Федеральное государственное
образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального
образования
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра «Физическое
воспитание»
Реферат на тему:
«Основы технической
подготовки спортсменов»
Выполнил:
Студент гр.Э 3-3 Телятникова
К.К.
Проверил:
Доцент, к.п.н. Воронкина Л.В.
Москва – 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Техническая подготовка…………………………………………………3
- Этапы в построении обучения…………………………………………..3
- Задачи, содержание, методика технической подготовки в процессе становления спортивного мастерства…………………………………....5
- Требования спортивной техники………………………………………10
- Средства технической подготовки………………………………………12
- Формирование двигательных умений и навыков………………………14
Заключение………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………20
- Техническая подготовка спортсмена
Техническая
подготовка спортсмена - это процесс
обучения технике движений, свойственных
данному виду спорта и необходимых
в нем.
Различают
общую и специальную техническую
подготовку. Общая техническая подготовка
направлена на овладение разнообразными
двигательными умениями и навыками
из вспомогательных видов спорта,
специальная техническая подготовка -
на достижение технического мастерства
в избранном виде спорта. Надо иметь в
виду то, что под «спортивной техникой»
понимают определенный способ выполнения
двигательного действия, который характеризуется
той или иной степенью эффективного использования
спортсменом своих двигательных возможностей
для достижения спортивного результата.
- Этапы в построении обучения
Техническая
подготовка связана с формированием
у юных спортсменов двигательных
умений и навыков, а также соответствующих
специальных знаний. Процесс становления
двигательных навыков у детей
так же, как и у взрослых, протекает
по фазам (стадиям), в соответствии с
которыми можно выделить ряд относительно
завершенных этапов обучения отдельному
двигательному действию. Условно
различают три этапа в построении
процесса обучения движениям: 1) начальное
разучивание; 2) углубленное, детализированное
разучивание; 3) закрепление и дальнейшее
совершенствование двигательного
действия.
Целью
1-го этапа обучения является изучение
основы техники двигательного действия,
формирование умения выполнять его
в «грубой» форме, 2-го -- довести первоначальное
«грубое» владение техникой действия
до относительно совершенного, а 3-го --
обеспечить совершенное владение техникой
действия в соревновательных условиях.
Возрастные особенности формирования
двигательных навыков у детей и подростков
проявляются главным образом в характере
протекания фаз на каждом из этапов процесса
обучения технике физических упражнений.
На
1-м этапе процесс становления
двигательного навыка у детей, как
правило, бывает наименее продолжительным.
При рациональной методике обучения
юные спортсмены сравнительно успешно
овладевают основой техники движений
при условии, если разучиваемое упражнение
посильно с точки зрения их физических
возможностей. Однако по сравнению
со взрослыми у детей начальная фаза формирования
навыка протекает несколько медленнее:
сказывается недостаток двигательного
опыта и менее развитая способность анализировать
и синтезировать двигательные представления.
Длительность
этапа начального обучения зависит
от характера упражнения, его координационной
сложности, ритма.
Начальное
разучивание техники движений обеспечивается
широким комплексом методов и
приемов: собственно наглядной демонстрации
техники упражнений, ориентирования,
«прочувствования» движений, «фиксации
положений», «срочной информации» и др.
Наиболее
трудоемким является 2-й этап обучения.
Дифференцировка движений, требующая
определенной собранности и настройки,
- трудная задача для детей и
подростков. Поэтому, чтобы достигнуть
относительного совершенствования
техники движений, здесь требуется
сравнительно большое число повторений
упражнений.
Начинающие
юные спортсмены обычно не в состоянии
сосредоточиться одновременно на нескольких
деталях техники движений. Поэтому
исправление ошибок и неточностей
должно быть строго последовательным.
На этом этапе широко применяются методы
целостного упражнения с избирательной
отработкой техники движений.
На
3-м этапе обучения необходимо, чтобы
приобретаемые юными спортсменами
двигательные навыки не превращались
в динамические стереотипы, поскольку
техника движений с возрастом, ростом
спортивной квалификации будет существенно
изменяться прежде всего в зависимости
от изменения размеров тела, развития
силы, быстроты, выносливости и других
физических качеств. На этом этапе обучения
особенно важно добиться рационального
сочетания методов стандартного (равномерного,
повторного и т. д.) и вариативного (переменного,
игрового и др.).
- Задачи, содержание, методика технической подготовки в процессе становления спортивного мастерства.
Совершенствование
спортивной техники осуществляется
в течение всей многолетней подготовки
юных спортсменов, которая направлена
на повышение технического мастерства
в избранном виде спорта. Под техническим
мастерством следует понимать совершенное
владение наиболее рациональной техникой
движения при установке на максимум
в условиях обостренной спортивной
борьбы. Выделяют 3 этапа совершенствования
технического мастерства: 1) поисковый;
2) стабилизации; 3) адаптивного (приспособительного)
совершенствования.
Техническая
подготовка на 1-м этапе направлена
на формирование новой техники соревновательных
действий (или ее обновленного варианта),
улучшение предпосылок ее практического
освоения, разучивание (или переучивание)
отдельных движений, входящих в состав
соревновательных действий. На 2-м этапе
техническая подготовка направлена
на углубленное освоение и закрепление
целостных навыков соревновательных
действий. На 3-м этапе техническая
подготовка направлена на совершенствование
сформированных навыков, увеличение диапазона
их целесообразной вариативности (изменчивости),
стабильности (устойчивости), надежности
применительно к условиям основных соревнований.
Главными задачами каждого этапа технической
подготовки при совершенствовании технического
мастерства являются:
1)
достижение высокой стабильности
и рациональной вариативности
двигательных навыков, составляющих
основу технических приемов в
избранном виде спорта, повышение
их эффективности в соревновательных
условиях;
2)
частичная перестройка двигательных
навыков, совершенствование кинематики
или динамики отдельных деталей
навыка с точки зрения достижений
современной науки и требований
спортивной практики.
Для
решения первой задачи, как правило,
применяются: метод усложнения внешней
обстановки, метод упражнения при
различных состояниях организма; для
решения второй - метод облегчения
условий выполнения технических
действий, метод сопряженных воздействий.
Метод
усложнения внешней обстановки при
выполнении технических приемов
реализуется в ряде методических
приемов.
1.
Методический прием сопротивления
условного противника используется
главным образом в спортивных
играх и единоборствах. Элементы
борьбы с условным противником
помогают спортсмену совершенствовать
структуру и ритм выполнения
технического приема, быстрее достигнуть
стабильности и результативности.
Он обеспечивает также высокую
плотность нагрузки в занятии,
является действенным психологическим
фактором для воспитания уверенности
в собственных силах, для воспитания
смелости и решительности.
2.
Методический прием трудных исходных
положений и подготовительных
действий. Так, в фигурном катании
прыжок в полтора оборота («аксель»)
совершенствуется сначала с простого
разбега, а затем из положения «кораблик».
В прыжках в воду уменьшается высота трамплина.
Футболистам предлагается выполнять удары
ногой и головой по мячу, летящему по сложной
траектории, и т. д.
3.Методический
прием максимальной быстроты
и точности выполнения действий.
Например, в боксе спортсмену
задается высокий темп ударов
за определенный промежуток - 1 раунд.
В прыжках в длину - разбег
выполняется по слегка наклонной
дорожке. В футболе используется
сближение между партнерами при
выполнении передачи мяча с
постоянной силой и др.
4.Методический
прием ограничения пространства
для выполнения действий позволяет
усложнять условия ориентировки
при совершенствовании навыка. Так,
в лыжном спорте в сложную
трассу включаются спуски с
закрытым поворотом, что ограничивает
время выбора поворота определенного
радиуса. В беге и прыжках
шаги выполняются по заранее
сделанным меткам. В боксе используется
уменьшенный ринг и т. п.
5.
Методический прием выполнения
действий в необычных условиях
предполагает изменение условий
тренировки (естественных условий,
оборудования, инвентаря), содействует
совершенствованию одной или
нескольких характеристик техники
движений (пространственных, временных,
динамических, ритмических и т.
д.). Например, в легкой атлетике
проводится бег или разбег
в прыжках против сильного
ветра, на увлажненном грунте,
а в лыжных гонках -- передвижение
по обледенелой лыжне.
Метод
упражнения при состояниях организма
спортсмена, затрудняющих выполнение
технических действий, также реализуется
в многообразных приемах.
1.Методический
прием выполнения действия в
состоянии значительного утомления.
В этом случае спортсмену предлагают
упражнения на технику после
физической нагрузки большого
объема и интенсивности. Так,
в гимнастике в конце занятия
спортсмен выполняет «на технику»
наиболее сложную комбинацию, в
лыжных гонках техника на трассах
с различным рельефом совершенствуется
после прохождения дистанции,
превышающей соревновательную, со
скоростью, близкой к соревновательной.
Этот прием оказывает на центральную нервную
систему организма большую нагрузку и
требует от него высокой концентрации
волевых усилий.
2.Методический
прием выполнения действия в
состоянии значительного эмоционального
напряжения осуществляется введением
контрольных, соревновательных и
игровых моментов в выполнение
упражнений на технику.
3.Методический
прием периодического выключения
или ограничения зрения позволяет
избирательно воздействовать на
рецепторно-анализаторные компоненты
двигательного навыка. В результате у
спортсменов повышается способность к
тонкому восприятию и тщательной оценке
собственных движений по кинестетическим
ощущениям. Например, гребля с закрытыми
глазами позволяет лучше ощущать ход лодки
и легче осуществлять контроль за стабильностью
навыка при помощи «мышечного чувства».
4.
Методический прием формирования
рабочей обстановки настраивает
спортсмена на обязательное выполнение
усовершенствованного технического
приема в соревновательной обстановке,
стимулирует его активность в
процессе совершенствования навыка.
Так, в тренировочном бою фехтовальщик
получает установку концентрировать внимание
преимущественно на технических приемах
защиты или, наоборот, на атакующих приемах.
Метод
облегчения условий выполнения технических
действий состоит из целого ряда методических
приемов. Вот некоторые из них.
1.Методический
прием вычисления элемента действия.
Например, в боксе вычленяются:
акцентированное ударное движение
кисти, толчок ногой и тазом,
вращательное движение туловища
и плечевого пояса с последующим
соединением этих элементов. В
плавании выделяется работа рук
и ног.
2.Методический
прием снижения мышечных напряжений
позволяет спортсмену более тонко
корректировать отдельные движения
в двигательном навыке, контролировать
координацию движений (по механизму
обратной связи), что ускоряет
процесс совершенствования. Так
в борьбе подбирается противник
более легкого веса, в боксе
спортсмены выполняют упражнение
в легких тренировочных перчатках.
3.
Методический прием дополнительных
ориентиров и срочной информации
содействует наиболее быстрому
овладению необходимой амплитудой
движений, темпом, ритмом, активизирует
процесс осознания выполняемого
действия. Например, в фигурном катании
на льду предварительно чертится
продольная ось фигуры и устанавливаются
флажки-ориентиры. Для копьеметателя чертится
прямая линия строго вдоль которой он
и выполняет разбег.
Метод
сопряженных воздействий реализуется
в спортивной тренировке в основном
при помощи двух приемов.
1.Методический
прием специализированных динамических
упражнений основан на взаимном
развитии физических качеств
и совершенствовании двигательных
навыков. Это достигается путем подбора
специальных упражнений. Так, в плавании
используются ласты и лопатки на руках
для создания дополнительного сопротивления
при гребковых движениях. В легкой атлетике
прыжковые упражнения, прыжки в длину
и высоту выполняются с утяжеленным поясом.
В водном поло передачи и броски выполняются
утяжеленным мячом ит.д.