Средства физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:45, контрольная работа

Краткое описание

Целью физического воспитания является "создание" здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.

Оглавление

1. Задачи физического воспитания
2. Средства физического воспитания
3. Методические принципы физического воспитания
4. Методы и приемы обучения ребенка
5. Формы организации двигательной деятельности
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 92.73 Кб (Скачать)

  Информационно-рецептивный  метод выражается во взаимосвязи, взаимозависимости  совместной деятельности педагога и  ребенка. Он позволяет воспитателю  четко, конкретно, образно донести  знания до ребенка, а ребенку - осознанно  их запомнить и воспринять.

  Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает метод организации воспроизведения  способов деятельности, или репродуктивный метод. Реализуя его, воспитатель продумывает  систему физических упражнений, направленных на воспроизведение известных ребенку  действий, которые сформировались в  результате применения информационно-рецептивного метода. Упражняясь в двигательных действиях, ребенок уточняет и воспроизводит их по образцу; при этом целесообразно варьировать упражнения для повышения интереса к ним.

  Репродуктивный  метод повышает усвоение знаний и  навыков, позволяет использовать их по образцу и варьировать в  разнообразных ситуациях.

  Методы проблемного  обучения рассматриваются как элементы, составные части целостной системы  обучения: если в ней в качестве составной части отсутствует  проблемное обучение, ее нельзя считать  полноценной. Только усвоение ребенком готовых знаний не сможет научить  его мыслить, развить до необходимого уровня способность к творческой деятельности (М. Скаткин).

  В основе проблемного  обучения лежат законы развития человеческого  мышления, опыт познавательной творческой деятельности.

  С. Рубинштейн отмечал, что начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Ребенок начинает мыслить, когда у него появляется потребность что-то понять. Исследования последних лет раскрыли сущность и учебно-воспитательные функции  проблемного обучения. Важнейшая  его особенность состоит в  том, что перед ребенком ставят проблему, которую он должен самостоятельно решить. Осуществляя поиск решения тех  или иных двигательных задач, он сам  добывает знания; знания же, добытые  собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются  в памяти.

  Кроме того, поиск решения проблем развивает  умственные способности, умение мыслить  самостоятельно. Решение посильных  проблем в подвижных играх  и упражнениях рождает у ребенка  веру в свои силы. Он переживает радость  самостоятельных открытий. Внесение проблемных ситуаций в двигательную деятельность детей делает обучение более интересным и увлекательным, создает предпосылки для развития творчества (А. Запорожец, Д. Менджерицкая и др.). В процессе обучения развитию творчества отводится значительное место: глубокое усвоение знаний возможно только при творческой их переработке. Творчество проявляется уже в младшем возрасте: в сюжетных подвижных играх, имитационных упражнениях ребенок, воплощаясь в игровой образ - птички, зайчика, медведя и т.д., проявляет фантазию, воображение. В игровых действиях уточняются его представления; при этом развивается творчески исполнительский характер действия (Э. Степаненкова). На протяжении всего дошкольного детства ребенок приобретает способность осуществлять творческие замыслы, например придумывает комбинации движений, выполнение которых предполагает не только индивидуальные, но и коллективные действия. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже придумывает варианты подвижных игр, учится их организовывать и даже создает свои - новые - игры (Э. Степаненкова). Реализации творческих замыслов способствует метод творческих заданий. Педагог предлагает ребенку придумать упражнения. Он выполняет их один, группой, в колонне, шеренге, с предметами и без них, придумывает игровые сюжеты и в результате приобретает умение реализовать свой замысел.

  В теории физического  воспитания используются специфические  методы: метод строго регламентированного  упражнения, игровой, соревновательный, круговой тренировки.

  Метод строго регламентированного упражнения реализуется  с возможно полной регламентацией, которая состоит:

  -  в точно предписанной программе движений (техника движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);

  -  в точном нормировании нагрузки и ее динамичном изменении по ходу упражнения, а также в нормировании интервалов отдыха и их чередовании с нагрузками;

  -  в создании внешних условий, облегчающих управление действиями ребенка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажеров, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием, и т.д.).

  Метод регламентации  направлен на обеспечение оптимальных  условий для освоения двигательных умений и навыков, развития психофизических  качеств.

  Метод круговой тренировки заключается в том, что  ребенок как бы передвигается  по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие  разносторонне воздействовать на различные  мышцы, органы и системы организма. Цель метода состоит в достижении оздоровительного эффекта от упражнений и в повышении работоспособности  организма. Упражнения выполняются  одно за другим, отдых предусматривается  по окончании всего круга.

  Выделяются  три метода с интервалами в  круговой тренировке (М. Шолих):

  -  воздействие на разные группы мышц или системы жизнедеятельности организма на каждой из "станций" круга;

  -  подбор упражнений в соответствии с целями и задачами физической подготовки;

  -использование  упражнений с различными предметами, в том числе с мячами. Используя  интервальный метод круговой  тренировки, учитывают следующее.

  •Тренировочную  нагрузку на занятии целесообразно  повышать постепенно от 50% до максимально возможной для каждого ребенка. Повышать нагрузку можно за счет увеличения количества упражнений.

  • Оптимальное  количество "станций" от шести до восьми десяти; при этом необходимо постепенно повышать темп выполнения упражнений, с учетом индивидуальных способностей ребенка, до максимального.

  • Перед  переходом на очередную "станцию" необходимо отдыхать примерно 1 минуту (Е. Талага).

  Широко используются в системе физического воспитания и общедидактические методы: наглядные, вербальные (словесные), практические.

  Наглядные методы формируют представления  о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают  сенсорные способности; вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют более глубокому  осмыслению поставленных перед ним  задач, осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, структуры, самостоятельному и творческому  использованию их в различных  ситуациях; практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильности их восприятия, моторных ощущений. Практические методы жестко регламентированы.

  В практике работы с дошкольниками к ним  относят также игровой и соревновательный методы, которые широко применяются в физическом воспитании.

  Игровой метод  дает возможность совершенствовать двигательные навыки, самостоятельные  действия, проявления творчества. Игровые  действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. Наиболее активно этот метод используется в младших группах, но и в работе со старшими дошкольниками применяется  достаточно широко.

  Соревновательный  метод используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача типа "Кто быстрей принесет флажок", "Кто дальше бросит мяч". В старших  группах этот метод позволяет  совершенствовать движения, развивать  творчество (Л. Коровина).

  При обучении движениям все методы взаимосвязаны. Каждый из них включает в себя систему  приемов, которые объединяются для  решения обучающих задач.

  Прием - составная  часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении детей используются разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка.

  Приемы должны соответствовать программному содержанию двигательного материала, возрастным и типологическим особенностям, степени  владения движениями, общему развитию ребенка. Целесообразный подбор приемов  позволяет воздействовать на все  анализаторные системы, активизировать сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий.

  В методике физического воспитания используются общедидактические приемы.

  Приемы наглядного метода разнообразны. Наглядно-зрительные приемы включают правильный, четкий показ  образца движения или отдельных  его элементов; подражание образцам окружающий жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; использование кино- и видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, телепередач и т.д.

  Тактильно-мышечная наглядность основана на непосредственной помощи воспитателя, который путем  прикосновения к ребенку уточняет и направляет положение отдельных  частей его тела. Например, воспитатель  проводит рукой по спине ребенка, чтобы тот перестал сутулиться и  принял физиологичное положение  тела, или помогает ребенку наклониться  пониже, если тот затрудняется сделать  наклон вперед. Использование этого  приема должно быть кратковременным. В  противном случае ребенок привыкает  к помощи взрослого и не стремится  к самостоятельному качественному  выполнению движения.

  Предметная  наглядность включает использование  предметов, пособий для формирования представлений о движении, способствует контролю и коррекции положения  тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки используют ходьбу с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения с палкой и т.д.

  Наглядно-слуховые приемы осуществляют звуковую регуляцию  движений, которые выполняются под  музыку, песни, ритм бубна, барабана, прибаутки, стихотворения. Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный  подъем, стимулирует желание выполнять  движения.

  Приемы вербального (словесного) метода играют важную роль при обучении ребенка движению. Используются приемы краткого одновременного описания и объяснения физических упражнений. Они опираются на двигательный и  жизненный опыт ребенка, его представления. Это пояснения, сопровождающие конкретный показ движения или его отдельных  элементов; указания о выполнении движения; беседа, предваряющая введение новых  физических упражнений и подвижных  игр; уточняющая сюжет подвижной  игры или последовательность двигательных действий и т.п.; вопросы, которые  воспитатель задает ребенку до начала выполнения физических упражнений, чтобы  выяснить, насколько он осознал последовательность выполнения двигательных действий, или  проверить имеющиеся представления  об игровых действиях, образах сюжетной подвижной игры, уточнить игровые  правила.

  В физическом воспитании широко используются команды, распоряжения, сигналы, например "Равняйсь", "Раз, два, три - беги!" и т.д. Они требуют различной интонации, динамики и выразительности.

  В физическом воспитании дошкольников используются считалки. С раннего детства и  до вступления в юность с их помощью  выбирают водящих в играх. Считалка не знает сословных барьеров и  границ. Она способствует выработке  таких необходимых человеку качеств, как честность, благородство, чувство  товарищества (этический фактор). И, наконец, само произведение в хорошем  исполнении, в атмосфере романтической  увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое  в песне, танце, в работе (эстетический фактор). Следовательно, считалка выполняет  познавательную, эстетическую и этическую  функции, а вместе с играми, прелюдией  к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей (М. Мельников). Музыкальность, ритмичность, художественность считалок вызывают у  детей эмоциональный отклик. Они  легко запоминаются и используются в самостоятельных играх.

  К словесным  приемам относится образный сюжетный рассказ. Он чаще всего используется для объяснения сюжетных подвижных  игр. Сюжет рассказа, его содержание должны быть понятны детям, поэтому  этот прием требует планирования и продумывания педагогом предшествующей работы. Это поможет сформировать у ребенка представление об обыгрываемом сюжете. Педагог проводит наблюдения в природе, живом уголке за поведением птиц, животных; читает художественную литературу, показывает диафильмы, видеофильмы, кинофильмы так у ребенка формируются представления, необходимые для успешного проведения игры. Сюжетный рассказ занимает те же отведенные методикой на объяснение 1,5-2 минуты, а иногда даже меньше. Воспитательный же эффект высок; у ребенка разминаются воссоздающее воображение, фантазия. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, воспитанию выразительности движений (Э. Степаненкова, Т. Шубина и др.). Приведем пример игры "Воробушки и автомобиль".

  Дети садятся  на стулья, и воспитатель начинает рассказывать: "Жили-были маленькие  серенькие воробушки. В ясный  солнечный день они летали по саду и искали насекомых или зернышки. Подлетали к лужице, пили водичку  и снова улетали. Вдруг появился большой красный автомобиль и  загудел: "Би-би-би". Воробушки испугались и улетели в свои гнездышки. Давайте поиграем в такую игру. Вы будите маленькими воробушками, стулья -вашими гнездышками, а я автомобилем. Воробушки, вылетайте! Как только автомобиль загудит: "Би-би-би", все воробушки должны лететь в гнездышки".

  Такой образный сюжетный рассказ занимает меньше минуты. Воспитатель играет вместе с детьми, исполняя роль и воробушка, и автомобиля. Малыши не замечают такого перевоплощения. Они с удовольствием входят в  образ, иногда дополняют его отдельными действиями: клюют зернышки, приговаривая: "Клю-клю", пьют водичку, попискивая: "Пи-пи".

Информация о работе Средства физического воспитания