Ритмическая гимнастика и ее влияние на организм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 14:16, реферат

Краткое описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека , но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы , успешно решать основные жизненные задачи , преодолевать трудности , а если придется , то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь .

Файлы: 1 файл

физра.docx

— 128.92 Кб (Скачать)

 

Два урока физкультуры  в неделю не компенсируют дефицита физической нагрузки. Для школьников занятия физическими упражнениями должны занимать 8—12 ч в неделю [26]. Даже трех уроков физкультуры явно не хватает для удовлетворения биологической  потребности растущего организма  в движении.

 

При поступлении детей  в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации  к новым условиям, является снижение двигательной активности почти наполовину. В деятельности учащихся преобладает  статический компонент: 80—85% дневного времени они находятся в сидячем  положении. Даже младшие школьники  проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их организм более адаптирован к  кратковременным динамическим нагрузкам.

 

Как отмечают физиологи, складывается парадоксальная ситуация: для успешного  усвоения учебной программы ребенку  нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время  находиться в статическом положении, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшению снабжения  организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.

 

С гиподинамией связывают  повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, нарушений обмена веществ, ожирения, расстройств эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата. При недостаточной физической нагрузке прогрессирует снижение способности эритроцитов переносить кислород к мышцам, тканям, головному мозгу. Для растущего организма это чревато нарушениями развития, снижением интеллектуальной продуктивности, ухудшением памяти и т.д. Ребенок становится более вялым и раздражительным, эмоционально неустойчивым, не способным к концентрации усилий — как физических, так и умственных. Это отражается и на показателях физического развития, особенно заметных на уроках физкультуры, в турпоходах. Общий уровень здоровья у таких молодых людей заметно ниже, чем у получавших достаточную, гармоничную физическую нагрузку. После окончания школы юноши, страдавшие гиподинамией, с трудом адаптируются к армейской службе, имеют ограничения для выбора профессии. У девушек возникают проблемы при родах.

 

Двигательная активность детей должна быть организована так, чтобы предотвращать гиподинамию  и в то же время не приводить  к их переутомлению. Восполнение  двигательной активности учащихся в  школе происходит, в основном, на уроках физкультуры. При различных  формах их проведения, в зависимости  от темы и специфики, учащийся по-разному  реализует суточную потребность  в физической нагрузке. На уроках волейбола, баскетбола, других подвижных игр, плавания — около 27% ; при занятиях легкой атлетикой — около 40% ; на уроках лыжной подготовки — 57% . Хотя на уроках гимнастики реализуется лишь около 10% двигательной активности, это не снижает значимости таких уроков, поскольку именно на них обеспечивается преимущественное формирование жизненно важных двигательных координации.

 

Построение уроков физкультуры  в интересах здоровья школьников — отдельная проблема, имеющая  значение для учителей физкультуры. В процессе проведения тематических семинаров и знакомства с работами, поданными на конкурс «Учитель года», вырисовывается замечательная картина  творчества учителей — энтузиастов  здоровья. Они приобщают к такой  деятельности не только своих учеников, но и их родителей, а также коллег-педагогов.

 

Обратим внимание на принцип, которым должны руководствоваться  и учитель физкультуры, и администрация  образовательного учреждения: «Физкультура без освобожденных!» Парадокс: ослабленные, болезненные учащиеся, как раз больше других нуждающиеся в восстановлении и укреплении здоровья, в том числе средствами физической культуры, от таких уроков освобождаются, проводя и эти 45 мин без активного движения.

 

Наибольший оздоровительный  эффект оказывают занятия плаванием  и лыжами, так как первые проходят в водной сфере, а вторые — на снежной поверхности, что значительно  облегчает движения, оказывает закаливающее действие, имеет положительный следовой эффект. В результате реализации внеурочных форм ребенок может удовлетворить  до 40% потребности в двигательной активности.

 

Физическая активность учащихся в школе должна быть организована при взаимодополняющем сочетании  двух направлений:

 

1) занятий больших форм  — уроков физкультуры и работы  спортивных секций во внеурочное  время и 

 

2) занятий малых форм, вводимых  в структуру учебного дня для  поддержания высокого уровня  работоспособности школьников в  течение всего времени обучения.

 

К занятиям малых форм относятся: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы [приложение1-9] физические упражнения на удлиненной перемене; микросеансы отдельных упражнений. За счет занятий малых форм физического воспитания можно удовлетворять ежемесячную потребность в движениях и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности.

 

Для занятий малых форм характерны следующие особенности:

 

« узкая направленность деятельности: реализуются частные задачи, не гарантирующие  кардинальных изменений в состоянии  занимающегося, хотя и способствующие ему. Это задачи по умеренной тонизации и ускорению врабатывания в учебный процесс, по некоторой оптимизации динамики текущей работоспособности, по профилактике неблагоприятного воздействия выполняемой работы на состояние организма и т.д.;

 

незначительная продолжительность: выполнение упражнений нередко длится всего несколько минут;

 

невыраженная дифференцировка  структуры: подготовительная, основная и заключительная части занятия  могут быть кратковременными или  практически не обозначенными, особенно тогда, когда упражнения подчинены  режиму текущей деятельности;

 

невысокий уровень функциональных нагрузок.

 

Хотя занятия малых  форм играют дополнительную роль в  системе физического воспитания, они являются важным фактором оптимизации  функционального состояния организма  занимающихся, способствуют поддержанию  высокого уровня работоспособности, повышают уровень двигательной активности.

 

Гимнастика до уроков (вводная  гимнастика) на протяжении 5—10 мин не заменяет, а дополняет утреннюю гимнастику. Она имеет свое назначение подготовить  ребенка к удержанию рабочей  позы, углубить дыхание, сосредоточить  внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц.

 

Подвижные игры проводятся на малых переменах и динамической перемене. Последнюю при подходящей погоде лучше проводить на пришкольном участке после второго или третьего урока продолжительностью 20-40 мин.

 

Каждый учитель должен уметь проводить физкультминутки  на своих уроках, учитывая специфику  предмета. Термином физкультминутка  принято обозначать кратковременные  серии физических упражнений, используемых, в основном, для активного отдыха. Обычно это проведение 3-5 физических упражнений во время урока по предметам  теоретического цикла (2-3 мин) или урока  труда (5-7 мин). Они проводятся зачастую с музыкальным сопровождением, с  элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

 

Время начала физкультминутки  выбирает сам учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться  утомление. В течение урока проводится 1-2 физкультминутки.. Они обязательны на третьем и последующих уроках.

 

Проведение физкультминуток  решает следующие задачи:

 

а) уменьшение утомления и  снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;

 

6) активизация внимания  учащихся и повышение способности  к восприятию учебного материала;

 

в) эмоциональная встряска учащихся, возможность сбросить накопившийся, например, во время опроса груз отрицательных  эмоций и переживаний.

 

В состав упражнений для физкультминуток  обязательно должны быть включены упражнения по формированию осанки, укреплению зрения и упражнения, направленные на выработку  рационального дыхания. Большинство  учащихся начальных классов не умеют  правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также  в условиях относительного мышечного  покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Нужно вводить упражнения для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.

 

Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей  деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

 

Физкультминутки проводят в  светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Спертый воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений, следует открыть форточки, остановить текущую работу и предложить детям подготовиться к физкультминутке. Дети расстегивают воротнички и принимают исходное положение. Учитель произносит команды четким, громким голосом; он же показывает упражнения, которые выполняются впервые. Для повышения интереса детей на начальных этапах внедрения физкультминуток в школе можно использовать какой-либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд.

 

Обязательное условие  эффективного проведения физкультминуток  — положительный эмоциональный  фон. Выполнение упражнений со скучающим  видом, нехотя, делая одолжение учителю, желаемого результата не даст.

 

Для преемственности между  физкультминутками, проводимыми разными  учителями в одном классе в  течение одного учебного дня, организатору (куратору) их проведения в школе  — обычно учителю физкультуры  — необходимо составить пример ную программу для каждого учителя. Она должна быть соотнесена с расписанием уроков.

 

Хорошие результаты дает проведение физкультминуток самими школьниками (начиная с 6-7 класса). Это вменяется  в обязанность дежурным по здоровью и проводится под контролем учителя. К их проведению подростков надо специально подготовить, что может быть включено в программу уроков физкультуры. (Примерный комплекс упражнений физкультминуток  приводится в Приложении 3.)

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Здоровье считается базисной характеристикой человеческой жизни. Многие современные исследователи  связывают здоровье с— понятием «качество жизни». В частности П. И. Сидоров и В. Т. Ганжин (1997) утверждают, что здоровье — это такое качество жизненного процесса, когда он закономерно и оптимально осуществляется в природной и социальной среде и обогащается необходимым внутренним миром конкретного человека. Для человека оно выступает адекватной гигиенической средой и здоровым образом жизни.

 

Рассматривая здоровье как  жизненный процесс, можно говорить о нем применительно к любому человеку и к любому отрезку его  жизненной биографии, а также  к обществу в целом: здоровье; общества, здоровье нации, здоровье подрастающего  поколения. Существуют два взаимосвязанных  аспекта здоровья: биологический  и социальный. ;

 

Возможности человека быть счастливым и здоровым зависят', от качества жизни. В утверждении качества жизни  важны как объективные факторы (уровень благосостояния, социальных услуг, экологии), так и субъективные (высокий смысл жизни и здоровый образ жизни).

 

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это мера цивилизованности и  человечности, характеризующая как  отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную  ценность, на идеалы личности, семьи, нации  и природы, из эффективных мер  питания, образования, физкультуры  и спорта, гигиены тела и духа.

 

В связи с этим возникают  вопросы: кто способен диагностировать  и лечить социальные недуги? Кто  может вести профилактику в образовательных  учреждениях?

 

Этим должны заниматься государство  и общество, улучшая социальное качество жизни и формируя самосохранное поведение людей. «Береги здоровье смолоду», «Болезнь легче предупредить, чем лечить»... Народная мудрость ориентирует общественное сознание на заботу о рождении и сохранении здорового поколения, формирование здорового образа жизни, валеологической культуры с детских лет. Этот аспект деятельности по своей сути социально-педагогический, поэтому осуществлять его должны педагоги как носители культуры (в том числе и культуры здоровья), обеспечивающие оптимальные психогигиенические условия обучения и воспитания; родители, закладывающие основы биологического здоровья и создающие здоровый образ жизни ребенка в семье, а также специалисты, решающие проблемы сохранения социального здоровья и профилактика социальных недугов.

 

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Ананьев Б.Г. О проблемах  современного человека. — М., 1977.

 

Ананьев ВА. Введение в психологию здоровья. — СПб., 1998.

 

 Ананьев П.Б. Влияние  на здоровье детей основных  факторов, формирующих среду обитания: Автореф. дис. — М., 2000.

 

Ананьев Н.И., Блинова Е.Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников // Актуальные проблемы адаптации человека. — Сургут, 2002.

 

Аносова М.В. Анализ урока  с позиции здоровье сбережения // Педагогика и психология здоровья. — М., 2003.

 

Антропов Ю.Ф. Невротическая  депрессия у детей и подростков. — М., 2000.

 

Александровский ЮЛ. Состояния  психической дезадаптации и их компенсация. — М., 1976.

 

Апанасенко Г.Л., Попова Л А.. Медицинская валеология. — Ростов н/д., 2000.

 

Базарный Б.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.

 

Беличева СЛ., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения как комплекс охранно-защитных мор. М., 1993.

Информация о работе Ритмическая гимнастика и ее влияние на организм