Способы организации деятельности учащихся на уроке физической культуры и здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить способы организации деятельности учащихся на уроке физической культуры и здоровья
Задачами курсовой работы являются:
1. рассмотреть общую характеристику способов организации деятельности на уроке;
2. проанализировать особенности применения способов организации в частях урока;
3. изучить особенности применения способов организации при работе с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста;
4. рассмотреть особенности применения способов организации на уроках легкой атлетики, спортивных игр, гимнастики, плавания, лыжной подготовки, аэробики и атлетической гимнастики.

Файлы: 1 файл

sposoby_organizatsii_deyatelnosti_uchaschikhsya_na_ur%20%281%29.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

В процессе обучения приемам игры важно не только овладение рациональными движениями с биомеханической точки зрения, но и умение применять их в игре. Поэтому обучение техническому приему и индивидуальным тактическим действиям должно идти параллельно. Вначале технику изучают раздельно по приемам. В дальнейшем изолированные приемы объединяют в игровые действия, в которые могут входить два и более разных приемов.

Приемы техники нападения изучают раньше, нежели приемы защиты. Они предваряют собой овладение соответствующими защитными действиями: лишь только после того, как изучены соответствующие приемы нападения, можно изучать контрприемы -приемы защиты, направленные на противодействие соответствующему приему нападения.

В процессе формирования двигательного навыка выделяются самостоятельные стадии, которым соответствует тот или иной этап обучения. Принято выделять три стадии:

1) формирование начального умения, когда баскетболист овладевает основами движения, иначе говоря - его структурой;

  1. уточнение системы движений;
  2. совершенствование навыка[7, с. 19].

Особенно важна на каждой стадии последовательность постановки педагогических задач. Необходимо, чтобы занимающиеся прежде всего:

  • освоили исходное положение, из которого выполняются движения;
  • знали, какие части тела принимают участие в этих движениях и каковы их направления, амплитуда, согласованность во времени и в пространстве;
  • выполняли движение по оптимальным амплитудам в удобном темпе;
  • сохраняли точную структуру движения и освоили его детали;
  • приступили к совершенствованию движения.

При изучении сочетаний приемов основное внимание уделяют связкам, если приемы сочетаются по принципу цепочки, когда один прием следует за другим. В связке изучают переход от одного приема к другому, где видоизменяются конечные движения предыдущего приема и начальные следующего.

При овладении двигательными действиями, в которых приемы сочетаются не последовательно, а одновременно, когда один становится как бы фоном другого (например, передача во время бега), изучают согласованность разученных ранее по фазам движений. Часто для этой цели используют подводящие упражнения.

При освоении тактики игры ставят цели:

  • научить целесообразному использованию изученных приемов и взаимодействию с другими игроками в зависимости от обстановки;
  • научить умению создавать наиболее выгодные ситуации для другого игрока, позволяющие ему действовать более эффективно.

Изучая любой прием техники или тактическое взаимодействие, необходимо последовательно переходить от одних педагогических задач к другим, основываясь на физиологической природе формирования двигательных навыков.

При проведении уроков по баскетболу должны сохраняться черты, присущие игровому методу: сюжетная организация действий, повышенная заинтересованность, основанная на коллективной деятельности, создание условий для самостоятельных решений и проявления инициативы. Необходимо, чтобы состязательные начала присутствовали не только во время проведения учебных игр, но и в отдельных упражнениях (кто точнее выполнит прием, кто дольше жонглирует мячом и др.).

Обучение приемам игры и тактическим действиям - процесс трудоемкий и длительный. Техника игры имеет большое разнообразие способов выполнения приемов, и на их усвоение хотя бы до уровня умений требуется несколько лет.

В процессе обучения приемам игры важна не только постановка рациональных движений с биомеханической точки зрения, но и применение этих движений в игре. Поэтому обучение техническому приему и индивидуальным тактическим действиям должно идти параллельно.

Кроме того, обучение игре осуществляется в тесной взаимосвязи с воспитанием физических качеств. Обучение движениям и воспитание физических качеств имеют общие истоки, так как лежащие в их основе закономерности формирования двигательных навыков и развития двигательных способностей едины. Физические способности ускоряют процесс освоения двигательных навыков. Выполняя приемы техники, проявляют физические качества, ускоряют их развитие. Однако для обучения движениям, как правило, облегчают условия, а для воспитания физических качеств необходимо постоянное увеличение нагрузок.

При изучении каждого приема важно рассматривать его по фазам. Причем главное внимание необходимо концентрировать сначала на основной фазе движения, а уже потом на деталях и разнообразии подготовительной. При изучении любого приема должна соблюдаться логическая последовательность формирования технико-тактического действия:

1)    ознакомление с приемом;

2)   изучение приема в упрощенных условиях;

3) совершенствование приема  в усложненной, приближенной к условиям игры обстановке;

4)    применение приема в игре.

При ознакомлении необходимо дать сведения об изучаемом приеме или действии с помощью наглядных методов и создать общее зрительное и двигательное представление о них. При повторных показах, Дополненных демонстрацией наглядных пособий (кинограмм, фотографий, схем, кинокольцовок и др.), акцентируется внимание на наиболее важных деталях. Показ сопровождается рассказом о месте и значении приема или действия в игре, о наиболее рациональном их применении в определенных игровых ситуациях. Для получения элементарного двигательного представления дается пробная попытка[6, с. 29].

Разучивание в упрощенных условиях предполагает отсутствие Помех для освоения структуры движения. Успех в данном случае вомногом зависит от правильного подбора подготовительных и особенно подводящих упражнений. Для прочувствования элементов движения применяются различные приемы принудительного ограничения движений и фиксации положений.

При первоначальном разучивании пользуются двумя методами: целостного и расчлененно-конструктивного упражнения. Целостный метод разучивания создает более полное представление и прочную логическую основу для формирования навыка. Методом расчлененно-конструктивного упражнения (расчлененный метод) пользуются для изучения сложных по структуре приемов и действий. После разучивания отдельных компонентов движения или взаимодействия основной задачей становится усвоение необходимого ритма при объединении частей в целое двигательное действие.

Для упрощения или усложнения условий выполнения при разучивании приемов игры изменяют исходное положение, расстояние, направление, быстроту движения, вводят помехи. При разучивании тактики изменяют количество партнеров, цель и способы ее достижения, расстановку гандболистов, вводят противоборства.

Главное на занятиях гандболом - это игра. Если все приемы техники доводить до совершенства в каждой стадии изучения вне игры, то на это уйдет много времени. Поэтому гандболисты применяют приемы в игре, когда те еще мало усвоены, и затем снова продолжают совершенствовать их в упрощенных и усложненных условиях. Последовательность изучения приемов должна быть такой, чтобы постепенное введение их в игру усложняло бы единоборство. Причем при изучении приема нападения рационально приступать и к изучению приема защиты. Изучаются приемы игры параллельно, но не более двух-трех в занятии

При проведении уроков по гандболу должны сохраняться черты, присущие игровому методу: сюжетная организация действий, повышенная заинтересованность, основанная на коллективной деятельности, создание условий для самостоятельных решений и проявления инициативы. Необходимо, чтобы состязательные начала присутствовали не только во время проведения учебных игр, но и в отдельных упражнениях (кто точнее выполнит прием, кто дольше жонглирует мячом и др.).

Школьники, занимающиеся в секции футбола, делятся на 4 возрастные группы: подготовительная (1-4 классы), младшая(5-7 классы), средняя (8-9 классы) и старшая (10-11 классы).

Число занимающихся в каждой возрастной группе -15 человек. Продолжительность занятий в группах 2 раза в неделю по 90-120 мин. Каждая возрастная группа имеет определенные задачи.

 Подготовительная группа —  укрепление здоровья и закаливание  организма; привитие интереса к  занятиям футболом; всесторонняя  физическая подготовка с преимущественным  развитием быстроты, ловкости и  координации движений;  обучение основам техники владения мячом и тактики игры; освоение процесса игры в соответствии с правилами мини-футбола; изучение элементарных теоретических сведений о гигиене, технике, тактике и правилах игры в футбол[4, с. 56].

Младшая группа — укрепление здоровья и закаливание; совершенствование всесторонней физической подготовленности с преимущественным развитием быстроты и ловкости; овладение основными техническими приемами игры, основами командной тактики игры.

Средняя группа — укрепление здоровья, дальнейшее совершенствование всесторонней физической подготовленности с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, ловкости и общей выносливости; изучение и совершенствование техники и тактики игры, определение игрового места в составе команды, приобретение опыта участия в соревнованиях, развитие волевых качеств учащихся; формирование элементарных навыков судейства.

Старшая группа — укрепление здоровья, дальнейшее совершенствование всесторонней физической подготовленности, подготовка; дальнейшее совершенствование техники и тактики игры; усвоение основных положений методики спортивной тренировки футболистов; формирование судейских и инструкторских навыков.

 Изучение теоретического  материала  осуществляется в форме   15—20-минутных  бесед.  При  проведении  бесед рекомендуется использовать наглядные пособия, учебные фильмы.

 Обучение техническим приемам  рекомендуется начинать с выполнения  их в наиболее простых условиях: удар по неподвижному мячу, ведение  на малой скорости и т. д. Обучение ударам и остановкам мяча рекомендуется проводить одновременно. При обучении школьников технике владения мячом очень важно стремиться создать у них правильное зрительное представление о конкретном приеме.

 Затем следует перейти к обучению сочетаниям технических приемов, которые наиболее часто встречаются в игре: остановка мяча — ведение — передача; остановка мяча с уходом в сторону— финт—ведение —передача и т. д. Наряду с этим усложняются и задачи, стоящие перед учащимися. Так, остановку мяча следует выполнять уже в движении — вперед, назад или в

 сторону, передачу мяча —  низом или верхом, сильно или  слабо и пр. Основное внимание  при этом обращается на овладение, правильной двигательной структурой  изучаемых приемов, а также на умение согласовывать свои действия с движением мяча.

 Обучение тактике игры следует  начинать со зрительной ориентировки. Надо научить учащихся постоянно  наблюдать за расположением партнеров  и соперников, оценивать обстановку  и принимать решение до получения мяча или в момент его приема с тем, чтобы после овладения мячом начать действовать без задержки, в соответствии с принятым решением.

 Обучение индивидуальным и  групповым тактическим действиям  проводится в группах по 2—3 человека  при двустороннем взаимодействии защиты и нападения, когда одни выполняют атакующие действия (с мячом и без мяча), а другие — защитные действия. Обучение индивидуальным действиям также включает в себя упражнения в выборе позиции для получения мяча, «держании» соперника, своевременной передаче мяча, перехвате передачи, применении ведения, финтов и ударов по воротам.

 

Задачи лыжной подготовки в  школе  являются следующие:

  1. Овладеть техникой передвижения на лыжах – ходы, спуски, торможения, повороты.

2. Овладеть военно – прикладными упражнениями (преодоление препятствий, метание, стрельба).

3.Развить интерес к занятиям  на лыжах (игры на лыжах).

  1. Оздоравливать учащихся.
  2. Развивать выносливость[4, с. 18].

Занятия лыжной подготовкой осуществляются в основном на пришкольной территории, но иногда выходим за ее пределы.

 Структура урока лыжной подготовки включает в себя вводно – подготовительную, основную, заключительную части.

 Вводно – подготовительная часть

Общая задача: организация группы для предстоящих занятий и подготовка занимающихся к последующей более интенсивной нагрузке.

Частные задачи: организовать группу для занятий; сообщить содержание предстоящего урока; направить внимание обучаемых на предстоящие занятия; вовлечь организм в работу(подготовить сердечно – сосудистую систему, дыхательный и нервно – мышечный аппараты к последующей повышенной нагрузке); повысить эмоциональное состояние занимающихся.

Основная часть

Общая задача: изучение техники владения способами передвижения на лыжах и совершенствование в ней; работа над развитием выносливости, быстроты, воспитанием волевых качеств; повышение работоспособности.

Частные задачи: овладение общими основами лыжной техники; изучение способов передвижения на лыжах; изучение специально – прикладных упражнений; совершенствование способов передвижений на лыжах; овладение умением использовать приемы лыжной техники в прикладных целях и в усложненных условиях; повышение работоспособности организма – развитие выносливости, силы, быстроты, ловкости; воспитание волевых качеств(смелости, настойчивости, воли к победе и т.д.); работа над тактикой движения на лыжах.

Заключительная часть

Общая задача: завершение тренировочной работы занимающихся.

Информация о работе Способы организации деятельности учащихся на уроке физической культуры и здоровья