Способы организации деятельности учащихся на уроке физической культуры и здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 12:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучить способы организации деятельности учащихся на уроке физической культуры и здоровья
Задачами курсовой работы являются:
1. рассмотреть общую характеристику способов организации деятельности на уроке;
2. проанализировать особенности применения способов организации в частях урока;
3. изучить особенности применения способов организации при работе с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста;
4. рассмотреть особенности применения способов организации на уроках легкой атлетики, спортивных игр, гимнастики, плавания, лыжной подготовки, аэробики и атлетической гимнастики.

Файлы: 1 файл

sposoby_organizatsii_deyatelnosti_uchaschikhsya_na_ur%20%281%29.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

Школьники, занимающиеся в секции футбола, делятся на 4 возрастные группы: подготовительная (1-4 классы), младшая(5-7 классы), средняя (8-9 классы) и старшая (10-11 классы).

Число занимающихся в каждой возрастной группе -15 человек. Продолжительность занятий в группах 2 раза в неделю по 90-120 мин. Каждая возрастная группа имеет определенные задачи.

 Подготовительная группа —  укрепление здоровья и закаливание  организма; привитие интереса к  занятиям футболом; всесторонняя  физическая подготовка с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;  обучение основам техники владения мячом и тактики игры; освоение процесса игры в соответствии с правилами мини-футбола; изучение элементарных теоретических сведений о гигиене, технике, тактике и правилах игры в футбол[4, с. 56].

Младшая группа — укрепление здоровья и закаливание; совершенствование всесторонней физической подготовленности с преимущественным развитием быстроты и ловкости; овладение основными техническими приемами игры, основами командной тактики игры.

Средняя группа — укрепление здоровья, дальнейшее совершенствование всесторонней физической подготовленности с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, ловкости и общей выносливости; изучение и совершенствование техники и тактики игры, определение игрового места в составе команды, приобретение опыта участия в соревнованиях, развитие волевых качеств учащихся; формирование элементарных навыков судейства.

Старшая группа — укрепление здоровья, дальнейшее совершенствование всесторонней физической подготовленности, подготовка; дальнейшее совершенствование техники и тактики игры; усвоение основных положений методики спортивной тренировки футболистов; формирование судейских и инструкторских навыков.

 Изучение теоретического  материала осуществляется в форме   15—20-минутных  бесед.  При  проведении  бесед рекомендуется использовать наглядные пособия, учебные фильмы.

 Обучение техническим приемам  рекомендуется начинать с выполнения  их в наиболее простых условиях: удар по неподвижному мячу, ведение на малой скорости и т. д. Обучение ударам и остановкам мяча рекомендуется проводить одновременно. При обучении школьников технике владения мячом очень важно стремиться создать у них правильное зрительное представление о конкретном приеме.

 Затем следует перейти к  обучению сочетаниям технических  приемов, которые наиболее часто  встречаются в игре: остановка  мяча — ведение — передача; остановка мяча с уходом в  сторону— финт—ведение —передача  и т. д. Наряду с этим усложняются  и задачи, стоящие перед учащимися. Так, остановку мяча следует выполнять уже в движении — вперед, назад или в

 сторону, передачу мяча —  низом или верхом, сильно или  слабо и пр. Основное внимание  при этом обращается на овладение, правильной двигательной структурой  изучаемых приемов, а также на умение согласовывать свои действия с движением мяча.

 Обучение тактике игры следует  начинать со зрительной ориентировки. Надо научить учащихся постоянно  наблюдать за расположением партнеров  и соперников, оценивать обстановку  и принимать решение до получения мяча или в момент его приема с тем, чтобы после овладения мячом начать действовать без задержки, в соответствии с принятым решением.

 Обучение индивидуальным и  групповым тактическим действиям  проводится в группах по 2—3 человека при двустороннем взаимодействии защиты и нападения, когда одни выполняют атакующие действия (с мячом и без мяча), а другие — защитные действия. Обучение индивидуальным действиям также включает в себя упражнения в выборе позиции для получения мяча, «держании» соперника, своевременной передаче мяча, перехвате передачи, применении ведения, финтов и ударов по воротам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ОСОБЕННОСТИ  ПРИМЕНЕНИЯ  СПОСОБОВ ОРГАНИЗАЦИИ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ, СПОРТИВНЫХ ИГР, ГИМНАСТИКИ, ПЛАВАНИЯ, ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ, АЭРОБИКИ И АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

 

Большое значение для усвоения учебного материала имеет методика организации занимающихся на уроке легкой атлетики. При ознакомлении с новыми материалами, разучивании относительно простых упражнений, не требующих страховки и помощи, и также при совершенствовании хорошо освоенных движений применяются фронтальный способ организации и одновременное выполнение всеми учащимися физических упражнений. Его достоинство — максимальный охват учеников двигательной деятельностью и, следовательно, большая моторная плотность урока.

Достаточно эффективным является и поточный способ выполнения физических упражнений на уроках физической культуры, когда учащиеся, двигаясь один за другим, выполняют одно или несколько упражнений (прыжки в длину, в высоту), одинаковых для всего класса (или группы). Этот способ применим лишь в тех случаях, когда учениками прочно освоены упражнения.

Урок физической культуры качественно отличается от уроков остальных предметов. Виной тому характер выполняемой деятельности на уроке. От правильно построенного урока зависит и исход обучения в целом.

Части урока отражают закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки. Длительность каждой части может варьироваться в зависимости от возраста, уровня подготовленности занимающихся и задач урока. Рассмотрим каждую часть урока в отдельности.

Подготовительная часть.

Обеспечивает предпосылки для продуктивной деятельности занимающихся в основной части урока. В подготовительной части проводится организация класса, функциональная и психологическая подготовка к предстоящей работе.

Средства: ОРУ - ходьба, бег разной интенсивности, их сочетания. Специальные беговые и прыжковые упражнения. Подводящие и подготовительные игры. Игры средней интенсивности. Упражнения на развитие подвижности в суставах, быстроты, выносливости и скоростно - силовых качеств.

Методы: словесные - описание, указания, распоряжения, подсчет, команды. Наглядные - показ. Практические - метод строго регламентированного упражнения, переменно - интервального и переменно - непрерывного упражнений. Реже используется соревновательный метод.

Нагрузка: планируется от 6 до 12 минут. В младших классах продолжительность подготовительной части больше, чем в средних и старших (6 - 8 мин) [21, с. 58].

Интенсивность: оценивается по частоте сердечных сокращений (ЧСС). При включении беговых упражнений ЧСС может достигать 160 ударов в минуту.

Основная часть.

Задачи основной части - образовательная, воспитательная и оздоровительная. Обучение техники упражнений. Формирование специальных знаний. Развитие двигательных качеств. Общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата. Воспитание нравственных, интеллектуальных и других качеств личности.

Средства: программный материал. Подводящие и подготовительные упражнения на развитие качеств. Подвижные игры. Упражнения с отягощениями.

Методы: практически весь арсенал методов обучения. Нагрузка: в младших классах 20 - 25 минут. В средних 25 - 30. И в старших 30 - 35 минут.

Интенсивность: нужно стремиться к высокой интенсивности (ЧСС до 170 уд/мин), но все же есть зависимость от задач урока.

 

Заключительная часть.

Создаются предпосылки для восстановительных процессов. Психологический настрой на предстоящую учебную деятельность. Подведение итогов и задание на дом.

Средства: бег низкой интенсивности, упражнения на расслабление мышц. Упражнения на гибкость пассивного характера. Упражнения на внимание, координацию. Т.е. можно использовать любые упражнения, которые снимают напряжение.

Методы: словесные.

Примерная структура урока физической культуры.

 Подготовительная часть  (5 – 15 минут)

         Задачи:

1.     Организация учащихся (постановка задач на урок, обеспечение  внимания, дисциплины. Собранности, регулировка  эмоционального состояния, психологическая настройка на предстоящую работу и др.).

2.     Подготовка организма  учащихся (центральной нервной, сердечно-сосудистой  систем, вегетативных функций, опорно-двигательного  аппарата) для наиболее успешного  решения задач основной части  урока и достижения максимального оздоровительного эффекта[24, с. 22].

Средства:  строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие упражнения без предметов и с раздаточным инвентарем, подвижные и народные игры низкой и средней интенсивности и др.

Основная часть  (25 – 35 минут)

         Задачи:

1.     Формирование у учащихся  физкультурных знаний, двигательных  умений и навыков (обучение правильной  технике выполнения упражнений).

2.     Развитие физических  качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, скоростно-силовых, гибкости, подвижности и др.), воспитание морально-волевых качеств (трудолюбие, честность. Смелость, решительность, взаимопомощь и др.).

3.     Обучение умению  применять приобретенные навыки  и качества в условиях жизни, спортивной и трудовой деятельности.

Средства: основные, подводящие и подготовительные упражнения общей и специальной физической подготовки, избранного вида спорта, спортивных, подвижных и народных игр.

Заключительная часть  (до 5 минут)

Задачи:

1.     Постепенное приведение организма учащихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и психической напряженности).

2.     Подготовка учащихся  к последующей за уроком деятельности (организация внимания, дисциплины, собранности, напоминание о санитарно-гигиенических требованиях и т.п.).

3.     Организованное завершение  занятия, подведение итогов, установка  на следующий урок.

Средства: строевые упражнения, медленный бег, ходьба, упражнения на восстановление дыхания, на расслабление, на внимание, подвижные (но не спортивные!) игры низкой интенсивности в положении стоя, сидя, лежа, элементы дыхательной гимнастики, аутотренинг и т.п.

Волейбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания учащихся: укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости.

Изучение техники и элементарной тактики игры в волейбол осуществляется на уроках физической культуры в 5-11 классах и в спортивных секциях (внеклассная форма работы) [2, с. 83].

При проведении уроков по волейболу должны сохраняться черты, присущие игровому методу: сюжетная организация действий, повышенная заинтересованность, основанная на коллективной деятельности, создание условий для самостоятельных решений и проявления инициативы. Необходимо, чтобы состязательные начала присутствовали не только во время проведения учебных игр, но и в отдельных упражнениях (кто точнее выполнит прием, кто дольше жонглирует мячом и др.).

В подготовительную часть урока входят организация класса (построение, сообщение задач урока) и разминка (5-8 мин), в которую включают упражнения для разогревания пальцев и кистей рук, коленных и голеностопных суставов, разнообразные прыжки, движения с имитацией технических приемов. Задания разминки должны соответствовать основным задачам урока.

В основной части (30-35 мин) решаются задачи обучения и закрепления игровых приемов волейбола, развитие физических качеств с помощью имитационных, подводящих, основных упражнений с мячом с учетом возрастных особенностей развития детского организма.

Процесс обучения в баскетболе направлен на вооружение ученика знаниями, умениями, навыками, постоянное их развитие и совершенствование, а также на формирование системы знаний по вопросам техники, стратегии и тактики, правил игры, методики тренировки и т. п.

Решение задач обучения предполагает вооружение занимающихся широким кругом знаний о современном баскетболе, необходимых для понимания изучаемого материала и перспектив его развития, их критическое осмысление. Немаловажную роль здесь иг рает воспитание у учащихся стремления к постоянному развитию творческой мысли, к поискам самостоятельных решений[1, с. 89].


Действенность знаний - необходимое условие того, чтобы их можно было применять и на их базе приобретать новые. Это особенно важно для баскетболиста, так как в процессе игры все решения должны приниматься самостоятельно, действовать необходимо быстро и четко.

Значительное место в обучении занимает не только развитие физических и моральных качеств, но и формирование специальных умений и навыков, которыми баскетболист должен владеть в совершенстве. Занимающиеся должны научиться рационально пользоваться приобретаемыми навыками, опираясь на знания и умения. В этом суть процесса обучения.

Освоение двигательных навыков предполагает такую степень владения движениями, когда управление ими осуществляется автоматизировано, а вся система движений устойчива к действию сбивающих факторов.

Как известно, в основе навыка лежит система закрепленных связей, для образования которых необходимо многократное повторение их в определенных условиях. Однако степень этих связей должна обеспечить возможность свободного варьирования элементами движения.

Умение - это способность осознанно действовать при выборе нужного движения. Формируя умения высшего порядка, необходимо проводить упражнения в постоянно меняющихся условиях[20, с. 32].

Для сокращения сроков обучения можно выделять отдельные элементы для самостоятельного изучения. Однако при этом не должно нарушаться органическое единство деятельности. Для этого следует соблюдать определенную последовательность и одновременность в обучении.

Информация о работе Способы организации деятельности учащихся на уроке физической культуры и здоровья