные периоды: в период становления  и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма  и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни  человека. К условиям жизни, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и  материального обеспечения в  значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций  организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и  географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический  закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае[10].

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемое можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Физические качества — свойства, характеризующие отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека; сила, быстрота, выносливость, гибкость и другие[4].

Физическое здоровье — динамическое состояние, характеризуемое резервом функций органов и систем и являющееся основой выполнения индивидом своих биологических и социальных функций. Интегральным показателем резервов функций органов и систем является энергопотенциал биосистем (резерв энергообразования)[4].

Физическое состояние — согласно определению международного комитета по стандартизации тестов, характеризует личность человека, состояние здоровья, телосложение и конституцию, функциональные возможности организма, физическую работоспособность и подготовленность[4].

Показателями физического  состояния являются: уровень максимального  потребления кислорода, уровень  максимальной физической работоспособности, параметры деятельности функциональных систем организма, морфологического и  психического статуса, физической подготовленности, состояния здоровья. У здоровых и  практически здоровых людей выделяются 4—5 уровней физического состояния (низкий уровень, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).

Физическая работоспособность — потенциальные возможности человека выполнять физическое усилие без снижения заданного уровня функционирования организма, в первую очередь его сердечнососудистой и дыхательной систем. Обозначают физическую работоспособность как РWС и определяют по показаниям мощности (Вт) и объема (Дж) работы[5].

Физическая работоспособность - комплексное понятие. Оно определяется значительным числом факторов: морфофункциональным состоянием различных органов и систем, психическим статусом, мотивацией и др. факторами. Поэтому заключение о ее величине возможно составить только на основе комплексной оценки.

Физическая подготовленность — уровень достигнутого развития физические качеств, формирования двигательных навыков в результате специализированного процесса физического воспитания, направленного на решение конкретных задач (физическая подготовленность учащихся, спортсменов, летчиков и т.п.)[5].

Информация о работе Теория и методика физического воспитания как наука и учебная дисциплина