Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:36, шпаргалка
Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружающей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осуществление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптимальные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.
На нижних этажах
располагается медицинский
Классные комнаты – 50-52 м2, рассчитаны на 35 учащихся.
Планировка и гигиенические требования учебного корпуса соответствуют общеобразовательной школе.
В жилом корпусе комнаты обязательно домашнего типа: коврики, цветы, уютные, для приготовления домашних заданий.
Основные принципы гигиенического устройства ПТУ, его задачи:
*Без ущерба для здоровья детей организуется сочетание теоретической деятельности с производственной;
*Обеспечить технику безопасности, ликвидировать производственный травматизм;
*Располагать ПТУ вблизи производ-ных баз;
*Разобщение 3 групп помещений (учебных, жилых, производственных), они планируются в разных корпусах, но в вблизи друг друга.
Существуют ПТУ разного масштаба.
Учащиеся объединяются по профессиям по 30 человек в группе. Площадь земельного участка рассчитывается – 20 м2 на 1 учащегося.
Помещения ПТУ подразделяются на группы:
*Учебные;
*Учебно-производственные;
*Спортивные;
*Культурно-массового назначения;
*Служебные;
*Общежития;
*Столовая.
Учебные помещения отличаются тем, что планируются лекционные помещения 70 м2 и более. Библиотека с книгохранилищем, столовая по принципу самообслуживания, 4 м2 на 1 место в спальнях, по 4 человека в комнате, бытовые и туалетные комнаты (все как в школах-интернатах).
Молодежный лагерь располагается в лесных массивах, вблизи водоемов, массивы должны быть светлыми, 50% озеленения, смешанный лес, территория огораживается по всему периметру, посторонним вход запрещен.
Школьники подразделяются на отряды: с каждого отряда свой жилой с помещениями для сна, игр, веранды открытые, отрядное место, место для костра, место для линейки, площадка для игр.
Спортивная зона – футбольное поле, площадки для спортивных игр (волейбол), гимнастический городок, площадка для физкультурных зарядок.
Зона культурно-массового назначения – показ фильмов, эстрада под навесом или без него, проводят праздники.
Хозяйственная зона – столовая, все подсобные помещения.
Административная зона – живет весь персонал лагеря.
Медицинская зона с изолятором (5-6 мест), процедурная, удалена от лагеря.
Водоснабжение школы – скважины закрытые, колодцы трубчатые или центральные водоснабжение.
Туалеты располагаются не ближе чем за 50 метров от жилых корпусов.
Расстояние между спальными
корпусами не менее 25 метров.
20.Гигиеническое нормирования внеклассных и внешкольных занятий детей и подростков
Общеобразовательная и воспитательная
работа с учащимися не исчерпывается
учебными занятиями в школе и дома. Достижению
этой же цели помогают участие в общественной
работе, занятия в различных кружках, спортивной
школе и т.д. Все виды общественной работы
не должны занимать более 4-5 часов в неделю
в старших классах и 3-4 часов – в младших.
Вопрос о дополнительных внешкольных
занятиях решается педагогами и школьным
врачом в соответствии с индивидуальными
особенностями детей (здоровье, успеваемость)
и с учетом выраженных способностей и
наклонностей к тому или иному характеру.
21.Гигиенические принципы размещения школ. Радиус обслуживания школы. Гигиенические требования к земельному участку и зданию школы
При размещении школы в НП, учитывают следующие принципы:
*Близость к месту жительства;
*Удаленность от шоссейных дорог, промышленных предприятий и мест скопления людей.
*Достаточный по размеру земляной участок, отвечающий санитарным требованиям. Площадь рассчитывается по количеству учащихся. Наименьший участок до 320 учащихся – 1-2 га, 1960 – 5 га. При этом на спортивную зону отводится 35-40% всего земельного участка, а на хозяйственно-опытную зону – 6-10%.
*Для обеспечения учебного процесса школа должна обладать полным набором учебных помещений.
*Создание благоприятных условий для хорошего физического развития детей, отдыха, организации питания.
*Обеспечение полноценного естественного и искусственного освещения.
*Создание оптимального воздушно-теплового режима.
Территория школы должна быть озеленена на 30%. Крупные деревья отдаляются от здания школы на расстояние его полуторной высоты. Территория ограждается по периметру и обсаживается живой изгородью шириной до 6м.
На территории школы необходимо до минимума свести искусственные покрытия, по возможности отдать предпочтение травяным покрытиям, температура которых в самое жаркое время года на 3° ниже, чем над другими покрытиями.
Школьное здание располагается от красной линии на расстоянии не менее 25м.
В настоящее время школа – постройка в 3 этажа из кирпича. Совершенная планировка школьного здания требует блочную конструкцию с переходами. Преимущества блочной планировки:
*Позволяет внести разобщение разновозрастных групп детей;
*Уменьшена шумовая нагрузка;
*Облегчение работы гардероба;
*Большее кол-во выходов (не менее 3-х) – облегчение эвакуации в экстренных ситуациях;
*Снижает эпидемиологическую опасность, облегчает карантинные мероприятия.
Школьные помещения делятся на:
1.Учебные (классы, лаборатории, кабинеты);
2.Учебно-спортивные (располагаются в отдельном блоке с отдельным выходом на улицу);
3.Для трудового обучения (располагаются на 1-ом этаже);
4.Массово-культурного назначения (актовый зал, библиотека, читальный зал);
5.Для групп продленного дня;
6.Общественного назначения (столовая, медпункт, администр., хоз.помещения).
Современные здания школы оборудованы центральным отоплением, вентиляцией. Лестница в школе свыше 1,5м не допускается, содержит не более 13 ступенек.
Учебные помещения должны быть объединены в секции по 3-4 класса с общим местом для отдыха и санитарно-гигиеническим помещением.
22.Гигиенические
требования к учебным и
Классные помещения проектируются из расчета 1,25 м2 на человека. Площадь классного помещения – около 50 м2. Классные помещения имеют прямоугольную форму, окна располагаются на продольной оси, при этом угол рассматривания (между горизонтальной плоскостью доски и линией взора) должен быть не менее 35°.
Лаборатории имеют специальное оборудование с более свободной расстановкой мест. На 1 учащегося – 1,75 м2, общая площадь – 66-70 м2, должна иметь 2 выхода.
Трудовые помещения. 3,3 м2 на ученика, занятия проходят по подгруппам, а также необходимо наличие дополнительной звуковой изоляции.
Спортивные помещения.
Большой зал – 288м2, малый зал – 148м2.
Обязательно наличие естественного освещения
и спортивного инвентаря и оборудования,
отвечающего санитарно-гигиеническим
требованиям.
23.Гигиеническая оценка школы-интерната
Школы-интернаты представляют собой новый тип учебно-воспитательных учреждений, отличающихся большими возможностями в отношении совершенствования учебного процесса и создания гигиенических условий труда и отдыха. Школы-интернаты располагаются в населенных пунктах в зеленых зонах города. Имеют учебный и жилой корпуса. Если школа-интернат располагается на расстоянии более 3 км от жилого пункта – организуется подвоз детей.
Учебный корпус строится не выше 3-х этажей, спальный корпус – не выше 4-х этажей, участок – не менее 5 гектаров.
Участок включает: 1) учебно-опытную зону; 2) спортивную зону с комплексом специальных и комбинированных площадок; 3) зону отдыха с площадками для подвижных игр; 4) хозяйственный двор; 5) защитную зеленую полосу и зеленые насаждения — до 50% площади всего земельного участка.
Для младших
детей спальни и учебные
В спальных корпусах имеются еще вспомогательные помещения: комната для просушки одежды и обуви, канцелярская, душевые (1 душ на 18 человек), ножные умывальники, туалеты.
На нижних этажах
располагается медицинский
Классные комнаты – 50-52 м2, рассчитаны на 35 учащихся.
Планировка и гигиенические требования учебного корпуса соответствуют общеобразовательной школе.
В жилом корпусе комнаты обязательно домашнего типа: коврики, цветы, уютные, для приготовления домашних заданий.
Во всех школах-интернатах устраивается гимнастический зал площадью 162 или (чаще) 288 м2 и более.
24.Гигиеническая оценка ПТУ с учетом профессиональной подготовки в них.
Основные принципы гигиенического устройства ПТУ, его задачи:
*Без ущерба для здоровья детей организуется сочетание теоретической деятельности с производственной;
*Обеспечить технику безопасности, ликвидировать производственный травматизм;
*Располагать ПТУ вблизи произв-ных баз;
*Разобщение 3 групп помещений (учебных, жилых, производственных), они планируются в разных корпусах, но в вблизи друг друга.
На территории ПТУ находятся такие зоны:
*Учебно-производственная;
*Спортивная;
*Хозяйственная.
Учащиеся объединяются по профессиям по 30 человек в группе. Площадь земельного участка рассчитывается – 20 м2 на 1 учащегося.
Помещения ПТУ подразделяются на группы:
*Учебные;
*Учебно-производственные;
*Спортивные;
*Культурно-массового назначения;
*Служебные;
*Общежития;
*Столовая.
Учебные помещения S=50м2. Лекционные помещения
72-108 м2 и более. Библиотека с книгохранилищем,
столовая по принципу самообслуживания,
4 м2 на 1 место в спальнях, по 4 человека
в комнате, бытовые и туалетные комнаты
(все как в школах-интернатах. Обязательно
планируется место для подготовки домашних
заданий и отдыха.
25.Гигиенические требования
к участку и помещениям молодежного оздоровительного
лагеря.
Массовые летние оздоровительные учреждения предназначены для пребывания детей 7-15 лет. Главный принцип – максимальное пребывание детей на воздухе. Различают несколько типов лагерей – от 300 до 1600 чел. Дети распределяются по возрастным группам, однако могут быть и смешанные. Земельный участок содержит 50% зеленого массива и 50% открытой территории. Желательно в смешанном лесу и вблизи водоемов, где территория по периметру ограждена. Жилые корпуса – 1-2-этажные с верандами и площадками для каждого отряда.
Обязательно наличие игровых площадок с аттракционами под навесом и верандой. Туалетное помещение при отсутствии канализации, располагается не ближе 25м от спален.
Организуются также:
*Спортивная зона;
*Зона культурно-массового назначения;
*Медицинская зона;
*Служебная зона;
*Хозяйственная (со столовой, кухней и постройками).
Для закаливающих процедур, организуется место для купания и принятия солнечных ванн. Место для купания ограничено буйками, осматривается дно и измеряется глубина. При купании должен присутствовать плаврук, воспитатели и медперсонал + аптечка и средства спасания.
Не допускается
наличие открытых колодцев, лучше
центральное водоснабжение. Для
старших школьников могут организовываться
палаточные лагеря с соответствующим
оборудованием.
26.Требования к оборудованию классных помещений. Осанка, нарушения осанки, их профилактика.
Площадь пола в классе на одного учащегося установлена в 1,25 м2. Следовательно, размер класса для группы 40 человек должен быть равен 50 м2 при ширине 6,1 м и длине 8,2 м. Это обеспечивает необходимое естественное освещение на партах, стоящих у внутренней стены, и позволяет ясно видеть с последних парт написанное на доске, а также хорошо слышать речь учителя. Кабинеты литературы, истории, географии и другие имеют площадь 50—66 м2. Окна в классах и кабинетах должны быть расположены с левой стороны по отношению к учащимся, чтобы была исключена возможность образования теней от кисти руки во время письма. В целях лучшего освещения необходимо, чтобы подоконник был несколько выше парт.
Световой коэффициент в классах и учебных кабинетах должен составлять 1/4-1/5, угол падения — не менее 27°, угол отверстия — не менее 6°, коэффициент естественной освещенности в самых темных местах —1,5%. Норма освещенности от искусственных источников света — 300 люксов.
Достаточное естественное и искусственное освещение учебных помещений не только обусловливает лучшее зрительное восприятие при чтении и письме и предупреждение близорукости у детей, но и обеспечивает более высокий тонус нервной системы, высокую работоспособность коры головного мозга и, следовательно, способствует умственной работе.
--
Важным фактором, благоприятствующим нормальной жизнедеятельности школьников, является гигиеническое состояние воздуха. Длительное пребывание их в классах с повышенной температурой и влажностью воздуха при нарушенном нормальном химическом его составе вредно отражается на организме, влечет неприятные субъективные ощущения, головную боль, слабость, более быстрое наступление утомления, понижение внимания и умственной и физической работоспособности. Температура воздуха должна поддерживаться в пределах 16—18°, влажность— 40—60%. Обеспечение его доброкачественности достигается достаточной кубатурой классов, высота которых установлена в 3,3—3,5 м, и правильным режимом искусственной и естественной вентиляции. Центральная вытяжная вентиляция в школах должна быть рассчитана на удаление из класса трех объемов воздуха помещения в час. Приток свежего воздуха осуществляется за счет возможно более частого проветривания с помощью фрамуг.
Для поддержания чистоты в помещениях стены красят до высоты 1,8 м от пола масляной краской, допускающей влажную уборку, а верхнюю их часть — клеевой. При использовании силикатных поливинилацетатных красок и других эмульсионных красителей стены окрашивают в один тон на всю высоту. Окраска должна быть светлых тонов.