Шпаргалка по "Гигиене"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружающей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осуществление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптимальные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Файлы: 1 файл

Шпоры по гигиене.doc

— 331.50 Кб (Скачать)

1.Понятие о гигиене  как науке. Методы гигиенических исследований. История гигиены. Роль отечественных ученых в развитии гигиенической науки

Гигиена - наука  о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружающей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осуществление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптимальные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Сам термин гигиена происходит от греческого слова, которое значит "целебный, приносящий здоровье".

Гигиена как  наука включает в себя несколько  дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и  водоснабжения, гигиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

Необходимо различать  термины "гигиена" и "санитария".

Гигиена - это наука, а санитария - совокупность практических мероприятий, направленных на проведение в жизнь требований гигиены. То есть, гигиена является теоретической основой санитарии.

Предмет гигиены хорошо раскрывается в ее определении.

Люди всегда инстинктивно стремились сохранить свою жизнь и здоровье. Поэтому они постоянно накапливали опыт и навыки по охране личного, а затем и коллективного здоровья. Археологические раскопки, производимые в различных частях земного шара, говорят о том, что уже в глубокой древности люди владели элементарными правилами по сохранению здоровья. Много внимания в то время уделялось вопросам питания, личной гигиены, благоустройства жилища и др.

Задачи  гигиены.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здоровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направления:

1.Изучение влияния факторов окружающей среды - природных и социальных (физических, химических, биологических, психологических) на здоровье и трудоспособность населения и разработка соответствующих оздоровительных мероприятий. Этими вопросами занимаются различные разделы коммунальной гигиены.

2.Разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

3.Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается непосредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Основные  методы гигиены:

*Санитарное описание какого-то объекта. Осмотр, измерения, анализы;

*Экспериментальный метод с применением лабораторных исследований (физических, химических, бактериологический);

*Антропологические измерения;

*Статистический метод (используется для подтверждения достоверности исследований).

Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении.

Сначала гигиена  в России преподавалась в виде курса при кафедре судебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии.

В 1871 году А. П. Доброславиным была создана первая в России самостоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал первую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для последующего развития отечественной гигиены.

В 1882 году кафедра  гигиены была создана в Московском университете. Руководителем кафедры был Ф. Ф. Эрисман. Эрисман представял общественное направление в гигиене. Известны учебники Эрисмана по гигиене, его -труды по школьной, профессиональной гигиене, -гигиене питания.

Одним из учеников Эрисмана был выдающийся ученый Г. В. Хлопин. Он создал большую школой гигиенистов, возглавлял кафедры гигиены, в том числе в нашем университете (Женском медицинском институте) с 1904 года. Хлопин является автором" ряда учебников по гигиене и монографий по различным проблемам гигиены.

Учеником Хлопина  был В. А. Углов, который также работал в 1 ЛМИ.

Он работал  в области коммунальной гигиены, гигиены питания, военной гигиены.

В советский период огромный вклад в гигиену внесли такие ученые как Я. А. Семашко, А. Н. Сысин, Ф. Г. Кротков, А. Н. Марзеев, А. В. Мольков, А. А. Летавет, Л. К. Хоцянов. 

2.Значение воздуха  для человека. Представления об атмосфере. Состав воздуха. Нормативные требования к воздушной среде учебных помещений

Воздушная среда, составляющая земную атмосферу представляет собой смесь газов, в которой содержится 27 газообразных веществ. Воздух необходим всем аэробным существам для дыхания.

Дыхание – это процесс получения энергии каждой живой клеткой.

В атмосфере существует постоянный круговорот этих газов, поэтому состав постоянен. Но состав атмосферного воздуха может меняться в основном за счет техногенной деятельности человека, выбросов автомобилей, предприятий. В выдыхаемом воздухе содержится на 25% меньше кислорода, чем во вдыхаемом воздухе, а уровень углекислого газа в 100 раз больше. Граница допустимого снижения кислорода в закрытых помещениях – 17-18%.

Человеку в сутки требуется 13-14 м3 воздуха (без интенсивной работы). В покое – 12л в час. При физ.работе – в 10 раз больше (~120л).

Чистый атмосферный  воздух содержит в своем составе:

*Азот (78%) – необходим всем  живым организмам для биосинтеза белка. В большом количестве содержится в мясе и рыбе. В условиях высокого давления N вызывает отравление организма. Поэтому при работе (водолазы, аквалангисты) в дыхательной смеси N заменяют He;

*Кислород (21%) – самая важная составляющая воздуха. Расходуется на процессы окисления и горения. Несмотря на значительных расход, его содержание практически не изменяется. Наш организм очень чувствителен к недостатку O2. Снижение содержания до 17% вызывает учащение пульса. Содержание 7-8% несовместимо с жизнью;

*Углекислый газ (0,03%) – является мощным гуморальным возбудителем дыхательного центра. Не накапливается в атмосфере, т.к. осаждается с осадками и поглощается растениями в процессе фотосинтеза. Норма содержания – 0,7 мл/л, 4% - вызывает головную боль, шум в ушах, 8% - смерть;

*Инертные  газы (всего 27 газообразных веществ) – все остальное.

В спортзале  и в залах для занятий секций температура воздуха должна быть 15-17°С; в раздевалке - 19-23°С. Уроки физкультуры следует проводить только в хорошо проветриваемых залах. Во время занятий необходимо открывать одно-два окна с подветренной стороны помещения при температуре наружного воздуха выше +5° С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале должны проходить при открытых фрамугах, а сквозное проветривание — во время перемен в отсутствие учащихся. Когда температура воздуха в зале достигнет 15—17°С, проветривание прекращают. 
3.Температура и влажность воздуха. Контроль за данными показателями в учебных и спортивных помещениях

Температура воздуха

Лучи солнца пробивают атмосферу и создают  необходимую для жизни температуру для жизни на Земле.

Температура воздуха зависит от нескольких факторов:

*Географическая широта, а значит и от угла падения солнечных лучей;

*Высота над уровнем моря;

*Близость от морей и океанов.

Для всех теплокровных организмов выработалась способность к терморегуляции.

В условиях повышенной температуры у  человека включается:

*Потоотделение. Испарение 1 грамма воды с поверхности тела приводит к потере 0,6 ккал;

*Глубокое и частое дыхание;

*Расширяются периферические (поверхностные) кожные кровеносные сосуды;

*Двигательная пассивность.

В условиях низкой температуры (потовые  железы и их потоки закрываются):

*Протоки потовых желез сужаются;

*Кровь перераспределяется к внутренним органам, расширяются внутренние органы, насыщаются кровью;

*Дыхание редкое и поверхностное;

*Мышечная активность повышается.

Оптимальная температура:

*В жилых помещениях – 20-22°;

*В спортивных залах – 16-18°;

*В бассейне – на 2° выше температуры воды.

Незначительные  слабые, но длительные охлаждения частей тела человека опаснее, чем резкие быстрые, т.к. это подпороговые раздражения, которые не вызывают активации защитных функций организма – это приводит к заболеваниям локального характера.

Влажность воздуха

Температура воздуха  всегда воспринимается на фоне влажности. Влажность обеспечивается присутствием водяных паров в воздухе. Влажность измеряется несколькими параметрами.

Влажность бывает:

*Абсолютная влажность – упругость или давление водяных паров в данном объеме воздуха в данный момент времени при данной температуре;

*Максимальная влажность – упругость водяных паров в данном объеме воздуха при данной температуре, но в условиях полного насыщения влагой;

*Относительная влажность – отношение абсолютной влажности к максимальной, выраженная в процентах.

Для человека оптимальная влажность – 30-60%. При низкой влажности (ниже 30%) сужаются, высыхают слизистые оболочки, появляются микротрещинки в слизистых. При излишне высокой влажности воздуха и высокой температуре возникают опасности перегрева, или теплового удара. А при низкой температуре и высокой влажности возникает переохлаждение. 

4.Атмосферное давление  и движение воздуха, контроль за данными показателями в учебных и спортивных помещениях.

Атмосферное давление

АД – величина непостоянная и неравномерная, создается тяжестью воздуха. Его уровень зависит от:

*Географической местности;

*Времени года и суток;

*Температуры воздуха.

*Высота над уровнем моря.

Атмосферное давление создается массой воздуха толщиной в 1 атмосферу. Измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм.рт.ст).

Норма АД - 760 мм.рт.ст на уровне моря на широте 45° при температуре 0°.

Величина давления прямо влияет на насыщаемость крови газами.

Особенно опасен для организма человека перепад давления. Когда давление переходит с высокого в низкое избыток газов, растворенных в крови при дыхании не может удержаться в ней (в крови) и выходит прямо в сосуды в виде пузырьков (воздушная эмболия), нарушается кровообращение.

В норме АД не ощущается, т.к. оно во внутренней среде организма уравновешено с упругостью газов в крови. Если резко изменить АД, то возникнет значительное внутреннее несоответствие внешнему Д. Т.о., если поместить человека в область высокого Д, то большое кол-во газов насыщает кровь. Если затем резко АД понизить, то весь избыток газов в виде пузырьков высвободится с кровью к тканям, вызывая смерть (воздушная эмболия). С поднятиями на высоту вместе с АД падает и порциональное Д кислорода. Это приводит к недостатку кислорода в тканях (гипоксия) и развивается «горная болезнь» (затруднение дыхания, шум и боль в ушах, боль в животе, носовое и ушное кровотечение)

Обычные суточные колебания давления не превышают 4-5 мм.рт.ст. Годовые колебания не превышают 20-30 мм.рт.ст.

Для нормального  обеспечения кислородом организма его давление в воздухе не должно быть ниже 100 мм.рт.ст. (соответствует высоте над уровнем моря 4 км).

В условиях низкого  давления, низкого содержания кислорода у человека развивается горная болезнь:

*Головокружение или головные боли;

*Боль в ушах;

*Затруднение дыхания;

*Кровотечения;

*Отдышка;

*Сонливость;

*Понижение внимания и координации движения.

Движение воздуха

Движение воздуха происходит по причине неравномерного прогревания воздуха в различных областях земного шара. Степень прогревания зависит от географической широты, от состояния атмосферы и уровня ее загрязненности. Холодный воздух значительно тяжелее теплого. В зоне холодного воздуха формируется высокое давление, и наоборот, в зоне теплого – низкое, и тогда воздушные массы из области высокого давления перемещаются в область низкого. Чем больше перепад Д, тем выше скорость движения воздуха.

Циклоны – теплые влажные воздушные массы. Формируются в зоне низкого давления над морями и океанами.

Антициклоны – сухие холодные массы, формируются над материками.

Фены – сухие горные теплые ветры.

Бризы – постоянные ветры. Ночью дуют с суши на море, днем с моря на сушу.

Наиболее благоприятно движение воздуха 1-4 м/с, 4-7 м/с – действует  раздражающе на человека, свыше 7 м/с – движение воздуха действует отрицательно (разрушающе).

В жилых, рабочих и учебных помещениях движение считается нормальным до 0,3 м/с, в спортзалах – до 0,5 м/с (кроме зала борьбы и зала для тенниса), в бассейнах – 0,1 м/с.

Движение воздуха характеризуется  не только скоростью, но и направлением. Для каждой местности характерна закономерная повторяемость ветров преимущественно одного направления. Для выражения этой закономерности используется роза ветров - векторная диаграмма, характеризующая режим ветра в данном месте по многолетним наблюдениям. Длины лучей, расходящихся от центра диаграммы в разных направлениях (румбах горизонта), пропорциональны повторяемости ветров этих направлений («откуда» дует ветер).

Движение воздуха приводит к охлаждению и раздражает рецепторы, что автоматически улучшает обмен  веществ. Гигиеническое значение движения воздуха заключается в том, что оно способствует вентиляции помещений, а также играет важную роль в удалении и самоочищении поступающих в атмосферу загрязнений. 

5.Ионизация воздуха.  Факторы загрязнения воздуха, влияние их на организм человека.

ИВ определяется наличием в воздухе электрически заряженных частиц, которые образуются в результате расщепления молекул и атомов газов воздуха под действием ионизаторов (положительные ионы – катионы, отрицательные – анионы).

Ионизирующими факторами служат:

*Ультрафиолетовые лучи солнца;

*Грозовые разряды;

*Механические сотрясения и колебания;

Информация о работе Шпаргалка по "Гигиене"