Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 10:38, реферат
Адвокатура - социально-правовой институт, занимающийся защитой прав, свобод и интересов доверителя в суде и иными законными способами.
Курс адвокатуры ( адвокатское право) как учебной дисциплины формируется на основе науки об адвокатуре и представляет собой учебный материал, определенным образом систематизированный для оптимизации процесса обучения.
Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1 Адвокатура как наука и учебная дисциплина……………………………3
Глава 2 Связь предмета и методов………………………………………………12
2.1 Основные методы изучения адвокатуры…………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………..15
Список литературы………………………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 2 Связь предмета и методов………………………………………………12
2.1 Основные методы изучения адвокатуры…………………………………..13
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Адвокатура - социально-правовой институт, занимающийся защитой прав, свобод и интересов доверителя в суде и иными законными способами.
Курс адвокатуры ( адвокатское право) как учебной дисциплины формируется на основе науки об адвокатуре и представляет собой учебный материал, определенным образом систематизированный для оптимизации процесса обучения. Содержание этой учебной дисциплины определяется содержанием изучаемой юридической науки и одноименной отрасли законодательства. Именно они служат основным материалом для формирования систематизированного комплекса знаний, навыков и умений студентов-юристов.
Цель данного реферата
Адвокатское право
как учебная дисциплина
Курс адвокатуры (адвокатское право) как
учебной дисциплины формируется на основе
науки об адвокатуре и представляет собой
учебный материал, определенным образом
систематизированный для оптимизации
процесса обучения. Содержание этой учебной
дисциплины определяется содержанием
изучаемой юридической науки и одноименной
отрасли законодательства. Именно они
служат основным материалом для формирования
систематизированного комплекса знаний,
навыков и умений студентов, будущих юристов.
Провозглашение России демократическим
социальным правовым государством налагает
на нее определенные обязательства. Правовой
характер государства предполагает не
только законодательное закрепление положения
о высшей ценности прав человека, но и
создание механизма защиты этих прав,
в том числе негосударственными институтами,
такими, как адвокатура.
Социальное государство (ст. 7 Конституции
РФ) обязано обеспечить реальную возможность
профессиональной и квалифицированной
защиты прав неимущих, социально незащищенных
слоев населения; разработать институт
бесплатного оказания юридической помощи
в целях охраны прав всех граждан независимо
от уровня доходов, механизм обеспечения
равного доступа к правосудию.
Реформирование экономики России не может
не вызвать изменений в ряде общественных
отношений, не всегда прямо относящихся
к экономическим, но так или иначе с ними
связанных. Существенная перестройка
всей социально-экономической системы
в России, провозглашение свободы предпринимательства,
развитие гражданского оборота, приватизация
и расширение круга субъектов частной
собственности повлекли за собой кардинальное
изменение законодательства, в том числе
гражданского и гражданско-процессуального.
В результате появилась необходимость
организовать систему оказания квалифицированной
юридической помощи в сфере развивающихся
стремительными темпами рыночных отношений,
создать механизм защиты права собственности,
в том числе частной. Неотъемлемой составной
частью этого процесса должен стать институт
адвокатуры, а следовательно, наука и учебная
дисциплина "Адвокатское право",
имеющие огромный потенциал в сфере защиты
прав и законных интересов граждан и юридических
лиц <1>.
ждый новый этап изменения или развития адвокатуры всегда предполагает возвращение исследователей к рассмотрению ее предмета. Это - необходимость, так как реальные новеллы функционирования показывают явную устарелость законодательных предписаний. Развитие адвокатуры влечет за собой качественное преобразование объекта изучения, количественное расширение его связей и правоотношений. Все это важно знать, оценивать и всесторонне исследовать.
Диалектика развития адвокатуры такова, что, с одной стороны, продолжает оставаться определенная стабильность ее сути. Это связано с всеобщим, типичным, исторически сложившимся и устоявшимся на протяжении нескольких столетий. С другой стороны, появляются и научно изучаются новые свойства и качества адвокатуры, ее взаимоотношения с сегодняшними правовыми явлениями. Со временем это приводит к переосмыслению предмета данной науки, углубляет его, преобразовывает и совершенствует.
Очевидно, что теперешний предмет науки об адвокатуре намного сложнее, ярче и богаче того, каким он был представлен в "Положении об адвокатуре" 1980 года.
Двойственный характер предмета адвокатологии - стабильность и новообразования - имеет как теоретическое, так и практическое значение. В частности то, что постоянно и давно сложилось и со временем не меняется в адвокатуре, является предметом скорее учебной дисциплины. Здесь не требуется знания многих тонкостей или новых закономерностей адвокатской жизни. Достаточно знать классическую сущность этого явления, принципы организации и деятельности, правовое положение адвоката и др.
Что же касается появления сегодняшних свойств адвокатуры, ее образований, соотношения между последними, а также поиска разумных путей развития, выявления отжившего и осторожный отказ от него, то это уже удел исследователей. Поэтому названные качества, также входящие в предмет адвокатуры, больше всего интересуют теоретиков, ученых.
Но не нужно думать, что такое разделение предмета на две группы составных имеет абсолютный, обязательный характер. Вовсе нет. Группировка здесь довольно условная: предмет адвокатуры остается, в общем, единым. Это сама адвокатура, законы ее организации и деятельности. Но акценты подхода к изучению предмета - разные. Один направлен на изучение курса студентами, другой, более сложный, находится в сфере теоретических разработок учеными. Идеальным является положение, когда студенты видят и в основных чертах знают все стороны предмета адвокатуры: традиционно-классическую и новоявленную, пока еще изучаемую, но до конца не исследованную.
В принципе предмет науки об адвокатуре составляет то, что она изучает. Как видно из ее названия, адвокатология исследует правовые, государственные и социальные явления, заложенные в адвокатуре, закономерности их возникновения, развития и перспективы.
В предмет данной науки и, соответственно, учебной дисциплины входят объективные социально-правовые закономерности, определяющие особые свойства, признаки, черты адвокатуры, ее за-' дачи и роль по отношению к иным явлениям общественной жизни и отраслям права. Предмет составляют правовые отношения и явления, категории и понятия, которые позволяют уяснить содержание и формы адвокатуры, совершенствовать ее деятельность в обществе и взаимоотношения с правоохранительными органами.
В предмет науки об адвокатуре можно также включить и те ее функции, которые способствуют реформированию основ общественной жизни, преобразованию устаревших общественно-политических процессов в новые, более современные, а также пути выбора для адвокатов сегодняшних ориентиров и ценностей.
Принципы и категории науки об адвокатуре расположены в определенном логическом порядке, скреплены причинно-следственной связью, поэтому и образуют структурно-логическую конструкцию, фундамент научно-теоретических знаний об адвокатуре, который также логически вписывается в предмет этой науки.
К ее предмету относятся не только реальные адвокатско-правовые отношения, процессы, явления и категории, но и представления людей об этом, их социальная оценка ее правовой деятельности. Адвокатологией исследуется та часть общественного сознания, которая связана с защитой и представительством. Работа конкретных адвокатов строится в соответствии с определенными представлениями людей, обусловлена их сознанием, психологией, ситуацией, в которой они оказались.
Теорию адвокатского правоведения интересует правосознание общества в целом, групповое и индивидуальное осознание роли и эффективности адвокатуры. Не может находиться за пределами предмета адвокатологии и изучение принципов отношения руководства, должностных лиц и рядовых работников правоохранительной системы к защите и представительству.
Таким образом, предметом науки об адвокатуре выступает, прежде всего, сама адвокатура как явление социальной жизни, узаконенное государством, которое в связи с этим издает обязательные правовые нормы и предписания. К предмету относится и теоретическое осмысление: а) закономерностей возникновения этого института, его функционирования; б) соотношения с государственной властью в) уяснение содержания и форм работы адвокатов; г) разбирательство юридических отношений и связей адвокатуры с правоохранительными и государственными органами; д) понимание особенностей правовой культуры и правосознания адвокатов, работающих в сегодняшних условиях.
2. Сопоставление
предмета науки об адвокатуре
с предметами иных
Изменение и преобразование предмета науки об адвокатуре говорит о непрекращающихся поисках ею новых форм организации и деятельности. В самом предмете есть проблема некоторого противоречия между тем, что давно устоялось в адвокатуре и "работает", и привычным, но отжившим. Проблематика адвокатологии решается новыми направлениями научных исследований.
Практика показывает, что слияние, интеграция, объединение различных наук в адвокатологии означает прогресс этой отрасли знания. Разумное расширение науки об адвокатуре отнюдь не ослабляет ее сути, а наоборот, значительно укрепляет, дополняет и обогащает. Адвокатуру нельзя понять, исходя из анализа самой себя. Только включение в ее предмет данных, лежащих за пределами адвокатологии, находящихся на стыке иных наук, дает объективное понимание сути ее предмета и социального назначения ее деятельности.
Подобный подход к предмету науки об адвокатуре формирует научное мировоззрение и профессионализм ее членов, выделяет эту категорию специалистов из массы юристов других научных профилей.
Традиционно в предмет науки об адвокатуре входят: вопросы общей ее характеристики как учебной дисциплины (предмет и метод, место в системе иных юридических и общественных наук); вопросы происхождения и периодизации развития адвокатологии.
Весьма обширными являются вопросы общей теории адвокатуры. Это: место адвокатского права в системе нормативного регулирования иных государственных и социальных явлений, принципы, источники, формы и социальная ценность данного вида права. Большое значение для понимания предмета адвокатологии имеет знание соотношения собственно адвокатского права и нравственных, этических начал его реализации.
Адвокатуре, как и науке о ней, присущи также и такие категории, как правосознание и правовая культура адвокатов, их профессиональный уровень и деловая специализация. Изучать адвокатологию нельзя без исследования правовых норм, регулирующих организацию и деятельность практической адвокатуры. А наличие этих норм предполагает существование определенных правоотношений, которые также подлежат научному осмыслению.
Теория адвокатского правоведения изучает: понятие системы адвокатуры; ее отношения с органами государственной власти и управления; функции и механизм деятельности.
К самостоятельной группе адвокатско-правовых вопросов относятся проблемы профессионально-корпоративного правопорядка. Необходимо изучать правомерное поведение адвокатов; допускаемые ими правонарушения (понятие, состав, виды); возможную ответственность за это (признаки, виды, последствия); состояние законности в самой адвокатуре и отношение ее членов к такому правопорядку. Особо актуальными в адвокатологии становятся вопросы обеспечения личной, профессиональной и финансовой защищенности адвокатов.
Предмет адвокатского права не меняется из-за того, что оно сосредоточивает свое внимание то на общих, то на специфических закономерностях развития адвокатуры. Происходит это потому,
что общее действует через особенное и единичное. А в последних проявляются как отдельные стороны, черты, элементы общего. Например, конференция (общее) выбирает рабочий орган - совет палаты (особенное), который и определяет работу адвокатов (единичное). Они же выступают как элементы общего.
Более того, теория адвокатского правоведения в процессе исследования сводит общие, особенные и отдельные объективные закономерности к единству. Единство и целостность предмета адвокатского правоведения не мешают дифференциации данной науки, формированию ее отдельных составных частей. На этом основаны "разделение труда" среди ученых-теоретиков и специализация практикующих адвокатов на тех или иных делах.
3. В зависимости
от субъекта его восприятия
адвокатское право может быть
представлено теми или иными
внешними свойствами. Так, самые
общие понятия об этом праве
имеют юристы, не работающие в
правоохранительной системе и
тем более в адвокатуре. Юрисконсульты
фирм, компаний, банков, объединений
и т.п. понимают его обычно как
что-то законодательное, относящееся
к адвокатуре. В общем, это правильно.
Но лишь на самом
Более приближенной к истине является оценка адвокатского права работниками суда, прокуратуры, следствия и дознания. Именно в этих органах чаще всего работают адвокаты, тем или иным образом проявляют себя и даже прямо заявляют о том, что они имеют право на совершение определенных действий. Наблюдая за деятельностью адвокатов, получая от них ходатайства, заявления и соразмеряя ответную реакцию с процессуальными нормами "своего" права, сотрудники правоохранительных органов более тесно, чем другие юристы, соприкасаются с адвокатским правом. Но и их знание последнего происходит через призму конкретных норм "их"
права. Адвокатское право они обычно отождествляют с правами адвоката, изложенными в тех или иных статьях ГПК, УПК и т.п.
Такой "взгляд со стороны" выхватывает из адвокатского права внешние формы его проявления, которые заложены в процессуально-правовых нормах. Он очень удобен в решении конкретных вопросов правоохранительной работы. Но ни в коей мере не выражает глубинную, внутреннюю суть адвокатского права.
Информация о работе Адвокатура как наука и учебная дисциплина