Теория и методика физического воспитания как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Теория и методика физического воспитания является одной из фундаментальных наук, которая имеет свои чёткие границы изучения, также тесно связана с такими науками как анатомия, физиология, педагогика, биомеханика и др.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина
1.1 Исходные понятия теории и методики физического воспитания
1.2 Структура учебной дисциплины "Теория и методика физического воспитания”
Глава 2. Теория и методика физического воспитания как наука
2.1 Источники и этапы развития теории и методики физического воспитания
2.2 Методы исследования в теории и методике физического воспитания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 55.54 Кб (Скачать)

Эксперимент - это способ получения научной информации с  активным вмешательством исследователя  в процесс или явление.

Оценка полученного эмпирического  и теоретического материала может  быть проведена по качественным (т.е. не имеющим определенных единиц измерения) и количественным показателям в  процессе контрольных испытаний (тестов). В последнем случае используются методы, основанные на идеях квалиметрии  — части метрологии, которая изучает  и разрабатывает количественные методы оценки качественных показателей. Степень совпадения результатов  тестирования при повторном его  проведении на одних и тех же объектах и в одинаковых условиях называется надежностью теста.

Возможность полностью воспроизвести  результаты теста при его повторении через какое-то время и в одинаковых условиях называется стабильностью (или  воспроизводимостью) теста. Степень точности, с которой измеряется объект (или сторона, свойства, качество его) будет характеризовать информативность теста.

В процессе контрольных испытаний  имеется возможность соотнести  предварительные предположения, гипотезы с реальным положением вещей или  получить совершенно новую, непредвиденную информацию. В частности, в зависимости  от цели и задач эксперимента можно  определить достоинства или недостатки методов, содержания обучения, форм организации  занятий, проверить критерии прогнозирования  и отбора детей для занятий  данным видом спорта. Тесты позволяют  определить объективные результаты эксперимента. Результаты тестирования могут быть получены в процессе заведомо стандартных тестов, таких, как Гарвардский  степ-тест и его варианты.

Результаты экспериментальных  работ могут проверяться антропометрическими  замерами роста, окружности и экскурсии  грудной клетки, регистрацией частоты  сердечных сокращений (ЧСС), максимального  потребления кислорода (МПК), динамометрией, замерами свободы движений в суставах посредством гониометра и другими  методиками. С учетом своих целей, задач, рабочей гипотезы исследователь  может разрабатывать специальные  контрольные упражнения и их комплексы[10].

Незаменимым методом получения  информации в теоретических исследованиях  является опрос, который проводится в виде анкетирования, интервью и  бесед. Он позволяет судить об опыте  человека, мотивах его деятельности и поведения, ценностных ориентационных, отношении к физическим упражнениям, эффективности их использования и о многих других проблемах. Для анкетирования необходимо разработать содержание анкеты, в которую включить весь комплекс вопросов, позволяющий получить исчерпывающую информацию по интересующей исследователя проблеме. Во вводной ее части содержится обращение к респондентам, название учреждения» от имени которого ведет работу исследователь, задачи исследования и его назначение, указание об анонимности анкеты и рекомендации к ее заполнению. В основной части даются вопросы или группы вопросов, ответы на которые позволят исследователю получить объективное представление по исследуемой проблеме. В демографической части анкеты содержатся вопросы, касающиеся паспортных характеристик респондента (пол, возраст, специальность, спортивная квалификация, педагогический стаж и т.п.).

Интервью — заранее  спланированная по информативному направлению  беседа, предполагающая прямой контакт  исследователя с респондентами  — опрашиваемыми. Оно может проводиться  по жесткому плану, в определенной последовательности и границах информации.

Беседа — вопросно-ответная форма общения исследователя  с респондентом или их группой, которая  хотя и проводится по плану, но допускает  различные вариации по ее направлениям и времени проведения. Материал опроса протоколируется исследователем.

Обработка результатов - очень  ответственный этап исследования. Оценка может производиться как в  качественном (на основе теоретических, логических выводов и обобщений), так и количественном аспектах. Количественная обработка материалов осуществляется методами математической статистики, — науки, изучающей количественные показатели тех или иных явлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теория и методика физического  воспитания - это научная и учебная  дисциплина, представляющая собой систему  знаний о роли и месте физического  воспитания в жизни человека и  общества, особенностях и общих закономерностях  его функционирования и развития.

Объектом изучения этой дисциплины являются физические возможности и  способности человека, которые изменяются при целенаправленном воздействии  средствами физического воспитания.

Предметом исследования выступают  общие закономерности управления процессом  физического воспитания человека. В  теории и методике физического воспитания можно выделить три направления: социологическое, педагогическое и  биологическое. Социологическое направление включает вопросы о причинах возникновения физического воспитания, его роли и месте как социальной подсистемы в жизни человека и общества в настоящее время, соотношении физического воспитания с другими социальными явлениями (обучение, воспитание, трудовая деятельность), перспективах развития в связи с изменяющимися материальными, духовными и социальными условиями жизни человека и общества, оптимальными формами специальной организации населения в соответствии с целями физического воспитания.

В педагогическом направлении  теории и методики физического воспитания изучаются общие закономерности управления процессом физического  воспитания и его разновидностей (профессионально-прикладная физическая культура, рекреация, реабилитация).

В биологическом направлении  изучается влияние двигательной активности на процесс жизнедеятельности  организма человека; нормы двигательной активности для достижения оптимального функционирования органов и систем; адаптацию организма к двигательной активности различной по объему и  интенсивности; условия, в которых  двигательная активность оказывает  положительное воздействие на организм человека, повышает его жизнеспособность и уровень здоровья (факторы здорового  образа жизни).

Основными задачами теории и  методики физического воспитания как  научной дисциплины является обобщение  практического опыта, осмысливание сущности физического воспитания, закономерностей  развития и функционирования, формирования целей, задач, принципов, оптимальных  способов управления процессом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя.- М.: Академия, 2001

2.                Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория  и методика физического воспитания  и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Академия, 2003.

3.                Матвеев, Л.П. Теория и методика  физ. культуры. Введение в предмет:  учебник для высших специальных  физкультурных учебных заведений/  Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура  и спорт, 1991. – 543 с.

4.                Матвеев, Л.П. Теория и методика  физ. культуры. Введение в предмет:  учебник для высших специальных  физкультурных учебных заведений/  Л.П. Матвеев. – 4-е изд., стер. – М.:Лань, 2004. – 160 с.

5.                Теория и методика физического  воспитания: учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт; 1976. – Т.1. – 304 с.

6.                Теория и методика физического  воспитания: учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – Т.2. – 256 с.

7.                Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры.

8.                Артемьев В.П., Шутов В.В. Теория  и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с.: ил.

9.                Максименко А.М. Теория и методика  физической культуры: учебник.- М.: Физическая  культура, 2005. - 544с.

10.           Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: Учебн. Пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Спорт Академ-Пресс, 2001. - 184с.

11.           Харабуги Г.Д. Теория и методика физического воспитания. Изд. 2-е, дополн. Учебник для техникумов физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 1974.

12.           Шиян Б.М., Ашмарин Б.А., Минаев Б.Н.Теория и методика физического воспитания: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и пед. уч-щ по спец. «Нач. воен. подготовка и физ. воспитание» и «Физ. культура»; Под ред. Б.М. Шияна. - М.: Просвещение, 1988.-224 с.: ил.

13.           Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы  научно-методической деятельности  в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 264 с.

14.           Теория физической культуры: учеб. / Ю.Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

15.           Деминский А.Ц. Основы теории и методики физического воспитания: Донецк, АО Донеччина, 1986 – 366 с.

16.           Шпак В.Т., Синютич А.А. Теория и методика физического воспитания краткий курс лекций для специальности 1-030201 «Физическая культура со специализациями» 2 изд., доп. И перераб. – Витебск. Издательство УО «ВГУ им. Машерова» 2007 – 168 с.

17.           Теория физического воспитания: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Г.И. Кукушкин [и др.]; под ред. Г.И. Кукушкина. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 458 с.


Информация о работе Теория и методика физического воспитания как наука и учебная дисциплина