Средства физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:45, контрольная работа

Краткое описание

Целью физического воспитания является "создание" здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.

Оглавление

1. Задачи физического воспитания
2. Средства физического воспитания
3. Методические принципы физического воспитания
4. Методы и приемы обучения ребенка
5. Формы организации двигательной деятельности
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 92.73 Кб (Скачать)

  Педагог следит за образным выполнением действий, напоминает, что надо использовать всю площадку, летать красиво, имитировать  движения эмоционально и выразительно, действовать по сигналу. Проводя  игру, необходимо постоянно напоминать ребенку об игровом образе. Значительно  оживляют игру атрибуты: головные уборы  с изображением птичек, руль автомобиля и т.д.

  Сюжеты в  зависимости от возраста ребенка  усложняются. Так, в средней группе интересно проходит игра "Козлята  и волк". Приведем пример образного  сюжетного рассказа педагогом при  объяснении данной игры.

  "Жила-была  мама-коза с крутыми рогами, ласковыми  и добрыми глазами, гладкой  серой шерсткой. У козы были  маленькие козлята. Мама любила  своих козлят, играла с ними. Козлята  весело бегали, прыгали по двору.  Когда мама уходила пощипать  травку, она наказывала детям  сидеть в домике и никому  дверь не открывать, особенно  злому волку. "Когда я вернусь,  то постучу в дверь и спою  песенку: "Козлятушки, ребятушки, отворите-ка, отоприте-ка, ваша мама пришла, молочка принесла". Огромный серый волк очень хотел поймать маленьких козлят. Он подслушал песенку мамы-козы и решил обмануть козлят. Только мама-коза за порог, а серый волк тут как тут. Стучит в дверь и приговаривает грубым голосом: "Козлятушки, ребятушки, отворите-ка, отоприте-ка, ваша мама пришла, молочка принесла". Спел он песенку и ждет. А козлята услышали грубый голос и догадались, что это волк. "Слышим, слышим, - закричали они, - не мамин голосок, уходи, злой волк, не откроем тебе дверь". Так и ушел волк обратно в лес. А тут и мама пришла и запела ласковым, нежным голоском: "Козлятушки, ребятушки, отворите-ка, отоприте-ка, ваша мама пришла, молочка принесла". Открыли козлятки дверь маме. Рассказали, что приходил серый волк, но они его в дом не пустили. Мама похвалила послушных детей, потом напоила их молочком. И стали они на дворе бегать, прыгать и играть".

  Педагог берет  на себя роль мамы-козы, выбирает из числа  детей волка, остальные изображают козлят. Взрослый напоминает детям, что "открывать дверь маме" можно  только после того, как прозвучат  последние слова песенки. Сюжетные рассказы используются во всех возрастных группах. Нередко педагогу бывает сложно придумать объяснение игры. Для облегчения задачи можно использовать стихи. Например:

  Вышла курочка-хохлатка,

  С нею желтые цыплятки.

  Квохчет курочка: "Ко-ко,

  Не ходите далеко".

  "Цыплятки" гуляют по лужайке, собирают "зернышки, пьют водичку из лужицы". Приближаясь  к "кошке", курочка говорит:

  На скамейке, у дорожки,

  Улеглась  и дремлет кошка.

  "Цыплятки" подходят к "кошке" близко, "курочка" говорит:

  Кошка глазки открывает...

  Мяучит: "Мяу-мяу!" 

  И цыпляток догоняет.

  Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о  готовности детей 4, 5 и особенно 6 лет  к осознанию задач разнообразной  доступной им двигательной деятельности. Это позволяет широко использовать словесные приемы при обучении. Слово  повышает не только скорость овладения  движением, но и его качество.

  Важную роль в формировании двигательных навыков  играет активизация идеомоторных представлений  посредством словесной инструкции. Идеомоторный акт - переход представления  о движении мышц в реальное выполнение этого движения. Возникающие представления  о движении вызывают нервные импульсы, обеспечивающие осознанность движения. А.И. Пуни, раскрывая роль представлений  в формировании двигательных навыков, подчеркивает их тренирующее воздействие. Основу идеомоторных представлений  составляет известное положение  И.П. Павлова: "Раз вы думаете об определенном движении (т.е. имеете кинестезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите".

  Результативность  формирования двигательных навыков  у ребенка во многом зависит от степени осознанности им содержания и структуры упражнения, последовательности его выполнения.

  Воспитатель в процессе формирования двигательных навыков использует разнообразные  приемы активизации идеомоторных представлений. Так, после стабилизации навыка ребенку  предлагают вспомнить и рассказать о последовательности выполнения упражнения. Для облегчения выполнения задания  ему предлагают план-схему: "Вспомни  и расскажи, как выполняется упражнение хлопок о колено. Какое исходное положение ног, рук? С чего начинается и как заканчивается упражнение?". Ребенок говорит: "Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки внизу. Поднимаю руки вверх, опускаю на поднятое правое колено, потом поднимаю руки вверх  и опускаю вниз". Иногда он пытается сопровождать объяснение упражнения его  выполнением. Слова и одновременное  движение являются выражением зрительно-двигательного  представления и облегчают ответную реакцию на задание. Перед выполнением  движения педагог может предложить ребенку напомнить, как это сделать  про себя, а затем выполнить  его.

  Частое обращение  к вербальным приемам позволяет  педагогу использовать их не только при  выполнении знакомых упражнений, но и  при объяснении новых комбинаций движений. Так ребенок учится свободно ориентироваться в словесных  заданиях и придумывать новые  комбинации из знакомых ему двигательных элементов.

  Приемы, относящиеся  к практическому методу, направлены на формирование практических двигательных навыков, самостоятельное использование  их в игровой и жизненной ситуации, а также на обогащение ребенка  знаниями, позволяющими осознанно применять  усвоенные навыки.

  Направляя практическую деятельность ребенка, педагог  одновременно решает образовательные  задачи, развивает его умственно, активизирует творчество: он предлагает придумать варианты физических упражнений и подвижных игр, свои собственные  движения, которые можно выполнять  одному или с группой детей, с  предметами и без них; свои игры, а также имитационные движения.

  Дети выполняют  эти задания с удовольствием. Они совершенствуют и осознанно используют собственный двигательный опыт, закрепляют знания о технике движений, пространственном положении частей тела, совершенствуют телесные представления; прислушиваются к ним, понимают и корректируют выполняемые движения, усваивают знания о воздействии физических упражнений на организм, повышают свое кинестетическое образование, учатся ориентироваться в пространстве и целенаправленно выполнять двигательные действия, приобретают организаторские навыки.

  Все методы и приемы обучения играют важную роль в формировании двигательных навыков  и используются в комплексе.

  5. Формы организации двигательной деятельности

  Физкультурные занятия

  Физкультурные занятия основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребенка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических качеств и эмоционально положительного отношения к физкультуре и спорту, а также всестороннему развитию личности.

  Оздоровительные задачи решаются на занятиях путем  разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению  всех функциональных процессов в  организме, улучшению его жизнедеятельности  в оптимальных гигиенических  и закаливающих условиях.

  Воспитательно-образовательные задачи решаются путем формирования в процессе занятий морально-волевых черт личности ребенка, сообщения элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, воспитания правильных двигательных навыков и физических качеств.

  Занятия способствуют воспитанию жизнерадостных, дисциплинированных детей, хорошо ориентирующихся в  окружающих условиях, умеющих действовать  целенаправленно, быстро, уверенно и  в соответствии с поставленной задачей, а также проявлять нравственные качества и творчество.

  Физкультурные занятия проводятся осенью, зимой  и весной как в помещении, так  и на воздухе. В летнее время (за исключением  дождливых дней) все занятия организуются на воздухе, на физкультурной площадке. Занятия в помещении и на воздухе  взаимосвязаны: они позволяют комплексно решать все оздоровительные и  воспитательно-образовательные задачи. Условия проведения занятий определяют их специфику.

  Занятия, проводимые в помещении, требуют обязательного  соблюдения оздоровительно-гигиенических  условий (открытые окна или фрамуги, облегченные костюмы и обувь), что обеспечивает правильность, красоту  и точность движений, воспитывает  общую культуру движений. Занятия  могут проходить с различными предметами и в сопровождении  музыки.

  Занятия на воздухе оказывают максимально  оздоровительный эффект, так как  позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают  физическую нагрузку, предоставляют  широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет. Однако теплый костюм и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений.

  Содержание  занятий составляют физические упражнения, обозначенные в Программе для  каждой возрастной группы. При проведении различных по содержанию занятий  необходимо решать указанные задачи, соблюдать четкую последовательность реализации Программы, а также учитывать  возрастные и индивидуальные особенности  детей.

  Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми физических упражнений, определяемом поставленными задачами и особенностями работоспособности  нервной системы и всего организма  ребенка на каждом отдельном этапе  возрастного развития. Контроль за динамикой организма ребенка и его психики на занятии одна из основных обязанностей воспитателя: от этого зависит эффективность процесса обучения и воспитания.

  Изучение  показателей частоты сердечных  сокращений (ЧСС) в процессе двигательной деятельности показало ее постепенное  возрастание в начале занятия, последующее  нарастание с достижением наиболее высокого уровня в основной части  и постепенное снижение к окончанию  занятия. Это определяется, с одной  стороны, деятельностью системы  кровообращения и работоспособностью организма; с другой особенностями протекания психических процессов внимания, сосредоточенности, скорости реакций и в связи с этим наибольшей точности движений.

  Изменения, происходящие в организме и психике  в течение занятия, осуществляются под контролем центральной нервной  системы. При этом усиливается ее собственная работоспособность, что  выражается в повышении возбудимости нервных центров и подвижности  нервных процессов. В ходе занятия  при все большей врабатываемости всего организма улучшается согласованность деятельности всех органов и систем, появляется возможность найти правильный ритм работы, а значит, повысить эмоциональное состояние. Отмечается наиболее высокий уровень работоспособности, который колеблется в связи с изменением характера деятельности (выполнение движений, наблюдение образца движений воспитателя, осмысление его указаний и т.п.).

  Физкультурные занятия состоят из трех взаимосвязанных  частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Для каждой части  занятия одинаково важное значение имеют все задачи образовательные, воспитательные и оздоровительные.

  Задачи и  содержание вводно-подготовительной части  физкультурного занятия. Ее особенности  определяются поставленными задачами и содержанием основной части  занятия. Поэтому в одном случае она может быть только вводной, а  в другом - вводно-подготовительной. Задачи этой части заключаются в  формировании у детей интереса и  в создании эмоциональной настроенности  на занятие, в проверке степени готовности, в том числе внимания, уточнении  некоторых двигательных навыков  и постепенной подготовке организма  ребенка к более интенсивной  работе в основной части занятия. С этой целью детям предлагаются знакомые упражнения или их варианты, содействующие формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, ориентировке в пространстве и в коллективе. Они не требуют много времени  на выполнение. К таким упражнениям  относятся строевые - различные построения и перестроения; ходьба и бег с различными заданиями (повороты с указанием направления, смена ведущих и др.), легкий бег врассыпную и последующее построение в большой и маленький круги, колонны и т.п.; ходьба различных видов, в том числе в целях профилактики плоскостопия на пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, лесенке и др., подвижные игры на внимание типа "Наоборот", "Летает не летает".

Информация о работе Средства физического воспитания