Шпаргалка по "Гигиене"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:36, шпаргалка

Краткое описание

Гигиена - наука о здоровье, профилактическая дисциплина, разрабатывающая на основе изучения взаимодействия организма и факторов окружающей среды (природных и социальных) нормативы и мероприятия, осуществление которых обеспечивает предупреждение болезней, создает оптимальные условия для жизнедеятельности и самочувствия человека.

Файлы: 1 файл

Шпоры по гигиене.doc

— 331.50 Кб (Скачать)

Осанка –  привычное положение тела человека, поддерживающееся им на протяжении жизни  и изменяющаяся в зависимости  от условий.

Физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости: шейный и поясничный лордозы (вперед) и грудной кифоз (назад).

Разновидности нарушения  осанки в сагиттальной плоскости:

*Сутулая спина;

*Круглая спина;

*Плоская спина;

*Плосковогнутая спина.

Нарушение осанки во фронтальной  плоскости называется ассиметричная  осанка.

 

27.Гигиенические  требования к оборудованию школьных мастерских

Учебные мастерские предназначаются  для работ по дереву и металлу и рассчитываются на занятия с группой не более 20 человек. Площадь каждой из них должна быть не менее 66м2. Норма освещенности – 350-550 люкс. Их располагают на первом этаже в одном из крыльев здания, с выходом наружу, чтобы облегчить доставку материалов и исключить проникновение шума в основные учебные помещения.

Минимальное расстояние между  станками для обработки дерева – 0,8м, а между рядами – 1,2. Движущиеся части станков должны быть закрытии чехлами, при этом у детей должна быть строгая рабочая форма и предварительный инструктаж по ТБ.

В мастерских усиливают вытяжную вентиляцию, устраивают дополнительное местное освещение у станков  и обеспечивают необходимые меры по технике безопасности.

 

 

28.Личная гигиена  школьников. Уход за кожей и  волосами. Гигиенические требования к одежде и обуви, уход за ними

Личная гигиена включает в себя: рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, отказ  от вредных привычек, гигиену одежды и обуви.

Знание правил личной гигиены  необходимо каждому человеку. Особенно оно важно для физкультурников и спортсменов, так как строгое соблюдение этих правил способствует укреплению здоровья, повышению эффективности тренировочных занятий и служит залогом высоких спортивных достижений.

Рациональный суточный режим  создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма и способствует повышению спортивной работоспособности. Это объясняется тем, что при правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего спортсмен и физкультурник могут в определенное время наиболее эффективно выполнять различные виды работ.

Рациональный суточный режим помогает также лучше планировать время и успешнее трудиться. Неуклонное соблюдение режима дня помогает воспитывать организованность, силу воли, приучать к сознательной дисциплине.

Особое внимание в суточном режиме следует уделять сну. Нормальный, здоровый сон помогает сохранить здоровье и высокую работоспособность. Систематическое недосыпание и бессонница опасны. Они приводят к истощению нервной системы, снижению работоспособности, ослаблению защитных сил организма. Но и лишний сон нежелателен. Обычно продолжительность сна зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей человека. У здоровых людей сон длится 8-9 часов.

Гигиеническое значение кожи очень важно, т.к. здоровье школьника, его работоспособность и сопротивляемость различным заболеваниям во многом зависят от состояния кожных покровов. Основа ухода за кожей – регулярное мытье тела горячей водой с мылом и мочалкой. Менять нательное белье после мытья обязательно. Наиболее загрязняющиеся участки тела (лицо, шею, верхнюю часть туловища) необходимо мыть каждый день утром и вечером.

Полезной гигиенической  процедурой является баня. Правильное пользование баней способствует поддержанию чистоты тела, улучшает функции кожи и укрепляет здоровье.

Одежда, прежде всего, должна быть легкой, чтобы не утомлять человека при ходьбе и не вызывать непроизводительной траты энергии, чтобы не препятствовать дыханию, кровообращению и пищеварению и быть удобной для бытовой и профессиональной деятельности. Также важно, чтобы одежда, особенно бытовая была красивой. Это имеет эстетическое значение, воспитывает вкус и определяет в известной мере поведение и внешний облик человека. Одежда должна обладать свойствами, обеспечивающими надежную защиту от неблагоприятных влияний окружающей среды и способствующими созданию здорового микроклимата под одеждой. Основное гигиеническое значение имеют: теплопроводность материалов, воздухопроницаемость, водоемкость и гигроскопичность.

Требования к  обуви во многом совпадают с требованиями, предъявляемыми к одежде. Материалы, из которых шьется обувь, должны быть прочными, достаточно мягкими, обладать хорошей воздухопроницаемостью, защищать от охлаждения, сырости, механических воздействий. Тесная обувь, сдавливая сосуды, затрудняет кровообращение, что способствует быстрому охлаждению и отморожению ног в холодное время года, развивается повышенная их потливость, появляются потертости, мозоли.

 

 

29. Понятие о гигиенически полноценном питании. Нормы питания Пищевые продукты, их состав и энергетическая ценность.

Питание — сложный  процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения в организме пищевых веществ, необходимых для покрытия его энергетических трат, построения и возобновления клеток и тканей организма, регуляции физиологических функций организма. В гигиене принят термин «полноценное питание», означающий питание, построенное на научных основах, способное полностью обеспечить потребность в пище в количественном и качественном отношениях. Основные гигиенические требования к пище состоят в том, что она должна: 1.полностью возмещать энергетические траты организма; 2.содержать все необходимые пищевые вещества для построения тканей, органов и нормального протекания всех физиологических процессов; 3.быть разнообразной;  4.обладать приятными вкусом, запахом и внешним видом; 5.быть легкоусвояемой; 6.быть доброкачественной

Белки, жиры, углеводы, витамины — основные пищевые вещества в рационе человека. Белки — это высокомолекулярные азотистые соединения. Белки в отличие от жиров и углеводов не откладываются в организме про запас и должны ежедневно вводиться с пищей в достаточном количестве. Норма составляет 96—132 г(муж), 82—92 г(жен). Главная роль жиров заключается в доставке энергии. При окислении 1 г - 2,3 ккал. Жиры выполняют и пластическую функцию, являясь структурным элементом протоплазмы клеток. Норма 1,3-1,5 г на 1 кг массы тела. Углеводы и их производные служат структурным и пластическим материалом поставщика энергии и регулируют ряд биохимических процессов. Норма в сутки должен получать 344-440 г усвояемых углеводов. Витамины - это различные по химическому составу органические соединения, необходимые организму для образования ферментов.

 

30. Заболевания, вызванные неправильным питанием: кариес, рахит, экзогенно-конеггитуционное ожирение, гипо- и авитаминозы, их профилактика

Нарушения санитарных норм хранения и раздачи готовых блюд может привести к массовым желудочно-кишечным заболеваниям и пищевым отравлениям.

Отравления:

*Химические – возникшие в результате ядовитых продуктов (грибы, рыба и моллюски, семена сорников)

*Бактериологические – возникают за счет употребления инфицированных продуктов (мясо, рыба, молочные продукты).

Самым опасным  бактериологическим заболеванием является ботулизм, бактерии которого являясь анаэробными организмами, существуют без O2. Размножаясь в консервируемых продуктах, выделяют сероводород.

Признаки ботулизма: *тошнота, *рвота, *боль в животе, слегка повышенная температура.

После этого  возбуждение в ЦНС сменяется  угнетением, нарушается дыхание и сердечная деятельность.

Спасти больного может только сыворотка против ботулизма. Доврачебная помощь при отравлении:

*создать тихую  и спокойную обстановку;

*обильный воздух  свежего воздуха;

*при ознобе  – грелка;

*обеспечить  питьем в достаточном количестве;

*промывание  желудка.

 

 

31. Организация  питания в детских коллективах. Воспитание гигиенических навыков приема пищи.

Контроль за качеством получаемых продуктов, условиями  их хранения и сроками реализации осуществляется ежедневно. Все пищевые продукты, поступающие в детское учреждение, должны соответствовать требованиям государственных стандартов. При получении скоропортящихся продуктов обязательно надо требовать за них качественные удостоверения с указанием даты выработки, сорта или категории, срока реализации, ряда лабораторных данных (например, для молока и молочных продуктов - жирность, содержание белка).

Сырые продукты и продукты, идущие в питание детей  без термической обработки, необходимо хранить раздельно. Особое внимание следует обращать на правильное хранение и своевременное использование скоропортящихся продуктов (мясо, рыба, молоко, кисломолочные продукты и др.)

Большого внимания требует качество приготовления пищи, строгий контроль за соблюдением правил кулинарной обработки продуктов, проведение мероприятий по профилактике пищевых отравлений.

Контроль за качеством приготовления пищи предусматривает  также присутствие медицинских работников при закладке основных продуктов в котел и проверку выхода блюд.

Важно обращать внимание на соответствие объемов приготовленного питания количеству детей и объему разовых порций, не допуская приготовления излишних количеств пищи, особенно I блюда, что приводит к снижению калорийности питания, понижению его биологической ценности и к большему количеству остатков пищи.

Наряду с периодическими расчетами химического состава пищи, медицинским работникам следует ежедневно ориентировочно анализировать рацион дневного питания детей, ассортимент используемых в меню продуктов, содержание животных белков, сливочного и растительного масла. Это является исходной информацией для дачи рекомендаций родителям по подбору продуктов для ужина детей в домашних условиях, которые должны дополнить питание, полученное детьми в дошкольном учреждении.

Контроль за санитарным состоянием пищеблока заключается  в ежедневной проверке качества уборки кухни и всех подсобных помещений, соблюдения правил мытья посуды, оборудования, использования соответствующих моющих средств и других моментов.

Правильность  мытья посуды можно контролировать измерением температуры воды в моечных ваннах, определением процента моющих средств, активности применяемых дезинфицирующих растворов. Следует обращать внимание на использование только разрешенных санитарной службой моющих средств.

Необходимо также  следить за своевременной сменой санодежды (по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 2 дня), обязательной смены  куртки или фартука при переходе одного работника от процессов обработки сырых продуктов к работе с готовой продукцией.

Следует помнить, что работникам пищеблока запрещается  застегивать санитарную одежду булавками, иголками, хранить в карманах посторонние предметы (деньги, ключи, папиросы), носить бусы, броши, кольца, клипсы и т.п.)

Важным разделом контроля санитарно-эпидемиологических станций за качеством питания детей в дошкольных учреждениях является проведение периодических проверок рационов детского питания на калорийность и полноту вложения (содержание основных пищевых веществ и витамина С). 

32. Гигиенические  требования к режиму дня, учебной  деятельности, личной гигиене младших  школьников и подростков.

В период новорожденности  – 16,5 часов сна. Со 2-ого месяца –  суточный ритм сна – 10-12 часов(ночной) и 6-6,5 (дневной). В течение 3-ех лет – 10-12 часов ночной и 1-2 дневной.

В школьном возрасте ночной по потребностям (около 8 часов), дневного сна может и не быть.

Оптимальные условия для сна:

*Спокойные занятия перед сном – прогулки;

*Проветренное помещение перед сном и доступ свежего воздуха в течение ночи, но прогретого воздуха;

*Удобная, чистая, теплая, но не мягкая постель;

*Отсутствие посторонних раздражителей;

*Ужин не позже, чем за 2 часа до сна.

Учебные занятия  в школе совпадают с подъемом работоспособности, в течение суток наблюдается 2 подъема работоспособности:

1.10-12 часов;

2.16-18 часов.

Длительность учебной нагрузки нормируется с возрастом:

*1-3 классы – не более 24 часов в неделю;

*4 класс – 27 часов;

*5-8 класс – 29 часов;

*9 класс – 30 часов;

*9-11 классы – 36 часов.

В начальных классах снижение работоспособности наблюдается после 2 часов, к старшим классам после 7-8 часов.

Время приготовления  домашнего задания должно совпадать со 2 подъемом работоспособности и нормируется с возрастом и уставом школ:

*1 класс – не более 1 часа;

*2 класс – 1,5 часа;

*3-4 классы – 2 часа;

*5-6 классы – 2,5 часа;

*7 класс – 3 часа;

*8-11 классы – до 4 часов.

Приготавливаются  домашние задания после завтрака или обеда, после продолжительного отдыха не менее 2 часов. В семье для  приготовления заданий дома организуется хорошо освещенное рабочее место. Через каждые 30 минут работы надо делать 15-минутный перерыв.

Активный  отдых на воздухе:

*Младший школьный возраст – 3-3,5 часа;

*Средние классы – 2,5-3 часа;

*Старшие классы – 2-2,5 часа.

После активного  поведения на свежем воздухе занятия по интересам. В формах отдыха не должно быть явного принуждения. Нормируется питание. Питание должно быть маленькими порциями (примерно 5 раз в сутки):

*Легкий завтрак;

*Завтрак в школе;

*Обед;

*Полдник (в 17-18 часов);

*Ужин.

Требования  к питанию в режиме дня:

*Полное восполнение энергетических и пластических затрат;

*Прием пищи в определенное время;

*Пища должна быть высококачественной (консервы давать нельзя).

Если ребенок  занимается спортом, то пищу принимают за 2 часа до тренировки и 1,5 после тренировки. В школьной столовой меню не должно повторяться чаще, чем 2 раза в неделю. В режиме дня должно быть отведено время для трудового занятия (1-1,5 часа в день).

Вне школьной деятельности не более 2 кружкой:

*1-3 классы – 2 часа;

*4-8 классы – 2-3 часа;

*9-11 – 3-4 часа.

Продолжительность 1 занятия в младших классах – 45 мин – 1 час, в средних и старших классах – 1,5-2 часа.

Гигиенические принципы организации учебной деятельности. В учебной деятельности функционируют следующие системы:

*ЦНС и периферическая нервная система;

*Анализаторы;

Информация о работе Шпаргалка по "Гигиене"