Средства физического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:45, контрольная работа

Краткое описание

Целью физического воспитания является "создание" здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.

Оглавление

1. Задачи физического воспитания
2. Средства физического воспитания
3. Методические принципы физического воспитания
4. Методы и приемы обучения ребенка
5. Формы организации двигательной деятельности
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

физ-ра.docx

— 92.73 Кб (Скачать)

  Заканчивается вводная часть построением в  три-четыре колонны, круг, врассыпную и  т.п., что служит переходом к обучению детей общеразвивающим упражнениям  в начале основной части занятия. Продолжительность этой части в младшей группе от 2 до 4 минут, в средней от 3 до 5 минут, в старших группах от 4 до 6 минут.

  Если первая часть занятия планируется как  вводно-подготовительная, тогда вначале  даются указанные выше упражнения, а потом общеразвивающие, которые  строятся только на повторении и вариациях  уже знакомых упражнений. Их задача подготовка организма ребенка к более высокой физической нагрузке в основной части занятия, в которой планируются упражнения в основных движениях со сложной координацией или спортивные упражнения интенсивного характера с достаточно высокой физической нагрузкой. В этом случае основная часть занятия начинается с обучения детей основным движениям.

  Продолжительность вводно-подготовительной части в младших группах от 3 до 4 минут, в средней от 4 до б минут, в старших от 5 до 10 минут.

  Задачи и  содержание основной части занятия. В этой части занятия в одном случае намечаются задачи по обучению детей сначала общеразвивающим упражнениям, а затем основным движениям и воспитанию психофизических качеств; в другом случае - упражнениям в основных движениях, которые предусматривают ознакомление с новым двигательным материалом, повторение уже известного с использованием различных вариантов, совершенствование двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления. После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение.

  Учитывая, что  оптимальная психическая работоспособность  у детей непродолжительна, решение  более трудных задач (например, ознакомление с новым материалом или выполнение упражнений с более сложной координацией) намечают на начало основной части. Общеразвивающие  упражнения выполняются с мелкими  предметами: флажками, палками, обручами, лентами, шнуром. Подбор их обуславливается  целью постепенного вовлечения крупных  мышечных групп в интенсивную  работу, влияющую на повышение функционального  состояния всего организма.

  Первыми даются упражнения для развития и укрепления мышц рук и плечевого пояса  в целях формирования правильной осанки и упорядочения дыхания (например, разведение рук в стороны и  сведение их перед грудью и др.). Вторыми упражнения для туловища, укрепления мышц спины и развития гибкости позвоночника (прямые и боковые наклоны с последующим выпрямлением, наклоны и повороты вправо и влево - вращение туловища). Третьими - упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног, включая стопу (приседание, поднимание ноги, согнутой в колене, и др.). При выполнении этих упражнений и их повторении предусматривается постепенное подведение организма ребенка к большей нагрузке.

  После этого  переходят к обучению основным движениям, из которых одно может быть для  детей новым, а другие находиться на этапах совершенствования.

  В подготовительной к школе группе, по данным Ю. Рауцкиса, на одном физкультурном занятии целесообразно планировать от двух до четырех упражнений в основных движениях. Одно из них является ведущим, требующим особого внимания воспитателя; остальные подбираются из числа уже известных детям в целях повторения и совершенствования (например, прыжки в сочетании с метанием и ползанием или метание в сочетании с ходьбой и бегом и т.п.); при этом учитывается степень интенсивности движений. Наиболее эффективно сочетание упражнений высокой степени интенсивности с упражнениями низкой или средней степени интенсивности. Таким образом достигается разнообразие деятельности детей и варьирование степени напряжения, что обеспечивает необходимый уровень работоспособности ребенка.

  Выполнение  основных движений, требующих участия  всей мышечной системы, в значительной степени повышает функциональное состояние  организма и подводит его к  наиболее высокому подъему в подвижной  игре, для которой характерны быстрые, целеустремленные движения.

  Продолжительность основной части занятия с обучением  общеразвивающим упражнениям в  младших группах - от 15 до 18 минут, в  средней - от 20 до 22 минут, в старших - от 25 до 28 минут. Без обучения общеразвивающим упражнениям ее длительность в младшей группе - 8-12 минут, в средней - 12-15 минут, в старших - 15-20 минут.

  Задачи и  содержание заключительной части занятия. Следующая за игрой заключительная часть включает ходьбу в интенсивном  темпе с постепенным замедлением, способствующую снижению общей возбужденности и приведению пульса в норму. В  процессе ходьбы дети могут сделать  несколько дыхательных упражнений. В некоторых случаях ходьба может  быть заменена малоподвижной игрой  с участием всех детей (например, "Найди  и промолчи", "Принеси, что тебе понравится" или игра хороводного  типа). По окончании ходьбы или заменяющей ее игры подводится краткий итог занятия, и дети переходят к другой деятельности. Длительность заключительной части  занятия в младших группах - от 2 до 3 минут, в средней и старших - от 3 до 4 минут.

  Продолжительность всего занятия в младших группах - 15-20 минут, в средней - 20-25 минут, в старших - 30-35 минут.

  Как уже  было сказано, в процессе физкультурного занятия одновременно с развитием  двигательных навыков у детей  формируются психофизические качества: быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила. Физкультурные занятия планируются  в соответствии с характером намечаемой учебной работы: на одних основное внимание сосредотачивают на обучении детей новому физическому упражнению в сочетании с уже усвоенными; на других периодически проверяют степень  овладения детьми двигательным материалом, качество его выполнения и количественные результаты за определенный период обучения; на третьих в целях совершенствования  повторяются известные детям  упражнения с использованием вариантов  и т.д.

  Физкультурные занятия могут проводиться в  игровой форме, представляющей целостную  сюжетную ситуацию, знакомую детям (например, "Прогулка", "Путешествие", "Следопыты", "Спортсмены" и т.д.). Последовательность двигательных действий в этих играх должна соответствовать структуре физкультурного занятия, учитывать возможности детей данной возрастной группы, на основании чего и определяется степень физической нагрузки. Такие занятия требуют творческой разработки и эмоционально-образной методики руководства.

  Исследования  показали необходимость проведения регулярных физкультурных занятий  на воздухе в течение круглого года (Л. Карманова, В.Фролов, Г. Юрко). Они содействуют функциональному совершенствованию организма ребенка, его закаливанию, повышению сопротивляемости простудным заболеваниям.

  Занятия на воздухе также состоят из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Особенностью занятий, по данным В. Фролова и Г. Юрко, является многократное использование бега в различных темпах - быстрого, средней скорости, медленного. Изменение темпа бега влияет на повышение функциональных возможностей организма и общей выносливости.

  Вводно-подготовительная часть содержит ходьбу с дыхательными упражнениями, бег в медленном  темпе (широким шагом с высоким  подниманием колен, приставным шагом  и т.п.) - это помогает улучшить технику  движения, укрепить мышцы ног, скорректировать  осанку. После ходьбы дети строятся в колонны, круг и др., что является целесообразным для дальнейших упражнений.

  В основной части выполняются общеразвивающие  упражнения, дающие хорошую нагрузку на мышцы рук, туловища и ног. После  этого проводится пробежка со средней  скоростью, заканчивающаяся ходьбой  и перестроением детей для  выполнения основных движений. Вначале  даются более сложные или новые, а затем, после пробежки со средней  скоростью, знакомые (повторно), заканчивающиеся  пробежкой в медленном темпе. В заключение основной части проводится подвижная игра с соревнованием, игра-эстафета или спортивная игра, обеспечивающая высокую двигательную активность детей.

  В заключительной части дается бег в медленном  темпе с переходом на ходьбу с  выполнением дыхательных упражнений.

  Таким образом обеспечивается и освоение программного материала, и достаточно высокая физическая нагрузка. Большую роль при этом играют положительные эмоции детей, побуждающие их к лучшему выполнению упражнений и снижающие утомление.

  Подбор физических упражнений для занятий определяется планом работы, составленным на основе Программы. Исходя из перспективного и календарного планов, учитывающих возраст детей, состояние здоровья каждого ребенка, общий уровень развития, приобретенные двигательные навыки, индивидуально-типологические особенности детей, время года, условия проведения занятий, а также предыдущую деятельность детей, намечаются задачи и отбираются конкретные физические упражнения.

  Разработку  плана очередного занятия предваряет тщательный анализ предшествующего. В процессе анализа выясняется степень осуществления задач, поставленных на предыдущем занятии, результаты, выражающиеся в реакции детей и фиксируемые в конце занятия (степень усвоения всеми и каждым нового программного материала; прогресс в овладении знакомыми движениями или, наоборот, какие-либо затруднения, требующие дополнительных упражнений, облегченных вариантов, более детального разучивания, изменения форм организации детей, индивидуальных занятий и т.п.).

  Тесная связь  предыдущих и последующих занятий, их единая целенаправленность обеспечивают стройную систему, определяющую последовательность выполнения постепенно усложняющихся  задач, прохождение Программы и  тем самым успешные результаты обучения детей каждой возрастной группы. На основе анализа предыдущего занятия прежде всего определяются задачи основной части: обучение детей новым упражнениям или повторение и совершенствование уже знакомых (указываются конкретные физические упражнения). После этого уточняются упражнения для вводной и заключительной частей занятий.

  Воспитатель использует различные способы организации  детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.

  При фронтальном  способе детям предлагают одинаковые для всех упражнения, которые выполняются  одновременно. Применение фронтального способа целесообразно в любой  части занятия, особенно при обучении детей новым упражнениям или  совершенствовании уже известных. Этот способ эффективен для формирования у детей согласованности действий, объединения их в решении общих  для всех задач, непосредственного  контакта воспитателя со всеми детьми, а также повышения моторной плотности  занятия.

  В процессе разучивания и уточнения деталей  упражнения дети могут быть распределены на небольшие группы, действующие  поочередно. Воспитатель получает возможность  проследить выполнение упражнения одной  или двумя группами: при этом остальные  дети наблюдают за действиями своих  товарищей и слушают пояснения, замечания воспитателя.

  Кроме того, используется поточный способ выполнения упражнений, когда все дети делают одно и то же упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно - поточно. Для  обеспечения как можно большего числа повторений могут быть организованы два и даже три потока. Полезным является поточное выполнение каждым ребенком различных упражнений по кругу, станционно (например, пролезть в обруч, пройти, выпрямившись, по скамейке, подпрыгнуть и позвонить в колокольчик, разбежаться и прыгнуть с разбега в длину).

  Применение  поточного способа выполнения физических упражнений целесообразно с детьми старшей и подготовительной к  школе групп. Следует отметить особую значимость этого способа при совершенствовании упражнений и меньшую - при их начальном разучивании. Непрерывность поточного движения иногда не позволяет воспитателю исправлять неточности двигательного действия - он следит за каждым ребенком и может дать лишь краткую оценку выполнения упражнений или сделать замечание. Вместе с тем применение поточного способа при совершенствовании двигательных навыков способствует совершенствованию психофизических качеств детей: быстроты, ловкости, силы, выносливости и ориентировки в пространстве.

  В старшей  и подготовительной к школе группах используется групповой способ. Он применяется в тех случаях, когда на занятии сочетается процесс обучения детей воспитателем и самостоятельное совершенствование ранее приобретенных двигательных навыков. При этом одна группа детей обучается какому-либо двигательному действию под руководством воспитателя; другая в это время самостоятельно упражняется в другом виде движения. Можно организовать две или даже три группы детей, выполняющих знакомые им разные упражнения (игра в мяч, лазанье, упражнения в равновесии и др.), а также творческие задания.

  Обучая одну группу детей, воспитатель держит в  поле внимания всех занимающихся, но предлагает им самим следить за правильностью  своих движений, за порядком, поведением. При такой организации у детей  появляется ответственность, сдержанность, формируется умение самостоятельно выполнять задания, не нарушая общего для всех делового настроения, сознательно  совершенствовать свои навыки, а также  создается возможность в течение  занятия сохранять двигательную активность всей группы и высокую  моторную плотность.

  В процессе занятий может быть использован  и индивидуальный способ, когда каждый ребенок самостоятельно выполняет  полученное задание под контролем  воспитателя. В целях уточнения  деталей общего для всех упражнения оно может выполняться и индивидуально (по вызову воспитателя). Такой способ требует от взрослого особого  внимания, адекватной организации детей, вовлечения всех в активное наблюдение и анализ правильности выполнения задания, готовности каждого ребенка по вызову воспитателя воспроизвести упражнения.

Информация о работе Средства физического воспитания