Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 20:45, контрольная работа
Целью физического воспитания является "создание" здорового, жизнерадостного жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.
1. Задачи физического воспитания
2. Средства физического воспитания
3. Методические принципы физического воспитания
4. Методы и приемы обучения ребенка
5. Формы организации двигательной деятельности
Список использованной литературы
Заканчивается
вводная часть построением в
три-четыре колонны, круг, врассыпную и
т.п., что служит переходом к обучению
детей общеразвивающим
Если первая часть занятия планируется как вводно-подготовительная, тогда вначале даются указанные выше упражнения, а потом общеразвивающие, которые строятся только на повторении и вариациях уже знакомых упражнений. Их задача - подготовка организма ребенка к более высокой физической нагрузке в основной части занятия, в которой планируются упражнения в основных движениях со сложной координацией или спортивные упражнения интенсивного характера с достаточно высокой физической нагрузкой. В этом случае основная часть занятия начинается с обучения детей основным движениям.
Продолжительность вводно-подготовительной части в младших группах - от 3 до 4 минут, в средней - от 4 до б минут, в старших - от 5 до 10 минут.
Задачи и содержание основной части занятия. В этой части занятия в одном случае намечаются задачи по обучению детей сначала общеразвивающим упражнениям, а затем основным движениям и воспитанию психофизических качеств; в другом случае - упражнениям в основных движениях, которые предусматривают ознакомление с новым двигательным материалом, повторение уже известного с использованием различных вариантов, совершенствование двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления. После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение.
Учитывая, что
оптимальная психическая
Первыми даются упражнения для развития и укрепления мышц рук и плечевого пояса в целях формирования правильной осанки и упорядочения дыхания (например, разведение рук в стороны и сведение их перед грудью и др.). Вторыми - упражнения для туловища, укрепления мышц спины и развития гибкости позвоночника (прямые и боковые наклоны с последующим выпрямлением, наклоны и повороты вправо и влево - вращение туловища). Третьими - упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног, включая стопу (приседание, поднимание ноги, согнутой в колене, и др.). При выполнении этих упражнений и их повторении предусматривается постепенное подведение организма ребенка к большей нагрузке.
После этого переходят к обучению основным движениям, из которых одно может быть для детей новым, а другие - находиться на этапах совершенствования.
В подготовительной к школе группе, по данным Ю. Рауцкиса, на одном физкультурном занятии целесообразно планировать от двух до четырех упражнений в основных движениях. Одно из них является ведущим, требующим особого внимания воспитателя; остальные подбираются из числа уже известных детям в целях повторения и совершенствования (например, прыжки в сочетании с метанием и ползанием или метание в сочетании с ходьбой и бегом и т.п.); при этом учитывается степень интенсивности движений. Наиболее эффективно сочетание упражнений высокой степени интенсивности с упражнениями низкой или средней степени интенсивности. Таким образом достигается разнообразие деятельности детей и варьирование степени напряжения, что обеспечивает необходимый уровень работоспособности ребенка.
Выполнение основных движений, требующих участия всей мышечной системы, в значительной степени повышает функциональное состояние организма и подводит его к наиболее высокому подъему в подвижной игре, для которой характерны быстрые, целеустремленные движения.
Продолжительность основной части занятия с обучением общеразвивающим упражнениям в младших группах - от 15 до 18 минут, в средней - от 20 до 22 минут, в старших - от 25 до 28 минут. Без обучения общеразвивающим упражнениям ее длительность в младшей группе - 8-12 минут, в средней - 12-15 минут, в старших - 15-20 минут.
Задачи и
содержание заключительной части занятия.
Следующая за игрой заключительная
часть включает ходьбу в интенсивном
темпе с постепенным
Продолжительность
всего занятия в младших
Как уже
было сказано, в процессе физкультурного
занятия одновременно с развитием
двигательных навыков у детей
формируются психофизические
Физкультурные занятия могут проводиться в игровой форме, представляющей целостную сюжетную ситуацию, знакомую детям (например, "Прогулка", "Путешествие", "Следопыты", "Спортсмены" и т.д.). Последовательность двигательных действий в этих играх должна соответствовать структуре физкультурного занятия, учитывать возможности детей данной возрастной группы, на основании чего и определяется степень физической нагрузки. Такие занятия требуют творческой разработки и эмоционально-образной методики руководства.
Исследования показали необходимость проведения регулярных физкультурных занятий на воздухе в течение круглого года (Л. Карманова, В.Фролов, Г. Юрко). Они содействуют функциональному совершенствованию организма ребенка, его закаливанию, повышению сопротивляемости простудным заболеваниям.
Занятия на воздухе также состоят из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Особенностью занятий, по данным В. Фролова и Г. Юрко, является многократное использование бега в различных темпах - быстрого, средней скорости, медленного. Изменение темпа бега влияет на повышение функциональных возможностей организма и общей выносливости.
Вводно-подготовительная часть содержит ходьбу с дыхательными упражнениями, бег в медленном темпе (широким шагом с высоким подниманием колен, приставным шагом и т.п.) - это помогает улучшить технику движения, укрепить мышцы ног, скорректировать осанку. После ходьбы дети строятся в колонны, круг и др., что является целесообразным для дальнейших упражнений.
В основной
части выполняются
В заключительной
части дается бег в медленном
темпе с переходом на ходьбу с
выполнением дыхательных
Таким образом обеспечивается и освоение программного материала, и достаточно высокая физическая нагрузка. Большую роль при этом играют положительные эмоции детей, побуждающие их к лучшему выполнению упражнений и снижающие утомление.
Подбор физических упражнений для занятий определяется планом работы, составленным на основе Программы. Исходя из перспективного и календарного планов, учитывающих возраст детей, состояние здоровья каждого ребенка, общий уровень развития, приобретенные двигательные навыки, индивидуально-типологические особенности детей, время года, условия проведения занятий, а также предыдущую деятельность детей, намечаются задачи и отбираются конкретные физические упражнения.
Разработку плана очередного занятия предваряет тщательный анализ предшествующего. В процессе анализа выясняется степень осуществления задач, поставленных на предыдущем занятии, результаты, выражающиеся в реакции детей и фиксируемые в конце занятия (степень усвоения всеми и каждым нового программного материала; прогресс в овладении знакомыми движениями или, наоборот, какие-либо затруднения, требующие дополнительных упражнений, облегченных вариантов, более детального разучивания, изменения форм организации детей, индивидуальных занятий и т.п.).
Тесная связь предыдущих и последующих занятий, их единая целенаправленность обеспечивают стройную систему, определяющую последовательность выполнения постепенно усложняющихся задач, прохождение Программы и тем самым успешные результаты обучения детей каждой возрастной группы. На основе анализа предыдущего занятия прежде всего определяются задачи основной части: обучение детей новым упражнениям или повторение и совершенствование уже знакомых (указываются конкретные физические упражнения). После этого уточняются упражнения для вводной и заключительной частей занятий.
Воспитатель использует различные способы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.
При фронтальном
способе детям предлагают одинаковые
для всех упражнения, которые выполняются
одновременно. Применение фронтального
способа целесообразно в любой
части занятия, особенно при обучении
детей новым упражнениям или
совершенствовании уже
В процессе
разучивания и уточнения
Кроме того, используется поточный способ выполнения упражнений, когда все дети делают одно и то же упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно - поточно. Для обеспечения как можно большего числа повторений могут быть организованы два и даже три потока. Полезным является поточное выполнение каждым ребенком различных упражнений по кругу, станционно (например, пролезть в обруч, пройти, выпрямившись, по скамейке, подпрыгнуть и позвонить в колокольчик, разбежаться и прыгнуть с разбега в длину).
Применение поточного способа выполнения физических упражнений целесообразно с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Следует отметить особую значимость этого способа при совершенствовании упражнений и меньшую - при их начальном разучивании. Непрерывность поточного движения иногда не позволяет воспитателю исправлять неточности двигательного действия - он следит за каждым ребенком и может дать лишь краткую оценку выполнения упражнений или сделать замечание. Вместе с тем применение поточного способа при совершенствовании двигательных навыков способствует совершенствованию психофизических качеств детей: быстроты, ловкости, силы, выносливости и ориентировки в пространстве.
В старшей и подготовительной к школе группах используется групповой способ. Он применяется в тех случаях, когда на занятии сочетается процесс обучения детей воспитателем и самостоятельное совершенствование ранее приобретенных двигательных навыков. При этом одна группа детей обучается какому-либо двигательному действию под руководством воспитателя; другая в это время самостоятельно упражняется в другом виде движения. Можно организовать две или даже три группы детей, выполняющих знакомые им разные упражнения (игра в мяч, лазанье, упражнения в равновесии и др.), а также творческие задания.
Обучая одну
группу детей, воспитатель держит в
поле внимания всех занимающихся, но предлагает
им самим следить за правильностью
своих движений, за порядком, поведением.
При такой организации у детей
появляется ответственность, сдержанность,
формируется умение самостоятельно
выполнять задания, не нарушая общего
для всех делового настроения, сознательно
совершенствовать свои навыки, а также
создается возможность в
В процессе
занятий может быть использован
и индивидуальный способ, когда каждый
ребенок самостоятельно выполняет
полученное задание под контролем
воспитателя. В целях уточнения
деталей общего для всех упражнения
оно может выполняться и