Средства физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:45, контрольная работа

Краткое описание

Целью физического воспитания является "создание" здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.

Оглавление

1. Задачи физического воспитания
2. Средства физического воспитания
3. Методические принципы физического воспитания
4. Методы и приемы обучения ребенка
5. Формы организации двигательной деятельности
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 92.73 Кб (Скачать)

  Использование того или иного способа организации  детей на занятии зависит от задач, поставленных воспитателем, условий, в  которых проводится занятие, и необходимости  рационального их осуществления. Наиболее целесообразно использование разных способов организации, ведущее к  повышению эффективности физкультурных  занятий.

  При проведении физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста необходимо целесообразное чередование нагрузки и отдыха. Отдых  в процессе занятия может быть активным и пассивным. Активный отдых  предполагает переключение с предыдущего  вида деятельности, вызвавшей некоторое  утомление, на другой вид. Пассивный характеризуется относительным покоем, исключающим активную двигательную деятельность.

  Правильное  чередование нагрузки и активного  отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимания и эмоций ребенка, предупреждает  естественно развивающееся утомление. При этом нагрузка, вызывающая известное  напряжение и расходование сил, а  значит, утомление, одновременно является стимулом для активизации восстановительных  процессов организма, повышения  его функциональных возможностей. Исследования показывают: работоспособность при  чередовании нагрузки и отдыха закономерно  изменяется в процессе смены определенных фаз. При достаточной нагрузке работоспособность  постепенно понижается, что сопровождается некоторым утомлением. Смена деятельности, несущая отдых организму, содействует  активизации восстановительных  процессов. Таким образом, органическая связь и взаимопереходы процессов утомления и восстановления определяют закономерную взаимообусловленность нагрузки и отдыха.

  Выше было указано, что вводная часть занятия  способствует постепенной врабатываемости  организма и активизации психических  функций, подготавливающих ребенка  к основной части занятия, в начале которой детям предлагают новый материал, требующий наибольшей сосредоточенности внимания. При обучении новому двигательному действию у ребенка создается его первоначальный образ, двигательное представление. Это связывается с осмыслением задания, наблюдением за последовательностью элементов упражнения, выполняемого воспитателем, восприятием его пояснений или объяснения способа выполнения упражнения без наглядного показа. После этого дети начинают самостоятельно его воспроизводить; проявляют волевое усилие (умственное и физическое), стараясь возможно точнее выполнить упражнение. Все это вызывает достаточное напряжение нервной системы, повышение психических и физиологических функций организма. Поэтому такой процесс не должен быть слишком продолжительным.

  Длительное  возбуждение одних групп клеток или целых участков коры головного  мозга неизбежно вызывает явление  торможения в других. Внешне это  проявляется в рассеянности внимания, понижении интереса и эмоций, некотором  нарушении координации движений, иногда - в возбуждении. Одна из важных функций торможения - защищать клетки коры головного мозга от перевозбуждения. Если раздражение становится слишком  продолжительным или часто повторяется  или если оно оказывается чрезмерно  сильным и угрожает истощением, кора понижает возбудимость и перестает  отвечать на раздражение.

  В связи  с этим становится понятным, какую  роль играет дозировка нагрузки, своевременное  переключение ребенка с одной  деятельности на другую и регулярное чередование работы и отдыха.

  Когда дети освоят новое упражнение, им предлагают знакомые, выполняемые с меньшим  напряжением. Перед их выполнением  дети выслушивают словесную инструкцию воспитателя и затем воспроизводят двигательные действия. Время, затраченное воспитателем на инструктирование, активизирующее мыслительную деятельность детей, дает отдых мышечной деятельности.

  После этого  дети сознательно выполняют и  контролируют детали двигательного  действия, уточняют правильность его  выполнения, закрепляют навык путем  неоднократных повторений. Затем  детям предлагают известные упражнения или один из вариантов, находящийся  в стадии стабилизации. Выполнение этих упражнений помогает ребенку сохранить  осознанность задачи, но не требует  внимания к способу выполнения двигательного  действия благодаря выработанной его  автоматизации. Детям в индивидуальном порядке предлагают вспомнить и  рассказать о способе выполнения упражнения, после чего все воспроизводят  его.

  Чередование указанных (примерных) заданий позволяет  воспитателю предусмотреть удобный (без торопливости) темп всего занятия, смену характера деятельности детей, количество повторений упражнений, обуславливающих  необходимую взаимосвязь психической  и физической функций организма.

  Правильное  чередование деятельности детей  на занятии обеспечивает его общую  плотность. Общая плотность занятия  определяется как отношение времени, использованного педагогически  оправданно, к продолжительности  занятия.                                        

   полезное время

  Общая плотность = ------------------------------------ х 100%.                                   

   продолжительность  занятия

  Педагогически оправданным является восприятие детьми объяснений, указаний, словесных инструкций, наблюдение за демонстрацией воспитателем физических упражнений, осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений самими детьми, выполнение физических упражнений и отдых.

  Для характеристики физкультурного занятия очень важна  моторная плотность, понимаемая как  отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, к  общей продолжительности занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия. Однако требование, предъявляемые к моторной плотности занятия, не исключают  необходимости решения учебно-воспитательных задач. Целесообразное чередование  умственной и физической деятельности детей является показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.       

                                  время, затраченное на движения

  Моторная  плотность = ------------------------------------------- х 100%.                                          

   продолжительность  занятия

  При достаточной  двигательной активности моторная плотность  должна составлять не менее 70-85%.

  На необходимые  вспомогательные действия (раздача  пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов) в процессе занятия отводится минимальное  время. Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает  возможность непроизводительной затраты  времени. Случайные организационные  неполадки (отсутствие необходимых  пособий для выполнения упражнений, недостатки в костюме или обуви  детей, появление посторонних лиц  в зале) считаются педагогически  не оправданной затратой времени.

  Чтобы физкультурные  занятия соответствовали поставленным воспитательно-образовательным и оздоровительным задачам, они, кроме всего прочего, должны быть интересными и вызывать у детей определенный эмоциональный подъем.

  Интерес к  занятиям в любой возрастной группе обеспечивается новизной упражнений и  игр и постепенным усложнением  задач, которые вызывают работу мысли, активизацию действий, положительные  эмоции, желание достичь результата.

  В младших  группах интерес и эмоции являются спутниками самого процесса выполнения действий, когда возникает чувство  радости в результате ощущения мышечных движений и успешного решения  простейших двигательных задач.

  В старших  группах интерес у детей повышается тогда, когда они самостоятельно выполняют упражнения, сознательно  преодолевают трудности. Поэтому для  успешного проведения занятия воспитателю  необходимо хорошо знать особенности  каждого ребенка и на основе этого  умело осуществлять индивидуальное руководство в процессе коллективного  занятия, учитывая возможную дозировку  интенсивности психических и  физических нагрузок и своевременно регулируя их. Например, ослабление интереса и эмоций детей, запаздывающие  реакции, рассеянность внимания, возбуждение - все это в одном случае может  явиться следствием недогрузки, в  другом - перегрузки, утомления. Появление  одышки, легкой испарины, замедленности  движений может проявиться при физической перегрузке. Это свидетельствует  о каких-то недочетах как содержания, так и методики руководства.

  Подобные  явления должны предупреждаться  рядом методических приемов, направленных или на смену деятельности и тем  самым на ослабление замеченных признаков  утомления, на подбор таких заданий, которые уравновешивают психические  и физиологические функции организма  и способствуют сохранению работоспособности; или на использование игровых  и соревновательных методов, повышающих эмоции и целенаправленность действий.

  В соответствии с Программой физкультурные занятия  проводятся три раза в неделю, одно из них - на воздухе. Занятия могут  сопровождаться музыкой; необходимым  условием для этого является тщательный подбор музыкальных произведений и их квалифицированное исполнение.

  Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщательного  подбора физических упражнений, которые  должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в одной группе.

  Каждый возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содержание физических упражнений и методика обучения должны быть разными. Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий психических и физических усилий материал для более старших  детей одинаково нецелесообразны.

  А. Запорожец  предупреждает: "На каждой возрастной ступени возводится очередной этаж общего психофизиологического здания, и наша задача заключается в том, чтобы построить, сформировать его  наилучшим образом, не проявляя неразумной торопливости и не возводя следующий  этаж, не достроив предыдущий".

  Младшие дети будут безуспешно осиливать сложные  для них задания, неправомерно минуя  необходимые промежуточные звенья трудности. В то же время старшие  дети, выполняя физические упражнения ниже своих возможностей, теряют интерес  к материалу, не требующему от них  умственных и физических усилий.

  Программное содержание занятий в разновозрастной  группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы. Трудность планирования занятия  в такой группе заключается в  том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для  каждой подгруппы детей по их возрастной программе, а с другой - найти возможность  объединения всех детей в интересной для них деятельности.

  Рассмотрим  возможности примерного проведения занятий. Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в  физкультурные костюмы, затем одни помогают более младшим детям переодеваться, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимый физкультурный инвентарь. При такой организации маленькие не задерживают ход проведения занятия, а старшие упражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказывают помощь младшим.

  Начинаться  занятие может по-разному: например, первыми входят маленькие и садятся, за ними - старшие, осанка и движения которых служат наглядным образцом для подражания младшим.

  После этого  младшие дети выполняют ряд упражнений по своей программе; при этом в  одном случае старшие могут участвовать  в них, показывая способ выполнения упражнений (например, при построении в круг старшие стоят между  маленькими, которые наблюдают за их действиями); в другом случае можно  распределить маленьких на небольшие  подгруппки и каждую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя. "Посмотрите, - говорит он, - как старшие дети будут хорошо поднимать флажки вверх и спокойно опускать их вниз". И после показа предлагает: "Сделайте теперь и вы так же вместе со старшими".

  Такая организация  имеет большой воспитательный смысл: у старших появляется чувство  ответственности, дружелюбия и удовлетворения, а у маленьких - уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.

  Утренняя  гимнастика

  Значение  утренней гимнастики. Утренняя гимнастика - обязательная часть ежедневного  режима ребенка в семье, яслях, детском  саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную  с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими  жизнерадостность. Теория и методика утренней гимнастики разработаны Н. Метловым, В. Невским и др.

Информация о работе Средства физического воспитания