Адвокатура как наука и учебная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 10:38, реферат

Краткое описание

Адвокатура - социально-правовой институт, занимающийся защитой прав, свобод и интересов доверителя в суде и иными законными способами.
Курс адвокатуры ( адвокатское право) как учебной дисциплины формируется на основе науки об адвокатуре и представляет собой учебный материал, определенным образом систематизированный для оптимизации процесса обучения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………2
Глава 1 Адвокатура как наука и учебная дисциплина……………………………3
Глава 2 Связь предмета и методов………………………………………………12
2.1 Основные методы изучения адвокатуры…………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………..15
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Предмет и метод науки об адвокатуре и учебной дисциплины.docx

— 37.36 Кб (Скачать)

 

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………2

Глава 1 Адвокатура как наука и учебная дисциплина……………………………3

Глава 2 Связь предмета и методов………………………………………………12

2.1  Основные методы изучения адвокатуры…………………………………..13

Заключение………………………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Адвокатура - социально-правовой институт, занимающийся защитой прав, свобод и интересов доверителя в суде и иными законными способами.

Курс адвокатуры ( адвокатское право) как учебной дисциплины формируется на основе науки об адвокатуре и представляет собой учебный материал, определенным образом систематизированный для оптимизации процесса обучения. Содержание этой учебной дисциплины определяется содержанием изучаемой юридической науки и одноименной отрасли законодательства. Именно они служат основным материалом для формирования систематизированного комплекса знаний, навыков и умений студентов-юристов.

  Цель данного реферата рассмотреть  понятие предмета и метода  учебной дисциплины «Адвокатура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Адвокатура как наука и учебная дисциплина

Адвокатское право как учебная дисциплина 
Курс адвокатуры (адвокатское право) как учебной дисциплины формируется на основе науки об адвокатуре и представляет собой учебный материал, определенным образом систематизированный для оптимизации процесса обучения. Содержание этой учебной дисциплины определяется содержанием изучаемой юридической науки и одноименной отрасли законодательства. Именно они служат основным материалом для формирования систематизированного комплекса знаний, навыков и умений студентов, будущих юристов. 
Провозглашение России демократическим социальным правовым государством налагает на нее определенные обязательства. Правовой характер государства предполагает не только законодательное закрепление положения о высшей ценности прав человека, но и создание механизма защиты этих прав, в том числе негосударственными институтами, такими, как адвокатура. 
Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ) обязано обеспечить реальную возможность профессиональной и квалифицированной защиты прав неимущих, социально незащищенных слоев населения; разработать институт бесплатного оказания юридической помощи в целях охраны прав всех граждан независимо от уровня доходов, механизм обеспечения равного доступа к правосудию. 
Реформирование экономики России не может не вызвать изменений в ряде общественных отношений, не всегда прямо относящихся к экономическим, но так или иначе с ними связанных. Существенная перестройка всей социально-экономической системы в России, провозглашение свободы предпринимательства, развитие гражданского оборота, приватизация и расширение круга субъектов частной собственности повлекли за собой кардинальное изменение законодательства, в том числе гражданского и гражданско-процессуального. 
В результате появилась необходимость организовать систему оказания квалифицированной юридической помощи в сфере развивающихся стремительными темпами рыночных отношений, создать механизм защиты права собственности, в том числе частной. Неотъемлемой составной частью этого процесса должен стать институт адвокатуры, а следовательно, наука и учебная дисциплина "Адвокатское право", имеющие огромный потенциал в сфере защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц <1>.

ждый новый этап изменения или развития адвокатуры всегда предполагает возвращение исследователей к рассмотрению ее предмета. Это - необходимость, так как реальные новеллы функционирования показывают явную устарелость законодательных предписаний. Развитие адвокатуры влечет за собой качественное преобразование объекта изучения, количественное расширение его связей и правоотношений. Все это важно знать, оценивать и всесторонне исследовать.

Диалектика развития адвокатуры такова, что, с одной стороны, продолжает оставаться определенная стабильность ее сути. Это связано с всеобщим, типичным, исторически сложившимся и устоявшимся на протяжении нескольких столетий. С другой стороны, появляются и научно изучаются новые свойства и качества адвокатуры, ее взаимоотношения с сегодняшними правовыми явлениями. Со временем это приводит к переосмыслению предмета данной науки, углубляет его, преобразовывает и совершенствует.

Очевидно, что теперешний предмет науки об адвокатуре намного сложнее, ярче и богаче того, каким он был представлен в "Положении об адвокатуре" 1980 года.

Двойственный характер предмета адвокатологии - стабильность и новообразования - имеет как теоретическое, так и практическое значение. В частности то, что постоянно и давно сложилось и со временем не меняется в адвокатуре, является предметом скорее учебной дисциплины. Здесь не требуется знания многих тонкостей или новых закономерностей адвокатской жизни. Достаточно знать классическую сущность этого явления, принципы организации и деятельности, правовое положение адвоката и др.

Что же касается появления сегодняшних свойств адвокатуры, ее образований, соотношения между последними, а также поиска разумных путей развития, выявления отжившего и осторожный отказ от него, то это уже удел исследователей. Поэтому названные качества, также входящие в предмет адвокатуры, больше всего интересуют теоретиков, ученых.

Но не нужно думать, что такое разделение предмета на две группы составных имеет абсолютный, обязательный характер. Вовсе нет. Группировка здесь довольно условная: предмет адвокатуры остается, в общем, единым. Это сама адвокатура, законы ее организации и деятельности. Но акценты подхода к изучению предмета - разные. Один направлен на изучение курса студентами, другой, более сложный, находится в сфере теоретических разработок учеными. Идеальным является положение, когда студенты видят и в основных чертах знают все стороны предмета адвокатуры: традиционно-классическую и новоявленную, пока еще изучаемую, но до конца не исследованную.

В принципе предмет науки об адвокатуре составляет то, что она изучает. Как видно из ее названия, адвокатология исследует правовые, государственные и социальные явления, заложенные в адвокатуре, закономерности их возникновения, развития и перспективы.

В предмет данной науки и, соответственно, учебной дисциплины входят объективные социально-правовые закономерности, определяющие особые свойства, признаки, черты адвокатуры, ее за-' дачи и роль по отношению к иным явлениям общественной жизни и отраслям права. Предмет составляют правовые отношения и явления, категории и понятия, которые позволяют уяснить содержание и формы адвокатуры, совершенствовать ее деятельность в обществе и взаимоотношения с правоохранительными органами.

В предмет науки об адвокатуре можно также включить и те ее функции, которые способствуют реформированию основ общественной жизни, преобразованию устаревших общественно-политических процессов в новые, более современные, а также пути выбора для адвокатов сегодняшних ориентиров и ценностей.

Принципы и категории науки об адвокатуре расположены в определенном логическом порядке, скреплены причинно-следственной связью, поэтому и образуют структурно-логическую конструкцию, фундамент научно-теоретических знаний об адвокатуре, который также логически вписывается в предмет этой науки.

К ее предмету относятся не только реальные адвокатско-правовые отношения, процессы, явления и категории, но и представления людей об этом, их социальная оценка ее правовой деятельности. Адвокатологией исследуется та часть общественного сознания, которая связана с защитой и представительством. Работа конкретных адвокатов строится в соответствии с определенными представлениями людей, обусловлена их сознанием, психологией, ситуацией, в которой они оказались.

Теорию адвокатского правоведения интересует правосознание общества в целом, групповое и индивидуальное осознание роли и эффективности адвокатуры. Не может находиться за пределами предмета адвокатологии и изучение принципов отношения руководства, должностных лиц и рядовых работников правоохранительной системы к защите и представительству.

Таким образом, предметом науки об адвокатуре выступает, прежде всего, сама адвокатура как явление социальной жизни, узаконенное государством, которое в связи с этим издает обязательные правовые нормы и предписания. К предмету относится и теоретическое осмысление: а) закономерностей возникновения этого института, его функционирования; б) соотношения с государственной властью в) уяснение содержания и форм работы адвокатов; г) разбирательство юридических отношений и связей адвокатуры с правоохранительными и государственными органами; д) понимание особенностей правовой культуры и правосознания адвокатов, работающих в сегодняшних условиях.

2. Сопоставление  предмета науки об адвокатуре  с предметами иных общественных  и правовых наук позволяет  не только дать содержательную  характеристику данной науки, но  и показать ее динамику.

Изменение и преобразование предмета науки об адвокатуре говорит о непрекращающихся поисках ею новых форм организации и деятельности. В самом предмете есть проблема некоторого противоречия между тем, что давно устоялось в адвокатуре и "работает", и привычным, но отжившим. Проблематика адвокатологии решается новыми направлениями научных исследований.

Практика показывает, что слияние, интеграция, объединение различных наук в адвокатологии означает прогресс этой отрасли знания. Разумное расширение науки об адвокатуре отнюдь не ослабляет ее сути, а наоборот, значительно укрепляет, дополняет и обогащает. Адвокатуру нельзя понять, исходя из анализа самой себя. Только включение в ее предмет данных, лежащих за пределами адвокатологии, находящихся на стыке иных наук, дает объективное понимание сути ее предмета и социального назначения ее деятельности.

Подобный подход к предмету науки об адвокатуре формирует научное мировоззрение и профессионализм ее членов, выделяет эту категорию специалистов из массы юристов других научных профилей.

Традиционно в предмет науки об адвокатуре входят: вопросы общей ее характеристики как учебной дисциплины (предмет и метод, место в системе иных юридических и общественных наук); вопросы происхождения и периодизации развития адвокатологии.

Весьма обширными являются вопросы общей теории адвокатуры. Это: место адвокатского права в системе нормативного регулирования иных государственных и социальных явлений, принципы, источники, формы и социальная ценность данного вида права. Большое значение для понимания предмета адвокатологии имеет знание соотношения собственно адвокатского права и нравственных, этических начал его реализации.

Адвокатуре, как и науке о ней, присущи также и такие категории, как правосознание и правовая культура адвокатов, их профессиональный уровень и деловая специализация. Изучать адвокатологию нельзя без исследования правовых норм, регулирующих организацию и деятельность практической адвокатуры. А наличие этих норм предполагает существование определенных правоотношений, которые также подлежат научному осмыслению.

Теория адвокатского правоведения изучает: понятие системы адвокатуры; ее отношения с органами государственной власти и управления; функции и механизм деятельности.

К самостоятельной группе адвокатско-правовых вопросов относятся проблемы профессионально-корпоративного правопорядка. Необходимо изучать правомерное поведение адвокатов; допускаемые ими правонарушения (понятие, состав, виды); возможную ответственность за это (признаки, виды, последствия); состояние законности в самой адвокатуре и отношение ее членов к такому правопорядку. Особо актуальными в адвокатологии становятся вопросы обеспечения личной, профессиональной и финансовой защищенности адвокатов.

Предмет адвокатского права не меняется из-за того, что оно сосредоточивает свое внимание то на общих, то на специфических закономерностях развития адвокатуры. Происходит это потому,

что общее действует через особенное и единичное. А в последних проявляются как отдельные стороны, черты, элементы общего. Например, конференция (общее) выбирает рабочий орган - совет палаты (особенное), который и определяет работу адвокатов (единичное). Они же выступают как элементы общего.

Более того, теория адвокатского правоведения в процессе исследования сводит общие, особенные и отдельные объективные закономерности к единству. Единство и целостность предмета адвокатского правоведения не мешают дифференциации данной науки, формированию ее отдельных составных частей. На этом основаны "разделение труда" среди ученых-теоретиков и специализация практикующих адвокатов на тех или иных делах.

3. В зависимости  от субъекта его восприятия  адвокатское право может быть  представлено теми или иными  внешними свойствами. Так, самые  общие понятия об этом праве  имеют юристы, не работающие в  правоохранительной системе и  тем более в адвокатуре. Юрисконсульты  фирм, компаний, банков, объединений  и т.п. понимают его обычно как  что-то законодательное, относящееся  к адвокатуре. В общем, это правильно. Но лишь на самом поверхностном  уровне юридического мышления, когда  термин "право" просто соотносится, увязывается с социальным институтом "адвокатура". И этого для  определенной категории юристов  оказывается вполне достаточным  для того, чтобы в случае необходимости  обратиться к законодательству  об адвокатуре и уж потом, в  ходе его изучения, попытаться  найти там ответ на возникший  сейчас вопрос.

Более приближенной к истине является оценка адвокатского права работниками суда, прокуратуры, следствия и дознания. Именно в этих органах чаще всего работают адвокаты, тем или иным образом проявляют себя и даже прямо заявляют о том, что они имеют право на совершение определенных действий. Наблюдая за деятельностью адвокатов, получая от них ходатайства, заявления и соразмеряя ответную реакцию с процессуальными нормами "своего" права, сотрудники правоохранительных органов более тесно, чем другие юристы, соприкасаются с адвокатским правом. Но и их знание последнего происходит через призму конкретных норм "их"

права. Адвокатское право они обычно отождествляют с правами адвоката, изложенными в тех или иных статьях ГПК, УПК и т.п.

Такой "взгляд со стороны" выхватывает из адвокатского права внешние формы его проявления, которые заложены в процессуально-правовых нормах. Он очень удобен в решении конкретных вопросов правоохранительной работы. Но ни в коей мере не выражает глубинную, внутреннюю суть адвокатского права.

Информация о работе Адвокатура как наука и учебная дисциплина