Средства физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:45, контрольная работа

Краткое описание

Целью физического воспитания является "создание" здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.

Оглавление

1. Задачи физического воспитания
2. Средства физического воспитания
3. Методические принципы физического воспитания
4. Методы и приемы обучения ребенка
5. Формы организации двигательной деятельности
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 92.73 Кб (Скачать)

  Выразительность движения - выражение психического состояния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла мимикой, экспрессией и  т.д.

  Воспитание  выразительности движений имеет  огромное значение, поскольку обеспечивает умение управлять психическими процессами; устанавливать связь между внутренними  переживаниями и внешними проявлениями; развивает психику, психофизические  качества, отделы коры головного мозга; гармонизирует личность и т.д.

  Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные упражнения и  сюжетные подвижные игры.

  В практике физического воспитания качественные характеристики оцениваются по внешним  проявлениям без применения специальной  аппаратуры.

  3. Принципы физического воспитания

  Принципы  физического воспитания, в соответствии с которыми складываются его закономерности, правила и требования, предъявляемые  к воспитателю, определяют деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию  у него жизненно важных сил, гармоничному развитию. Физическое воспитание строится на основе как общепедагогических дидактических принципов, так и специальных, которые отражают специфические закономерности физического воспитания.

  Перечислим  основные из этих принципов:

  -  всестороннее и гармоничное развитие личности;

  -  связь физической культуры с жизнью;

  -  оздоровительная направленность физического воспитания;

  -  непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;

  -  постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

  -  цикличное построение занятий;

  -  возрастная адекватность направлений физического воспитания.

  Общепедагогические  принципы

  Принцип осознанности направлен на воспитание у ребенка  осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм. Он был разработан П.Ф. Лесгафтом, который  противопоставлял осознанность механическому  заучиванию движений. Осознание техники  движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения, собственного тела способствует формированию у ребенка  телесной рефлексии.

  Осознавая оздоровительное воздействие физических упражнений на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать двигательные задачи. Он осваивает  пространственную терминологию, осознанно  выбирает рациональный способ двигательного  действия, придумывает комбинации движений, их варианты, организует знакомые игры и придумывает свои.

  Принцип активности предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

  Принцип систематичности  и последовательности обязателен для  всех форм физического воспитания: формирования двигательных навыков, закаливания, режима. Систематичность проявляется  во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих упражнений позволяет перейти к  освоению нового движения и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность физического  воспитания на протяжении всего дошкольного  возраста обеспечивают реализацию принципа систематичности. Во всех возрастных группах  должна соблюдаться четкая последовательность структуры физкультурных занятий  с обязательным чередованием нагрузок и отдыха, а также последовательность, преемственность, взаимосвязь в  содержании самих занятий.

  Ежедневные, систематически проводимые формы организации  двигательной деятельности в сочетании  с закаливающими мероприятиями  приучают ребенка соблюдать оздоровительно-воспитательный режим, тогда как прекращение  систематических занятий снижает  функциональные возможности его  организма и уровень физической подготовленности.

  Усвоение  движений, формирование двигательных навыков невозможно без их повторения. Принцип повторения двигательных навыков  является одним из важнейших. Только в результате многократных повторений образуются двигательные навыки, вырабатываются динамические стереотипы.

  Система повторения физических упражнений строится на усвоении нового и повторении - в разнообразных  вариантах - разученных движений. Характер вариативности упражнений может  проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных  формах физкультурных занятий.

  Включение вариантных изменений в стереотипы выполнения движений предполагает соблюдение принципа постепенности. И.П. Павлов писал, что в педагогике постепенность  и тренировка являются основным физиологическим  правилом.

  Стратегия и тактика систематического и  последовательного обучения предполагают соблюдение принципа преемственности  от одной ступени обучения к другой.

  Принцип наглядности, соблюдение которого необходимо для  связи чувствительного восприятия с мышлением, способствует направленному  воздействию на функции сенсорных  систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность.

  Непосредственная  наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного  действия. Опосредованная наглядность  представлена демонстрацией пособий, кино- и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обеспечивающих более яркое  и точное представление о выполняемом  действии.

  Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивает интерес к  физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает  двигательные способности.

  При разучивании  новых движений принцип наглядности  реализуется путем безукоризненного, красивого, четкого показа, т.е. непосредственной зрительной наглядности. Это обеспечивает точное восприятие движения, формирует  правильное представление о нем.

  Принцип доступности  и индивидуализации имеет свои особенности  в оздоровительной направленности физического воспитания. Физические упражнения воздействуют на жизненно важные функции организма, оказывают  оздоровительное воздействие на его органы и системы, поэтому  завышение нагрузок отрицательно влияет на состояние здоровья ребенка. Соблюдение принципа доступности в физическом воспитании требует от педагога умения определять меру доступного, которая  зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей, возникающих при выполнении определенного  упражнения. Соблюдение принципа доступности  предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, ребенок  успешно справляется с программным  материалом.

  Педагог подбирает  упражнения, которые, соответствуя функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не наносят ущерба его здоровью. В процессе физического  воспитания границы доступного для  ребенка материала расширяются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым.

  По мере развития физических и духовных сил  ребенка изменяются педагогические и программные требования, предъявляемые  к нему, стимулируется его дальнейшее развитие. Важную роль в этом играет подбор посильных для ребенка  нагрузок, которые постепенно усложняются  в различных формах двигательной деятельности, а также в распределении  программного материала на занятиях. Использование подготовительных и  подводящих упражнений также способствует преодолению трудностей при усвоении двигательных навыков.

  Поскольку двигательные умения и навыки базируются на уже приобретенных умениях, важным условием принципа доступности является преемственность физических упражнений, т.е. такое распределение материала, которое основано на связи каждого  последующего занятия с предыдущими.

  Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей  обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог  всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его  развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования  двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и корректирует его всестороннее развитие.

  Принципы, отражающие закономерности физического воспитания

  Принцип непрерывности - один из важнейших принципов, обеспечивающих последовательность занятий и преемственность  между ними, частоту и суммарную  протяженность их во времени. Данный принцип позволяет развивать  морфофункциональные свойства организма, которые совершенствуются, подчиняясь "законам упражнения". Он тесно  связан с принципом системного чередования  нагрузок и отдыха. Сочетание высокой  активности и отдыха в разных формах двигательной деятельности ребенка  повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений  содержания и формы функциональных нагрузок -от занятия к занятию, от этапа к этапу.

  Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на основе принципа постепенного наращивания  развивающе-тренирующих воздействий, который выражает поступательный характер системы физических упражнений, гарантирует их развивающий эффект и обуславливает усиление и обновление воздействий упражнений в процессе физического воспитания. Реализация потенциальных двигательных возможностей организма, прогрессивное изменение психофизических качеств происходят волнообразно, что и обеспечивает развивающе-тренирующее воздействие физических упражнений на ребенка.

  Упорядочению  процесса физического воспитания способствует принцип цикличности, который заключается  в повторяющейся последовательности занятий, позволяющей повысить тренированность, улучшить физическую подготовленность ребенка.

  Двигательные  умения и навыки ребенка, его двигательные способности, функциональные возможности  организма развиваются на основе принципа возрастной адекватности процесса физического воспитания, т.е. учета  возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

  Важнейшее значение в системе физического  воспитания имеет принцип всестороннего  и гармоничного развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, которое осуществляется в единстве и направлено на всестороннее: физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое - развитие личности ребенка.

  Принцип оздоровительной  направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка. Физические упражнения в сочетании с определенными  процедурами повышают функциональные возможности организма, способствуют значительному улучшению оздоровительной  деятельности мозга, функций желудочно-кишечного  тракта, эндокринной системы и  т.д. Оздоровительная направленность физических упражнений и всех форм двигательной деятельности ребенка  непременно должна осуществляться под  строгим врачебным контролем.

  В дошкольных учреждениях используются разнообразные  способы обучения:

  -  фронтальный - направлен на одновременное осознанное выполнение двигательных действий всеми участвующими в этом процессе детьми;

  -  групповой - дает небольшой группе детей возможность самостоятельно упражняться в знакомых движениях, а воспитателю позволяет подбирать разные задания для небольших групп детей;

  -  индивидуальный - позволяет каждому ребенку самостоятельно и успешно выполнять данное ему задание.

  Использование различных способов обучения обеспечивает принцип оптимального сочетания  фронтальных, групповых и индивидуальных способов обучения, что способствует эффективному решению воспитательно-образовательных и оздоровительных задач в работе с детьми.

  Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они реализуют оздоровительную  направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют  любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.

  4. Методы  и приемы обучения ребенка

  Метод система приемов, направленных на оптимизацию процесса обучения. Выбор метода зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, а также возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

  Активизация психических и физических сил  ребенка и отдых после нагрузок ускоряют восстановительные процессы, повышают работоспособность. В физическом воспитании широко используется переключение ребенка с одного вида деятельности на другой, с физической нагрузки на умственную, в связи с чем педагог тщательно следит за расходованием его физических и психических сил.

  Усвоению  ребенком двигательного опыта и  его развитию способствуют такие  методы обучения, как информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения, а также методы развития творчества и др.

Информация о работе Средства физического воспитания