Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:36, шпаргалка
Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружающей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осуществление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптимальные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.
*Опорно-двигательный аппарат.
При перенагрузке
или недостаточном отдыхе развивается
состояние утомления, а потом
переутомления.
33. Медико-гигиеническое и половое воспитание подростков. Особенности гигиенического подхода к режиму дня, учебе и личной гигиене юношей и девушек.
…
34. Медико-гигиенические подходы к профилактике вредных привычек, венерических заболеваний у старших школьников. Профилактика СПИДа. Влияние наркотических веществ на организм человека и потомстве.
Специфическая иммунопрофилактика ВИЧ-инфекции не разработана.
К просветительским профилактическим мероприятиям относятся:
1. включение урока в курс ОБЖ 10-11 класса
2. проведение разного рода мероприятий для молодёжи направленные на формирование ответственного отношения к своим поступкам в жизни.
К медицинским профилактическим мероприятиям относятся:
*Обследование доноров крови, лиц из групп риска.
*Обследование на антитела к ВИЧ всех беременных.
*Контроль деторождения у инфицированных женщин и отказ от грудного вскармливания их детей.
*Пропаганда безопасного секса (то есть использования презервативов).
Отрицательный результат обследования на антитела не гарантирует отсутствия ВИЧ-инфекции, так как в течение нескольких недель после заражения антитела не могут быть обнаружены (т. н. «период окна»).
Профилактика инфицирования в медицинских учреждениях. Наибольшую опасность распространения ВИЧ представляет кровь. Необходимо тщательно избегать случайных повреждений кожных покровов острыми инструментами. Все манипуляции с больными, а также работу с биологическими материалами от больного медицинские работники проводят в резиновых перчатках и масках. Кроме того, необходимо соблюдать все меры предосторожности, предусмотренные при работе с больными вирусным гепатитом В. Если все же произошёл контакт слизистой оболочки или поврежденной кожи медицинского работника с биологической жидкостью, потенциально содержащей ВИЧ, следует незамедлительно (желательно в первые три часа) начать курс постконтактной профилактики антиретровирусными препаратами, что позволит в несколько раз снизить вероятность инфицирования.
Обязательно тщательное мытье рук после снятия перчаток и индивидуальной одежды перед тем, как покинуть помещение, где проводится работа с потенциально инфицированным материалом.
Госпитализация больных СПИД и ВИЧ-инфицированных должна осуществляться так, чтобы предотвратить распространение инфекции, а также с учетом требований по содержанию больных с измененным поведением при поражении центральной нервной системы.
При лечении
больных с ВИЧ-инфекцией необхо
При загрязнении предметов обихода, постельных принадлежностей, окружающей среды выделениями больного необходимо проводить обработку дезинфицирующими средствами (0,2%-ный раствор гипохлорита натрия, этиловый спирт).
При соблюдении элементарных правил предосторожности общение с больными является полностью безопасным.
35. Борьба с курением, алкоголизмом в школьном возрасте.
…
36. Физиоло-гигиенические основы физического воспитания: влияние физических упражнений на функциональные системы организма
ФУ влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени.
Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, изменении физико-химических свойств тканей, усилении обменных процессов, совершенствовании функциональных возможностей. Возрастает сила мышц, способность выполнять большой объем работы. совершенствовании функциональных возможностей. Как
всего этого значительно возрастает сила мышц и способность выполнять большой объем работы. Равномерная доступная физическая нагрузка, приходящаяся на различные мышечные группы, обеспечивает гармоническое развитие всех мышц тела.
Под влиянием систематических физических упражнений у школьников происходит ряд положительных изменений в костно-суставном аппарате. В наиболее нагружаемых частях скелета отмечается выраженная гипертрофия костной ткани. Диаметр трубчатых костей увеличивается, кости становятся массивнее и крепче. Например, на рентгенограммах костей юных прыгунов, метателей и др. обнаруживается гипертрофия костной ткани на «толчковой» ноге, на «метающей» руке и др. В ряде исследований установлена стимуляция роста в длину.
Совершенствуются функции дыхательного аппарата. Увеличиваются экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ и развиваются мышцы, участвующие в дыхательных движениях. Дыхание становится более ритмичным, глубоким. Его частота при мышечной работе бывает меньше, чем у детей, не занимающихся физической культурой и спортом. Лучшие показатели ЖЕЛ отмечаются у школьников, занимающихся плаванием, легкой атлетикой (бег на средние дистанции) и баскетболом.
В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. В результате тренировок снижается частота сердечных сокращений у детей в покое, реакция на мышечную работу бывает менее выраженной, а восстановительный период более коротким по сравнению со школьниками, не занимающимися систематически физическими упражнениями. Указанные изменения свидетельствуют о более экономной работе сердца и расширении функциональных возможностей организма. Благоприятные сдвиги наблюдаются также в крови: увеличивается количество гемоглобина и эритроцитов.
Занятия ФУ стимулируют обмен веществ. Это приводит к лучшему протеканию пластических процессов, в результате чего улучшается рост и развитие детского организма.
В процессе упражнений увеличиваются сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. У физически тренированных детей условные рефлексы образуются быстрее, такие дети отличаются лучшей памятью и способностью концентрировать внимание. У них повышается работоспособность в течение учебного дня, что благоприятно сказывается на успеваемости. Нервная система легче приспосабливается к различным видам работы. Именно благодаря совершенствованию регулирующей роли центральной нервной системы у физически тренированных школьников оказывается более экономной работа отдельных органов и систем при физических нагрузках.
Главным следствием применения различных средств физического воспитания в школе является их положительное влияние на состояние здоровья учащихся. Общее, неспецифическое воздействие физических упражнений проявляется в повышении устойчивости к ряду неблагоприятных факторов внешней среды, перегреванию, переохлаждению, гипоксии и др., а также к инфекционным и другим заболеваниям. Особенно большое значение имеет повышение сопротивляемости к простудным заболеваниям. Отмечена профилактическая роль физических упражнении в отношении нервных расстройств, возникающих в связи с перегрузкой учебным материалом, неправильным режимом дня и т. д. Исключительно важна роль этих упражнений в обеспечении правильной осанки; нарушения которой у детей школьного возраста имеют приобретенный функциональный характер. Это связано с относительной слабостью мышечной системы и связочного аппарата, с дефектами классной мебели и нерационально организованным учебно-воспитательным процессом. В ряде случаев при наличии отклонений в состоянии здоровья школьников физические упражнения служат действенным лечебным средством.
Гигиеническое значение физических упражнений намного возрастает, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно если занятия проводятся при низких температура! воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких, сила сжатия кисти и др. При проведении же занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция,, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большей интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями (Н. Т. Белякова, 3. Е. Романова, В. М. Матюшин и др.).
Рассматривая
влияние систематических
37. Структура
двигательной активности. Возможность
отрицательного влияния нерацио
…
38. Закаливание, его виды и принципы.
Под закаливанием понимается повышение устойчивости - адаптации организма человека к действию различных неблагоприятных климатических факторов (холод, тепло, солнечная радиация) вследствие применения комплекса систематизированных и целенаправленных мероприятий. Закаливание организуется с профессиональной (производственной) целью (подготовка к работе в определенных климатических условиях на севере, юге, в горах); с целью общего укрепления здоровья; повышения умственной и физической работоспособности; повышения устойчивости организма человека к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Принцип комплексности. Принцип систематичности. Принцип постепенности. Принцип оптимальности дозирования процедур. Результат зависит от вида закаливающего фактора (воздух, вода, солнце), способа его применения (обтирание, купание, душ, плавание), двигательной активности в этот период, интенсивности и длительности процедур, уровня закаленности. Особенно важно локальное действие процедур, например закаливание носоглотки, ног, грудной клетки для профилактики инфекций верхних дыхательных путей
39. Формы и методы закаливания воздухом с учетом гигиенических норм.
Воздушные ванны начинают принимать при температуре в помещении +18.. .+20°С, полностью или частично обнажая тело (до трусов, купального костюма). Начав с 10-минутной продолжительности процедуры, ее ежедневно увеличивают на 3—5 мин и до 30—50 мин. В зависимости от возраста и состояния здоровья закаливание прекращают при температуре +12...+15° С. Критерием адекватности процедуры функциональным возможностям организма служит самочувствие. Появление чувства озноба, «гусиной кожи» указывает на передозировку закаливающих процедур.
Очень эффективно
сочетать закаливание воздухом с одновременным выполнением
физических упражнений. При температуре
до +15 °С и слабом ветре физические упражнения
на воздухе начинают в спортивном костюме,
а после 10— 15 мин занятий спортивный костюм
снимают. В дальнейшем при такой температуре
начинают занятия без костюма (в трусах)
или обнаженными по пояс. После такой подготовки
можно начинать занятия и при более низких
температурах (до 0°С) в спортивном костюме
с обнажением тела во время занятий (табл.
22). При минусовых температурах (до -15°
С) заниматься можно в теплом спортивном
костюме, шапочке и перчатках, на 2—5 мин
снимая куртку. При более низких температурах
занятия на воздухе проводят с учетом
индивидуальной подготовки, как правило,
в куртке. При средней скорости ветра охлаждающее
действие воздуха увеличивается на 2-3°С,
при значительном ветре - на 5-6°С. Охлаждающе
действует сырая погода. В этих случаях
надевают ветро- и влагозащитный спортивный
костюм. Воздушные ванны следует принимать
определенными дозами. Во время воздушных
ванн хорошо проводить самомассаж — (поглаживание,
растирание, разминание), начав с верхней
части головы, затем перейдя к шее, рукам,
грудной клетке, животу, спине, пояснице,
ногам. Закаливающим действием обладает
длительное пребывание на свежем воздухе:
прогулки, игры, другие формы активного
и пассивного отдыха. Хороший закаливающий
эффект дает сон на открытом воздухе или
в хорошо проветриваемой комнате при открытом
окне или форточке.
40. Формы и методы закаливания водой с учетом гигиенических норм.
Вода вследствие
большой теплопроводности вызывает
более сильное термическое
При закаливании водой применяют: обтирание, душ, обливание, купание и плавание. Наиболее интенсивное действие на организм оказывает купание, самое слабое — обтирание. Начинают закаливание водой с обтирания губкой, ладонью или мокрым полотенцем, сначала руки, затем шея, грудь, живот, спина, ноги. Начальная температура воды +28...+30°С обычно не вызывает неприятных ощущений. Постепенно она снижается на 1° в день и доводится до+15...+17°С (табл. 25). После обтирания кожу энергично растирают сухим полотенцем до появления приятной теплоты. Продолжительность обтирания возрастает с 30 с до 2—3 мин. В воду рекомендуется добавлять соль (3 столовые ложки на 1 л воды), водку или одеколон (2—3 чайные ложки на 1 л), что усиливает раздражение кожных рецепторов. Обливание может быть местным (рук, затылка, спины, груди, ног) и общим, при котором вода льется на голову и на плечи из сосуда (лейка, чайник, ведро, кувшин) на расстоянии 5— 8 см от тела. Наиболее интенсивны из водных процедур — купание и плавание. Пребывание в воде само по себе значительно увеличивает энерготраты, так как вследствие большой теплопроводности воды возрастает теплоотдача. Например, пребывание в воде с температурой +20 °С без движения в течение 15 мин приводит к потере 100 ккал. Купание в открытых водоемах начинают при температуре воды +18...+22°Си воздуха+20...+22° С с 2—5 мин, затем длительность процедуры постепенно увеличивают до 10—20 мин и более. Лучшее время для купания — лето, после утренней зарядки, утром и в 17—18 ч. Зимнее купание (моржевание) — чрезвычайно интенсивный раздражитель, вызывающий напряженную реакцию всего организма (стресс), в первую очередь нейроэндокринной системы (гипоталамуса, гипофиза, надпочечников). Резкой нагрузке подвергаются физиологические и биохимические механизмы терморегуляции. Поэтому зимнее купание должно быть строго дозировано, проводиться под обязательным врачебным контролем.
41. Формы и методы закаливания солнцем с учетом гигиенических норм.