Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:36, шпаргалка
Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружающей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осуществление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптимальные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.
4.Обеззараживание – удаление живых организмов – удаление живых организмов:
*Хлорирование - добавляется газообразный или жидкий хлор (0,3 мг/л – питьевая вода, 0,5 мг/л - бассейн);
*Бромирование;
*Ультрафиолетовая обработка;
*Ионирование серебром;
*Магнитная обработка;
*Озонирование.
Вокруг водоисточников устраиваются зоны санитарной охраны в 3 пояса:
*Зона строгого режима (200-1000 м вверх по течению реки) – запрещаются жилые постройки, пребывание посторонних лиц;
*Зона ограничения (2-3 км от берегов и вверх по течению реки) – запрещается спуск сточных вод, проведение массовых мероприятий на воде;
*Зона наблюдения (до 40 км) – усиленный
контроль над гигиенической обстановкой
и состоянием местности.
10.Гигиенические требования к питьевой воде, к воде бассейна. Охрана водных ресурсов
Питьевая вода должна соответствовать ГОСТу и отвечать следующим требованиям:
*Физические свойства – вода должна быть без цвета, запаха и вкуса, прозрачной, иметь определенную температуру (7-12°) и обладать освежающим действием.
*Химические – питьевая вода должна иметь постоянный химический состав, не содержать избытка вредных солей, ядовитых веществ и радиоактивных загрязнений.
*Биологические – вода не должна содержать патогенных бактерий, личинок и яиц-….
11.Гигиеническое значение почвы. Виды почв, их гигиеническая характеристика. Микроорганизмы почвы. Самоочищение воды
Почва – поверхностный слой земли, богатый минеральными и органическими соединениями.
Минеральная часть: *песок; *глина; *кремний; *известь.
Органическая часть: перегной (гумус) – остатки растительных и животных организмов. Ограническая часть почвы постепенно превращается в минеральную за счет деятельности микроорганизмов – санитары, разлагающие органическую часть.
Почва также населена огромным количеством микроорганизмов. Почва состоит из частиц различной величины с воздушными промежутками между ними.
По составу и структруре П бывают:
*Песчаные;
*Глинистые;
*Известковые;
*Торфяные.
Важное значение имеет структура почвы, а от величины подвешенных частиц зависят свойства почвы:
*Присутствие воздуха в почве обеспечивает ее воздухопроницаемостью. Она зависит от величины частиц почвы – чем крупнее частицы, тем больше воздухопроницаемость. Если приток кислорода увеличен – интенсивнее идет процесс окисления, т.е. разложения на минеральные части органических остатков. Признаком недостаточной воздухопроницаемости – неприятный запах в почве (образуется аммиак);
*Водоемкость – способность удерживать в себе воду. Чем мельче частицы почвы, тем больше водоемкость. Наиболее водоемкие почвы - илистая, торфяная;
*Гигроскопичность – способность почвы впитывать и перетягивать из воздуха водяные пары. Высокой Г обладают мелкозернистые почвы – глина, торф, перегной.
*Кислотность – обусловлено наличием ионов H+ в почве. Повышенная кислотность отрицательно влияет на развитие растений и многих микроорганизмов. Наименьшей кислотность обладает известковая почва.
Почва загрязняется органическими веществами и является благоприятной средой для развития микроорганизмов. Самое большое количество организмов в первых 2 см почвы и сильно уменьшается до 6 см. Наибольшая эпидемическая почвы наблюдается в населенных пунктах без канализации. А также в почвах, не имеющих хорошего стока вод и при недостатке солнечного (ультрафиолетового) освещения. В связи с ростом химизации производств сельского хозяйства стоит очень острый вопрос об утилизации ядохимикатов.
Особенно опасно загрязнение почвы возбудителями дизентерии и гельминтозами.
Аскаридоз – паразит тонкого отдела кишечника. Яйцо этого паразита, попадает в кишечник, оболочка яйца растворяется и выходит личинка, она пронзает стенку кишки и проникает в кровь, затем печень, сердце, малый круг кровообращения. Очень опасны продукты выделения этих червей.
Микроорганизмы играют исключительно важную роль в процессах самоочищения почвы, т.е. в процессах превращения органических веществ, опасных в эпидемиологическом отношении, а неорганические соединения – минеральные соли и газы.
В садовой плодородной
земле есть возбудители газовой
гангрены и столбняка.
12.Значение школьной гигиены для укрепления здоровья учащихся. Основные этапы развития гигиены детей и подростков
Школьная гигиена – медицинская наука, изучающая влияние природных и социологических факторов на растущий организм и разрабатывающая гигиенические рекомендации на формирование здорового организма детей и подростков.
Принципы школьной гигиены:
*Обязательным условием любой гигиенической нормы служит функциональная готовность детского организма к ведению этой нормы.
*Нормы ШГ постоянны, они изменяются на разных возрастных этапах.
ШГ включает в себя следующие направления:
*Изучение роста и развития детей и подростков. Разработка этой проблемы помогает установить общие закономерности роста и развития в зависимости от пола, возраста, биологических и социальных факторов.
*Гигиена деятельности детей. Изучает и разрабатывает гигиенические основы трудовой и учебной деятельности детей в различных детских учреждениях, отдых в процессе ФВ.
*Гигиена внешней среды. Изучает воздушно-тепловой и световой режим, а также экологические условия школьной деятельности.
*Гигиена питания школьников. Рассматривает роль питательных веществ, режим и условия питания, нормы пищевых рационов, организация общественного питания.
*Медицинское обеспечение школьника. Заключается в разработке противоэпидемических и оздоровительных мероприятий школьников, а также санитарно-гигиеническая работа в школе.
13.Здоровье
и динамика физического развити
Определение группы здоровья ребенка.
По степени здоровья все дети разделяются на 5 групп:
*Здоровые. Не имеют хронических заболеваний и гармонично развиты (в настоящее время это доли процента)
*Практически здоровые. Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но все-таки имеющие отклонения (плоскостопие, сутулость), часто болеющие дети (больше 4 раз в год), длительно болеющие (одно заболевание длилось более 25 дней), а также дети со слабой близорукостью.
*Больные дети в стадии компенсации (ревматизм в стадии ремиссии, гастрит, холецистит в компенсированной форме, хронический тонзиллит).
*Дети с заболеваниями в стадии субкомпенсации
*Дети с заболеваниями в стадии декомпенсации. Это дети-инвалиды. Они составляют 2-3 %, в обычные школы не ходят.
14.Сроки нормализации здоровья после перенесенных заболеваний. Особенности индивидуального подхода к учащимся с хроническими заболеваниями
*Ангина – 3-4 недели.
*ОРЗ – 1-3.
*Воспаление среднего уха – 2-4.
*Пневмония (воспаление легких) – 1-2 мес.
*Грипп – 2-4 недели.
*Заразные инфекционные заболевания – 1-2 мес.
*Гепатит – 8-12 мес.
*Операционные вмешательства – 1-2 мес.
*Переломы, растяжения, вывихи – 1-3 мес.
*Сотрясения мозга – до 1 года.
15.Инфекционные заболевания, их возбудители. Источники и пути распространения инфекции
Инфекция – паразитические микроорганизмы, вызывающие различные заболевания. Источником инфекции могут быть:
*Заболевания человека;
*Животные;
*Природная среда.
Здоровая кожа с слизистые оболочки являются барьером для проникновения инфекции, т.к. на поверхности кожных покровов выделяются химическое вещество лизоцим, который губительно действует на микроорганизмы, преодолевая поверхностный барьер, попадают внутрь организма, то там они подвергаются уничтожению за счет внутренних защитных систем (фагоциты и макрофаги).
Пути распространения инфекции:
*Воздушно-капельный (грипп, корь, дифтерия, туберкулез, ангина). Профилактика: проветривание помещений, влажная уборка (с дезинфицирующими средствами), облучение УФ-лучами.
*Контактный – общение с больным/его вещами (оспа, ветрянка, гепатит);
*Водно-пищевой – инфекции пищеварительного тракта (дезинтерия).
*Трансмиссивный – передача через переносчик: грызуны, млекопитающие, птицы, насекомые. Профилактика: дезинфекция, дезинсекция.
*Парентеральный – из крови в кровь. Имеет период скрытого протекания болезни (от времени проникновения инфекции в организм до появления 1-ых симптомов).
16.Иммунитет, его виды. Особенности иммунитета в раннем возрасте. Аллергия и анафилаксия. Меры профилактики инфекционных заболеваний в детских учреждениях.
Иммунитет – невосприимчивость организма к возбудителям каких-либо заболеваний:
1.Естественный:
*Врожденный – передается по наследству;
*Приобретенный – вырабатывается в результате болезни, вырабатывает собственные антитела;
2.Искусственный:
*Активный – использование вакцин (готовые антитела);
*Пассивный – вводят сыворотку, которая изготавливается из плазмы крови переболевшего человека или животного.
Гильментозы – большая группа заболеваний, вызываемых паразитическими червями (свыше 150 паразитов-гильментозов.
Заражение в основном происходит через желудочно-кишечный тракт, вызывающее соответствующие заболевания. Главное поражающее направление – отравление организма ядовитыми продуктами (токсинами) жизнедеятельности гильментов.
Гильменты:
*Травмируют ткани организма;
*Большое скопление гильментов может привести к закупорке просветов сосудов (даже в головном мозге);
*Отравление ядовитыми веществами.
Признаки:
*Общее плохое самочувствие;
*Снижение работоспособности;
*Головные боли, боли в животе, рвота;
*Анемия (малокровие);
*Иногда повышение t°.
Наиболее часто встречающиеся паразитические черви у детей – астрицы, вызывающие аскоридоз.
Гильментозы, в первую очередь, болезнь грязных рук.
Профилактика:
*Соблюдение личной гигиены;
*Чистота пищи и воды;
*Гигиеническая чистота мест общего пользования;
*Уничтожение вредных насекомых;
*Ветеринарно-санитарный контроль мясо-рыбной продукции.
Аллергия – неадекватная реакция организма на физические или химические раздражители, она связана с изменением иммунной системы организма.
Анафилаксия – резко выраженная аллергическая
реакция.
17.Утомление, его биологическое
значение. Возрастные показатели умственной
работоспособности. Периодичность работоспособности
Утомление - это снижение работоспособности, наступившее в результате предшествующего труда. Утомление возникает в результате торможения в двигательном центре коры головного мозга. Также определенную роль играет накопление кислых продуктов обмена в мышцах, нарушение обмена веществ в сердце и мозге, гипогликемия, под влиянием которых нарушается нормальное течение нервных процессов.
Утомление (чувство усталости) является физиологическим явлением, если носит однодневный характер, т.е. уменьшается после отдыха, а на следующий день работоспособность полностью восстанавливается. Если утомление сохраняется, т.е. имеется кумулированное состояние утомления, речь идет о переутомлении. Хроническое переутомление может привести к перенапряжению. Некоторые авторы считают, что переутомление и перенапряжение - предпатологические состояния, другие полагают, что переутомление - это предпатологическое состояние, а перенапряжение - патологическое.
Профилактика переутомления:
1.Технологические меры - создание наиболее благоприятных технологических условий для уменьшения утомляемости (механизация, автоматизация, улучшение технических характеристик аппаратуры, инструментов и тд.)
2.Рационализация трудового процесса (экономичность, ритмичность, перерывы, отдых и тд.). Режим работы играет важную роль и определяется тяжестью работы: чем тяжелее работа, тем перерывы чаще и короче. В течение рабочего дня необходим большой перерыв (обеденный). Хороший эффект дает также производственная гимнастика.
3.Рационализация санитарно-гигиенических условий.
4.Повышение квалификации (тренированности) работников. Высококвалифицированные рабочие обычно утомляются позже.
Показатели тяжести труда:
1.Энерготраты (ккал/час)
2.Мощность работы (Вт)
3.Величина статической нагрузки (кг/с)
По тяжести труда выделяют следующие категории:
1.Легкий труд - не более 150 ккал/час
2.Труд средней тяжести 2А - 150-200 ккал/час
3.Труд средней тяжести 2Б - 200-250 ккал/час
4.Тяжелый труд - больше 250 ккал/час
18.Гигиенические
требования к уроку и
Гигиенические требования к уроку:
1.Организация урока (подготовлен класс, проверенный, влажная уборка спортивного зала, влажность от 30-60%, движение воздуха – 0,3 м/с, спортивный зал – 0,5 м/с, освещенность – 300 лк);
2.В процессе урока должны быть микропаузы – физкульт-минутки;
3.Изучение нового материала на уроке:
*В младших классах – 45 минут;
*В средних классах – 20 минут;
*В старших классах – не более 30 минут;
4.Максимальная наглядность;
5.Должна соблюдаться структура урока:
*Вводная;
*Основная;
*Заключительная.
6.Разнообразие методов;
7.Нельзя требовать долго фиксированную позу;
8.Строгое соблюдение перемен.
В течение дня самым продуктивным считается 2-3 урок. Вторник, среда – самые продуктивные дни.
В расписание урока
не рекомендуется сближать предметы
одного типа. Самые трудные предметы – математика
и иностранный язык, физика и геометрия,
гуманитарные предметы, родной язык и
физкультура.
19.Особенности режима в школах-интернатах, ПТУ, молодежных лагерях отдыха.
Школы-интернаты располагаются в населенных пунктах в зеленых зонах города. Имеют учебный и жилой корпуса. Если школа-интернат располагается на расстоянии более 3 км от жилого пункта – организуется подвоз детей.
Учебный корпус строится не выше 3-х этажей, спальный корпус – не выше 4-х этажей, участок – не менее 5 гектаров.
Для младших
детей спальни и учебные
В спальных корпусах имеются еще вспомогательные помещения: комната для просушки одежды и обуви, канцелярская, душевые (1 душ на 18 человек), ножные умывальники, туалеты.