Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:10, контрольная работа
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования, личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка и
методика подбора средств………………………………...................5
2.Формы занятий физическими упражнениями и подготовка
к сдаче контрольных нормативов по физической культуре……..10
3.Участие в массовых физкультурно-спортивных
мероприятиях и соревнованиях……………………………………13
4.Значение уровня физической подготовленности при
службе в вооруженных силах………………………………………15
4.1 Влияние физической подготовки на повышение
боеспособности военнослужащих…………………………………17
Заключение…………………………………………………………..23
Список использованных источников и литературы………………25
введение
Физическая
культура — органическая часть общечеловеческой
культуры, ее особая самостоятельная область.
Вместе с тем это специфический процесс
и результат человеческой деятельности,
средство и способ физического совершенствования,
личности. Физическая культура воздействует
на жизненно важные стороны индивида,
полученные в виде задатков, которые передаются
генетически и развиваются в процессе
жизни под влиянием воспитания, деятельности
и окружающей среды. Физическая культура
удовлетворяет социальные потребности
в общении, игре, развлечении, в некоторых
формах самовыражения личности через
социально активную полезную деятельность.
В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).
Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
Итак,
физическую культуру следует рассматривать
как особый род культурной деятельности,
результаты которой полезны для общества
и личности. В социальной жизни в системе
образования, воспитания, в сфере организации
труда, повседневного быта, здорового
отдыха физическая культура проявляет
свое воспитательное, образовательное,
оздоровительное, экономическое и общекультурное
значение, способствует возникновению
такого социального течения, как физкультурное
движение, т.е. совместная деятельность
людей по использованию, распространению
и приумножению ценностей физической
культуры.
Принцип
органической связи физического воспитания
с практикой трудовой деятельности наиболее
конкретно воплощается в профессионально-прикладной
физической подготовке. Хотя этот принцип
распространяется на всю социальную систему
физического воспитания, именно в профессионально-прикладной
физической подготовке он находит свое
специфическое выражение. В качестве своеобразной
разновидности физического воспитания профессионально-
Известно, что результативность многих видов профессионального труда существенно зависит, кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой предварительно путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма профессиональной деятельностью и ее условиями.
Эта зависимость получает научное объяснение в свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности (в частности, о закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хронической адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе тренировки и освоения профессии). Опыт практического использования этих закономерностей и привел в свое время к становлению особой разновидности физического воспитания - профессионально-прикладной физической подготовки.
Необходимость дальнейшего совершенствования и внедрения профессионально – прикладной физической подготовки в систему образования и сферу профессионального труда определяется главным образом следующими причинами и обстоятельствами:
1) время, затрачиваемое на освоение современных практических профессий, и достижение профессионального мастерства в них продолжают зависеть от уровня функциональных возможностей организма, имеющих природную основу, от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.
2)
производительность достаточно многих
видов профессионального труда, несмотря
на прогрессирующее убывание доли грубых
мышечных усилий в современном материальном
производстве, прямо или косвенно продолжает
быть обусловленной физической дееспособностью
исполнителей трудовых операций, причем
не только в сфере преимущественно физического
труда, но и в ряде видов трудовой деятельности
смешанного (интеллектуально-
3) сохраняется проблема предупреждения вероятных негативных влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры, включая ППФП;
4) перспективные
тенденции общесоциального и научно-технического
прогресса не освобождают человека от
необходимости постоянно совершенствовать
свои деятельностные способности, а их
развитие в силу естественных причин неотделимо
от физического совершенствования индивида.
Методика подбора средств ППФП.
После определения содержания ППФП важно подобрать адекватные средства, т.е. прикладные физические упражнения или виды спорта, чтобы обеспечить необходимую подготовку будущего специалиста. Физические упражнения являются основными средствами ППФП. Подбор отдельных физических прикладных упражнений или целостных видов спорта для решения задач ППФП осуществляется по принципу адекватности их психофизиологического воздействия с теми физическими, психическими и специальными качествами, которые предъявляются профессией. Так, если профессиональный труд требует проявления выносливости, то при подготовке применяются те упражнения, те виды спорта, которые в наибольшей степени развивают общую выносливость (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.).
Если характер профессионального труда связан с необходимостью применять разнообразные способы передвижения, то включаются элементы или целостные виды спорта, содержащие в себе навыки различных способов передвижения (гребля, конный спорт, вело и мотоспорт и т.п.).
Целостное применение прикладных видов спорта в целях психофизической подготовки и профессионального труда основано на положении о том, что занятия различными видами спорта, а также квалификация спортсменов накладывает определенный отпечаток на состояние их физического развития и функциональной подготовленности. Например, самбо, дзюдо используются в качестве основы для подготовки работников милиции; пожарно-прикладной спорт для подготовки пожарных расчетов; при обучении будущих летчиков используют множество вращений, кувырков (т.е. гимнастику и акробатику) и такие приспособления как качели и лупинги; студенты-моряки обязательно учатся передвигаться по трапам, лазанию по канатам и шесту, передвижению по вантам, после второго года обучения они совершают шлюпочный переход. При поступлении в училище обязательно проводится тестирование физических качеств, проверка навыка плавания.
Каждая спортивная деятельность (вид спорта) совершенствует преимущественно специфические для нее психофизиологические функции, поэтому примеров может быть еще много. Именно разнохарактерность различных видов спорта, так же как и разнохарактерность трудовых процессов, позволяет моделировать в спортивной подготовке многие параметры психофизической нагрузки на человека в процессе труда.
Кроме
прикладной направленности отдельных
видов спорта следует еще раз подчеркнуть
значение занятий спортом вообще. Элемент
состязания, сопряженный с повышенными
физическими нагрузками, позволяет использовать
спорт для совершенствования и воспитания,
наиболее важных в современном производстве психических
Современный специалист должен обладать самыми разнообразными умениями и навыками. Труд геологов часто связан с экспедиционными условиями, умением передвигаться по пересеченной местности. Помимо повышенной выносливости, силовой подготовленности им необходимо владеть навыками туризма, умение ориентироваться на местности. Они должны уметь водить автомобиль и мотоцикл, владеть верховой ездой и ездой на велосипеде, передвигаться на лыжах, управлять моторной лодкой, уметь грести и обязательно плавать.
К дополнительным средствам ППФП относятся оздоравливающие природные факторы, а также условия, в которых осуществляется ППФП:
-температура окружающей среды;
- парциальное давление кислорода в воздухе;
- солнце;
- вода и т.д.
С
помощью дополнительных средств можно
развивать механизмы неспецифической
адаптации и подготовиться к работе с неблагоприятным
метеорологическими условиями (жаркий
или холодный климат, быстрая смена температур),
к работе с повышенной загазованностью,
радиацией, вибрацией, шумом.
2.Формы
занятий физическими упражнениями и подготовка
к сдаче контрольных нормативов
Существуют обязательные учебные и внеурочные формы занятий физическими упражнениями.
Учебные занятия – основная форма физического воспитания.
Они подразделяются на:
- теоретические,
практические, контрольные;
- элективные практические занятия (по
выбору) и факультативные;
- индивидуальные и групповые (консультации);
- самостоятельные занятия по заданию
и под контролем преподавателя.
Внеучебные
занятия организуются в форме:
- физических упражнений и рекреационных
мероприятий в режиме учебного дня (утренней
зарядки);
- занятий в секциях, организованных факультетом
физической культуры и спорта;
- самостоятельных занятий физическими
упражнениями, спортом, туризмом;
- массовых оздоровительных, физкультурных
и спортивных соревнований в масштабах
вуза, района, города.
Взаимосвязь
разнообразных форм учебных и
вне учебных занятий создает
необходимые условия для
Задача подготовки учащихся к выполнению учебных нормативов занимает одно из центральных мест в учебной деятельности по физической культуре. Реализация задачи по сдаче контрольных нормативов напрямую зависит от эффективности уроков физического воспитания, от того, в какой степени учащиеся овладели практическим и теоретическим материалом учебной программы, какой уровень освоения навыков, умений, качеств и знаний смог учитель физической культуры обеспечить своим учащимся. Необходимо помнить, что подготовка к сдаче учебных нормативов ведется не только на уроках физической культуры, но и на внеклассных и внешкольных занятиях по различным видам спорта.