Теория и методика физического воспитания как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2012 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

Теория и методика физического воспитания является одной из фундаментальных наук, которая имеет свои чёткие границы изучения, также тесно связана с такими науками как анатомия, физиология, педагогика, биомеханика и др.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина
1.1 Исходные понятия теории и методики физического воспитания
1.2 Структура учебной дисциплины "Теория и методика физического воспитания”
Глава 2. Теория и методика физического воспитания как наука
2.1 Источники и этапы развития теории и методики физического воспитания
2.2 Методы исследования в теории и методике физического воспитания
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 55.54 Кб (Скачать)

Физическая подготовка. Это  процесс воспитания физических качеств  и овладения жизненно важными  движениями. Термин «физическая подготовка»  подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают  общую физическую подготовку и специальную[7].

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Физическая рекреация (восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на совершенствование процессов восстановления работоспособности после физической и умственной работы.

Физическая рекреация — осуществление активного отдыха людей с использованием физических упражнений, получение удовольствия от этого процесса.

Физическая реабилитация (восстановление способности) — комплекс мероприятий, направленный на восстановление утраченной или ослабленной функции после заболевания или травмы.

В последние годы в зарубежной и отечественной практике физического  воспитания распространенным является термин "фитнесс", который пока еще не имеет строго научного обоснования (Левицкий, 2001).

Это понятие используется достаточно широко в различных случаях:

1) общий фитнесс (Total fitness, General fitness) как оптимальное качество жизни, включающее социальные, умственные, духовные и физические компоненты. В этом случае общий фитнесс более всего ассоциируется с нашими представлениями о здоровье и здоровом образе жизни. Так, в одной из фундаментальных книг по фитнессу — "Комплексное руководство по фитнессу и хорошему самочувствию", вышедшей в издательстве "Reader’s Digest" в 1988 г., в содержание понятия фитнесс входят: планирование жизненной карьеры, гигиена тела, физическая подготовленность, рациональное питание, профилактика заболеваний, сексуальная активность, психоэмоциональная регуляция, в том числе и борьба со стрессами и другие факторы здорового образа жизни;

2) физический фитнесс (Physical fitness) как оптимальное состояние показателей здоровья, дающих возможность иметь высокое качество жизни. Совершенствование физического фитнесса связано с позитивным здоровьем, в то время как снижение уровня компонентов физического фитнесса увеличивает риск развития основных проблем здоровья. В общем плане физический фитнесс ассоциируется с уровнем физической подготовленности. В этом случае приводятся следующие производные этого понятия:

•оздоровительный фитнесс (Health related fitness) направлен на достижение и поддержание физического благополучия и снижение риска развития заболевании (сердечнососудистой системы, обмена веществ и др.);

•спортивно-ориентированный  или двигательный фитнесс (Performance related fitness, skill fitness, motor fitness), направленный на развитие способностей к решению двигательных и спортивных задач на достаточно высоком уровне;

•атлетический фитнесс (athletic fitness), направленный на достижение специальной физической подготовленности для успешного выступления на соревнованиях;

3) фитнесс как двигательная  активность, специально организованная  в рамках фитнесс-программ: занятия бегом, аэробикой, танцами, аквааэробикой, занятия по коррекции массы тела и др.;

4) фитнесс как оптимальное  физическое состояние, включающее  достижение определенного уровня  результатов выполнения двигательных  тестов и низкий уровень риска  развития заболеваний. В этом  плане фитнесс выступает в  качестве критерия эффективности  занятий двигательной активностью.  К примерам использования этого  определения фитнесса следует  отнести систему EUROFIT (Европейская  физическая готовность) и другие[7].

Двигательная активность включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Различают привычную  и специально организованную двигательную активность.

К привычной двигательной активности, согласно определению Всемирной  организации здравоохранения, относят  виды движений, направленные на удовлетворение естественных потребностей человека (сон, личная гигиена, прием пиши, усилия, затраченные на приготовление пищи, приобретение продуктов), а также учебную и производственную деятельность.

Специально организованная мышечная деятельность (физкультурная  активность) включает различные формы  занятий физическими упражнениями, активные передвижения в школу и  из школы (на работу).

Физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными  показателями физически совершенного человека современности являются:

-крепкое здоровье, обеспечивающее  человеку возможность безболезненно  и быстро адаптироваться к  различным, в том числе и  неблагоприятным, условиям жизни,  труда, быта;

-высокая общая физическая  работоспособность, позволяющая  добиться значительной специальной  работоспособности;

-пропорционально развитое  телосложение, правильная осанка, отсутствие  тех или иных аномалий и  диспропорций;

-всесторонне и гармонически  развитые физические качества, исключающие  однобокое развитие человека;

-владение рациональной  техникой основных жизненно важных  движений, а также способность  быстро осваивать новые двигательные  действия;

-физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями  и умениями эффективно пользоваться  своим телом и физическими  способностями в жизни, труде,  спорте.

На современном этапе  развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы  и требования государственных программ в сочетании с нормативами  единой спортивной классификации.

Спорт. Представляет собой  собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а  также межчеловеческие отношения  и нормы, ей присущие.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации  взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным  правилам.

Специальная подготовка к  соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

Теория и методика физического  воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе  профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием. Она призвана через свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах.

Норма — это зона оптимального функционирования системы. Под оптимальным функционированием понимается работа системы с максимально возможной слаженностью, надежностью, экономичностью. Оптимальный режим работы организма и является его нормальным режимом.

Нормой в спортивной метрологии называется граничная величина результата теста, на основе которой производится классификация спортсменов.

Существуют три вида норм: сопоставительные, индивидуальные и должные. Сопоставительные нормы устанавливаются после сравнения достижений людей, принадлежащих к одной совокупности. Определение таких норм заключается в нахождении средних величин и стандартных (среднеквадратических) отклонений определенной группы людей.

Индивидуальные нормы  основаны на сравнении показателей  одного и того же лица в различных  состояниях.

Должные нормы устанавливаются  на основании требований, которые  предъявляются человеку условиями  жизни, профессией, бытовыми условиями  и т.д.

К разновидностям должных  норм относят "минимальные" (определяют границу нормы и патологии  в функционировании организма, в  двигательной активности), нормы "идеальные" (характеризуют оптимальные уровни физического состояния организма), "специальные" нормы (применяются  при необходимости решения специальных  задач)[16].

 

1.2 Структура учебной дисциплины "Теория и методика физического  воспитания"

 

Система знаний в области  теории и методики физического воспитания постоянно развивается, дополняется, дифференцируется и интегрирует. Рассматривая дифференциацию науки с выделением самостоятельных дисциплин теории спорта, лечебной физкультуры, физической реабилитации, можно говорить также об интеграции знаний из смежных дисциплин того же порядка: физической реабилитации, валеологии, теории спорта и других общенаучных дисциплин, которые функционально дополняют теорию и методику физического воспитания и, преломляясь в ней, стимулируют дальнейшее развитие соответствующих смежных наук.

Содержание современной  теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины можно  представить в виде трех разделов: "Общие основы", "Методика физического  воспитания в различные периоды  жизни" и "Частные методики использования  средств физического воспитания". Каждый раздел дифференцирован на подразделы, которые в дальнейшем конкретизируются темами, а темы, в свою очередь, элементами знаний.

Логическая последовательность разделов и подразделов основывается на преемственности знаний, их органической взаимосвязи и создании фундамента для освоения последующего.

Первый раздел представляет общие положения теории и методики физического воспитания, которые  распространяются на широкую область  применения (спорт, базовая физическая культура, оздоровительная физическая культура для лиц различных возрастных групп). Это определение предмета и содержание теории и методики физического  воспитания, научные направления  которой обусловливают использование общих закономерностей развития организма в онтогенезе, адаптации организма человека к изменяющимся условиям окружающей среды, развитие оздоровительного эффекта при выполнении физических упражнений, формирование потребности человека в здоровье и возможность се удовлетворения в процессе физического воспитания; различные формы средств и методов физического воспитания для решения широкого круга задач с разными возрастными контингентами; общие закономерности обучения двигательным действиям, развитие физических качеств и построение, и управление процессом физического воспитания; основные направления использования средств физического воспитания в рекреационных, профилактико-оздоровительных целях; основы профессиональной деятельности педагога в сфере физического воспитания.

Второй раздел конкретизирует использование основных положений  теории и методики в различные  возрастные периоды с учетом посещения  образовательных учреждений, военной  и профессиональной деятельности.

В третьем разделе представлен  материал, который способствует решению  конкретных задач: коррекции массы  тела, фигуры, осанки, профилактики риска  развития сердечнососудистых заболеваний, а также адаптирует методику физического  воспитания к лицам с ограниченной дееспособностью в связи с  нарушением слуховых и зрительных анализаторов, опорно-двигательного аппарата, умственными  нарушениями. Новыми подразделами являются нетрадиционные виды физической рекреации  и оздоровительной физической культуры (боулинг, роуп-скиппинг и др.), а также современные технологии использования уже известных видов, например оздоровительной гимнастики — степ-аэробика, калонетика, фитбол и др[1].

Структура дисциплины теории и методики физического воспитания может изменяться, дополняться, однако принципиально важным является наличие  полного объема органически связанных  между собой и систематизированных  знаний, которые необходимы преподавателю  физического воспитания, тренеру, инструктору-методисту. Отсутствие какого-либо элемента знаний может отрицательно сказаться на практической деятельности специалиста.

ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ КАК НАУКА

2.1 Источники и этапы развития  теории и методики физического  воспитания

 

Каждая вновь возникшая  область науки начинала свое развитие с накопления фактического материала, описания и классификации явлений, например химия — с открытия химических элементов и описания их свойств, биология — с изучения отдельных  организмов и их видов, их классификации  и систематизации. На более высоком  уровне развития знаний, когда был  накоплен достаточный материал, наука  получила возможность открывать  законы и формулировать обобщающие теории.

Ярким примером подобного  пути, пройденного наукой в процессе ее развития, является теория и методика физического воспитания (ТиМФВ).

Анализ истории возникновения  ТиМФВ как науки позволяет выделить несколько этапов.

Первый этап — эмпирические знания о влиянии двигательных действий на организм, полученные человеком  в результате повседневной деятельности. Накопление эмпирических знаний привело  к осознанию "эффекта упражняемости" и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений и вместе с тем всей системы физического воспитания.

Второй этап — создание первых методик по физическому воспитанию — охватывает периоды рабовладельческих  государств Древней Греции и средние века. Создание тех методик происходило на основании опыта, накопленного педагогами, врачами, философами, "эффекта упражняемости", но без учета физиологического воздействия физических упражнений на организм человека.

Информация о работе Теория и методика физического воспитания как наука и учебная дисциплина