Шпаргалка по "Гигиене"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружающей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осуществление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптимальные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Файлы: 1 файл

Шпоры по гигиене.doc

— 331.50 Кб (Скачать)

На нижних этажах располагается медицинский пункт  с изолятором, приемной, процедурной, кабинетом врача и зубоврачебным  кабинетом. На 1-2 этаже планируется  столовая по принципу самообслуживания.

Классные комнаты – 50-52 м2, рассчитаны на 35 учащихся.

Планировка и  гигиенические требования учебного корпуса соответствуют общеобразовательной школе.

В жилом корпусе  комнаты обязательно домашнего типа: коврики, цветы, уютные, для приготовления домашних заданий.

Основные принципы гигиенического устройства ПТУ, его задачи:

*Без ущерба для здоровья детей организуется сочетание теоретической деятельности с производственной;

*Обеспечить технику безопасности, ликвидировать производственный травматизм;

*Располагать ПТУ вблизи производ-ных баз;

*Разобщение 3 групп помещений (учебных, жилых, производственных), они планируются в разных корпусах, но в вблизи друг друга.

Существуют ПТУ  разного масштаба.

Учащиеся объединяются по профессиям по 30 человек в группе. Площадь земельного участка рассчитывается – 20 м2 на 1 учащегося.

Помещения ПТУ подразделяются на группы:

*Учебные;

*Учебно-производственные;

*Спортивные;

*Культурно-массового назначения;

*Служебные;

*Общежития;

*Столовая.

Учебные помещения  отличаются тем, что планируются лекционные помещения 70 м2 и более. Библиотека с книгохранилищем, столовая по принципу самообслуживания, 4 м2 на 1 место в спальнях, по 4 человека в комнате, бытовые и туалетные комнаты (все как в школах-интернатах).

Молодежный лагерь располагается в лесных массивах, вблизи водоемов, массивы должны быть светлыми, 50% озеленения, смешанный лес, территория огораживается по всему периметру, посторонним вход запрещен.

Школьники подразделяются на отряды: с каждого отряда свой жилой с помещениями для сна, игр, веранды открытые, отрядное место, место для костра, место для линейки, площадка для игр.

Спортивная зона – футбольное поле, площадки для спортивных игр (волейбол), гимнастический городок, площадка для  физкультурных зарядок.

Зона культурно-массового  назначения – показ фильмов, эстрада под навесом или без него, проводят праздники.

Хозяйственная зона – столовая, все подсобные помещения.

Административная зона –  живет весь персонал лагеря.

Медицинская зона с изолятором (5-6 мест), процедурная, удалена от лагеря.

Водоснабжение школы –  скважины закрытые, колодцы трубчатые  или центральные водоснабжение.

Туалеты располагаются не ближе чем за 50 метров от жилых  корпусов.

Расстояние между спальными  корпусами не менее 25 метров. 

20.Гигиеническое  нормирования  внеклассных и  внешкольных  занятий  детей и подростков

Общеобразовательная и воспитательная работа с учащимися не исчерпывается  учебными занятиями в школе и дома. Достижению этой же цели помогают участие в общественной работе, занятия в различных кружках, спортивной школе и т.д. Все виды общественной работы не должны занимать более 4-5 часов в неделю в старших классах и 3-4 часов – в младших. Вопрос о дополнительных внешкольных занятиях решается педагогами и школьным врачом в соответствии с индивидуальными особенностями детей (здоровье, успеваемость) и с учетом выраженных способностей и наклонностей к тому или иному характеру. 

21.Гигиенические   принципы   размещения   школ.   Радиус обслуживания школы. Гигиенические требования к земельному участку и зданию школы

При размещении школы в НП, учитывают следующие принципы:

*Близость к месту жительства;

*Удаленность от шоссейных дорог, промышленных предприятий и мест скопления людей.

*Достаточный по размеру земляной участок, отвечающий санитарным требованиям. Площадь рассчитывается по количеству учащихся. Наименьший участок до 320 учащихся – 1-2 га, 1960 – 5 га. При этом на спортивную зону отводится 35-40% всего земельного участка, а на хозяйственно-опытную зону – 6-10%.

*Для обеспечения учебного процесса школа должна обладать полным набором учебных помещений.

*Создание благоприятных условий для хорошего физического развития детей, отдыха, организации питания.

*Обеспечение полноценного естественного и искусственного освещения.

*Создание оптимального воздушно-теплового режима.

Территория школы  должна быть озеленена на 30%. Крупные  деревья отдаляются от здания школы  на расстояние его полуторной высоты. Территория ограждается по периметру  и обсаживается живой изгородью шириной до 6м.

На территории школы необходимо до минимума свести искусственные покрытия, по возможности отдать предпочтение травяным покрытиям, температура которых в самое жаркое время года на 3° ниже, чем над другими покрытиями.

Школьное здание располагается от красной линии на расстоянии не менее 25м.

В настоящее время школа – постройка в 3 этажа из кирпича. Совершенная планировка школьного здания требует блочную конструкцию с переходами. Преимущества блочной планировки:

*Позволяет внести разобщение разновозрастных групп детей;

*Уменьшена шумовая нагрузка;

*Облегчение работы гардероба;

*Большее кол-во выходов (не менее 3-х) – облегчение эвакуации в экстренных ситуациях;

*Снижает эпидемиологическую опасность, облегчает карантинные мероприятия.

Школьные  помещения делятся на:

1.Учебные (классы, лаборатории, кабинеты);

2.Учебно-спортивные (располагаются в отдельном блоке с отдельным выходом на улицу);

3.Для трудового обучения (располагаются на 1-ом этаже);

4.Массово-культурного назначения (актовый зал, библиотека, читальный зал);

5.Для групп продленного дня;

6.Общественного назначения (столовая, медпункт, администр., хоз.помещения).

Современные здания школы оборудованы центральным отоплением, вентиляцией. Лестница в школе свыше 1,5м не допускается, содержит не более 13 ступенек.

Учебные помещения  должны быть объединены в секции по 3-4 класса с общим местом для отдыха и санитарно-гигиеническим помещением.

 

22.Гигиенические  требования к учебным и вспомогательным  помещениям школы

Классные помещения  проектируются из расчета 1,25 м2 на человека. Площадь классного помещения – около 50 м2. Классные помещения имеют прямоугольную форму, окна располагаются на продольной оси, при этом угол рассматривания (между горизонтальной плоскостью доски и линией взора) должен быть не менее 35°.

Лаборатории имеют  специальное оборудование с более свободной расстановкой мест. На 1 учащегося – 1,75 м2, общая площадь – 66-70 м2, должна иметь 2 выхода.

Трудовые помещения. 3,3 м2 на ученика, занятия проходят по подгруппам, а также необходимо наличие дополнительной звуковой изоляции.

Спортивные помещения. Большой зал – 288м2, малый зал – 148м2. Обязательно наличие естественного освещения и спортивного инвентаря и оборудования, отвечающего санитарно-гигиеническим требованиям. 

23.Гигиеническая  оценка школы-интерната

Школы-интернаты  представляют собой новый тип  учебно-воспитательных учреждений, отличающихся большими возможностями в отношении совершенствования учебного процесса и создания гигиенических условий труда и отдыха. Школы-интернаты располагаются в населенных пунктах в зеленых зонах города. Имеют учебный и жилой корпуса. Если школа-интернат располагается на расстоянии более 3 км от жилого пункта – организуется подвоз детей.

Учебный корпус строится не выше 3-х этажей, спальный корпус – не выше 4-х этажей, участок  – не менее 5 гектаров.

Участок включает:  1) учебно-опытную зону; 2) спортивную зону с комплексом специальных и комбинированных площадок; 3) зону отдыха с площадками для подвижных игр; 4) хозяйственный двор; 5) защитную зеленую полосу и зеленые насаждения — до 50% площади всего земельного участка.

Для младших  детей спальни и учебные комнаты  отводятся на нижних этажах. В одной  спальне не более 8 детей и не более 6 подростков.

В спальных корпусах имеются еще вспомогательные помещения: комната для просушки одежды и обуви, канцелярская, душевые (1 душ на 18 человек), ножные умывальники, туалеты.

На нижних этажах располагается медицинский пункт  с изолятором, приемной, процедурной, кабинетом врача и зубоврачебным кабинетом. На 1-2 этаже планируется столовая по принципу самообслуживания.

Классные комнаты  – 50-52 м2, рассчитаны на 35 учащихся.

Планировка и  гигиенические требования учебного корпуса соответствуют общеобразовательной школе.

В жилом корпусе  комнаты обязательно домашнего типа: коврики, цветы, уютные, для приготовления домашних заданий.

Во всех школах-интернатах устраивается гимнастический зал площадью 162 или (чаще) 288 м2 и более.

 

24.Гигиеническая оценка ПТУ с учетом профессиональной подготовки в них.

Основные принципы гигиенического устройства ПТУ, его  задачи:

*Без ущерба для здоровья детей организуется сочетание теоретической деятельности с производственной;

*Обеспечить технику безопасности, ликвидировать производственный травматизм;

*Располагать ПТУ вблизи произв-ных баз;

*Разобщение 3 групп помещений (учебных, жилых, производственных), они планируются в разных корпусах, но в вблизи друг друга.

На территории ПТУ находятся такие зоны:

*Учебно-производственная;

*Спортивная;

*Хозяйственная.

Учащиеся объединяются по профессиям по 30 человек в группе. Площадь земельного участка рассчитывается – 20 м2 на 1 учащегося.

Помещения ПТУ подразделяются на группы:

*Учебные;

*Учебно-производственные;

*Спортивные;

*Культурно-массового назначения;

*Служебные;

*Общежития;

*Столовая.

Учебные помещения S=50м2. Лекционные помещения 72-108 м2 и более. Библиотека с книгохранилищем, столовая по принципу самообслуживания, 4 м2 на 1 место в спальнях, по 4 человека в комнате, бытовые и туалетные комнаты (все как в школах-интернатах. Обязательно планируется место для подготовки домашних заданий и отдыха. 
25.Гигиенические требования к участку и помещениям молодежного оздоровительного лагеря.

Массовые летние оздоровительные учреждения предназначены для пребывания детей 7-15 лет. Главный принцип – максимальное пребывание детей на воздухе. Различают несколько типов лагерей – от 300 до 1600 чел. Дети распределяются по возрастным группам, однако могут быть и смешанные. Земельный участок содержит 50% зеленого массива и 50% открытой территории. Желательно в смешанном лесу и вблизи водоемов, где территория по периметру ограждена. Жилые корпуса – 1-2-этажные с верандами и площадками для каждого отряда.

Обязательно наличие  игровых площадок с аттракционами под навесом и верандой. Туалетное помещение при отсутствии канализации, располагается не ближе 25м от спален.

Организуются  также:

*Спортивная зона;

*Зона культурно-массового назначения;

*Медицинская зона;

*Служебная зона;

*Хозяйственная (со столовой, кухней и постройками).

Для закаливающих процедур, организуется место для купания и принятия солнечных ванн. Место для купания ограничено буйками, осматривается дно и измеряется глубина. При купании должен присутствовать плаврук, воспитатели и медперсонал + аптечка и средства спасания.

Не допускается  наличие открытых колодцев, лучше  центральное водоснабжение. Для  старших школьников могут организовываться палаточные лагеря с соответствующим оборудованием. 

26.Требования к  оборудованию классных помещений. Осанка, нарушения осанки, их профилактика.

Площадь пола в  классе на одного учащегося установлена в 1,25 м2. Следовательно, размер класса для группы 40 человек должен быть равен 50 м2 при ширине 6,1 м и длине 8,2 м. Это обеспечивает необходимое естественное освещение на партах, стоящих у внутренней стены, и позволяет ясно видеть с последних парт написанное на доске, а также хорошо слышать речь учителя. Кабинеты литературы, истории, географии и другие имеют площадь 50—66 м2. Окна в классах и кабинетах должны быть расположены с левой стороны по отношению к учащимся, чтобы была исключена возможность образования теней от кисти руки во время письма. В целях лучшего освещения необходимо, чтобы подоконник был несколько выше парт.

Световой коэффициент  в классах и учебных кабинетах должен составлять 1/4-1/5, угол падения — не менее 27°, угол отверстия — не менее 6°, коэффициент естественной освещенности в самых темных местах —1,5%. Норма освещенности от искусственных источников света — 300 люксов.

Достаточное естественное и искусственное освещение учебных помещений не только обусловливает лучшее зрительное восприятие при чтении и письме и предупреждение близорукости у детей, но и обеспечивает более высокий тонус нервной системы, высокую работоспособность коры головного мозга и, следовательно, способствует умственной работе.

--

Важным  фактором, благоприятствующим нормальной жизнедеятельности школьников, является гигиеническое состояние воздуха. Длительное пребывание их в классах с повышенной температурой и влажностью воздуха при нарушенном нормальном химическом его составе вредно отражается на организме, влечет неприятные субъективные ощущения, головную боль, слабость, более быстрое наступление утомления, понижение внимания и умственной и физической работоспособности. Температура воздуха должна поддерживаться в пределах 16—18°, влажность— 40—60%. Обеспечение его доброкачественности достигается достаточной кубатурой классов, высота которых установлена в 3,3—3,5 м, и правильным режимом искусственной и естественной вентиляции. Центральная вытяжная вентиляция в школах должна быть рассчитана на удаление из класса трех объемов воздуха помещения в час. Приток свежего воздуха осуществляется за счет возможно более частого проветривания с помощью фрамуг.

Для поддержания  чистоты в помещениях стены красят до высоты 1,8 м от пола масляной краской, допускающей влажную уборку, а верхнюю их часть — клеевой. При использовании силикатных поливинилацетатных красок и других эмульсионных красителей стены окрашивают в один тон на всю высоту. Окраска должна быть светлых тонов.

Информация о работе Шпаргалка по "Гигиене"