Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 12:12, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить способы организации деятельности учащихся на уроке физической культуры и здоровья
Задачами курсовой работы являются:
1. рассмотреть общую характеристику способов организации деятельности на уроке;
2. проанализировать особенности применения способов организации в частях урока;
3. изучить особенности применения способов организации при работе с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста;
4. рассмотреть особенности применения способов организации на уроках легкой атлетики, спортивных игр, гимнастики, плавания, лыжной подготовки, аэробики и атлетической гимнастики.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования
«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
Факультет физической культуры
Кафедра теории и методики физической культуры
Способы организации деятельности учащихся на уроке физической культуры и здоровья
Исполнитель:
студент ФК-34 Лапин Н.В.
Научный руководитель:
преподаватель кафедры ТМФК
Гомель 2013
Р Е Ф Е Р А Т
Курсовая работа 44 страницы, 22 источников.
Ключевые слова: способы организации, деятельность, урок, физическая культуры, методика обучения.
Объект исследования: деятельность учащихся на уроке
Предмет исследования: способы организации деятельности учащихся на уроке
Методы исследования:
- теоретического анализа и
- анализ методической литературы
Цель курсовой работы: изучить способы организации деятельности учащихся на уроке физической культуры и здоровья
Задачами курсовой работы являются:
Выводы: Каждый урок физической культуры и здоровья состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, которая соответствует заключительной части урока.
Практическая значимость нашего исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в разработке социальных программ, а также в учебном процессе, в профессиональной подготовке специалистов.
ВВЕДЕНИЕ
Урок физической культуры является основной формой физического воспитания, на котором решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, а так же задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современных условиях.
Уроки физической культуры и здоровья (учебная работа), внеклассная, массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в младших классах тесно взаимосвязаны и представляют собой единый воспитательно-образовательный педагогический комплекс, который подчинен общей цели физического воспитания учащихся - формированию физической культуры личности.
Учебно-двигательная деятельность является основным видом деятельности школьников на уроках физической культуры и здоровья и имеет актуальную значимость в процессе физического воспитания. Учебная и двигательная деятельность учащихся на уроке физической культуры и здоровья неразрывно связаны друг с другом. Учебная деятельность школьников связана с изучением физических упражнений, а в процессе выполнения физических упражнений учащиеся выполняют двигательную деятельности.
Цель курсовой работы: изучить способы организации деятельности учащихся на уроке физической культуры и здоровья.
В соответствии с целью курсовой работы в ней решаются следующие задачи:
Объект исследования- деятельность учащихся на уроке.
Предмет исследования- способы организации деятельности учащихся на уроке.
Практическая значимость: материал данной курсовой работы может быть полезен как теоретический источник, раскрывающий содержательные и практические характеристики способов организации деятельности учащихся на уроке, как исходных научно-практических положений методики физического воспитания.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Физическое воспитание учащихся в школе осуществляется в форме: обязательной учебной дисциплины «Физическая культура»; в режиме учебного дня; в процессе внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Урок физической культуры и здоровья является основной формой физического воспитания, на котором решаются образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи, а так же задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в современных условиях.
Уроки физической культуры и здоровья, внеклассная, массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в младших классах тесно взаимосвязаны и представляют собой единый воспитательно-образовательный педагогический комплекс, который подчинен общей цели физического воспитания учащихся - формированию физической культуры личности.
Физическую культуру личности характеризуют:
В результате осуществления этой деятельности необходимо добиться самостоятельной двигательной активности в режиме учебного дня и свободного времени, что должно обеспечить биологическую потребность учащегося в движениях[4, с. 18].
В типовой программе изложено содержание учебных занятий и мероприятий в режиме учебного дня.
Содержание учебных занятий для основной и подготовительных медицинских групп изложено в разделе «Уроки физической культуры и здоровья».
Оно включает в себя базовый и вариативный компоненты.
К базовому компоненту относится учебный материал, используемый для формирования знаний и представлений; двигательных умений и навыков; развития физических качеств.
Школа, независимо от ее типа и формы собственности должна обеспечить условия для освоения базового компонента всеми учащимися с учетом состояния их здоровья и других индивидуальных особенностей (недостаточное физическое развитие, избыточная масса тела, недостаточная физическая подготовленность).
В соответствии с Законом РБ «О физической культуре и спорте» занятия по физической культуре и здоровья проводятся не менее 2-х раз в неделю по 1 часу. Замена уроков физической культуры другими видами учебной или неучебной деятельности является нарушением Закона.
Урок физической культуры и здоровья - основная форма систематического обучения учащихся физическим упражнениям. Специальной задачей урока физической культуры и здоровья является обучение детей всех возрастных групп правильным двигательным навыкам и развитие физических качеств.
Значение урока физической культуры и здоровья заключается в систематическом осуществлении взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, укрепление здоровья занимающегося, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие его личности[1, с. 56].
Содержание урока физической культуры и здоровья составляют физические упражнения, обусловленные программой для каждой возрастной группы, выражающиеся в двигательной деятельности учащихся.
Существующая в настоящее время трехчастная структура предусматривает реализацию на уроках физической культуры физиологических, психических и педагогических закономерностей.
Это включение (постепенное) учащихся в основную деятельность; поддержание работоспособности на определенном уровне, снижение нагрузки, выравнивание функционального состояния и психологическая настройка на отдых или другой вид урока.
Следовательно, работоспособность распределяется на уроке неравномерно и представляет 4 уровня: предстартовое состояние, врабатываемость, устойчивое состояние, снижение работоспособности.
В соответствии с этим, уроки физической культуры и здоровья состоят из трех взаимосвязанных частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Для каждой части урока одинаково важное значение имеют все задачи - образовательные, воспитательные и оздоровительные. Выполнение указанных задач обеспечивает всестороннее воздействие на детей.
Типовая структура урока:
Вводно-подготовительная часть (5-10мин)
Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока, подготовить к предстоящей физической нагрузке в основной части урока.
Содержание: строевые упражнения (построения, перестроения), ходьба и ее разновидности, бег и его разновидности, общеразвивающие и подготовительные упражнения, игры с элементами строя.
Основная часть (25-30 мин).
Задачи: изучение нового материала, повторение и совершенствование ранее изученного (теоретические сведения и двигательные умения и навыки), развитие физических качеств.
Содержание: ОРУ с предметами и без предметов, основные двигательные (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание), акробатические упражнения, упражнения на осанку, высокоинтенсивные игры.
Заключительная часть (5-10 минут)
Задачи: постепенный переход из состояния повышенной активности в состояние, близкое к исходному; подготовка школьников к последующим урокам; подведение итогов урока, задать задание на дом, организованный переход к новым действиям.
Содержание: построение, интенсивная ходьба с постепенным замедлением, спокойные игры, дыхательные упражнения, слово учителя об итогах и домашнем задании.
Деление урока на части относительно. Каждый урок - это единое целое, элементы которого находятся в тесной взаимосвязи.
В практике физического воспитания различают несколько типов уроков:
Вводный урок: проводят в начале учебного года или четверти (при необходимости). На этом уроке учитель знакомит школьников с задачами предстоящих занятий, рассказывает об основном содержании учебного материала в соответствии с программой, объясняет правила поведения в спортзале, требования к ученикам, их спортивной одежде и др.
Урок изучения нового материала: основное внимание уделяется еще незнакомым упражнениям. Двигательная активность на таком уроке не очень высокая.
Урок закрепления и совершенствования пройденного материала: основное внимание уделяется многократному повторению изученных движений в различных меняющихся условиях. Двигательная активность очень высокая.
Смешанный урок (комплексный): совмещается изучение нового материала с закреплением и совершенствованием пройденного. Наиболее характерен для физического воспитания младших школьников.
Контрольный урок: посвящается оценке успеваемости школьников по физической культуре. Как правило проводят в конце четверти или после прохождения разделов программы (лыжи, плавание, легкая атлетика и т.п.).
В зависимости от использования средств физического воспитания уроки классифицируются по видам. Так выделяют уроки легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки и т.д.
При проведении уроков используют следующие методы организации:
Фронтальный метод применяется на каждом занятии, когда одно и то же упражнение выполняется всеми учениками одновременно при проведении ходьбы, бега, ОРУ. Учитель может давать указания и оценку только в общей форме, всем занимающимся[20, с. 18].
Поточный способ - все выполняют упражнения "потоком", когда один занимающийся еще не закончил выполнение задания, а другой уже приступает к нему. Это могут быть упражнения с продвижением вперед (например, упражнения в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке).